Советы 02.08.2020

Инкрустация – это

16 мин.

Что такое инкрустация?

Слово «инкрустация» произошло от латинского слова «incrustatio», которое в дословном переводе означает «покрытие корой». Однако инкрустацию нельзя отнести исключительно к деревянным изделиям, так как в целом она представляет собой способ украшения зданий и изделий разнообразными изображениями и узорами из кусочков металла, керамики, дерева, мрамора, цветных камней, стекла, слоновой кости и перламутра, которые наносятся на поверхность и отличаются от нее по материалу или цвету.

Некоторые виды инкрустации были настолько развиты, что получили свои, отдельные наименования. Наиболее известными из них являются маркетри (инкрустация шпоном по дереву), интарсия (инкрустация деревом по деревянной основе) и насечка (инкрустация металлом по металлической основе). 

В древности особой популярностью пользовалась инкрустация перламутром, так как перламутр имеет свойство сохраняться на протяжении очень длительного времени и при этом не требует обновления и реставрации. К тому же изделия, инкрустированные перламутром, могут приобретать самые разнообразные цвета и оттенки – от лиловых, бирюзовых и фиолетовых до серебристых и золотистых.

  
Иногда в быту можно услышать слово «всечка», которое как термин нигде не зафиксировано и по всей вероятности является жаргонизмом, однако это еще одно название инкрустации, которое можно встретить в обиходе. Весьма интересным моментом является и тот факт, что в английском языке для обозначения инкрустации существует два слова. Чаще всего ее называют «inlay» – на техническом языке это означает, что все элементы орнамента (перламутр, камни, проволока и др.) «утоплены» в дерево вровень с его поверхностью и практически неразличимы на ощупь. В то время как другое название инкрустации «encrust» подразумевает под собой, что орнамент находится на поверхности, то есть его элементы лишь частично погружены в дерево.  

Историческая справка

Древние мастера использовали имитацию инкрустации по дереву. Для всечки использовали разнообразные цветные пасты, которые смешивали с клеем. Этим составом заполняли подготовленные орнаменты. Легко удавалось имитировать чёрное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и другое.

Основная информация

Инкрустация — это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».

Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.

Немного из истории инкрустации

Искусство инкрустации пришло к нам с Древнего Востока. Причем изначально инкрустацией выделяли только наиболее важные детали украшаемых объектов, например, глаза бюстов и статуй, а также различные архитектурные делали. Несколько позднее, уже в Риме и в Древней Греции, инкрустация стала одним из способов украшения изделий, изготовленных из однотонного материала, в частности, белого мрамора и слоновой кости. Техника инкрустации была развита и в Древнем Египте: кресла, стулья, саркофаги, ларцы, шкатулки и сундуки украшались вставками из слоновой кости, синего и белого фаянса, драгоценных камней.  

Наивысшего уровня развития искусство инкрустации достигло в XI—XIII веках, когда мастера эпохи Возрождения, используя античные традиции, украшали белокаменные постройки уникальными панно и богатыми узорами, выполненных из драгоценных камней и разноцветного мрамора. Среди мастеров того времени можно выделить известного французского мастера художественной мебели Андре Шарля Буля, который создавал сложные инкрустации при помощи перламутра, меди и кости. Его изделия, которые представляют собой уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, в настоящее время можно встретить в некоторых музеях мира.  

Сегодня инкрустацию используют чаще всего для украшения прикладных предметов, которые окружают человека в повседневной жизни. Одним из наиболее интересных видов инкрустации является флорентийская мозаика, которую используют для украшения предметов домашнего обихода и мебели. Флорентийская мозаика выполняется из тонких пластин разноцветных камней – лазурита, родонита, яшмы, малахита и др. 

Особенности выполнения

На поверхности основного материала по контуру рисунка вырезается углубление, которое заполняется контрастной вставкой, цельной, либо состоящей из многих кусочков. Вставные детали крепятся к основе специальными фиксирующими смесями — клеем, смолой, цементом и другими массами. В зависимости от материала, размера и вида изделия, вставки могут дополнительно крепиться с помощью особых пазов, соединений, штифтов, шипов и других приспособлений.

Инкрустированную композицию могут составлять однотипные материалы, к примеру: дерево с разными видами древесины, камень в сочетании с другими породами, металл с металлом. Часто для небольших или мелко детализированных работ материалы комбинируются, что дает очень эффектный результат. Так дерево может отделываться перламутром, ценными породами камня, рогом, бивнем, металлом. Камень также нередко сочетается с металлом, перламутром, керамикой и стеклом. Рог, бивень, черепаший панцирь часто инкрустируются драгоценными металлами и камнями.

подготовленные детали для инкрустации

Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Особенности инкрустации

Материал для выполнения орнамента:

  • Груша.
  • Бук.
  • Клен.

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.

Виды

Технические способы инкрустации разных материалов настолько отличаются, что со временем эти работы были выделены в особые виды, получившие определенные названия. Так древнейший вид врезки металла на другой металлической поверхности стал называться таушированием или насечкой. Техника применяется также по таким основам как рог, дерево, кость. Врезка кусочков разных древесных пород в деревянную поверхность — это инкрустация, названная интарсией. Маркетри внешне напоминает интарсию, но работа производится со шпоном. В каждом виде инкрустации существуют многочисленные методы и приемы, получившие также специфическую терминологию.

Металл

Хризография — это инкрустация, известная как древнейший способ врезки золотых и серебряных деталей в бронзовую основу. Техника была распространена в древнем Египте, Греции, крито-микенской культуре, где применялась для украшения оружия, доспехов, культовых, бытовых и художественных изделий. Хризография стала основой для тауширования (насечка), техники, которая с XI века распространилась на железные, а затем стальные предметы. К XVII веку мастерство золотой насечки достигло особого расцвета во многих европейских и восточных странах. Примеры искуснейших изделий для военного снаряжения можно видеть в Кремлевской Оружейной палате.

Известно множество приемов, разработанных в технике инкрустации металлом. Они зависят от типа врезанного материала (серебро, золото, алюминий, медь бронза, латунь), а также основы, для которой могут служить не только металлы, но и дерево, кость, рог.

Инкрустированная золотая надпись на османском ятагане

Дерево

В XVI века в моду вошла мебельная отделка шпоном в технике маркетри. Она была проще интарсии, другого типа инкрустации по дереву, и позволяла создавать более тонкие мотивы. Популярность такого дизайна распространилась от флорентийских мастеров к французским, германским, английским мебельщикам. Но пика мастерства инкрустирование деревянных поверхностей достигло в период барокко.

Во Флоренции начали впервые применяться тонкие каменные пластины, из которых создавались живописные картины на деревянной основе. Украшенная таким способом мебель порой изобиловала даже драгоценными камнями. Сочетая эту технику и маркетри, флорентийский декор воспроизводил богатые растительные мотивы, включающие вазы, птиц, многочисленные формы цветов. В то же время, инкрустации римских мастеров отличались геометрическим узором.

В поисках новых методов украшений кульминацией стал дизайн французского мебельщика Андре Буля с его инкрустациями черепаховым панцирем, рогом, слоновой костью, перламутром и тонкой проволокой из цветных металлов, таких как медь и олово. Особый мебельный стиль, оформленный подобным маркетри, с тех пор стал называться Буль.

инкрустированный камод периода барокко

С XVIII века голландские мебельщики в технике маркетри оформляли поверхности высоко реалистичными изображениями, нередко созданными по мотивам известных гравюр. Инкрустация деревянных поверхностей становилась все более разнообразной, детальной и виртуозной. Применялось множество древесных пород и экзотических материалов, привезенных из Африки, Индии, восточных стран. Изобретались новые техники, приемы передачи цвета и объема вставных фрагментов. Это была наивысшая точка в искусстве инкрустации мебели и других изделий из дерева.

Виды инкрустации

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия — украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри — нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование — металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Для начинающих маркетри по дереву — наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Техника изготовления интарсии

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву — основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Тауширование по дереву

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) — довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие — древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Украшение стен мозаикой

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками — способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации — очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.

Современная область применения

Наличие в интерьере отделки классической инкрустацией — удовольствие, как и в прежние времена, весьма дорогое. Современные материалы и методы обработки позволяют создавать новый дизайн вещей и помещений, не требующих ручного труда мастеров-инкрустаторов. Сегодня стало привычным оформление искусственным камнем, кристаллами, имитацией древесины, других природных и ультрамодных фактур.

Инкрустация приобрела новое значение, найдя неожиданное применение для маникюра и эстетической стоматологии. Искусственные кристаллы стали хитом в дизайне XXI века и украшают очень многие предметы от мелких аксессуаров до автомобилей и яхт. Но самое удивительное, что старинный вид искусства можно сделать даже виртуальным, как в игре online Revelation с инкрустацией камней разного достоинства (уровня), являющихся частью экипировки участников.

современный вариант инкрустации для кофейного столика

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.

Как делают инкрустацию ручным способом

Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.

Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним — вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.

Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.

Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.

Создание штрихов и узоров

В завершении работы на перламутр накладывают штрихи и узорчики, которые заканчивают образ.

Ручная работа инкрустация

Сначала их изображают обычным карандашом, а потом прорезают устройством с заточкой в форме треугольника вершинкой вниз. Уголок заточки штихеля где-то сорок пять градусов, что обусловлено хорошей прочностью перламутра.

Методы работы таким приспособлением отличаются от гравировки бормашиной, которая выполняет линии в любом направлении. Штихелем работают где-то по оси руки, а заготовку совместно с тисками переворачивают на столике таким образом, чтобы рез проходил в самом простом для человека направлении. При этом большой палец одной руки упирается в палец другой, что помогает контролировать приспособление: он не может убежать вперед и нанести настоящую царапину.

Затачивают устройство на специальном диске, вставленном в бормашину.

Первыми выполняют большие линии, создающие главный узор. Далее карандашом отмечают мелкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В конце выставляются точки электрическим инструментом (матовка, он очень похож на маленький отбойный молоточек и производит удары острием). Когда все линии и точки сделаны, докрашивают перламутр черной краской на спиртовой основе, которая может проникнуть в части срезов и впитаться в них. С плоскостей перламутра ненужный краситель убирают плотной резинкой.

Инкрустация по дереву
На этом работа над изделием практически завершена. Осталось протереть древесину льняным или каким-либо иным высыхающим маслом, и можно отнести предмет заказчику или передать на новую операцию. Ну и, в конце концов, многим стоит запомнить, что деревянная мозаика для стен своими руками подходит для оформления комнат в стиле Кантри, Прованс и считается прекрасной альтернативой обоям.

Для украшения изделий еще можно использовать технику маркетри по дереву для начинающих, она выполняется похожим способом и не требует каких-то особых навыков.

Косметическая инкрустация

Считается, что еще на исходе прошлого века вмонтированный на зубах бриллиант в моду ввела Мадонна, блеснув лучезарной улыбкой на одном из концертов. Однако, подобные украшения бирюзой и нефритом инкрустировали еще индейцы майя и представители некоторых других племен. Сегодня эта безболезненная процедура стала очень популярной и доступной, особенно, когда дорогостоящие бриллианты начали заменять скайсами, легкими плоскими стразами, не инкрустированными, а просто приклеенными на зуб.

инкрустация ногтей

Индустрия красоты неутомима в своих проектах и увлекает модниц новыми предложениями. Инкрустация ногтей уже не относится к инновационному дизайну, но остается одной из самых привлекательных маникюрных идей, подаривших дамам чарующую игру света на стразах при каждом движении ухоженных пальчиков. Правда, процедура технически, скорее, напоминает аппликацию, но кого это волнует? Тем более, что термин «инкрустация» гораздо привлекательнее и прочно укрепился за этим видом ногтевого декора.

Способы выполнения инкрустации

В зависимости от формы и размера вставки можно условно выделить два основных способа выполнения инкрустации.
В первом случае, когда вставка имеет несложную форму и не очень большие размеры, инкрустация выполняется следующим образом. Сначала определяется месторасположение, форма и размеры вставки на поверхности изделия, и только после этого вырезается сама вставка. Затем готовую вставку накладывают на поверхность украшаемого изделия, после чего обводят ее по контуру острым предметом. Далее по полученному рисунку делают гнездо (выемку), в которую затем и вкладывают вставку. 

Второй способ применяется, как правило, при ажурном орнаменте, когда вставка имеет сложную форму и достаточно маленькие размеры. В этом случае сначала на поверхность украшаемого изделия наносится рисунок, а затем по контуру рисунка выполняется неглубокий разрез – при помощи резца делают выемку со слегка скошенными краями. Что касается поверхности дна рисунка, то ее лучше оставить слегка шероховатой для лучшего сцепления со вставкой. Точно такая же поверхность должна быть и на обратной стороне вставки. В этом случае вставки подгоняются в соответствии с выемками и закрепляются в них при помощи клея. После этого поверхность изделия тщательно зачищают и выравнивают.  

Источники

  • http://www.remontpozitif.ru/publ/sdelaem_sami_svoimi_rukami/raznye_aksessuary/inkrustacija_osnovnye_ponjatija_vidy_istorija_tekhnika_vypolnenija_inkrustacii_i_ee_imitacija/75-1-0-1393
  • https://zaksovet.ru/inkrustacija-po-derevu-provolokoj-inkrustacija-jeto-chto-derevo-pljus-metall.html
  • https://hendmeid.guru/podelki/intarsiya-po-derevu
  • https://www.syl.ru/article/402783/inkrustatsiya—eto-chto-takoe-opredelenie-vidyi-inkrustatsii-istoriya-tehnika-vyipolneniya
  • https://natrukodel.ru/podelki/inkrustatsiya-po-derevu
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.