и
Наука и педагогика 12.08.2020

Профессия Литературовед: описание, суть, какая зарплата

13 мин.

Литература

Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это понимание, сложившееся в эпоху романтизма, не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние научные трактаты и религиозно-мифологические сочинения — такие, например, как «Теогония» Гесиода или «О природе вещей» Лукреция — с точки зрения современников не противопоставлялись, например, эпическим поэмам («Илиаде» Гомера или «Энеиде» Вергилия) как нехудожественная литература художественной. В России ещё в 1820-е годы критики сходились во мнении, что лучшие образцы русской прозы — «История Государства Российского» Карамзина и «Опыт теории налогов» Николая Тургенева. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое.

Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.

  • К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но всё-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения (ср. авторское право) и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, — например, фольклорные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные. Те или иные записи такого текста могут быть связаны с именем писателя или учёного, осуществившего такую запись (например, «Народные русские сказки» Афанасьева), однако такая литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможности существования иных его версий, и автору такой записи принадлежит именно эта запись, а не сама сказка.
  • С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации. Фольклор всегда был устным (вплоть до XIX века, когда начали появляться его письменные формы — например, девичьи альбомы). Современность знает, однако, переходные и пограничные случаи. Так, в национальных культурах, осуществивших в XX веке большой скачок в развитии, сохранялись или сохраняются сказители, занимающиеся устным (стихотворным, на грани песни) творчеством, — прежде такие песни уходили бы в фольклор и существовали в нём, изменяясь и развиваясь в устах других исполнителей, однако в новейшее время сочинения, например, Джамбула подвергались письменной фиксации сразу после своего создания и поэтому существуют в качестве литературных. Другой способ превращения устного творчества в письменное — так называемая «литературная запись»: например, воспоминания матери Зои и Александра Космодемьянских, неоднократно изданные отдельной книгой, записаны с её слов и превращены в литературный текст интервьюировавшей её писательницей Фридой Вигдоровой.
  • К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Песня или опера сами по себе не являются частью литературы. Если песня написана композитором на уже имеющийся текст, написанный поэтом, то проблемы и не возникает; в XX веке, однако, вновь приобрела широкое распространение древняя традиция, согласно которой один и тот же автор создаёт сразу словесный текст и музыку и (как правило) сам исполняет получившееся произведение. Вопрос о том, насколько правомерно извлекать из получившегося синтетического произведения только словесный компонент и рассматривать его как самостоятельное литературное произведение, остаётся дискуссионным. В ряде случаев синтетические произведения всё-таки воспринимаются и квалифицируются как литературные, если несловесных элементов в них относительно немного (такова, например, знаменитая «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди» Лоренса Стерна или рисунки в известной детской книге Синкен Хопп «Волшебный мелок») или их роль принципиально подчинённая (как роль формул в математической, химической, физической литературе, даже если они и занимают бо́льшую часть текста). Иногда, однако, место дополнительных визуальных элементов в литературном тексте настолько велико, что рассматривать его как чисто литературный с научной точки зрения уже натяжка: наиболее известный из таких текстов — сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц», важной частью которой являются авторские рисунки.

Всем трём названным критериям не вполне удовлетворяют некоторые древние тексты, традиционно понимаемые как литературные, — например, «Илиада» и «Одиссея»: вполне вероятно, что Гомер как единый автор этих двух поэм никогда не существовал, а тексты этих двух поэм сложились из древнегреческого фольклора, исполнявшегося сказителями в виде песен. Однако письменная фиксация этих текстов в их окончательном варианте состоялась настолько давно, что такой традиционный подход можно считать оправданным.

Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.

  • К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей. С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков: они могут быть задним числом втянуты в пространство литературы, проливая неожиданный свет на последующее творчество своих авторов (так, сказка, написанная по школьному заданию 14-летним Сент-Экзюпери, обнаруживает удивительные переклички с «Маленьким принцем»). Более того, в некоторых случаях писатели, философы, публицисты целенаправленно превращают частную переписку или дневник в факт литературы: пишут их с расчётом на постороннего читателя, публично исполняют отрывки, издают и т. п.; известными примерами таких личных по форме, но публичных по задаче текстов могут служить письма русских писателей 1820-х годов, входивших в литературное общество «Арзамас», а в новейшей русской литературе — переписка Вячеслава Курицына и Алексея Парщикова, дневник Сергея Есина и др. С другой стороны, остаётся проблематичным статус художественного творчества авторов-дилетантов, чьи тексты остаются достоянием их самих и узкого круга их друзей и знакомых: правомерно ли рассматривать как явление литературы стихотворное поздравление, сочинённое группой служащих ко дню рождения своего начальника? Новые сложности в этом отношении возникли с появлением Интернета и распространением сайтов со свободной публикацией, где свои произведения может обнародовать любой желающий. Современные учёные (например, французский социолог Пьер Бурдье и его последователи) пытаются описать социальные механизмы, определяющие литературу, искусство, науку и отграничивающие их от дилетантской деятельности любого рода, но предложенные ими схемы не являются общепринятыми и остаются предметом ожесточённой дискуссии.

Литературоведы

Литературоведы – специалисты, занимающиеся изучением теории литературы и исследованием содержания литературных произведений. Отмечают достоинства и недостатки художественных текстов. Пишут рецензии и статьи.

Главная задача литературоведа – сделать анализ какого-либо художественного произведения в контексте прошлого и настоящего, определить его значимость и особенности.
Литературовед должен быть в курсе последних литературных новинок, посещать книжные выставки, встречаться с представителями литературного мира.

Литературоведение является наукой, изучающей художественную литературу как явление человеческой культуры. Появилась она в период развития художественного творчества из письменности.

Главные отрасли литературоведения: теория литературы, история литературы и литературная критика. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое. Данные отрасли диктуют и методы анализа литературных произведений.

Литературовед должен обладать следующими качествами:

– хорошая память

– внимательность

– аналитические способности

Специальности «Литературоведение» в вузах не существует, но выпускники по специальности «Филология» или «Литературное творчество» в полной мере могут считаться профессиональными литературоведами.

Места работы: издательства, радио, телевидение, образовательные учреждения.

Литературоведы высоким спросом на рынке труда не пользуются. Но грамотные специалисты без работы не сидят. Кто-то устраивается в издательства, а кто-то преподает в вузе.

Заработные платы во многом зависят от места работы и от специализации литературоведа.

Знаменитые и известные Литературоведы

•   Гиппиус Владимир Васильевич
•   Синявский Андрей Донатович
•   Абрамов Фёдор Александрович
•   Аннинский Лев Александрович
•   Недоброво Николай Владимирович
•   Лакшин Владимир Яковлевич
•   Дружинин Александр Васильевич
•   Верховский Юрий Никандрович
•   Иванов Вячеслав Всеволодович
•   Писемский Алексей Феофилактович
•   Биографии великих и знаменитых людей

 

Профессия Литературовед: описание, суть, какая зарплата

Профессия Литературовед: описание, суть, какая зарплата

Основные виды литературы

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя непохожие и абсолютно различные явления.

Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел.

Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо», написанные Даниэлем Дефо, прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала.

Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

Художественная литература

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Значение художественной литературы

Художественная литература, как известно, имеет большое значение для современного человека. Итак, художественная литература имеет следующее значение:

  1. Историческое значение. Литература – это зеркало истории, поэтому в художественной литературе как нигде точно отразились проблемы той или иной эпохи, а также политические течения в то или иное время. История неразрывно связана с политикой, поэтому в художественной литературе это не могло не отразиться. Так, произведения художественной литературы имеют очень большое значение.
  2. Философское или религиозное. Действительно, только художественной литературе присуща философичность, отражение проблем человека – как личностных, так и социально обусловленных – в его поведении, мыслях и чувствах. Так, из многих художественных произведений вы легко можете узнать ответы на практически любые философские вопросы. Также в художественной литературе широкое освещение получила религия – а, точнее, христианство. Оно нашло свое отражение во многих произведениях в виде церковных обрядов: крещения, молитвы, похорон и так далее.
  3. Социальное значение. В художественной литературе вы легко найдете описание быта и традиций своей страны, увидите разницу между восприятием мира людьми того времени и нынешнего. В художественной литературе находят свое освещение многие социальные проблемы, например, проблемы межличностного взаимодействия людей.

Особенности художественной литературы

Художественная литература – это один из самых распространенных видов литературы. Художественная литература берет свое начало от Древней Руси, от устного фольклорного творчества, народных верований, сказаний и песен. С приходом письменности, а также освобождением литературы из-под влияния церкви и тотального контроля государства, художественная литература получила еще более широкое распространение.

Известно, что русская художественная литература берет свое начало в восемнадцатом веке – с приходом классицизма и просвещенного абсолютизма. Петр Первый стал одним из реформаторов в художественной литературе – он развернул широкую издательскую деятельность по всей территории России. Так, письменная художественная литература начала развиваться в эпоху просвещенного абсолютизма.

О профессии Литературоведа

Литературовед – это специалист, изучающий художественную литературу как явление человеческой культуры.

Главные отрасли литературоведения: теория литературы и история литературы. Однако некоторые учёные также выделяют фольклористику как определяющую отрасль литературоведения. Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография. Следует различать литературоведение и литературную критику.

К ключевым задачам литературоведа можно отнести:

  • Изучение литературного

Литературовед – это специалист, изучающий художественную литературу как явление человеческой культуры.

Главные отрасли литературоведения: теория литературы и история литературы. Однако некоторые учёные также выделяют фольклористику как определяющую отрасль литературоведения. Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография. Следует различать литературоведение и литературную критику.

К ключевым задачам литературоведа можно отнести:

  • Изучение литературного произведения в контексте прошлого и настоящего, отмечая его особенности, достоинства и недостатки;
  • Написание статей и рецензий на литературные произведения;
  • Помощь читателю лучше понять прочитанное, раскрывая трудноуловимые содержательные пласты и подтексты.

В настоящее время литературоведы могут редакторами в издательствах, на радио и телевидении, заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Литература: справочники

  • Литературоведение // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 475—483 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Литературоведение // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 181—196. — 509 с. — 300 000 экз.

Кто такое литературовед ?

Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика) . Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство) .
В 17 веке Н. Буало создал свой трактат «Поэтическое искусство» , опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.
В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» , Гербер «Критические леса») .
В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.
Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.

Литературоведческие объединения

  • Общество независимых поэтов.
  • Международная ассоциация русскоязычных литераторов.
  • Союз писателей Юга и Востока Украины.
  • Сайт Херсонского областного филиала Международной ассоциации русскоязычных литераторов
  • Сайт Херсонского областного филиала Союза писателей Юга и Востока Украины
Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
  • http://prof.BiografGuru.ru/about/literaturoved/?q=3000&dp=724
  • https://spravochnick.ru/literatura/hudozhestvennaya_literatura/chto_daet_hudozhestvennaya_literatura/
  • https://postupi.online/professiya/literaturoved/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://otvet.mail.ru/question/31428930
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1007971
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.