и
Наука и педагогика 12.08.2020

Профессия Игропедагог: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

6 мин.

Предпосылки возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна. Она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и даёт отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение.

Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как одна их форм обучения, являясь способом воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения и(или) выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Ещё в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) практику организованного воспитания и обучения пронизывали приемы сравнения и сопоставления, обеспечиваемые пафосом соревнований (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. С оттачиванием ими своих лучших качеств были связаны их ученические самопроявления в самоутверждении и самопознании. Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев».

В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии, демонстрирующие и(или) имитирующие ученическую увлечённость. Для этого обучаемых готовили цитировать по памяти, пересказывать, комментировать, создавать описания (экфразы) и импровизации (схеды).

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к подлинному использованию принципов игрового обучения призывали Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя, знакомились со всеми науками.

Ян Амос Коменский (1592-1670) предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, в которой все будет осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности.

Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Жан-Жак Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества.

Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель. Теория игры стала основой его педагогической теории. Выявив дидактические ракурсы игровой деятельности, он доказал, что игра облегчает учителю задачу обучения ребёнка. Например, при освоении представлений о форме, цвете, величине предметов. Помогает ученикам овладевать культурой движения.

Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры могут решаться практически все педагогические задачи.

Кто такой игромастер?

Игромастер – педагог, владеющий не только знаниями предмета и методикой его преподавания, но и IT-специалист, умеющий моделировать игровые ситуации, визуализировать их с помощью современных технологий, подавать в игровой форме, в соответствии с возрастными особенностями обучаемой аудитории. Игромастер может владеть теми же, традиционными знаниями учителей-предметников, но обязательно в совершенстве освоить все нюансы подачи материала в интересной игровой форме.

Объяснить значение и основные задачи профессии “игромастер” можно было бы с помощью этимологии, но у этой специальности нет абсолютно точного определения. Поэтому лучше начать с самого начала.

Не секрет, что игра стимулирует познавательный интерес с первых дней жизни у каждого ребенка. При этом развивающие игры и игрушки уже давно нельзя назвать открытием в педагогике – эта форма обучения используется с тех пор, когда еще не было дано точного определения таким понятиям, как педагогика и педагог. С развитием компьютерных технологий появилась возможность “оживить” игрушки, благодаря чему у педагогов появилась возможность активизировать образное мышление, которое является мощным двигателем в обучающем процессе.

С другой стороны, реалии сегодняшней системы обучения и воспитания таковы, что учитель уже не является основным источником знаний, так как их можно получить, благодаря IT-технологиям, из виртуальных источников.

Но для системного обучения по-прежнему необходим руководитель, который, владея методиками обучения, сможет предложить учащимся развивающие и обучающие игры, разработанные и выстроенные в необходимом направлении и в последовательности, определенной учебной программой. Именно таким руководителем и является игромастер.

В “Атласе новых профессий” написано, что игромастер – это специалист по созданию и проведению обучающих игр. То есть, в этой профессии сплелись воедино сразу несколько специальностей: и педагог, и психолог, и методист, и разработчик обучающих игр.

Отметим, что обязанности игромастера мало чем отличаются от обязанностей современных педагогов. Это:

  • планирование – по сути, составление обучающей программы по классической схеме, от простого – к сложному;
  • организация игрового процесса (урока);
  • управление процессом для достижения поставленной цели.

Кроме того, в ходе игры игромастер (игропедагог) должен также моделировать и контролировать игровую деятельность, чтобы достичь усвоения знаний в процессе игры.

Особенности профессии

Игровой процесс – это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент, благодаря которому ребенок сможет:

  • быстро освоить самую сложную школьную программу;
  • подготовиться к экзаменам без стрессов, нервных срывов;
  • развить фантазию и коммуникабельность;
  • укрепить навыки нестандартного мышления;
  • полюбить обучение, которое проводится в доступной и интересной форме.

Это лишь малая часть вопросов, которые помогает решить игропедагогика. Специалисты, выбравшие это направление, будут нести ответственность за выполнение следующих практических задач:

  • правильное планирование времени, составление графиков;
  • разработка игровых методик с учетом возраста, поведенческих особенностей, других характеристик детской группы;
  • реализация игрового процесса: управление, контроль над ситуацией, достижение целей;
  • взаимодействие с родителями;
  • внедрение игровых методик в коррекционное образование.

Игропедагоги рассматривают образовательный процесс с более прогрессивной точки зрения, отходя от общепринятых консервативных занятий. Они помогают ребенку морально расслабиться, объединяют коллектив с помощью занятий, представленных в форме игры, жаркой дискуссии, импровизаций. Могут смоделировать определенную ситуацию, которая позволит ребенку получить новые навыки, избавиться от страхов или переживаний. Игропедагогика в факультативной форме вскоре будет внедрена в систему дошкольного и начального образования, возможно, она сможет частично заменить классические уроки.

Надпрофессиональные навыки и умения






Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

Какими личностными качествами должен обладать игромастер?

Педагог будущего должен обладать предрасположенностью к творчеству в большей степени, чем современные учителя или даже самые выдающиеся педагоги прошлого. Одновременно с этим игропедагогу все также необходимы качества, присущие представителям других педагогических специальностей:

  • любовь к детям;
  • преданность профессии;
  • увлеченность;
  • способность и желание постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • интуиция, умение слушать и понимать учеников;
  • справедливость, доброта и другие нравственные качества.

Чтобы создать увлекательную обучающую игру, которая поможет достичь поставленной цели, каждый игромастер в душе должен быть ребенком, но при этом оставаться взрослой и зрелой личностью, чтобы уметь предвидеть результат, осознавать степень своей ответственности за будущее своих учеников.

Где можно получить профессию игромастер?

Основными знаниями для игромастера, по-прежнему, остаются педагогика, психология, знания учебной дисциплины и методики ее преподавания. Естественно, что овладеть основной профессией можно в любом педагогическом ВУЗе или университете. Также можно начать освоение профессии в педагогическом колледже, где будущий игромастер имеет возможность получить не только знания, но и первый практический опыт, так как в средних специальных заведениях больше внимания уделяется практическим занятиям.

Кроме перечисленных дисциплин игромастеру понадобится уверенное владение компьютерными технологиями, что предполагает получение дополнительного технического образования.

На сегодняшний день в ТОП-5 лучших высших учебных заведений, где можно получить профессию игромастер входят:

  • МПГУ, Факультет дошкольной педагогики и психологии;
  • ЛГУ им. А. С. Пушкина, факультет физической культуры и спорта;
  • МГОГИ, г. Москва, психолого-педагогическое образование
  • Ур ПГУ, г. Екатеринбург, управление социальной работой и правоведение;
  • КГПУ, г. Красноярск, русский язык и иностранный язык, филологический факультет.

Выбирая ВУЗ и специальность, желательно обратить внимание на возможность одновременного обучения по одной из компьютерных дисциплин.

Признаки и особенности методики

Игровому обучению и игре присущи схожие черты. Вот некоторые из основных:

  • свободная развивающаяся деятельность (организуемая «ведущим», но протекающая без его учительского диктата), осуществляется учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз-поощрение или положительную оценку (В. Букатов);
  • творческая, импровизационная инициативность;
  • эмоционально напряжённая, приподнято-состязательная, конкурентная деятельность в рамках незыблемой дружественности;
  • парадоксальное пересечение прямых и косвенных правил, сопрягающих содержание игры с элементами общественного опыта;
  • имитационная направленность, моделирующая профессиональные или общественные условия-ситуации-контексты жизни человека;
  • соблюдение рамок пространства (включая обособление места действия) и времени деятельности (включая определение продолжительности) (В. Кругликов).

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре, преодолевая трудности, и дети и взрослые могут действовать так, как они действовали бы в экстремальных ситуациях, на пределе сил. Причём столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Инициативность, эмоциональная окрашенность игры определяют высокую степень открытости участников. Они добровольно приоткрываются, отбрасывают в игре психологическую защиту. Теряя настороженность, они становятся «самими собой».

Некоторые исследователи объясняют это тем, что участник игры, решая игровые задачи, увлечён и поэтому не отвлекается на противодействие с другой стороной. Они указывают на эксперимент доказывающий, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В. В. Бойко, 1983). Но эти условия достаточно далеки от сущности и результативности как обучения, так и ситуативно-игровой инициативности, увлечённости и азартности учеников, поэтому не ими объясняется высокая продуктивность разнообразных вариантов стилистики игрового обучения (В. М. Букатов [1997]).

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что:

  1. Связано с хорошо известной, привычной и любимой формой деятельности для человека любого возраста.
  2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в учебную деятельность за счёт самой игровой ситуации, вызывающей у них высокое эмоциональное и физическое напряжение (в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры).
  3. По отношению к познавательной деятельности, оно требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость.
  4. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
  5. Многофункционально, его влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все его возможные воздействия актуализируются одновременно.
  6. Преимущественно в коллективных, групповых формах деятельности, в основе которых часто лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только другой человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
  7. Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причём при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
  8. Отличается наличием чёткой конкретики в поставленной ситуационной цели, стимулируемой ею творческой деятельности исполнителей и эмоционально-делового (то есть не равнодушно-формально) педагогического результата (В. Кругликов[1998]; В. Букатов [1997,2003]).

Виды педагогического воздействия игровых методов обучения

Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические игры.

Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную цель и соответствующий ей педагогический результат.

Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:

  • дидактического содержания;
  • организационной структуры;
  • возрастных возможностей детей;
  • специфики содержания.

Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются по виду педагогического воздействия на учащихся:

  1. Дидактические игры – направлены на расширение кругозора учащихся, их познавательной деятельности, формированию конкретных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.
  2. Игры воспитательного воздействия – направлены на воспитание у учащихся воли, самостоятельности, различных жизненных установок (нравственных, эстетических, мировоззренческих), умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе.
  3. Игры, развивающего развития – направлены на развитие у учащихся речи, мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения и иных разнообразных творческих умений, а также развитие мотивации на обучение и получение новых знаний.
  4. Игры, оказывающие социализирующее воздействие – направлены на приобщение учащихся к нормам и правилам поведения в рамках современного социума, формирование умения адаптироваться в новых условиях, эффективно взаимодействовать и общаться с окружающими, владеть навыками саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, игровые методы обучения весьма разнообразны и направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством различных видов педагогического воздействия.

Какие проблемы решает Игромастер

Это специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр .), сопровождению игр с использованием симуляторов. Возможно даже создание целых игровых виртуальных вселенных.

Какие проблемы решает:
обучение через игру — давно испытанная и признанная максимально эффективной методика обучения. Именно здесь любое знание или навык не навязывается насильно сверху, а достигается самим учеником с азартом и вовлеченностью, без скуки и усталости. Дух соперничества и удовольствие от самой игры способны гораздо лучше передать ученику материал любой сложности.
Уже сегодня игровая индустрия способна создавать симуляторы танкиста и летчика, машиниста тепловоза и звезды футбола. Пока, разумеется, все навыки там представлены довольно схематично и не достаточно достоверно, но технологии не стоят на месте и появление трехмерных очков способно будет перевести эффект погружения обучающегося в среду на абсолютно новый уровень.

Какими навыками мышления должен обладать Игромастер:
Отличным знанием технической платформы, на которой будет вестись разработка обучающей игры, кроме того понадобится глубокое знание человеческой психологии и теории игр, умение поддерживать в пользователе азарт и воодушевление от происходящего.

С чего начать простому сельскому учителю:
С организации сообщества ролевиков и проведения между ними регулярных турниров по заранее установленным правилам.
Наиболее наглядно суть данной профессии иллюстрирует ежегодный фестиваль «Комик Кон»:
image

Дополнительная ремарка:
В интернете ходят интересные слухи. что руководства многих государств уже всерьез рассматривают идею призыва на военную службу самых успешных игроков в танковые и авиа-симуляторы для дальнейшего онлайн-управления беспилотной смертоносной техникой будущего.

Какие проблемы решает Игропедагог

Это специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, сам выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.
Какие проблемы решает:
Это еще одна попытка изменить подход к образованию, заменив классического строгого педагога на живого взаимодействующего персонажа в реальном мире. Сегодня наиболее наглядно иллюстрируют данный род деятельности различные аниматоры на детских пляжах или местах отдыха:
image

Какими навыками мышления должен обладать игропедагог:
Умением ладить с коллективом, лидерскими качествами. знаниями социологии и позитивным общением, так как любая игра ни в коем случае не может напрягать ученика.
С чего начать простому сельскому учителю?
С проведения веселого детского утренника по мотивам известной сказки или художественного фильма.

Плюсы и минусы профессии

Преимущества профессии игромастер

Конечно же, высокий уровень знаний игромастера или игропедагога – профессиональная обязанность. Но одновременно с этим это и преимущество для каждого человека, в совершенстве овладевшего специальностью. Знания – бесценный багаж, который всегда необходим в жизни. Учитель – уважаемая профессия во все времена.

Если морального удовлетворения не достаточно, или, по каким-то объективным причинам игроучитель решит попробовать свои силы в другом направлении, то полученные знания он сможет применить:

  • в разработке обучающих и развивающих игр, создании методик и рекомендаций, занимаясь только теоретическими вопросами;
  • как творческая личность, игромастер сможет найти применение своим знаниям в сфере шоу-бизнеса и, тем самым, существенно увеличить уровень своих доходов;
  • заняться индивидуальной деятельностью и оказывать услуги в сфере педагогики и психологии, разрабатывать собственные программы и игры, работая индивидуально;
  • знание IT-технологий и творческие способности – отличная база для овладения профессией художника-мультипликатора.

И это далеко не полный перечень, поскольку учитывая обширный круг знаний и навыков, сфер применения полученных знаний для игромастера вполне достаточно.

Нельзя также забывать о том, что специальность “игромастер” находится в списке профессий будущего. А это значит, что потребность в таких специалистах с каждым годом будет только возрастать.

Недостатки профессии игромастер

Так же, как и профессия педагога, работа игромастера требует непрерывного общения с детьми, постоянного эмоционального напряжения, что может быть причиной стрессов, нервного переутомления. Игромастер, работая в коллективе, должен быть постоянно готов к немедленному разрешению внезапных конфликтных ситуаций.

Кроме постоянного эмоционального напряжения, специфика работы предполагает постоянное напряжение зрения, ограничение физических движений, в связи, с чем нужно постоянно уделять внимание физическому здоровью.

К сожалению, на сегодняшний день профессия педагога, несмотря на свою высокую социальную значимость, является одной из самых низкооплачиваемых. Остается только надеяться, что специальность, которая вполне может заменить педагога в будущем – игромастера – будет оценена высоко и в материальном выражении. Пока же специалистам приходится работать преимущественно на голом энтузиазме и самопожертвовании.

Появление эдьютеймента

Новым самостоятельным этапом в развитии методик и технологий игрового обучения стал «edutainment». Сам термин возник из скрещивания (точнее лингвистической «вивисекции») двух англоязычных слов: education (обучение) и entertainment (развлечение). В результате искажения этих слов смысловое восприятие термина оказывается одновременно понятно-предсказуемым и загадочно-интригующим.

Сконструирован данный новодел был в 1948 году в студии Уолта Диснея, где снимались тринадцать серий фильма о дикой природе «Настоящие приключения» (True-life adventure). Затем этот странный термин использовал Роберт Хейман (Robert Heyman) в 1973 при создании серии документальных фильмов для The National Geographic Society. Оперировал им и доктор Крис Даниелс (Dr. Chris Daniels), создавая в 1975 году «Millennium Project», который впоследствии стал известен как «The Elysian World Project». В последнем десятилетии XX века термин периодически стал появляться на страницах газет, что было связано с бурным развитием бизнес-образования.

В 80-х годах динамизм изменений в постиндустриальном обществе определил острый спрос на образовательные услуги в сфере бизнеса и менеджмента. Но возраст обучаемых, их статус и претензии не позволяли ни усаживать их за традиционные «парты», ни монотонно читать им обычные лекции. Тогда в результате значительных финансовых ресурсов и отсутствию критики со стороны академического образования в бизнес-образование стали стекаться нетрадиционные методики и приемы обучения — и из искусства, и из спорта, и из психотерапевтической практики, и даже из сомнительного оккультизма. В итоге именно в бизнес-образовании наметился дидактический прорыв в области переподготовки и повышения бизнес-квалификации взрослых. Стали появляться инновационные программы и технологии, адаптированные к «новым вызовам» и приносящие положительные результаты при обучении новым идеям и технологиям взрослых и солидных людей (В. М. Букатов). Следует особо отметить, что суть этих находок часто специально утаивалась по коммерческим соображениям.

Не случайно среди западных учёных нет единого мнения о сущности, слагаемых и механизме «edutainment». Для одних это «эффективный баланс между информацией, мультимедийными продуктами, психологическими приемами и современными технологиями» (Ш. Де Вари). Для других — «представление опыта и развлечений через созидание» (Я. Ванг). Для третьих — «соединение социального заказа с развлекательным механизмом» (Р. Донован).

И в российском образовании пока нет общепризнанного научного определения модной инновации. Это и «цифровой контент» (О. Л. Гнатюк), и «игразование» (А. В. Попов), и «креативное образование» (М. М. Зиновкина), и «неформальное образование» (И. Ф. Феклистов), и «родные(релятивные) приемы обучения» (В. М. Букатов, С. В. Фрига).

В русскоязычной научно-методической литературе термин сначала выглядел шаблонной калькой с английского – [эдьютейНмент]. Позже появилась русифицированная версия, более простая в произношения и благозвучная для восприятия.Первоначальная версия написания термина обычно связана с пониманием данной инновации, как способом усиления роли учебной мотивации учеников (то есть осознания ими своих побуждений к образовательной деятельности). А окончательная версия написания — с реабилитацией неосознаваемых механизмов психики, определяющих результативность «учебной деятельности» ученика не в меньшей степени, чем в его «игровой деятельности».

Последний подход к использованию термина помогает обнаружить, что люди, сами того не подозревая, ежедневно сталкиваются с естественно-бытовым эдьютейментом. Например, при просмотре интересного фильма на иностранном языке, чтении захватывающей статьи или книги, участии в коллективной интеллектуально-познавательной игровой коммуникации — все то, что мы делаем добровольно, в удовольствие, с удовольствием и увлечением можно назвать неформальным или нестандартным образованием.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://fulledu.ru/articles/1348_igromaster.html
  • https://www.profguide.io/professions/igropedagog.html
  • http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/igropedagog/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/igrovye_metody_obucheniya/
  • https://habr.com/ru/company/atlas/blog/380703/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.