и
IT 12.08.2020

Профессия моделлер: чем занимается, как стать, и сколько зарабатывает специалист по 3D-моделированию

12 мин.

О профессии 3D-моделлера

3D-моделлер – это профессия в области 3D-дизайна, востребованная в создании игр, фильмов, рекламы, в креативных индустриях, в создании предметов декора и мебели, различной техники.

3D-моделлер в области игр и фильмов создает непосредственно персонажей и объекты игры, фильма, рекламы. Главная его функция при создании игры, фильма – это креативная разработка моделей и объектов.

В его задачи входит:

  • Разработка 3D моделей персонажей, предметов и объектов окружения;
  • Текстурирование моделей,

3D-моделлер – это профессия в области 3D-дизайна, востребованная в создании игр, фильмов, рекламы, в креативных индустриях, в создании предметов декора и мебели, различной техники.

3D-моделлер в области игр и фильмов создает непосредственно персонажей и объекты игры, фильма, рекламы. Главная его функция при создании игры, фильма – это креативная разработка моделей и объектов.

В его задачи входит:

  • Разработка 3D моделей персонажей, предметов и объектов окружения;
  • Текстурирование моделей, настройка материалов;
  • Оптимизация моделей для мобильных устройств;
  • Level дизайн;
  • Взаимодействие с разработчиками и другими членами команды (3D-аниматор, сетапер, 3D-риггер, видуализатор, художник-постановщик, художник по текстурам, оператор и др.);
  • Доработка и изменение текущих 3D моделей.

3D-моделлеры также занимаются полигональным моделированием 3D моделей декоров,  панно, мебели по эскизам и фотографиям для станков с ЧПУ, например, в программе blender, 3Dmax. Специалист по моделлингу в совершенстве знает, как создать тот или иной объект, сделать его объемным. Он выполняет разработку и оптимизацию трехмерных моделей в 3D Studio Max по исходным чертежам, рисункам и другим данным, создает технические иллюстрации на основании разработанных 3d моделей.

Что такое 3D-моделирование

3D-моделирование — это создание трехмерных изображений и компьютерной графики с помощью специального софта. В современном мире — это востребованная сфера деятельности: 75 % каталога «ИКЕА» выполнено в 3D, Facebook купил компанию-производителя очков дополненной реальности Oculus Rift за 2,3 млрд долларов, чтобы создавать игровой и телеконтент.

История 3D-графики

В 50–60-х годах Дж. Уитни впервые стал применять 3D-графику в кинопроизводстве. В 1961 году Айвэн Сазерленд создал программу Sketchpad для рисования простейших фигур на экране.

Первый полнометражный анимационный фильм, созданный в программах 3D-анимации и трехмерных редакторах — «История игрушек» — вышел на экраны в 1995 году.

Профессия моделлер: чем занимается, как стать, и сколько зарабатывает специалист по 3D-моделированию

Кадр из мультфильма «История игрушек»

В 1964 году проектировщик Уильям Феттерд создал для корпорации Boeing объемную компьютерную модель человека, которую стали применять в исследованиях.

Краткое описание

3D-моделлер является первым звеном в создании объекта трехмерной графики. Именно поэтому задача специалиста по моделированию — создать такую базу предметов/персонажей, с которой будет удобно работать в дальнейшем.

Особенности профессии

Специалист по моделлингу в совершенстве знает, как создать тот или иной объект, сделать его объемным. Применяет он в работе множество различных техник, в совершенстве знает графические редакторы и другие программы.

Сейчас существует множество мастеров-моделлеров, однако далеко не каждый из них является профессионалом и готов выполнить задачи любой сложности. Причина этому: возможность освоить основы моделлинга самостоятельно или на экспресс-курсах.

Что нужно уметь?

Чтобы стать профессиональным моделлером, нужно в совершенстве знать, как создать тот или иной объемный (трехмерный) объект. Можно, конечно, специализироваться на каком-то одном виде объектов, например, только на создании автомобилей, но обычно работодатели нанимают универсалов. Поэтому следует знать немного обо всем – о создании техники, и зданий, и живых существ, где, например, требуются понимать и применять основы анатомии и биомеханики.

К тому же 3D-моделлеру нужно уметь рисовать, чтобы при помощи ручки или карандаша быстро набросать эскиз на бумаге для обсуждения и согласования. Ну, и обязательным будет знание программ для создания трехмерных объектов, рендеринга, анимации. Новичкам для начала стоит определиться с основным софтом, и выбор тут обычно приходится делать между платным Autodesk 3D Max и бесплатным Blender 3D.

Что нужно уметь 3D-моделлеру
Правда, тут нужно прояснить: для обучающихся 3D Max доступен по бесплатной лицензии, а платить за него обязательно лишь тем, кто применяет его в коммерческих целях. Поэтому можно научиться работать с бесплатной версией, а потом найти работу, где за лицензию будет платить работодатель.

Помимо этих основных программ, 3D-моделлер должен быть знаком и с прикладным софтом. Вообще, чем большим числом смежных программ овладел специалист, тем лучше это для его карьеры и зарплаты. Поэтому неплохо изучить:

  • Autocad – программу для автоматизированного проектирования 2D и 3D объектов;
  • Adobe Photoshop – для работы с растровой графикой;
  • CorelDRAW и Adobe Illustrator – для векторной графики;
  • Adobe InDesign – для компьютерной верстки;
  • Substance Painter – для работы с текстурами;
  • Maya – для компьютерной анимации;
  • zBrush – еще одна программа для 3D-моделирования, поддерживающая режим «лепки» трехмерных скульптур.

Это далеко не весь список программных пакетов для создания и редактирования 3D-анимации и графики. Но пугаться не стоит, т. к. в процессе основного обучения будет возможность «пощупать» каждую программу, а большего пока не требуется. Базовых знаний вполне хватит для трудоустройства, а дальше уже каждый для себя решит, в каком направлении ему больше хочется развиваться, и на освоение каких программ сделать упор.

Кому подойдет профессия 3D-моделлера?

Для начала можно сказать, что работа 3D-моделлером подойдет каждому, кто хочет творить и хорошо зарабатывать. Эта профессия одна из немногих, где возможности реализации творческого потенциала практически безграничные. Кроме того, чтобы стать хорошим моделлером нужно:

  • уметь рисовать;
  • любить часами сидеть за компьютером;
  • хотеть разбираться в различном софте;
  • быть усидчивым и терпеливым.

Профессия 3D-моделлер
Если планируется работать удаленно или перейти полностью на фриланс, то нужно добавить еще два важных качества: самодисциплину и развитую работоспособность. Заставлять себя трудиться день за днем, правильно организовывая рабочий день вовсе не так просто, как кажется многим сотрудникам, работающим по найму в офисах. Зато появляется возможность самим планировать, где работать, когда и как.

С чего начать первые шаги в 3D?

Начинать можно по-разному, но проще всего с 3D-редактора. Выбор перед вами широкий:

  • Maya (Много доступной документации наряду с 3ds Max);
  • 3ds Max (Много доступной документации наряду с Maya);
  • Cinema 4D (Больше популярен в индустрии рекламы, чем в в игровой);
  • Modo (Я им не пользовался, вроде популярный среди моделлеров);
  • Houdini (3D-редактор, и среда визуального программирования для сложных процедурных моделей и эффектов);
  • Blender (Бесплатный и не перегружен, как 3ds Max и Maya. Популярен у специалистов 3D-печати. Где-то мощнее других, где-то слабее.).

И несколько вспомогательных программ:

  • Marvelous Designer (Создание одежды и Симуляция ткани);
  • Substance Designer и Substance Painter (Создание процедурно-генерируемых материалов и текстур);
  • MARI (еще один пакет для создания текстур).

Выбрав понравившийся 3D-пакет (советую смотреть на пробные версии, чтобы пощупать разный софт), переходим к руководствам и урокам. В Интернете можно много чего найти, от текста и картинок до видеокурсов. Обучалку, охватывающую все тонкости, вы никогда не встретите, но большинство из них познакомит вас с техниками, необходимыми для достижения любого желаемого результата.

mile-micic-1

Wooden House of Northern Kingdom — Mile Mićić, сделано в 3ds Max

Куда пойти работать?

Новичку не стоит надеяться, что его тут же возьмут на работу в серьезную компанию. Связано это с тем, что для реализации сложных проектов нужен опыт. Поэтому для начала нужно браться за любую работу, чтобы как можно скорее набить руку и портфолио, после чего скорость карьерного роста и увеличения доходов стремительно возрастает.

Вообще, 3D-моделлеры нужны во всех сферах, где интенсивно работают с трехмерной графикой: кинематограф, реклама, компьютерные игры и т. д. Из этого следует, что в первую очередь вакансии нужно искать в рекламных агентствах, студиях по разработке компьютерных игр, телевизионных и кинематографических компаниях.

Зарплата 3D-моделлера

Согласно статистике с сайта RussiaTrud.com, средняя заработная плата специалистов из сферы 3D-дизайна, куда входят и 3Д-моделлеры, составляет около 52 тыс. руб.

Статистика с сайта RussiaTrud.com
Если посмотреть, сколько зарабатывают 3D-моделлеры в столице и регионах, то получится следующий диапазон:

  • для Москвы разброс в зарплатах от 45 до 110 тыс. руб.;
  • в целом по России уровень заработной платы колеблется от 25 до 150 тыс. руб.

Стоит отметить, что среди рассмотренных вакансий для 3D-моделлеров много таких, где от соискателей вовсе не требуется опыт. Вот пример таких объявлений для Москвы и Санкт-Петербурга:

Вакансий для 3D-моделлеров
Ну а вот примеры вакансий для 3D-моделлеров без опыта в регионах:

Вакансий для 3D-моделлеров- регионы
Для опытных соискателей зарплаты предлагают повыше, но здесь часто нужно быть универсалом, объединяя функции 3D-артиста, визуализатора, 3D-дизайнера:

Зарплаты опытных 3D-моделлеров
При просмотре вакансий нетрудно заметить, что в большинстве из них примерная зарплата даже не указывается, а установить размер оклада соискателям предлагают в процессе собеседования. Вот пример одного из сотен подобных объявлений с предложением работы:

Объявление о работе - пример
Еще один важный момент, касающийся вакансий для 3D-моделлеров, многие из них допускают удаленный формат работы. Соответственно, жители небольших городов легко могут устроиться на работу в компании из крупных мегаполисов, где уровень зарплат значительно выше, чем в их населенных пунктах.

Плюсы и минусы профессии

3D-моделлер — это модная и востребованная профессия, которая имеет как положительные стороны, так и негативные. Это должен учитывать тот, кто планирует стать специалистом в этой области.

Плюсы:

  • мастер по моделлингу с большим опытом востребован в различных сферах деятельности;
  • международная профессия (можно работать в своей стране или за рубежом);
  • высокий доход;
  • творческая работа (каждый новый проект не похож на предыдущий, поэтому работа интересная);
  • сравнительно быстрое обучение (классическое образование в ВУЗе продолжается в среднем 5 лет, а обучиться моделлингу можно скорее).

Минусы:

  • профессиональный мастер по моделлингу долго и упорно трудится для освоения данной профессии;
  • выполнение проекта — это кропотливая работа, требующая усидчивости и огромного количества времени;
  • для достойной оплаты и хорошего места работы необходимо собственное портфолио, которое свидетельствует об уровне мастерства 3D-моделлера (на создание высококачественного портфолио может уйти несколько лет);
  • нет бесплатного обучения (все курсы на базе университетов, частных школ платные, поэтому обучение требует финансовых вложений);
  • создание моделей будущих предметов или персонажей требует длительной работы в компьютерных программах, а это большое влияние на здоровье человека. Малоподвижный способ жизни и снижение зрения — основные проблемы представителей этой профессии.

Специфика и области профессии

Сейчас 3D – одно из самых перспективных художественных направлений. Трехмерная графика используется везде: от дизайна ландшафта и интерьера и до разработки рекламных баннеров и одежды.

Специфика профессии такова, что дизайнер ювелирных изделий, модельер, художник по персонажам – это еще далеко не все должности, на которые может претендовать грамотный 3D-дизайнер.

Профессия моделлер: чем занимается, как стать, и сколько зарабатывает специалист по 3D-моделированию

Важные качества

Мастер по 3D-моделированию должен обладать тонким ощущением окружающего мира, владеть навыками классического рисования. Скульпторам, художникам и архитекторам будет намного проще овладеть азами этой профессии, чем тем, кто не имеет никакого отношения к изобразительному искусству и проектированию.

Место работы

Компании, активно использующие трехмерную графику:

  • компании-разработчики игр;
  • кинематографические студии;
  • студии анимационного кино;
  • рекламные агентства и т.д.

Должностные обязанности

Основными задачами 3D моделлера являются:

  • Создание 3D моделей различного качества (зависит от пожеланий заказчика) на основе чертежей, эскизов, фотографий, концепт-артов, слепков и т.д.;

Иногда задачи 3d моделлера включают в себя:

 Создание скелета модели (риггинг) для последующей анимации;

  • Создание простых анимаций;
  • Создание UV разверток для текстур;
  • Отрисовку простых текстур;
  • Создание 3D визуализаций;
  • Доработку «чужих» моделей.

Личные качества и рабочие навыки

Хороший 3D-дизайнер должен обладать следующими качествами и навыками работы.

Качества:

  • развитое чувство стиля;

  • наблюдательность;

  • целеустремленность;

  • ответственность;

  • понимание базовых основ анимации;

  • креативное мышление и воображение.

Профессия моделлер: чем занимается, как стать, и сколько зарабатывает специалист по 3D-моделированию

Навыки и способности:

  • высоко- и низкополигональное моделирование;

  • создание изображений по фотографии, фотореализм;

  • владение английским языком на высоком уровне для работы с документацией;

  • знание и понимание художественных стилей;

  • умение работать в современных 3D-пакетах (Cinema 4D, Maya, 3DS Max, Blender).

Профессия моделлер: чем занимается, как стать, и сколько зарабатывает специалист по 3D-моделированию

Требования работодателей

  • Отличные знания 3D редакторов (Autodesk Maya, Autodesk 3Ds Max, ZBrush, Modo, Cinema 4D или др.)

 Хорошие знания графические редакторы:

  • Adobe Photoshop;
  • Adobe Illustrator или др.

    Существует 3 основных специальности в 3D:

    Визуализатор – профессионал, создающий реалистичные дизайн-проекты, основываясь на технической документации, планах, чертежах и эскизах. От достоверности зачастую зависит судьба целых компаний, ведь именно на основе 3D-моделей утверждают планы жилых кварталов и новых зданий, принимают решение о реконструкции объектов культурного наследия и т.д. Профессионал своего дела должен уметь воплощать в жизнь самые смелые идеи, которые порой генерируют целые команды дизайнеров, модельеров, инженеров и архитекторов.

    Аниматор – специалист, занимающийся созданием компьютерных персонажей для игр и кино. Он не только настраивает внешний вид, но и продумывает объект в движении, основываясь на базовых принципах анимации.

    Моделлер – человек, который создает визуальные модели реальных или выдуманных объектов, досконально прорабатывая каждую деталь. Так, именно моделлеры создают используемые визуализаторами текстуры, например: мех, дерево, железо и т.д.

    С работы моделлера начинают свою работу начинающие 3D-дизайнеры, которые затем находят себя в визуализации или анимации. Здесь все зависит от творческих наклонностей и способностей.

    Как стать 3D-дизайнером?

    Прежде всего, изучить основы 3D-дизайна реально в вузе – на архитектурных или строительных факультетах, но надо понимать, что это прежде всего узкоспециальное обучение. Если вы хотите стать востребованным специалистом и создавать модели для игр, то вам надо обратить внимание на онлайн-курсы. Вы сможете получить необходимые знания и навыки именно в интересующей вас сфере, не отвлекаясь на смежные дисциплины.

    • Развитое чувство пространства и понимание принципов динамики.
    • Наблюдательность и умение замечать детали, которые определяют «характер» объекта.
    • Художественное образование, чувство стиля.
    • Понимание сути процесса создания реалистичных изображений.
    • Знание принципов высокополигонального моделирования, умение применять их на практике.

    Программы для 3D-моделирования

    Каждому сотруднику нужен свой графический редактор, в зависимости от его специализации. Вот только несколько наиболее известных программ: 3D MAX, AutoCAD, SolidWorks, ArchiCAD, Photoshop, Figma, Sketch, Fusion 360 и другие.

    Модель снегоуборочной машины

    Твердотельная объемная модель снегоуборочной машины для загородного участка, выполненная инженером в программе SolidWorks

    Веб-дизайнерам, специалистам по рекламной графике и техническому дизайну важно освоить Photoshop, Sketch, Figma; аниматорам — Principle, After Effects, ATOMIC; инженеры изучают программы AutoCAD и SolidWorks, чтобы создавать модели и чертежи; визуализаторы — V-Ray, 3ds MAX и Blender.

    3D-художник Илья Колганов считает, что начать стоит с понимания принципов 3D-моделирования. На первое время хватит Cinema 4D или 3D MAX для моделирования, V-Ray — для рендеринга (это получение изображения по модели, описанию в виде структуры данных).

    Программы для 3D-моделирования:

    Какие бывают курсы по 3D-моделированию

    Прямая дорога в индустрию — получение профильного образования. Но есть специалисты, работающие в этой области, которые обучались самостоятельно или прошли курсы в онлайн-университетах, школах интернет-профессий. Конечно, после обучения нужно пройти стажировку, повышать квалификацию: общаться с профессионалами, посещать конференции, осваивать смежные направления.

    Fusion 360

    Объемные фигуры людей, созданные в программе Fusion 360

    При выборе софта важно учитывать, для чего он предназначен. Есть курсы с нуля для тех, кто не имеет профильного образования и абсолютно ничего не знает о 3D. Другие программы предполагают повышение квалификации состоявшихся специалистов. Нужно обратить внимание на квалификацию преподавателей, соотношение теории и практики на уроках, возможность получения сертификата.

    Стоит поинтересоваться, какие проекты студент будет иметь в портфолио по окончанию обучения. Желательно, чтобы портфолио представляло интерес для работодателей.

    Источники

    • https://postupi.online/professiya/3d-modeller/
    • https://ostrovrusa.ru/kursy-3d-modelirovaniya
    • https://www.profguide.io/professions/modeller.html
    • https://checkroi.ru/blog/profession-modeller/
    • https://www.ProGamer.ru/dev/start-3d.htm
    • https://vplate.ru/dizajner/3d/
    • https://doprof.ru/professii/professiya-3d-modeller-v-3ds-max/
    • https://info-hit.ru/professions/3d-dizayner/
    [свернуть]
    Оцените статью
    Понравилась статья?
    Комментарии (0)
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Комментарии закрыты.