Другие 15.09.2020

Профессия Менеджер социально-культурной деятельности: описание, суть, какая зарплата

39 мин.
Содержание
  1. Социально-культурная сфера
  2. Основные цели
  3. Организационно-административная область управления
  4. Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
  5. Особенности менеджмента в социально-культурной сфере
  6. Информационный механизм
  7. Объекты арт-менеджмента
  8. Субъект управления
  9. Кадровая политика
  10. Профессия – менеджер социально-культурной деятельности:стимулирование социальной активности и распространение культурных ценностей!
  11. Описание профессии
  12. Описание
  13. Обязанности Менеджера Культуры
  14. Основные задачи
  15. Первая особенность менеджмента в сфере культуры
  16. Вторая особенность менеджмента в сфере культуры
  17. Третья особенность менеджмента в сфере культуры
  18. Четвертая особенность менеджмента в сфере культуры
  19. Пятая особенность менеджмента в сфере культуры
  20. Таблица «Особенности менеджмента в сфере культуры»
  21. Профессиональное образование и обучение
  22. Где работают Менеджеры Культуры

Социально-культурная сфера

Само это понятие является довольно сложным и неоднозначным. Одни авторы считают, что социально-культурная сфера представлена совокупностью тех предприятий, которые выпускают продукт, непосредственно связанный с жизнедеятельностью каждого из членов общества. Это позволяет включить в нее достаточно много отраслей экономики. Это и автомобилестроение, и производство бытовых приборов, и проч. Но есть и другое мнение. Некоторые исследователи включают в данную сферу совокупность тех предприятий, которые выполняют социально-культурные функции, и их деятельность имеет значение только для развития культурного уровня членов общества. Подобное видение терминологии значительно сужает перечень организаций. Ведь в этом случае сюда входят только музеи, клубы, библиотеки, театры и некоторые другие учреждения подобного типа.

Рассмотрим менеджмент в сфере культуры и искусства относительно лишь тех организаций, которые производят товары и услуги, удовлетворяющие социально-культурные потребности человека. Подобной деятельностью занимаются предприятия, входящие в состав различных ведомств. Их принадлежность может быть государственной или муниципальной. Есть частные организации, работающие в сфере культуры и искусства, а также общественные. Все они могут иметь разную форму собственности или организовываться частными лицами.

Специфика менеджмента в сфере культуры состоит в том, что его основу составляет организация искусства. Это может быть филармония или театр, продюсерский центр и др. В этом случае управление осуществляется в виде применения совокупности средств, методов и принципов, позволяющих организовать возможности предпринимательства в сфере искусства. От правильно подобранной модели менеджмента и будет зависеть эффективность работы учреждения культуры. Немаловажную роль при этом призвана сыграть профессиональная подготовка и личность управляющего.

скомканные листы бумаги

Стоит отметить, что каждое из отдельно взятых направлений арт-бизнеса обладает своими методами менеджмента и критериями его эффективности. Не является исключением и управление учреждений сферы культуры. Здесь имеются свои показатели эффективности моделей менеджмента.

На сегодняшний день применение технологий данного направления является залогом успешной деятельности социально-культурной сферы. Они обеспечивают устойчивое положение на рынке организации как коммерческого, так и некоммерческого типа.

человечки складывают пазл

Понятием маркетинга в менеджменте сферы культуры и оказываемых ею услуг является также продвижение конечного продукта. Но в связи с тем, что услуга имеет отличия от товара, данное направление обладает своими особенностями. Они заключаются:

  1. В способе оказания услуг. На сегодняшний день данное направление развивается с использованием интерактивных технологий. Так, довольно популярен такой вид услуг в современных музеях.
  2. В качестве конечного продукта. Для решения этой задачи маркетологи учреждения социально-культурной сферы применяют различные инструменты. Примером тому может служить использование инноваций (ночь в музее, постановка спектакля не на сцене, а в исторически значимом месте и т.д.). Подобное решение делает культурную услугу оригинальной и позволяет привлечь внимание большего количества потребителей.
  3. Повышение производительности. Подобный ход предполагает техническое оснащение, способствующее оказанию услуг. Это приводит также к повышению профессионализма персонала.
  4. Адаптация инструментов, применяемых маркетингом к культурным услугам. Данное направление рассматривает использование приемов дифференцированных цен (исходя из возраста потребителя, времени посещения учреждения и т.д.), стимулирование спроса при его падении, например, в туристическое межсезонье, а также внедрение сопутствующих или дополнительных услуг (фотосъемка на выставке и т.д. ).

Спортивный менеджмент

Данное понятие обозначает специфическую область деятельности. Под спортивным понимают один из видов отраслевого менеджмента. Он включает в себя теорию и практику эффективного управления организациями, работающими в сфере физкультурной направленности.

Объектами менеджмента в сфере физической культуры являются различные организации, осуществляющие свою деятельность в данном направлении. Это спортивные школы, клубы, стадионы, федерации спортивно-оздоровительные центры и т.д. Продукт их деятельности – организованные формы физкультурных занятий, тренировки, матчи, соревнования и т.д.

футбольный матч

Предмет спортивного менеджмента представляет собой те управленческие решения, которые складываются при взаимодействиях субъекта, а также объекта управления. Оно может быть осуществлено как внутри таких организаций, так и при распространении предлагаемых услуг потребителю.

Сущность менеджмента в спортивной сфере заключается в целенаправленном регулярном воздействии субъекта на объект. Целью подобного управления является достижение последним нового запланированного им качественного состояния.

Определенные элементы спортивного менеджмента в некоторой степени выполняют все работники данной сферы. Например, тренер. Он производит набор в спортивную секцию, ведет учет, а также анализирует и обобщает результаты работы.

Ивент-менеджмент

В современном мире широко применяется практика специальных событий. Используется она не только в культурной жизни, но и в деловой активности, политической сфере и в социальных коммуникациях. В области искусства под такими мероприятиями понимаются концерты и спектакли, выставки и праздники. Каждое из них выполняет различные социальные функции, перечень которых начинается от художественно-эстетических и заканчивается коммуникативными и экономическими.

Менеджмент специальных событий в сфере культуры представляет собой управление проектом. Организация мероприятия начинается с выявления целей, которые предстоит достичь предстоящему событию, и заканчивается подведением итогов проделанной работы. Исходя из поставленных перед событием задач менеджером выстраивается драматургия, логистика, а также сценография мероприятия. После этого при необходимости заключаются договора с подрядчиками и рассматриваются все социальные, финансовые, технические, экономические и организационные вопросы, которые имеют не только прямое, но и косвенное отношение к предстоящему мероприятию.

Основные цели

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены решением специфических задач. В их числе:

  • пропаганда среди населения профессионального искусства;
  • развитие жанров;
  • создание условий, дающих возможности для профессионального и творческого роста исполнителей.

Организационно-административная область управления

Чем является менеджмент в сфере культуры и искусства? В первую очередь необходимо рассмотреть его организационно-административный механизм управления. Он выражается в системе, распределяющей полномочия (права и обязанности). Она фиксируется в уставах, должностных инструкциях и положениях конкретного учреждения.

Менеджмент в сфере культур порой понимается как аппарат управления. Ведь именно им и приводится в действие организационно-административный механизм. Важнейшим документом, который регламентирует деятельность учреждения культуры, является устав. В нем содержится описание основных направлений работы организации, ее органов управления, отчетности, источники финансирования и т.д.

В составляемых должностных инструкциях описываются те требования, которым должен удовлетворять конкретный работник. Этот документ при необходимости может уточняться и пересматриваться. При заключении трудовых договоров должностную инструкцию рассматривают в двух аспектах. Прежде всего, как отдельный самостоятельный документ. Это имеет место при исполнении условий бессрочного найма. Также должностная инструкция является приложением к контракту или договору подряда.

Особенности менеджмента в сфере культуры состоят в том, что управление такими организациями осуществляется на 4 уровнях, каждый из которых регулирует при этом следующее:

  1. Отношения, складывающиеся между организацией и обществом. Данный процесс имеет место, опираясь на систему нормативных и законодательных актов. Это документы, которые регламентируют этапы создания, а также функционирования и возможной ликвидации конкретной организации.
  2. Отношения между организациями культурной сферы, а также между ними и другими учреждениями и предприятиями. Осуществляется данный процесс благодаря системе договоров.
  3. Отношения, которые складываются между учреждением культуры и потенциальной аудиторией. Подобное становится возможным благодаря подключению к данному процессу маркетинга и ценообразования.
  4. Отношения учреждения с теми структурными подразделениями, а также отдельными работниками и художественными коллективами, которые входят в ее состав. Осуществляются они благодаря действующей системе распорядительных актов и договоров, заключенных администрацией.

Сущность менеджмента в социально-культурной сфере

Социально-культурная деятельность как объект управле­ния. Сущность, особенности и содержание менеджмента в со­циально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента. Эволюция технологии ме­неджмента. Основы технологии в социально-культурной сфере (игорный и шоу-бизнес, артбизнес, спорт и турбизнес и т. д.), раз­работка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реали­зации управленческого решения.

«Менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

Менеджмент – это научно-практическое управление, руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент в социально-культурной сфере – система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых различных социальных институтов и организаций.

Менеджмент СКС имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании и т.д.), осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Менеджмент СКС образует систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Функции менеджмента СКС: целеполагагание, планирование и принятие решений, организация и координация, контроль и мотивация, анализ.

Менеджмент СКС – означает:

• ориентацию учреждений социально-культурной сферы на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, услуг, которые востребованы обществом;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• постоянную корректировку целей;

• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Профессиональный менеджмент СКС как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – конкретную сферу деятельности учреждений социально-культурной сферы: подростковых клубов, центров детского творчества, музеев, библиотек, парков культуры и отдыха, туризма и др., а так же производство, сбыт, финансы, НИОКР и т.д.

Менеджмент СКС имеет свои механизмы реализации: экономический механизм, организационно-административный механизм, персонал-ориентированный механизм,информационный механизм.

Экономический механизм направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм — система ресурсного обеспечения (финансовых, матери­ально-технических ресурсов), хозяйствен­ного содержания, хозяйственного расчета и экономичес­кого стимулирования (организация заработной платы, материального поощрения или наказания). Экономические методы: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования, широкое развитие спонсорства, благотворительности, привлечение внебюджетных источников финансирования.

Организационно-административный механизм – система распределения полномочий (прав и обя­занностей), фиксируемая в организационных докумен­тах (уставах, положениях, должностных инструкциях), а также формирование организационных структур и контроль штатного расписания учреждений и их подразделений.

«Персонал-ориентированный механизм» — работа с кадрами, формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску ново­го и совершенствованию качества результатов труда. Важны «нравственно-психологический климат», «про­филактика конфликтов» и т. п. Одно из откровений современного менеджмента — это осознание того, что не структуры порождают проекты и программы, а наоборот — струк­туры создаются под проекты и программы.

Информационный механизм выражается в принятии решения. Принятые решения должны дополняться заданием контроля их исполнения. Решение и контроль взаимодо­полняют и предполагают друг друга. Принял решение — задай контроль. Решения связанны с определе­нием целей, желаемого результата и путей их достиже­ния, т. е. с планированием. Последнее же, в свою оче­редь, предполагает систему учета и отчетности. Учет и отчетность, в свою очередь, являются условием и пред­посылкой действенного контроля, который опирается, с одной стороны — на принятые решения, а с другой — на данные учета и отчетности. Как решения (в виде приказов, распоряжений и т. д.), так и планирование (в виде планов и программ), так и контроль (в виде актов, справок проверок и т. п.), так и учет и отчетность связаны с подготовкой, принятием, утверждением, использованием и хранением соответству­ющих документов, т. е. документооборотом.

Таким образом, менеджмент осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона и социально-культурной сферы. Способствует развитию образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений. Обеспечивает функционирование социально-значимых видов деятельности, организацию отдыха, позитивно влияет на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, создаёт условия для творческой самореализации личности, аккумулирует и транслирует базовые ценности общества. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности и прочно вошли в деловую жизнь общества.

Планирование маркетинга социально-культурной сферы

План маркетинга – совокупность целей и стратегий маркетинговой деятельности, а также мероприятия по их реализации на определённый этап времени.

Программа маркетинга – совокупность мероприятий в составе плана маркетинга направленных на решение особо важных задач, представляет намеченный к осуществлению, объединённый единой целью и приуроченный к определённым срокам комплекс взаимосвязанных задачи адресных мероприятий с указанием ресурсов и источников их получения. (Голубков Е. П., Новаторов В. Е.)

Планирование (программирование) складывается из двух основных взаимосвязанных частей. Во-первых, это стратегическое (перспективное) планирование, включающее планы и программы на период более 2 лет. Во-вторых, оперативное (текущее или тактическое) планирование на период до 2 лет включительно (годовые, квартальные, декадные, недельные и т. д. планы) текущей деятельности.

Принципы планирования: учёт реальных возможностей организации; умение правильно выбрать центральное звено в совокупности проблем и дел; возможность корректировки планов, многовариантность подходов к решению вопросов, учёт всех направлений практического маркетинга (комплексный подход,; соотнесение достигнутых показателей с предыдущими).

Стратегическое маркетинговое планирование включает в себя:

а) Формулировку миссии (сверхзадачи) учреждений и организаций СКС. б) Формулировку стратегических целей и задач учреждений и организаций СКС на планируемый период: коммерческих, социальных, культурных, организационных и т. д. в) Схема планирования маркетинга:

– анализ состояния – комплексное исследование и ситуационный анализ;

– оценка возможностей – анализ возможностей и опасностей, анализ сильных и слабых сторон;

– стратегическое планирование – стратегия развития и выбор целевого рынка;

– тактическое планирование – товар (услуга) и распределение товара;

– прогнозирование продаж – цена и продвижение товара (услуг);

– определение затрат – маркетинговое исследование рынка и информация и реклама;

– контроль (маркетинговая ревизия) – расходы на маркетинг и полученная прибыль.

Стратегии и маркетинговые программы конкретизируются в текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности.

В современных социально-экономических условиях выживают и процветают только те учреждения и организации СКС, которые постоянно и сознательно занимаются поисками нового. Существующие в современной динамичной и пластичной среде, они должны вести себя столь же гибко и подвижно — анализировать свои возможности, перспективы, проблемы, давая ответ на каждый (даже потенциальный) вызов рынка и социальной среды в целом, иметь веер возможных решений и программ.

В условиях рыночной экономики планирование (программирование) складывается из двух основных взаимосвязанных частей. Во-первых, это стратегическое (перспективное) планирование, включающее планы и программы на период более 2 лет. Важно подчеркнуть, что стратегические программы не разрабатываются одноразово, а ежегодно, иногда 2 раза в год, подлежат пересмотру, уточнению, доработке, переработке, а иногда отмене в связи с изменением ситуации и перспектив. Во-вторых, оперативное (текущее или тактическое) планирование на период до 2 лет включительно (годовые, квартальные, декадные, недельные и т. д. планы) текущей деятельности.

Принципы планирования: учёт реальных возможностей организации; умение правильно выбрать центральное звено в совокупности проблем и дел; возможность корректировки планов, многовариантность подходов к решению вопросов, учёт всех направлений практического маркетинга (комплексный подход,; соотнесение достигнутых показателей с предыдущими).

Очевидно, что маркетинг, определяющий способы поведения учреждений и организаций СКС в соответствии с рыночными перспективами, связан, прежде всего, со стратегическим планированием, разработкой соответствующих маркетинговых стратегий и программ. Поэтому с точки зрения планирования маркетинг близок комплексному целевому планированию, программно-целевому подходу, опыт применения, которых в российской сфере культуры начал складываться с конца 80-х гг. (см.: Зеленина Л. Э., Тулъчинский Г. Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждения культуры. М., 1986). Развитие методологии планирования, шедшее исподволь, прежде всего, усилиями теоретиков, появление функционального, структурного, системного подходов, их интеграция в технологию программно-целевого подхода создали предпосылки для следующего шага — применения концепции и технологии маркетинга, технологий и методик разработки маркетинговых стратегий и программ.

Причем сами эти стратегии и программы проявляют тенденцию перехода от аналогов конкурентов и от изучения спроса к проектированию и конструированию нового спроса, товаров и услуг, их производства, его обеспечения и организации роста влияния учреждений и организаций СКС в обществе. Иначе говоря, само содержание маркетингового планирования все больше напоминает разработку комплексных целевых программ, ведет к повышению роли программ в маркетинге.

Концепция маркетинга, таким образом, не заменяет, а интегрирует и обобщает систему и опыт планирования.

Стратегическое маркетинговое планирование включает в себя:

а) Формулировку миссии (сверхзадачи) учреждений и организаций СКС. Ее формулировка может быть заявлена не только с позиций потребителей и общества, поскольку на реализации их интересов строится деятельность учреждений и организаций СКС. Более того, миссия не может быть привязана к конкретным товарам и услугам, которые являются способами, средствами решения сверхзадачи, но не являются самоцелями. Так, Миссией досугового центра не может быть проведение дискотек, праздников и т. п., а миссией художественной галереи — проведение выставок. Миссия — социальная, культурная и экологическая функция учреждений и организаций СКС, в данном случае, соответственно — организация полноценного досуга конкретных групп населения и способствование продвижению в обществе изобразительного искусства. Миссия, таким образом, есть способ понимания учреждений и организаций СКС своего назначения. Обычно миссия соответствует формулировке предназначения учреждений и организаций СКС в организационно-правовых документах: уставе учреждений и организаций СКС, положении о ней. Новая миссия, стратегически осознанная фирмой, может породить необходимость новых уставных и других организационных документов.

б) Формулировку стратегических целей и задач учреждений и организаций СКС на планируемый период: коммерческих, социальных, культурных, организационных и т. д. Такими целями могут быть интенсивное развитие учреждений и организаций СКС (ее более глубокое внедрение в рынок, закрепление позиций на нем, расширение границ своей зоны деловой активности, совершенствование товара), рост объема продаж (дохода), рост прибылей, большую интеграцию деятельности учреждений и организаций СКС (установление контроля над поставщиками, субподрядчиками, системой распределения и реализации своих товаров, кооперация с конкурентами или их подчинение), или диверсификацию ее деятельности (как расширения ассортимента похожих, близких товаров и услуг или расширения ассортимента новым товаром для традиционных клиентов, так и расширение круга как товаров, так и потребителей).

в) Маркетинговые программы, устанавливающие на основе стратегических решений, что, для кого производить и как реализовывать, включая для каждого из товаров следующие факторы и показатели: сводку общих конкретных показателей (объемы услуг и продукции, прибыль, сумму бюджета); характеристику текущей маркетинговой ситуации (объем и сегменты рынка, потребители, среда, конкуренция, факторы сбыта); риски (опасности и проблемы) — как коммерческие, так и для реализации учреждений и организаций СКС; стратегию маркетинга (товарная, ценовая, бытовая, стимулирования и мотивация среды и персонала); программу действий (кто, когда и что должен делать); баланс бюджета затрат и меры по оптимизации прибылей (доля рынка, прогноз объема продажи и прибылей); в порядок контроля сбыта, доли рынка, отношения клиентов, рентабельности в разбивке по товарам, сегментам рынка, территориям, режим маркетинга. Схема планирования маркетинга:

– анализ состояния – комплексное исследование и ситуационный анализ;

– оценка возможностей – анализ возможностей и опасностей, анализ сильных и слабых сторон;

– стратегическое планирование – стратегия развития и выбор целевого рынка;

– тактическое планирование – товар (услуга) и распределение товара;

– прогнозирование продаж – цена и продвижение товара (услуг);

– определение затрат – маркетинговое исследование рынка и информация и реклама;

– контроль (маркетинговая ревизия) – расходы на маркетинг и полученная прибыль.

Стратегии и маркетинговые программы конкретизируются в текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности.

Разрабатываемые планы и программы определяют цели, задачи деятельности, пути и способы их решения и реализации, а значит необходимость определенных затрат ресурсов, организационные изменения, новые требования к кадрам, системе контроля и т. д. Именно поэтому планирование — центральное звено современного маркетинга. Меняются цели и задачи — меняется структура, содержание, способы управления, а нередко и менеджеры и персонал.

Особенности менеджмента в социально-культурной сфере

Менеджер социально-культурной деятельности – это профессионал с высоким уровнем общей культуры и эрудиции, изучающий такие дисциплины, как менеджмент и маркетинг, предпринимательство и экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, социально-культурные технологии и культурное наследие, мировая культура и литература, история искусств и психология, педагогика и имиджелогия, реклама и этикет, иностранные языки.

В общественной практике социально-культурная деятельность очень многообразная область, основанная на важных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом ее становится человек. Именно он – объект просвещения и социализации, воспитания и инкультурации, основной заказчик эстетизации среды обитания и потребитель культуры.
Менеджер социально-культурной деятельности призван управлять отбором, хранением, производством и распространением культурных ценностей. Если это работа в каком-либо регионе, то он должен поддерживать местную культурную самобытность и сохранять историко-культурное наследие, язык и национальные традиции.

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в различных отделах и комитетах культуры, быть администратором всех уровней, менеджером различных учреждений. Данные специалисты также отвечают за культурно-досуговую деятельность. Они владеют специальными знаниями (социальная педагогика, психология, история, теория и методика культурно-досуговой деятельности) и педагогическими секретами организации досуга.

В условиях рынка социально-культурная деятельность приобретает еще более вариативный характер. Быстро развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений социокультурного сервиса с ночными клубами, казино, развлекательными, информационными, культурно-досуговым и центрами и т.д., открылись многообразные организационно-правовые и экономические возможности развития социокультурных моделей деятельности.

Управление социокультурной деятельностью. Говоря языком экономическим, спрос и предложение, в конечном счете, стимулирует, а иногда и сдерживает создание и освоение культурной продукции, что объясняет характер изменений в управлении социокультурной деятельностью.

Следовательно, управление социокультурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут быть непосредственными – материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными – бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах открытости культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Собственно и термин управление мало гармонизирует с понятиями духовность, культурные ценности, нормы, идеалы, то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.

Управление социокультурной деятельностью – это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оптимальном сближении традиционных и инновационных подходов в развитии культуры, которые заключаются в: ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организации социокультурной жизни, не исключающей значимости религии и мифологии в духовной сфере;

– значении выделенной персональности, и, вместе с тем, использовании имеющихся форм коллективности;

– сочетании мировоззренческих и инструментальных ценностей;

– демократическом характере власти, признающей авторитеты в политике;

– сочетании психологических характеристик человека традиционного и современного общества;

– эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации человека.

Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в современном российском обществе идет активный процесс аккультурации – социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:

1. Анализ обстановки, определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия – соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.

· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.

· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.

2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).

3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.

4. Проведение мероприятия. Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.

5. Анализ мероприятия. Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Информационный механизм

Данное понятие представляет собой совокупную систему, с помощью которой устанавливается взаимодействие между структурными подразделениями учреждения культуры. Осуществляется данный процесс благодаря принятым управленческим решениям по самым различным кадровым, коммерческим и хозяйственным вопросам. При этом в информационном менеджменте в сфере культуры, как и во всех других областях, используется соответствующий документооборот. Деловые бумаги позволяют обеспечить тесную взаимосвязь таких звеньев работы организации, как планирование, контроль, учет и отчетность.

Объекты арт-менеджмента

Управление учреждениями культуры относится к самостоятельным видам профессиональной деятельности. Менеджер, который является ее субъектом, осуществляет управление хозяйственной работой организации либо в целом, либо в конкретной ее сфере. Такая деятельность и является объектом арт-менеджмента. Управление при этом осуществляется над совокупностью взаимосвязанных между собой структурных подразделений, выполняющих различные функции. Это сектора, отделы, департаменты и т.д. Они также являются объектами арт-менеджмента. Их управление осуществляется с целью максимально эффективного решения задач, которые выдвигаются перед организацией.

Субъект управления

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены теми специфическими понятиями, которые имеют место в данном явлении. Причем знакомство с ними позволяет понять сущность, специфику, функции и механизм этого вида управления. К таким параметрам относится, прежде всего, субъекты управления. Ими являются:

  1. Продюсер. Это предприниматель, который ведет свою деятельность в сфере искусства и культуры. Основная цель работы продюсера заключена в создании конечного продукта, который будет востребован аудиторией. Такой человек является организатором-создателем, а также посредником, находящимся между публикой и творцом.
  2. Менеджер культуры. Этот специалист является профессиональным управленцем. Он руководит работой предприятия, производством, карьерой исполнителей и автора, процессом создания ценностей художественного плана, а также их дальнейшим продвижением на арт-рынок. Его можно назвать организатором-исполнителем.
  3. Арт-менеджмент. Под этим термином понимается управление, осуществляемое в области культуры. Арт-менеджмент в большинстве своих направлений имеет много общего с традиционным менеджментом услуг. Этот специфический продукт, неважно, произведен он учреждением культуры или коммерческой организацией, невозможно попробовать, продемонстрировать, оценить и увидеть до его получения. Ведь услуги более всего связаны с такими феноменами сознания, как понимание, восприятие, переживание, мышление и т.д. И при этом они в большинстве своем не подлежат хранению. Производство услуг в сфере культуры, как правило, совпадает по времени с их потреблением. Примером тому может служить просмотр кинофильма или спектакля, прослушивание концерта и проч. Кроме этого, в отличие от тех вещей, которые являются продуктами материального производства и уничтожаются в процессе их потребления (овощи съедаются, обувь изнашивается и т.д.), культурные ценности способны постепенно нарастить свою значимость. Она будет увеличиваться по мере того, как большее количество людей прочтет книгу, увидит картину, услышит концерт и т.д. Важнейшие особенности менеджмента в сфере культуры заключены в том, что финансирование этой сферы является результатом, как правило, привлечения денег спонсоров, благотворительных организаций, органов власти, распределяющих бюджетные средства и т.д., а вовсе не коммерческой деятельности. Даже в пресловутом шоу-бизнесе доходы, получаемые от реализации билетов, не превышают 15% бюджета гастролей. Все остальные средства выделяются спонсорами. Да и сами гастроли чаще всего организуются для рекламы нового альбома или диска.

Сходства между этими субъектами арт-менеджмента заключены в том, что оба они управляют, принимают необходимые решения, а также обладают юридической и финансовой грамотностью. Помимо этого, продюсер и менеджер культуры работают с людьми, несут ответственность за конечный результат, и должны иметь соответствующие личностные качества, так как от этого будет напрямую зависеть их профессиональный успех.

Но есть у этих субъектов и некоторые различия. Заключены они в том, что продюсер отвечает за риски, берет на себя обязательства, данные перед инвесторами. Менеджер же занимается только организацией проекта.

Кадровая политика

Сфера культуры обладает своими ресурсами воздействия. Ими служат кадры, отличающиеся большим потенциалом творческой энергии. Причем направлена она на коллективное созидание и активное преобразование социально-культурной среды общества.

люди танцуют

Кадровый механизм менеджмента в сфере культуры является персонал-ориентированным. Он является системой активизации деятельности, а также поиска новых направлений, способствующих повышению качества конечного продукта.

Современные технологи, используемые в кадровом механизме менеджмента в сфере культуры, позволяют создать общность интересов коллектива. Без этого управление людьми будет неэффективным.

На сегодняшний день в кадровой политике любой организации рассматривается три вида теорий. Их идеи и применяются при управлении персоналом. Среди таких теорий находятся:

  • классические;
  • человеческих отношений;
  • людских ресурсов.

Рассмотрим их подробнее.

  1. Классические теории наиболее активно начали внедряться в период с 1880 г. по 1930 г. Их авторами являлись А. Файоль, Ф. Тейлор и Г. Форд, М. Вебер и некоторые другие ученые. Классические теории указывали на то, что основная задача управления, которая позволяет сделать его максимально эффективным, состоит в четком разграничении должностных обязанностей руководителя и его подчиненных, а также в донесении конкретных идей высшего звена менеджеров до непосредственных исполнителей. Каждый человек в этом случае воспринимался как отдельный элемент данной системы. Согласно идеям классических теорий, труд большинству работников не приносит удовлетворения. Именно поэтому они должны находиться под строгим контролем руководителя.
  2. Теории о человеческих отношениях. Их стали применять в менеджменте с конца 1930-х годов. Авторами подобных концепций стали Э. Майо, Р. Блейк, Р. Пикарт. Впервые было признано, что все люди стремятся быть значимыми и полезными. Каждый человек испытывает желание интегрироваться в общем деле и быть признанным как личность. Именно эти потребности, а не уровень заработной платы, мотивируют индивида к труду. При принятии такой концепции управление должно ориентироваться на снятие напряженности, на малые группы, утверждение принципов коллективизма и устранение конфликтов. Основной задачей руководителя при этом является способствование созданию ощущения у людей их необходимости и полезности. Менеджеру важно информировать подчиненных, учитывать выдвинутые ими предложения, которые позволят быстрее достигнуть целей организации, а также предоставлять трудящимся некоторую самостоятельность, поощряя их самоконтроль.
  3. Теории, касающиеся человеческих ресурсов. Авторы этих концепций – Ф. Гериберг, А. Маслоу, Д. Макгрегор. Подобное видение кадровой политики менеджмента начало складываться с 1960-х годов 20 в. Авторы этих теорий исходили из идеи о том, что труд доставляет удовлетворение большинству работников. Именно поэтому люди способны к самостоятельности, к личному самоконтролю, к творчеству, и выражают стремление внести личный вклад в достижение целей, поставленных перед организацией. Основная задача руководства при этом заключается в более рациональном использовании имеющихся в его распоряжении человеческих ресурсов. У менеджера высшего звена в связи с этим имеется потребность создавать в коллективе такую обстановку, которая бы позволила максимально проявляться способностям каждого работника. Все члены коллектива должны быть привлечены к решению важнейших проблем и обладать самостоятельностью и самоконтролем.

Начиная с конца 1990-х управление персоналом начало приобретать предпринимательскую и инновационную направленность. Главным при этом стало совместное мышление и солидарный стиль. Возникло такое понятие, как «предприимчивый человек». Оно стало основной характеристикой члена коллектива.

При обучении менеджменту в сфере культуры все эти теории необходимо внимательно рассмотреть, впоследствии применяя на практике ту из них, которая позволит решить стоящую перед коллективом задачу. Стоит также учитывать, что деятельность кадров культуры направлена на осуществление создания творческого художественного продукта. Такие направления, как менеджмент и маркетинг в сфере культуры, персоналу уделяют особое внимание. С одной стороны, актеры и музыканты являются людьми, создающими художественные ценности, а с другой – в качестве сотрудников участвуют в процессе реализации этих специфических услуг (экскурсоводы, библиотекари и т.д.). Именно от того, каково мастерство первых и профессионализм вторых, зависит уровень удовлетворенности потребителей. В связи с этим к персоналу учреждений социально-культурной сферы предъявляются такие требования, как обладание креативностью, высокая квалификация, компетентность, доброжелательность, вежливость, инициативность и др.

Профессия – менеджер социально-культурной деятельности:стимулирование социальной активности и распространение культурных ценностей!

Менеджер социально-культурной деятельности – это профессионал с высоким уровнем общей культуры и эрудиции, изучающий такие дисциплины, как менеджмент и маркетинг, предпринимательство и экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, социально-культурные технологии и культурное наследие, мировая культура и литература, история искусств и психология, педагогика и имиджелогия, реклама и этикет, иностранные языки.

Менеджер социально-культурной деятельности
В общественной практике социально-культурная деятельность очень многообразная область, основанная на важных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом ее становится человек. Именно он – объект просвещения и социализации, воспитания и инкультурации, основной заказчик эстетизации среды обитания и потребитель культуры.
Менеджер социально-культурной деятельности призван управлять отбором, хранением, производством и распространением культурных ценностей. Если это работа в каком-либо регионе, то он должен поддерживать местную культурную самобытность и сохранять историко-культурное наследие, язык и национальные традиции.

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в различных отделах и комитетах культуры, быть администратором всех уровней, менеджером различных учреждений. Данные специалисты также отвечают за культурно-досуговую деятельность. Они владеют специальными знаниями (социальная педагогика, психология, история, теория и методика культурно-досуговой деятельности) и педагогическими секретами организации досуга.

Необходимые качества менеджера социально-культурной деятельности

– эрудированность;
– умение аргументировать свое мнение и работать с аудиторией;
– оригинальность и нестандартность мышления;
– умение управлять людьми и работать в команде;
– активная жизненная позиция и высокая работоспособность;
– настойчивость и решительность;
– умение выстроить отношения с любым человеком на любой психологической дистанции;
– понимание правил поведения в обществе, стремление повлиять на общий уровень культуры;
– умение организовать и оптимизировать рабочий процесс;
– умение выстраивать стратегию поведения на далекую перспективу.

Описание профессии

Участвует в управлении культурно-досуговой организацией или комплекса культурно-досуговых объектов. Планирует и организует деятельность культурно-досуговой организации. Изучает потребительский спрос на услуги в сфере досуга, собирает информации о качестве и объеме услуг культурно-досугового характера. Анализирует эффективность деятельности культурно-досуговой организации.

Описание

Содержание труда

Менеджер – это специалист по организации управления. Социально-культурная деятельность включает в себя два направления: экономику и управление в социально культурной сфере и социальную педагогику. Специалисты трудятся в сфере управления учреждениями культуры и искусства. Специалисты первого направления осуществляют организацию досуга различных возрастных групп. Предположительные места работы: районные дома культуры, сельские клубы, парки, школы искусств, народные театры, дома творчества, детские клубы. Специалисты второй специализации работают в сфере организации свободного (внешкольного, внеклассного, внеучебного) времени детей и подростков.

Это организаторы культурно-досуговой деятельности во дворцах и домах творчества, на станциях юных техников и юных натуралистов, в оздоровительно-спортивных лагерях, в клубах по месту проживания, в домах и дворцах культуры и т.п. Специалисты данной специализации владеют знаниями в области социальной педагогики и психологии, истории, теории и методики культурно-досуговой деятельности, владеют педагогическим секретами организованного досуга, готовы стать воспитателями и наставниками учащейся молодежи. Работает, как правило, в помещении, имеет ненормированный рабочий день. Свойственно нервное перенапряжение (умственное и психологическое).

Должен знать

Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности; менеджмент социальной сферы; маркетинг; бухучет и делопроизводство; культурологию; психологию.

Профессионально важные качества

  • абстрактно-логическое мышление;
  • умение анализировать;
  • концентрация, распределение и переключение внимания;
  • образная кратковременная и долговременная память, объем памяти;
  • творческое воображение;
  • умение четко излагать, формулировать мысли и задачи;
  • эмоциональная устойчивость, активность, общительность, сила воли, умение владеть собой в трудных ситуациях;
  • хорошие коммуникативные и организаторские способности;
  • уверенность, доминирование в общении;
  • умение управлять людьми, пунктуальность.

Медицинские противопоказания

  • нервной системы;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • гипертонической болезнью;
  • желудочно-кишечного тракта тяжелой формы;
  • органов слуха, зрения.

Пути получения профессии

Высшие и средние специальные учебные заведения.

Родственные профессии

Специалист по сервису и туризму, социальный педагог, педагог-организатор, руководитель культурно-досуговых программ.

Обязанности Менеджера Культуры

Менеджеры в области культуры разрабатывают и организуют культурные и развлекательные мероприятия, совместно с ответственными органами планируют содержание и ход мероприятий и привлекают докладчиков. Также важно получать финансирование, вести переговоры с клиентами и спонсорами и получать предложения. Менеджеры по культуре создают бюджетное планирование, разрабатывают рекламные материалы и заботятся о помещениях и оборудовании. Они поддерживают художников и являются контактными лицами для клиентов и внешних поставщиков услуг. В управлении культуры они разрабатывают культурные программы в сотрудничестве с местной культурной ареной, управляют культурными центрами и сотрудничают в разработке мер по дальнейшему образованию региональных учреждений.

Связи с общественностью и культурный маркетинг могут попадать в сферу их деятельности, а также концепция и дизайн веб-сайтов или координация сетевых систем бронирования для сценических, концертных и развлекательных программ, выставок или других культурных мероприятий. Например, в области культурного и развлекательного образования они предлагают творческие и художественные курсы или организуют экскурсии с гидом по выставкам, музеям и т.п. В планировании выставки или в управлении выставкой они способствуют составлению и, возможно, покупке экспонатов, оформлению и продвижению выставок.

Основные задачи

Проблемы менеджмента в сфере культуры состоят в миссии большинства таких организаций и в специфике их деятельности. Несмотря на то что подобные учреждения обладают разной ведомственной принадлежностью и статусом, они в большинстве своем являются некоммерческими. Их главной целью является не получение прибыли, а достижение таких духовных целей, как просвещение, образование, творческое развитие, воспитание и т.д. Например, миссия библиотеки заключена не только в создании уникального информационного ресурса, но и в формировании коммуникативной и креативной площадки в регионе.

В связи с этим работа арт-менеджеров находится в прямой зависимости от направления деятельности учреждения и от финансовой поддержки со стороны государства. Основной задачей руководителя при этом является грамотное использование и освоение имеющихся ресурсов, что позволит реализовать цели культурной деятельности и обеспечить миссию учреждения. При этом сопутствующей (второстепенной) целью управленца может стать получение материальной прибыли. Решать эту задачу можно по-разному.

кораблики на волнах

Как добиться эффективности менеджмента в сфере культуры? Как применить управленческие инструменты грамотно? Для этого руководителю учреждения искусства необходимо принять во внимание сферу культуры, виды деятельности организации и особенности менеджмента. В процессе работы непременно следует учитывать:

  • Ключевую миссию искусства.
  • Направленность отрасли именно в этом секторе культурной деятельности.
  • Специфику определенного сегмента рынка (образование, досуг и т.д.), а также целевую аудиторию (молодежь, дети, туристы).

Если рассматривать кратко особенности менеджмента в сфере культуры, то можно говорить о его основной миссии, которая заключена в создании экономических и организационных условий, способствующих саморазвитию культурной жизни. Причем не менее этих границ и не более их. В этом и состоит основная специфика арт-менеджмента.

Неудивительно, что на сегодняшний день государство рассматривает сферу культуры не только в качестве создателя и хранителя художественных ценностей. Она является для бюджета важным сектором экономики. Он обеспечивает занятость населения, дает прирост поступления в казну финансов в виде налогов от своей деятельности, а также развивает такие высокодоходные направления, как производство видео- и аудиопродукции, промышленный дизайн, фото и т.д. В этом заключен экономический механизм данной сферы. Для его максимального использования в последнее время культура стала все более увязываться с внешнеэкономической, структурной, социальной и промышленной политикой.

Первая особенность менеджмента в сфере культуры

Особенности менеджмента в сфере культуры  обусловлены во многом характерной для соответствующих учреждений миссией и спецификой осуществляемой ими деятельности. Несмотря на разную ведомственную принадлежность или разный статус учреждений культуры, в миссии каждого из них будет общий фундамент.

Первая особенность менеджмента в сфере культуры заключается в целях работы учреждения культуры, которые определяют и направленность его деятельности.

Большинство учреждений культуры являются некоммерческими. Следовательно, их главная цель состоит не в получении прибыли. Деятельность учреждений культуры предполагает достижение скорее духовных, нежели материальных целей – образование, просвещение, воспитание, творческое развитие, благотворительность и пр.  Например, миссией библиотеки может быть не только создание уникального информационного ресурса в регионе, но и формирование креативной и коммуникативной площадки на данной территории.Иными словами, миссия учреждений культуры включает в себя нравственное и интеллектуальное совершенствование человека, формирование духовной культуры общества, развитие творческого начала личности. В связи с этим, особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены соответствующими направлениями работы данных учреждений. Стратегической задачей менеджмента учреждения культуры является грамотное освоение и использование его ресурсов для реализации  целей культурной деятельности и обеспечения миссии учреждения культуры.

менеджмент в сфере культуры_6

элитарная культура_искусство

менеджмент в сфере культуры_8
Однако помимо достижения тех задач, для которых и существуют организации в данной сфере, все же второстепенной (сопутствующей) целью работы учреждения культуры может стать и материальная прибыль. Искусство менеджмента в данном случае является вдвойне важным. Как учреждению культуры реализовать свою миссию и в тоже время обеспечить финансовую прибыль для того, чтобы открыть дополнительные возможности и новые перспективы?Менеджеры учреждений культуры решают эту задачу по-разному. Для того, чтобы грамотно применить управленческие инструменты, менеджер социокультурной сферы должен руководствоваться следующими условиями:

  • ключевой миссией сферы культуры (например, духовное, творческое или интеллектуальное развитие общества и человека);
  • направленностью отрасли культуры, определяющей «правила игры» именно в этом секторе культурной деятельности (театральная деятельность, музейные проекты, образование в области искусства и пр.);
  • спецификой соответствующего сегмента рынка (досуг, образование, рекреация и пр.) и целевой аудитории (дети, туристы, молодежь и пр.).

Вторая особенность менеджмента в сфере культуры

Культурная деятельность многообразна, как было отмечено выше. Но в сфере культуры производятся, преимущественно, не столько материальные товары  (например, книги), сколько нематериальные, то есть услуги. Специфика производимых культурных услуг определяет, соответственно, и характер работы учреждения культуры. Особенности производства сферы услуг, а также характеристика культурных услуг и влияют на особенности менеджмента в сфере культуры.

Вторая особенность менеджмента в сфере культуры обусловлена свойствами культурных услуг как основного результата культурной деятельности.Культурная услуга – это результат культурной активности, или культурной деятельности в сфере культуры. Культурными услугами можно назвать библиотечное обслуживание, экскурсию по музею, показ кинофильма, предоставление возможности посещения выставки, концерт, театральную постановку, мастер-классы в доме народного творчества, обучение фольклорному искусству и пр.Когда мы вводит понятие «культурная услуга», то переходим скорее на прикладную позицию при взгляде на культуру и культурную (творческую, духовную, образовательную) деятельность. С помощью данного понятия мы имеем возможность предметно оценивать деятельность в сфере культуры, применять технологии менеджмента и маркетинга, анализировать и проводить мониторинг работы учреждений данной сферы.

особенности менеджмента в сфере культуры_8

особенности менеджмента в сфере культуры_10

особенности менеджмента в сфере культуры_9

Особенности менеджмента в сфере культуры, в данном случае, обусловлены следующими аспектами.

Во-первых, в сфере культуры особую важность приобретают люди, то есть персонал, который производит и реализует данные услуги. В культурной сфере, как ни в какой другой, многое зависит от того кто именно пишет, исполняет, трактует, режиссирует и так далее. Творческие люди составляют особенную часть социальных ресурсов, определяющих спрос на культурные услуги. А ведь им присущи и вдохновение, и творческий кризис, что также следует учитывать. Вместе с тем, приходя в музей или библиотеку, дом культуры или школу искусств мы повсюду встречаем тех, кто сопровождает процесс предоставления услуги, и в силах этих людей повлиять на ее содержание.

Во-вторых, как следует из первого пункта, в менеджменте услуг особое значение приобретает качество услуги. Одна из существенных характеристик культурных услуг заключается в том, что любая услуга обладает нестабильностью, изменчивостью качества. Одна и та же культурная услуга (например, исполнение музыкального произведения или обучение художественному мастерству) может быть оказана в разное время совершенно по-разному. Ведь культурные услуги невозможно складывать, перемещать или хранить. При этом качество услуг измерить непросто, поскольку в любом случае ее оценка будет субъективной. Кому-то нравится экспериментальная постановка в театре, а кому-то нет. И особенно это касается сферы культурных услуг, где помимо субъективности присутствует еще и момент творчества, индивидуальности, которые также сложно измеряемы.ценности_особенности менеджмента в сфере культуры_12
В-третьих, в сфере культуры производится и потребляется особый вид услуг, который связан с удовлетворением духовных потребностей человека и общества. Нередко для их производства требуется куда большая трудоемкость, чем, например, в сфере банковских, медицинских или других видов услуг. Культурный продукт, в отличие от многих других, тесно связан с процессами символизации, созерцания, рефлексии, эмоционального переживания, а также он имеет безусловную социальную значимость для людей. И, вместе с тем, культурные услуги многообразны, они объединяют в себе самые разные результаты культурной активности (например, образовательной и досуговой). Следовательно, в процессе управления культурными услугами необходимо учитывать данные свойства культурных услуг.

Третья особенность менеджмента в сфере культуры

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены, в том числе, характером рыночной среды, в которой не только реализуются продукты культурной деятельности, но и производятся. Организационная, координационная работа, а также управленческие технологии в менеджменте культурных услуг разнообразны вдвойне. И это связано со сложной конфигурацией рынка культурных продуктов.

Третья особенность менеджмента в сфере культуры является следствием специфики рынка культурных продуктов.

Специфику рынка культурных продуктов можно раскрыть исходя из следующих аспектов.

а) Особенности спроса и конкуренция. Современные условия деятельности учреждений культуры в рыночной среде делают необходимым учитывать в стратегиях управления тенденции спроса на те или иные культурные услуги. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности соответствующих учреждений. Без учета спроса и анализа конкурентов учреждение культуры может столкнуться с постоянным снижением числа посетителейб) Сегменты рынка. Рынок культурных услуг разнообразен, как следует из того, о чем говорилось выше. В связи с этим, культурные услуги являются частью не одного, а целого ряда рынков той или иной направленности. Прежде всего, услуги учреждений культуры будут востребованы в рамках таких сегментов рынка, как досуговый, развлекательный, образовательный, рекреационный и пр. Однако, конкурировать данным учреждениям часто приходится с коммерческими организациями. Именно поэтому учреждению культуры требуются гибкие и адаптивные инструменты менеджмент.в) Рынок доноров и рынок сбыта.

Учреждения культуры балансируют среди двух основных векторов рынка. Первый вектор направлен на то, чтобы привлечь дополнительные ресурсы для производства культурных услуг. Источником таких ресурсов, как правило, являются доноры учреждения, среди которых спонсоры, грантодатели, партнеры и пр. Тогда как второй вектор, наоборот, направлен на искусство реализации культурных услуг. Например,  организация выставки может быть поддержана местной властью или благотворительным фондом (рынок доноров), тогда как целевая группа, для которой она будет реализоваться, является совершенно иной (школьники, или горожане, или гости города и так далее).

дом культуры_3

особенности менеджмента в сфере культуры_11

знаки_культура_искусство_театр

Специфика рынка, в связи с этим, является ключевым основанием для маркетинговых решений учреждения культуры: создание определенных культурных услуг, креативные способы их реализации, позиционирование, продвижение услуг и т.д.

Четвертая особенность менеджмента в сфере культуры

Сфера культуры относится к тем социально значимым сферам, в функционировании которых заинтересовано общество, а значит, и государство. Ежегодно в федеральном, региональном, муниципальном бюджете закладываются финансовые средства на содержание и поддержание не только школ, больниц или спортивных объектов, но и учреждений культуры  – театров, библиотек, фольклорных центров, школ искусств, домов культуры, филармоний, музеев и так далее. Поскольку культурные учреждения, преимущественно, некоммерческие, то без государственного финансирования сфера культуры не смогла бы осуществлять свою деятельность. И такая ситуация не только в России, но и во многих других странах.

Четвертая особенность менеджмента в сфере культуры обусловлена тем, что данной сфере постоянно требуется поддержка государства. 

Однако отношения между государством и сферой культуры могут быть разными, и это зависит от принципов и направлений культурной политики государства или региона. Государство может финансово поддерживать все отрасли культуры, но одновременно может сосредоточить свое внимание на особенно важных культурных проектах или видах культурной деятельности. Нередко государство во многих странах с особым вниманием относится к проблеме сохранения уникальных, выдающихся памятников культурного наследия. Поэтому данное направление деятельности  сферы культуры финансируется государством стабильно.С другой стороны, государство нередко инициирует финансовые программы в рамках самых разных отраслей культуры (например, для развития кинематографа, для поддержки талантливой молодежи в области музыкальной культуры, для создания инновационных культурных проектов и так далее). В данном случае культурная политика государства является дифференцированной. И менеджеру социокультурной сферы важно владеть постоянно меняющейся информацией о поддерживаемых направлениях культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

сфера культуры_управление_культурное наследие_памятники

Между тем, в разных странах отношения между государством и сферой культуры выстраиваются в целом аналогично, но на иных принципах. Так, в некоторых странах (например, в США), государство самостоятельно не финансирует деятельность культурных учреждений. Государство путем обеспечения налоговых льгот бизнесу, активно привлекает для финансовой поддержки музеев, школ искусств, театров и т.д. частные лица и организации, которые субсидируют их деятельность. Такое взаимодействие является взаимовыгодным для государства, бизнеса и сферы культуры. Однако реализация такой модели культурной политики может быть успешной лишь при благоприятных условиях для развития бизнеса, включая малый и средний бизнес.

Пятая особенность менеджмента в сфере культуры

Тот факт, что сфера культуры является дотационной и зависимой от принципов культурной политики государства, не ограничивает спектр работы менеджеров соответствующих учреждений. Современные учреждения культуры активно реализуют не только коммерчески выгодные культурные услуги, что является дополнительным финансовым ресурсом их деятельности. Многие и наиболее успешные из них эффективно используют альтернативные способы ресурсного обеспечения и тем самым привлекают дополнительные средства для своей работы.

Пятая особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что в данной сфере существует необходимость привлечения дополнительных ресурсов.

Как было сказано выше, источники дополнительного ресурсного обеспечения культурной деятельности в менеджменте сферы культуры, принято называть донорами. В качестве таких доноров могут быть самые разные структуры, организации, частные лица и многие другие, кто может и способен оказать любую форму поддержки.Как показывает практика, источниками дополнительных ресурсов современных учреждений культуры чаще всего выступают:

  • представители крупного и среднего бизнеса, частные предприниматели, которые могут оказывать как финансовую поддержку (например, спонсорская помощь), так и материальную (покупка оборудования или аренда зала).
  • органы местной власти, субсидируя определенные культурные проекты (например, поддержка проведения театрального фестиваля, музыкального конкурса, выставки детских работ и т.д.).
  • средства массовой информации, возможность которых состоит в том, что они способны оказать существенную информационную поддержку (например, реклама культурного проекта)
  • волонтеры, привлечение которых в самые разные направления культурной деятельности набирает популярность сегодня;
  • социальные партнеры (среди них не только другие учреждения культуры, но и школы, ВУЗы, спортивные объекты и пр.), благодаря сотрудничеству с которыми происходит существенная экономия затрачиваемых ресурсов.

Искусству привлечения дополнительных, негосударственных ресурсов для некоммерческих организаций посвящен особый вид деятельности, который называется «фандрайзинг». С помощью фандрайзинга учреждения культуры имеют возможность регулярно использовать средства доноров для повышения эффективности своей работы.Ниже мы представили таблицу «Особенности менеджмента в сфере культуры», где обобщена информация, которая изложена в данной статье.

Таблица «Особенности менеджмента в сфере культуры»

Особенности менеджмента в сфере культуры_13

Профессиональное образование и обучение

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена. Высшее образование – бакалавриат, магистратура. Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. 

  • Возможность получения образования

    Профессиональное обучение (образование) по профессии “менеджер культурно-досуговых организаций клубного типа, парков культуры и отдыха, городских садов, других культутно-досуговых организаций” могут пройти (получить) лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования, в образовательных организациях высшего образования и в организациях дополнительного профессионального образования.

Где работают Менеджеры Культуры

Менеджеры по культуре находят работу, например:

  • у театральных и концертных организаторов
  • в музеях
  • в отделах культуры, офисах, ассоциациях по культуре
  • на радио и телевидении
  • в парках развлечений и отдыха, на спортивных мероприятиях (в управлении событиями)
  • у издателей
Источники

  • https://FB.ru/article/464484/menedjment-v-sfere-kulturyi-ponyatie-spetsifika-osobennosti-i-problemyi
  • https://mylektsii.ru/10-112085.html
  • https://studopedia.net/7_25597_osobennosti-menedzhmenta-v-sotsialno-kulturnoy-sfere.html
  • http://sociodiagnostika.info/profession/profession-manager-socio-cultural-activities/
  • https://usart.ru/moskovskij/rabochie-specialnosti/menedzher-kul-turno-dosugovyh-organizaciy-klubnogo-tipa-parkov-kul-tury-i-otdyha-gorodskih-sadov-drugih-analogichnyh-kul-turno-dosugovyh-organizaciy/
  • https://profvibor.ru/catalog/?SECTION_ID=143&ELEMENT_ID=2948
  • https://StudyInFocus.ru/profession/kulturmanager/
  • https://okulture24.ru/osobennosti-menedgmenta-kultury/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.