Наука и педагогика 12.08.2020

Чему учит музей или что такое музейная педагогика

24 мин.

Понятие музейной педагогики

Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.

Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.

Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.

Музейная педагогика

Педагогика, ее теории и ценности никогда не существуют друг от друга по отдельности, поскольку все системы культуры, и образование в том числе, составляют общую открытую и единую систему, в которой развитие отдельных элементов ведет к изменению других и, в итоге, к изменению всей системы. В настоящее время прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования, постепенно они становятся актуальными.

Приоритетным станет саморазвивающееся образование, оно будет по-настоящему культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств передачи знаний и установок и будет развиваться как искусство образования личности в культуре. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования обусловлена социальным заказом образовательной системы государства, требующей подготовки творчески мыслящих людей высокого уровня культуры.

В многообразной системе фактов, которые должны сохранять и воспроизводить ценности отечественной и мировой культуры, формировать историческую память и обеспечивать преемственность культурно-исторического развития, особое место принадлежит музеям, и в частности – школьным музеям.  Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни  общества и подрастающего поколения, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании детей и взрослых, в информационных и коммуникативных процессах жизни.

Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
            Е.Б.  Медведева, М.Ю. Юхневич дают такое определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе образовательного учреждения.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам.

Ключевыми понятиями музейной педагогики являются:

1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

2.  Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.

3.  Музейная коммуникация – это такая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. 

Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познани. Это ставит перед образованием новые задачи: 

  • Расширение и развитие сферы образования через приобщение педагогов и их воспитанников к музейной педагогике.
  • Развитие творческой, открытой личности.
  • Формирование национальной идеологии.
  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.
  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Бесспорно, Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, в наши дни музей становится средством преемственности, адаптации человека к культурной среде и выступает противоположностью миру компьютерных технологий и расширению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями и интересами, выявить и подчеркнуть свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование взаимоотношений детей и взрослых на материалах музейной практики;
  • Освоение новых форм учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.        

Но нельзя забывать и о том, что музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания и образования личности. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет. Поэтому, вопрос развития и становления музейной педагогики остается все еще очень болезненным и актуальным в современной системе образования.

Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство  нашей страны, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множество великих событий и деяний, позволяет нам использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися. Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.

Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на музейной педагогике.

Зарождение

Музей стал центром популяризации искусства и науки в эпоху Просвещения, приобретя образовательную и социокультурную функции .

Особый общественный интерес к музею возник во второй половине XIX века. В 1880-е годы в Южно-Кенсингтонском музее для совместной работы по научно-техническому и художественному воспитанию и образованию учащихся была создана служба взаимодействия с учителями средних школ. Директор музея Г. Коул первым увидел образовательную суть музея. Идею подхватили музеи Нью-Йорка, Бостона, Чикаго и других городов. В некоторых американских музеях вводилась специальная должность «музейного учителя» (Бостонский музей искусств). Один из первых теоретиков образовательной функции Метрополитен-музея Д. Гудд видел цель музеев в обучении идеям через предметы.

Музейно-образовательная деятельность в Германии сформировалась благодаря отдельным энтузиастам, среди которых особое место занимает Альфред Лихтварк ( нем. ), пионер не только немецкой, но и европейской музейной педагогики. Будучи директором Гамбургского художественного музея Кунстхалле, Лихтварк был убежден, что музей является местом обучения, а главным делом своей жизни полагал работу с детьми. Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики. Наряду с А. Лихтварком, большое влияние на развитие художественного образования в музее оказал профессор Мюнхенского университета К. Фолль, заложив научные основы формирования визуального мышления.

Ещё одним основоположником музейной педагогики в Германии был Г. Кершенштайнер. Его концепция, положенная в основу деятельности Немецкого музея шедевров естествознания и техники, позволила воспринимать экспозиции музея не только специалистам, но и простым учащимся. А руководитель отдела «Музей и школа» Берлинского музея этнографии А. Рейхвейн впервые создал для учащихся специализированные экспозиции, построенные по принципу музеев-мастерских, что в дальнейшем стало одним из важнейших направлений музейной педагогики.

В 1920—30-е годы решением проблемы взаимодействия музея и школы в Германии занимался Центральный институт воспитания и обучения в Берлине, с которым сотрудничали, в частности, Л. Паллат, Д. Рихтер, Г. Фройденталь. Благодаря их трудам в музеях стали создаваться педагогические отделы и вводиться должности музейных педагогов — музейных специалистов с педагогическим образованием, способных организовать образовательный процесс в музейной среде (по Фройденталю).

В России теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX — начале XX веков трудами основоположников русской экскурсионной школы Н. А. Гейнике, И. М. Гревса, Б. Е. Райкова, а также сторонников образования педагогических, школьных и детских музеев Н. Д. Бартрама, А. У. Зеленко, М. В. Новорусского, М. С. Страховой, Н. А. Флёрова и других. В художественных музеях формирование теоретических и практических аспектов музейной педагогики связано с именами Н. И. Романова, Ф. И. Шмита и особенно А. В. Бакушинского.

Эстетическому воспитанию «нового зрителя» после 1917 года отводилось важное место, что вызвало реформу музейного дела и активизацию его просветительской деятельности, однако в 1930—40-е годы музеи были переориентированы на иллюстрирование торжества марксистско-ленинской идеологии, что свело музейно-педагогическую работу к «помощи школе в расширении учащимися их знаний, полученных в школе».

Формирование научной дисциплины

В ФРГ в послевоенные десятилетия произошло изменение отношения к музейной педагогике. Её перестали рассматривать лишь как использование музея в целях обучения, но начали — как новую научную дисциплину, рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации. В ГДР в 1983 году была издана брошюра «Музейная педагогика в ГДР», где под музейной педагогикой понималась «пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели социалистического общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации, прежде всего экспозиции, а также другим формам деятельности музея».

В СССР необходимость разработки научного подхода в музейной педагогике на основе использования принципов современных педагогики и психологии возникла в 70-е годы XX века. Ситуация, сложившаяся в области культурно-образовательной деятельности музея, способствовала формированию музейной педагогики как самостоятельной научной дисциплины в 1980—90-е годы. При Министерстве образования была создана проблемная группа в ранге научно-исследовательского коллектива «Музей и образование» под руководством М. Б. Гнедовского, исследовавшая проблемы взаимодействия музея и школы на междисциплинарной основе; впервые был поставлен вопрос о подготовке музейных педагогов.

Проблематика

Основные проблемы, рассматриваемые музейной педагогикой:

  • проблема образовательной специфики музея;
  • проблема эффективности музейной коммуникации;
  • проблема изучения музейной аудитории;
  • проблема создания и апробации новых методик, программ, экспозиций для различных посетителей;
  • проблема установления оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности, организация сотрудничества с образовательными учреждениями;
  • изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музея.

Условия развития музейной педагогики

Музейная педагогика, как и любая другая наука, может развиваться только при выполнении определенных условий, в частности:

  • приоритетность культурного наследия региона;
  • интегративность знаний;
  • удовлетворение потребности в познании;
  • диалогичность;
  • развитие детей через деятельность;
  • опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Вещи и смыслы

Декларация необходимости превращения музея в пространство диалога культур стала едва ли не общим местом: об этом активно полемизируют и педагоги, и музейные сотрудники. Однако остается открытым вопрос: как это сделать? Как превратить музей из пространства, наполненного вещами, в пространство, наполненное смыслами, из собрания артефактов в место диалога?

В современной практике существуют два основных подхода к организации деятельности детей и подростков на экспозиции музея: музейная педагогика и педагогика музейной деятельности.

Музейная педагогика — термин уже хорошо известный и вполне устоявшийся. Под ним традиционно понимается способ освоения музейного пространства и музейных коллекций, основанный на активной деятельности детей на экспозиции музея, организуют которую по преимуществу сами музейные сотрудники.

В последние годы в педагогической науке и практике все чаще можно встретить другой термин — педагогика музейной деятельности, который, несмотря на свою «молодость», уже прочно вошел в оборот. Под ним понимается освоение способов познания мира, адекватных природе музея, способность личности переносить этот опыт на все сферы собственной деятельности. При этом организаторами такой познавательной исследовательской работы выступают педагоги, которые работают в тесном сотрудничестве со специалистами музея.

Сравнивая смыслы, вкладываемые в каждое из определений, можно найти ту точку отсчета, которая предопределяет принципиальную сущностную разницу между двумя обозначенными подходами. На наш взгляд, это способность переносить разнообразный опыт, приобретенный в пространстве музея, в пространство реальной жизни.

Подобно герою русских сказок, в раздумье остановившемуся у камня на распутье, выбирая дорогу, которая определит его дальнейшую судьбу, современному педагогу необходимо выбрать модель, способную, на его взгляд, преобразовать музейную экспозицию в место диалога культур.

Способность быть грамотным зрителем

Способность быть грамотным музейным зрителем предполагает наличие элементарной визуальной культуры, начальные навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельно, без посредника, вступать в диалог с музейными объектами.

Музейная педагогика, безусловно, видит и понимает эту цель, номинируя ее как приоритетную. Однако практика зачастую входит в противоречие с заявленной декларацией и, как правило, сводится к накоплению разнообразных знаний и представлений о том или ином произведении искусства (сведений, фактов, историй создания и бытования произведений, биографий авторов и пр.).

В этой логике любой музейный объект рассматривается как единичное явление, и его исследование направлено прежде всего на приобретение знаний и представлений, связанных именно с ним. Соответственно и музейные занятия чаще всего строятся по тематическому принципу: «Портрет в русском изобразительном искусстве XIX века», «Голландская живопись XVIII века», «Кубизм как новое направление искусства начала ХХ века».

Если говорить о художественных музеях, то в процессе их освоения детьми и подростками основной акцент, как правило, делается на искусствоведческой составляющей, на приобретении специфической информации, связанной с законами построения произведения, спецификой его художественного языка, особенностями выразительных средств. Дети приобретают знания и навыки, которые могут пригодиться для искусствоведческого анализа, подготовки к экзамену в художественную школу или вуз, но вряд ли способствуют становлению зрительской культуры обычного школьника. Для него важнее развивать способность осмысливать и творчески использовать опыт «общения» с памятниками культурного наследия.

Педагогика музейной деятельности в качестве приоритетной видит задачу формирования опыта прямого (без посредника) взаимодействия с произведениями — выработку собственных версий, предположений, гипотез и их аргументацию — и делает акцент на перенос этого опыта с познания конкретных музейных предметов на любые объекты культурного наследия (город, вещи, памятники).

Искусствоведческий анализ также может стать компонентом содержания педагогики музейной деятельности, но только в том случае, если ребенок к этому готов и находится на стадии «продвинутого зрителя», уже освоившего азы визуальной и исследовательской культуры. Данный подход базируется на педагогических представлениях о логике естественного развития ребенка, согласно которой движение от начинающего зрителя — к зрителю, способному на многовариантное восприятие произведений искусства, происходит постепенно и связано с освоением нескольких последовательных стадий.

Человек при всем желании не может «перепрыгнуть» через несколько стадий, и любые попытки заставить усвоить информацию или алгоритмы восприятия, находящиеся за пределами присущей личности стадии естественного развития, заранее обречены на провал.

С точки зрения педагогики музейной деятельности, любой музейный объект рассматривается как модельный, типологический. Опыт работы с ним предполагает и осознание его уникальности, и возможность перенесения алгоритма исследования на другой подобный объект. При работе с музейными коллекциями путеводной нитью для ребенка становится не тема, а проблема, которую ему предстоит осознать и разрешить на доступном его возрасту уровне.

Таким образом, музейная педагогика дает опыт, который, как правило, относится к конкретному музею и тесно связан с произведениями искусства данной музейной экспозиции. Педагогика музейной деятельности позволяет не только приобрести опыт взаимодействия с музейными объектами, но и транслировать его на предметы, находящиеся за пределами музейной экспозиции.

Способность применять художественные методы познания мира

Эта способность включает в себя умение «считывать» информацию, которую содержат объекты культурного наследия, интерпретировать ее в соответствии с имеющимися знаниями и представлениями и использовать как полноценный информационный канал для становления собственной мировоззренческой позиции.

Музейная педагогика в большинстве случаев транслирует общепринятые в искусствоведческой литературе гипотезы и версии. Основными путями «распредмечивания» смыслов, которые сосредоточены в любом объекте культуры, являются высказывания экскурсовода или любого другого музейного специалиста. Даже если ребенку дана свобода взаимодействия с объектом, его рассуждения в конечном счете должны подтвердить «правильную», общепринятую точку зрения, которая унифицирует все многообразие смыслов, содержащихся в произведении, до одного или нескольких «правильных», выбранных из множества в качестве образца.

Педагогика музейной деятельности нацелена на то, чтобы дать ребенку в руки инструмент, позволяющий самостоятельно «считывать» информацию, сосредоточенную в объектах культуры. Любой объект культуры несет в себе разнообразные смыслы, и их прочтение зависит от опыта зрителя, уровня зрительской культуры. Картина Пабло Пикассо «Свидание» (1902, Государственный Эрмитаж) для неискушенного зрителя — встреча двух молодых женщин, для человека, обладающего некоторым культурным кругозором, — авторская версия известного библейского сюжета о Марии и Елизавете, а у «продвинутого» музейного посетителя картина способна породить множество самых разнообразных ассоциаций.

Воспитание «продвинутого зрителя» и есть задача педагогики музейной деятельности. Технологии, которые используются в процессе реализации этого подхода, предусматривают для ребенка возможность высказывать любые, даже самые невероятные версии, гипотезы, предположения. Единственным критерием оценки этих высказываний может служить их доказательность, аргументация, основанная на обращении к самому музейному объекту.

Но умение «считывать» информацию является лишь фундаментом для формирования более важного навыка — синтезирования отдельных фрагментов знаний, впечатлений, образов в единую многомерную и многогранную картину мира, в которой художественное познание является приоритетным. Так, по законам физики вода может существовать в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном и под воздействием земного притяжения двигаться только сверху вниз. Но взгляните на картину Анри Матисса «Плаванье» (1952–1953, фонд Бернарда Гимбела) и попробуйте определить, в каком состоянии находится вода?

А репродукцию картины Морица Эшера «Водопад». Вы с удивлением обнаружите, что вода, по авторской версии, вполне может двигаться и снизу вверх. Такие примеры способны обогатить сухую научную логику художественным видением, которое не только не является вторичным по отношению к точным наукам, но дополняет и углубляет научное познание, иногда давая гениальные образцы научного предвидения.

Полученный опыт осмысления окружающего мира в художественной логике — универсален, поскольку не только касается музейной среды, но и становится основой для формирования жизненной позиции, моделей существования личности.

Способность сопереживать и эмоционально откликаться  на происходящее вокруг

Эта третья способность — самый трудно фиксируемый результат музейно-педагогической работы, но в то же время, пожалуй, и самый значимый. В современном мире, где происходит прагматизация и утилитаризация сознания, единственное, что может уравновесить и внести некоторую гармонию и смысл в жизнь человека, — это способность переживать, сочувствовать, испытывать сильные эмоции. Музей принадлежит к числу тех немногих социальных институтов, которые способны дать человеку глубокие и яркие ощущения, породить «смятение чувств».

Может ли педагогика влиять на этот таинственный процесс? Музейная педагогика отвечает: «Безусловно, да». Эмоциональные оценки и впечатления передаются вместе с информацией, озвученной посредником. Кому из нас не приходилось слышать взволнованную, вдохновенную речь экскурсовода: «Великое гуманистическое полотно…», «изысканное цветовое сочетание, тончайшие нюансы цвета в творениях…», «гениальный выразитель идей своего времени…». Все это чужие оценочные суждения, которые предлагается усвоить ребенку в готовом виде. Тогда как истинная цель общения с произведениями искусства как раз и заключается в создании ситуаций, при которых посетитель вырабатывает собственные суждения, оценки, мнения.

Существует устоявшийся стереотип, что опытный и увлеченный экскурсовод вполне способен заразить своими эмоциями детей. Вместе с тем психологии давно известен феномен «вненаходимости» смыслов, согласно которому эмоции не передаются вербально или по воздуху, подобно капельной инфекции. Эти смыслы может выработать только сама личность и только в процессе собственной деятельности.

Понимая это, музейные педагоги стараются максимально разнообразить формы работы на музейной экспозиции. В последнее время в музеях появляется все больше игровых и интерактивных занятий. Однако многие из них используют в качестве стимула деятельности детей внешнюю мотивацию, не принимая в расчет естественные глубинные потребности личности самого ребенка.

Здесь вполне уместно вспомнить фрагмент повести Евгения Гришковца «Реки»: «Мне нравилась картина «Девятый вал». Я видел огромную волну, прозрачную зеленую массу воды и обломки какой-то мачты, за которую цеплялись люди. Мне было интересно смотреть на это, а еще мне было интересно, что же случилось с кораблем, а самое главное, что будет дальше с несчастными людьми, спасутся ли они.

Папа коротко отвечал, что, конечно, спасутся, но в ситуации с великим искусством он не был для меня достаточным авторитетом. Папа отвечал мне обычным голосом, в его голосе не было той приобщенности к тайне холста, на котором красками нарисовали что-то… и засветился свет, и задвигались волны, и начали гибнуть люди. Но экскурсовод говорил только о том, как удивительно передана стихия, и как, несмотря на неясность эпохи и места изображенной трагедии, картина производит впечатление и т.п.».

Вероятно, необходимо научиться связывать великие произведения прошлого с теми насущными вопросами, которые мучают ребенка и на которые он хочет получить ответы здесь и сейчас. Именно поэтому в фокусе внимания педагогики музейной деятельности находится не великое искусство, а живой ребенок со всеми его трудностями и проблемами, изменяющийся в процессе общения с этим великим искусством.

Особенности музейной педагогики

В настоящее время в обществе и в образовании происходят большие изменения. Речь идет о модернизации образовательного процесса. Новое должно органично сочетаться с хорошо проверенным старым. Тема, которую мы сегодня затрагиваем далеко не новая , но играет большую роль в образовательно-воспитательном процессе. Дело в том, что возможности музейной педагогики используются по разным причинам в школе недостаточно. Можно подумать, что у нас все благополучно и с нравственностью, и с патриотизмом, и с образованием.

Тему эту нельзя назвать неисследованной, по ней имеется много публикаций.  Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и важнейшим институтом социализации детей и подростков .

Мы рассматриваем музейную педагогику, как одну из форм современных образовательных технологий и возможности использования в современном образовательно-воспитательном процессе школы.

Суть музейной педагогики – системное использование в учебно-педагогическом процессе созданной в образовательном учреждении культурно-исторической среды.

Образовательная система, в которой взаимосвязаны различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, конкурсы детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок, рисунков), где совершенно обоснованным и закономерным является использование современных педагогических технологий: проектных, игровых, информационно-коммуникативных, поисково-исследовательских – это и есть современная школа.

В программе основного общего образования сказано , что это “один из тех путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность”.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре традициям,  истории следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытий. Будущее определяют сегодняшние ученики и от того, какими они вырастут, какие приоритеты выберут, будет зависеть состояние общества и его дальнейшее развитие, поэтому  гражданское, духовно – нравственное   воспитание в изменившемся мире и обществе выступают на первый план и становятся приоритетными и в этом деле музеи играют не последнюю роль.

Актуальным является и то, каким будет человек 21 века: жестким прагматиком, отрицающим принципы морали и нравственности, не признающим ничего кроме собственного благополучия и не принимающим никаких ценностей кроме материальных, не говоря уже о долге защиты Отечества, о патриотизме и национальной гордости,   или человеком  способным понимать и принимать  другую веру, другую культуру, помнящим и уважающим традиции своего народа, способным стать на защиту Отечества?

    Особенности музейной педагогики:

  • музейная деятельность является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, включается в план учебно-воспитательной работы школы и выходит за рамки школьной жизни, т.о. музей становится центром просветительской деятельности как в школе, так и вне ее;

  • многогранность интересов учащихся определяет необходимость создания на базе школы музея, который располагает большими возможностями для активного участия школьников в познавательной, поисково-исследовательской, творческой, трудовой, экскурсоводческой деятельности;

  • музейная деятельность способствует расширению форм организации учебно-воспитательного процесса на базе музейного комплекса: проведение уроков, в т.ч. по теме экспозиции, экскурсии, внеклассных мероприятий, лекционных встреч, тематических вечеров;

  • направленность деятельности музейной педагогики: культурно-просветительская, методическая, информационная, обучающая;

  • активизация методов деятельности современного образовательного учреждения способствует воспитанию у учащихся интереса к исследованиям, социально значимой деятельности, расширяет возможности школы в расширении сфер деятельности, включающей в образовательную практику таких форм и методов как экспедиции, встречи, экскурсии, вечера, конференции, разнообразную проектную деятельность;

  • школьный музей – центр углубленного изучения истории родного края.

Принцип личностной ориентации, в его основе лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентацией, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности.

 Принцип учета индивидуальных и возрастных способностей;

 Принцип развития личности, который исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;

В основе музейно-педагогического процесса лежат исторически сформированные принципы:

интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;

комплексность, означающее включение всех  каналов восприятия (чувственный,  логико-аналитический, психомоторный),

программность, которая обеспечивает усвоение информации и

приобретение умений на основе специально разработанных программ.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране практическое применение музейной педагогики в современном воспитательно-образовательном процессе явно недостаточно для более полной реализации возможностей музейной педагогики, но это вопрос времени, так как роль самих школ и музеев неуклонно возрастает, а, следовательно, возрастает и роль музейного педагога как посредника между школой и музеем.

Однако для приобретения методических навыков в музейно – педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия

Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Различные формы , которые используются в образовательном учреждении стали основой музейно – педагогических программ. Рассмотрим основные направления:

1) Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация.

Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию .

2) Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно – педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов – подлинников.

Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.

3) Развитие творческих способностей – третья ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. Можно предложить такие формы, как творческая лаборатория, фестиваль, сопровождающиеся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп .

4) Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.

5) Отдых – организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде.

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно – образовательной деятельности – предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.

В настоящее время культурно – образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией.

Тенденция последних лет – внимание к культурно-образовательной среде, которая становится одним из приоритетных направлений деятельности школы и главная их цель – образование человека культурой.

Источники

  • https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/muzeynaya_pedagogika/
  • https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2018/09/14/muzeynaya-pedagogika-v-obrazovatelnom
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  • https://art.1sept.ru/article.php?ID=200702412
  • https://infourok.ru/muzeynaya-pedagogika-odna-iz-form-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologiy-628030.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.