Другие 15.09.2020

Профессия Этнограф: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

53 мин.
Содержание
  1. Что означает слово «этнография»?
  2. Проблема названия науки
  3. Использование терминов "этнография" и "этнология"
  4. Что такое этнография?
  5. Что изучает этнография?
  6. Каковы задачи этнографии?
  7. Этнография и история
  8. Ранняя история науки
  9. Средневековье
  10. Эпоха Великих географических открытий
  11. Развитие этнографической науки в XVIII—XIX вв. Мифологическая школа
  12. Культурно-историческая (культурно-антропологическая), диффузионизм
  13. Эволюционная школа
  14. Возникновение этнографии
  15. Два объекта этнографии
  16. Этнография и этнология
  17. Проблема понятия «этнос» в этнографии
  18. Методы этнографии
  19. Предметы изучения этнографии
  20. Народы
  21. Различия между нациями
  22. Орнаменты
  23. Песни
  24. Одежда
  25. Сказания
  26. Мифы
  27. Этнические особенности
  28. Антропологическая классификация
  29. Лингвистическая классификация
  30. Хозяйственно-культурные типы
  31. Этнография в Германии
  32. Особенности развития этнографической науки в Великобритании
  33. Французская социологическая школа
  34. Школа Франца Боаса
  35. Функциональная школа. Функционализм
  36. Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К. Юнга
  37. Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
  38. Этнопсихологическая школа в США
  39. Развитие науки этнографии в России
  40. Этнология и расовые теории
  41. Советская школа в этнографии
  42. Неоэволюционизм
  43. Структурализм
  44. Связь этнографии с другими науками
  45. Историко-культурные области
  46. Этнография и антропология
  47. Музыкальная этнография
  48. Этнография - социальная дисциплина
  49. Этнография и экология
  50. Этнография и социология
  51. Этнография и философия
  52. Этнография и психология
  53. Этнография и политика
  54. О профессии Этнолога
  55. Навыки и знания
  56. Этнограф: чему посвящены исследования?
  57. Чем занимается этнограф?
  58. Функциональные обязанности специалиста
  59. Требования к личности этнографа
  60. Кому подойдет профессия
  61. Кому не подойдет профессия
  62. Плюсы и минусы профессии
  63. Как стать этнографом
  64. Учеба и ЕГЭ
  65. Карьера и место работы
  66. Профессия этнограф
  67. Особенности карьеры

Что означает слово «этнография»?

Рассмотрение сути этнографии следует начать с этимологии термина. Понятие происходит от двух греческих слов – ἔθνος (народ) и γράφω (писать, описание), что означает «описание народов». Долгое время этот термин использовался только в России, тогда как в других странах его заменяли схожими понятиями «этнология» и «антропология».

В 1990 году в Алма-Ате прошла Всесоюзная конференция, в рамках которой участники унифицировали данные термины и стали официально называть этнографию этнологией. Тем не менее, первоначальное понятие сохранилось до наших дней и активно используется во всех сферах жизни.

Проблема названия науки

Кандидат исторических наук Владимир Серафимович Бузин отмечает, что в 1991 году произошло разделение названия. В одних академических центрах оставлен термин «этнография», в других «этнология». Учёный пишет:.”..В самой западной науке нет единого наименования для этой сферы знания…Более того, если строго подходить к названию науки, то культурная или социальная, антропология не имеет права на существование как наука, изучающая народы земли, поскольку в её названии отсутствует необходимый для определения содержания науки термин — этнос”

Между тем, работы по «модернизации» этнографии не останавливаются. Так в Омском государственном университете проходит программа по «новому» курсу: «Социальная антропология».

Использование терминов “этнография” и “этнология”

что изучает этнография как наука

Следует отметить, что деление всех народов на исторические и природные, высшие и низшие большинство ученых все-таки не приняли. Они справедливо полагали, что есть лишь одна наука – история, которая делится на 2 раздела: историю человеческого общества и историю природы. Первая началась тогда, когда человечество выделилось из животного мира. Она определяется общими законами развития общества. Таким образом, разделение народов на природные и исторические не имеет научных оснований. Однако термин “этнология” все-таки закрепился на Западе за наукой о народах. В России же для ее обозначения используется обычно понятие “этнография”. Тем не менее следует отметить, что в эти термины и в России, и на Западе вкладывалось одинаковое содержание: именно изучение, а не описание народов, живущих на Земле.

На прошедшей в Алма-Ате Всесоюзной конференции в 1990 году было решено унифицировать термины, которые обозначают науку о народах. Этнография в нашей стране также начала официально называться этнологией. Однако термин “этнография” сохранился. Сегодня мы говорим “этнографические музеи”, “этнографические экспедиции” и др. Таким образом, этнология и этнография – это два термина, служащие для обозначения науки о народах.

Что такое этнография?

Этнография – это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей.
Профессия Этнограф: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
В процессе сравнения исторических фактов с современными данными этнографы получают возможность воссоздать картину происхождения и существования этносов, а также описать их культуру, традиции и обычаи.

Несмотря на то что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством.

Основной метод этнографии – полевые исследования, то есть непосредственное наблюдение за нравами и бытом народов, а также их взаимоотношениями с последующим анализом и соответствующими выводами. Полевая этнография предусматривает два вида исследований – стационарное и экспедиционное.

В первом случае ученые долгое время живут среди изучаемого народа, что позволяет им глубже узнать их духовную и материальную культуру. Во втором случае этнографический материал собирается путем поездок в регионы, где проживает изучаемый этнос.
Профессия Этнограф: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Независимо от типа, исследование проводится путем опросов местного населения, анкетирования, интервью или непосредственного наблюдения как со стороны, так и с участием в жизни социума.

Что изучает этнография?

В сознании многих людей этнография ассоциируется с изучением примитивных народов, аборигенов или древних этносов. На самом деле она исследует жизнь этнических сообществ независимо от их географического пребывания или исторической эпохи.

Хотя основным предметом науки являет народ, изыскания этнографов можно разделить на несколько направлений. В основу исследований входит изучение материальной и духовной культуры народов, а также последовательность их развития от зарождения до современного времени.

Кроме того, этнография изучает социальную организацию этноса, становление его социальных институтов, занятия, виды деятельности, семейные отношения. Иными словами, этнограф получает полную и всестороннюю картину жизни изучаемого сообщества, а на основании его работ исследования продолжают специалисты других исторических дисциплин – лингвисты, фольклористы, антропологи, социологи.

Каковы задачи этнографии?

Главная задача этнографии как науки – полноценное изучение этноса с выявлением особенностей его происхождения и развития. С этой целью этнографы составляют подробные карты расселения народов, их передвижения с одной территории на другую, распространение культуры (языка, обычаев).
Профессия Этнограф: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Опираясь на собственные знания и опыт, ученые получают возможность проводить анализ изучаемых этносов и делать прогнозы относительно этнополитических процессов в будущем.

Этнография и история

что изучает музыкальная этнография

Прежде всего, знание их предоставляет нам возможность решать вопросы о его происхождении, историческом развитии. История народа написана на этнографическом материале. Ее следует уметь прочесть. Культурно-бытовые особенности всегда тесно связаны с политическими, экономическими, экологическими факторами. Поэтому весь культурно-бытовой комплекс меняется, когда происходят изменения данных факторов. Следовательно, зная быт и культуру народа, можно говорить о природно-географических и социально-экономических условиях, в которых он существовал. Все это очень важно для понимания корней его происхождения, а также развития. Благодаря тому, что этнография решает все эти вопросы, ее можно считать исторической наукой. Именно к таковой и относится она по классификационному статусу.

Ранняя история науки

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:

Геродот описывает одну за другой страны, подвластные персидскому царю, говорит об их народах, добросовестно пересказывая все, что ему о них известно: их происхождение (главным образом по легендам), образ жизни, религия, обычаи… В целом Геродот, и как историк, и как географ, и как излагатель обильных этнографических сведений, знаменует собой некий переходный этап — от стиля наивно безыскусственного летописания к научному исследованию; от доверчивого пересказывания мифов — к рационалистической их критике.

Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.

Важные этнографические источники сообщают историки римского времени : Полибий, Страбон, Павсаний, Демокрит и «отец медицины» Гиппократ, где он объясняет различия между народами географической средой:

Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду…

Очень важные работы оставил Г. Ю. Цезарь, так, например, в Записках о Галльской войне, полководец, рассматривая военный потенциал кельтов, сравнивает их с германскими племенами.

Публий Корнелий Тацит
Публий Корнелий Тацит

Богатейший этнографический материал собрал римский историк Корнелий Тацит. Уже в своих ранних работах историк пытается систематизировать увиденное — откуда, например, произошли народы Британии, чем объясняется их историко-этнографическое многообразие. Но, особенно важен труд «О происхождении германцев и местонахождение Германии», который С. А. Токарев называет: «Это буквально этнографическая монография, притом, видимо, самая ранняя в мировой литературе». Также следует отметить труды А. Марцеллина.

Средневековье

После падения Западной Римской империи (476 г.), центр науки перемещается на восток — к Византии, менее затронутой и пострадавшей от набегов. Данный период знаменуется произведениями таких авторов как Прокопий Кесарийский, который оставил ценнейшие источники о славянах , где даёт описание быта и культуры антов и склавинов, их расселение и внешний вид. В дальнейшем важные источники по истории оставили Иордан, Константин Багрянородный, Анна Комнин и другие.

Позже особую важность имеют источники описывающие Крестовые походы, а также средневековые западноевропейские хроники, например, Титмара, Адама Бременского и Гельмольда. По странам Востока можно выделить труды таких исследователей и путешественников как Юлиана — целью которого было узнать о судьбе венгров после нашествия монголов; Плано Карпини, написавшего известную «Историю монгалов» (Libbelus historicus); Рубрука («Путешествие в восточные страны»). Ценнейшую информацию оставил венецианец Марко Поло, 25 лет проживавшего в Китае и произведение которого «Книга Марко Поло» становится очень популярным в Европе.

Отдельно следует отметить русского путешественника Афанасия Никитина, оставившего после путешествия по Индии и Персии путевые записи, известные сегодня как Хождение за три моря.

Эпоха Великих географических открытий

Основная статья: Великие географические открытия

После открытия новых земель европейцами, таких как Африки южнее Сахары (Гвинейское побережье, Мадагаскар, Занзибар; Америки (от совр. Мексики и Перу, до районов Атлантического побережья и бассейна Миссисипи), появляются и первые этнографические данные о регионах. Следует отметить труды Педро Мартира «О Новом Свете», Г. Ф. Овиедо-и-Вальдеса, Диего де Ланда («Сообщение о делах в Юкатане») и другие.

Бернардина де Саагуна считают предшественником современных этнографов, ибо для него характерны тщательное изучение местного языка, разработка плана исследования, подбор информаторов, запись услышанного на языке информатора, критическое отношение к материалу. Он составил фундаментальное произведение «Общая история дел Новой Испании» (1547—1577), опираясь на сведения ацтеков.

Важным является, как отмечает С. А. Токарев, что несмотря на то, что в данный период появляется много известий о народах, которые ранее были или полностью неизвестны, либо данные по ним были скупы, многие европейские путешественники и миссионеры рассматривали туземцев крайне предвзято, а также, как, например, Диего де Ланда, уничтожали их культуру и письменность, считая языческой.

Развитие этнографической науки в XVIII—XIX вв. Мифологическая школа

На начальном этапе наиболее полными являются известия миссионеров. Так, иезуит Пьер де Шарльвуа первым отмечает такое явление, как тотемизм, а также матриархальную систему или её пережитки у многих племён Северной Америки. Менее насыщены данные по этнографии Южной Америки, где следует отметить труд Мартина Добрицгофера «Истории абипонов», на труды которого ссылались многие этнографы и который первый описал обычай «кувада».

Несмотря на то, что ещё в XVI веке некоторые европейские суда достигали Австралии и Океании, лишь в XVIII—XIX веках начинается систематическое изучение данных регионов (См.подр: История исследования Австралии, Океания). В 1700—1701 годах выходит книга Ле Гобиена «История Марианских островов», открытия острова Пасхи, а также сочинения Луи Антуана Бугенвиля. Интересный этнографический материал принесли и путешествия Дж. Кука и Жан-Франсуа Лаперуза. Происходит дальнейшее изучение Африки и Азии.

Именно в это время впервые используется кросс-культурный метод, хотя и в зачатковом состоянии. Впервые им воспользуется Ж. Лафито, Г. Форстер, Шарль де Бросс (вывел такое понятие как Фетишизм фетишизм, географические названия «Австралия» и «Полинезия»).

Важнейшей вехой является XIX век, в котором наряду с дальнейшим изучением народов вне Европы, начинается усиление к познанию своей самобытности, усилившееся после Великой французской революции. Особенно данные воззрения имели силу в раздроблённой Германии, где после оккупации Наполеоном I немецких земель нарастают патриотическая идеология и интерес к самобытной культуре своего народа. Одним из первых это озвучит И. Г. Фихте. Впоследствии появляются работы Ахима фон Арнима и К. Брентано — одних из первых собирателей народной песни, а также впервые (Арнимом), ввёдших такое понятие как «Volkskunde».

Целый этап связан с Якобом и Вильгельмом Гримм, собирателей сказок, которые они рассматривали с точки зрения индогерманизма, а также выделяли особенные немецкие сказки, например, о животных, считая их присущим только данном народу.

Воззрения братьев Гримм были первыми, которые обозначили зарождавшееся направление — Мифологическую школу.

Культурно-историческая (культурно-антропологическая), диффузионизм

 Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов
Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов

На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.

Одним из первых была концепция диффузионизма — от лат. diffusio — «растекание», «разлитие» — теория, по которой распространение культуры, ход исторического процесса зависел от контактов между народами, история человечества — это столкновения, заимствования, переносы культур.

Выделяются следующие школы этого направления:

  • Антропогеографическая школа — основатель Ф. Ратцель. Основной его заслугой является выделение условий и закономерностей явлений культуры по странам, зонам. Также он первым отметил понятие «этнографический предмет» — явления материальной культуры, свидетельствующие об исторических связях между народами:

    Племенному родству, которое является кровным родством, мы противопоставляем этнографическое родство, которое может опираться на чисто внешнее соприкосновение, скажем на сношения.

На основе теории Ф. Ратцеля возникают новые учения: Фрейбургская (или Баденская) и Марбургская школы. Из Баденской школы выделяются культурно-историческое направление и сторонники культурных кругов.

  • Культурно-историческое направление. Представители — Ф. Гребнер и патер В. Шмидт. Самым важным понятием этой школы — концепция « культурных кругов» — теория о том, что существуют т. н. культурные круги, которые состоят из элементов той, или иной культуры, появившиеся лишь однажды у того, или иного народа («культуры»).

Под влиянием теории Ф. Гребнера возникает и т. н. «Венская школа», основателем которой считается католический патер В. Шмидт. Культурные круги он разделил по их «архаичности». Так самым первым был « пигмейский». Во многом теория В. Шмидта противоречила гипотезе Ф. Гребнера, как географической, основной причиной было учение Венской школы о «прамонотеизме» — учение клерикалов об одном едином боге, якобы, присутствующем у самых отсталых народов, но взаимосвязь с другими культурами «исказила» этот образ, затмили исконно чистый образ бога.

  • Школа Л. Фробениуса. Основным отличием от других школ диффузионизма было учение о «душе культуры» — «paideuma», культура имеет и свой возраст — она рождается, растёт, стареет и умирает, это «живое» существо. Также ему принадлежит попытка классификации первых стадий религии, систематизация и картографирование «культурных кругов». С. А. Токарев пишет:

    Бесспорную заслугу Фробениуса составляет то, что он впервые ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к его «Происхождению африканских культур», представляет и до сих пор несомненную ценность.

Эволюционная школа

Д. Фрэзер. Один из основателей эволюционистской школы. Автор Золотой ветви
Д. Фрэзер. Один из основателей эволюционистской школы. Автор Золотой ветви

Основателем считается Эдуард Тэйлор (1832—1917), написавший капитальный труд «Первобытная культура» (1871 г.) [44] , где автор делает следующие выводы (основная концепция данной школы):

  • 1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.
  • 2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.
  • 3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох.

Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.

Возникновение этнографии

Хотя фактические данные, впоследствии составившие основу этнографии, довольно давно начали собираться и накапливаться, сама она возникла как самостоятельная наука только в середине 19 века. Объектом ее исследования сначала стали социоисторические организмы (социоры) – отдельные человеческие общества, которые продолжали оставаться первобытными к моменту возникновения данной науки. Причем этнография сначала изучала не столько их в качестве целостности, сколько культуру этих обществ. Она всегда была и остается единственной наукой, предмет исследования которой – первобытные общества. Однако этнография – это наука, изучающая не только социоры. Можно выделить как минимум два ее объекта.

Два объекта этнографии

что изучает этнография

В любом докапиталистическом классовом обществе, за исключением античного, всегда были две связанные, но разные культуры: элитарная (культура верхов) и простонародная (культура низов). Последняя по мере развития разрушается, однако исчезает только при капитализме. Этот процесс часто длится довольно долго. И интересующая нас наука с самого своего возникновения начала заниматься изучением не только культуры первобытной, но и простонародной, в первую очередь крестьянской. Это следует учитывать при ответе на вопрос о том, что изучает этнография. Краткое содержание сказанного выше следующее: у нее с самого начала было 2 объекта – первобытная и простонародная культура.

Этнография и этнология

«Полевая этнография, как главный принцип познания народов» — Б. Малиновский. Аргонавты западной части Тихого океана
«Полевая этнография, как главный принцип познания народов» — Б. Малиновский. Аргонавты западной части Тихого океана

Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII-XIX веках в основном употреблялось понятие «этнография», тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия « антропология » и « этнология » .

Н. Н. Харузин (1865—1900) определял этнографию как науку, «которая, изучая быт отдельных племён и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества на низших ступенях культуры».

После непродолжительного употребления термина «этнология» в послереволюционные года, в 1920—1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С. А. Токарев («Этнография — часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов»), Ю. Бромлей, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс и другие.

По поводу терминологии Р. Ф. Итс (1928—1990) писал:

Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия “этнография” на “этнология” либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же “этнологии” не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином “этнография” давно уже понимается не столько “народо (этнос) -описание (графо)”, сколько “народоведение”, что практически является русским переводом термина “этнология”.

Коренной сдвиг в употреблении как термина, так и самой науки происходит в 1990-е годы. После принятия решения о переименовании Института этнографии АН СССР в Институт этнологии и антропологии, происходит фактически раздвоение понятия, образование двуязычия. Во-многом это связано с деятельностью директора института В. А. Тишкова:

Не так-то просто было решиться на переименование института и дисциплины в целом из этнографии в этнологию, если несколько поколений формировалась идентичность ученых как этнографов, а само слово «этнография» сохраняло своё достойное содержание. Критиков и обидных высказываний на этот счет было много до и после того, когда Президиум РАН в 1990 г. принял постановление переименовать институт, а союзников было очень мало. Мне было важно модернизировать дисциплину, вписать её в мировое этнологическое и антропологическое знание, сохранив при этом цеховую основу нашей науки – её этнографический метод.

 

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. были временем разброда и даже раскола в некогда казавшемся дружном сообществе советских этнографов. Мне казалось, что создание национальной ассоциации и проведение дисциплинарных конгрессов необходимы для развития отечественной этнологии и антропологии и для исполнения координирующей роли института. Ассоциация этнографов (именно этнографов, чтобы не совершать насилие над всем отечественным сообществом!) и антропологов России была создана. Первый конгресс прошел в 1995 году в г. Рязани. В нём участвовало около 80 ученых, в том числе из Грузии и других новых государств. Сильно покусанные комарами в пойме р. Оки, где было место проведения конгресса, эти люди заложили новую традицию. VII Конгресс в 2007 г. в г. Саранске собрал более 700 участников! Эта традиция будет жить долго.

Двуязычие сохранилось, что ярко выражено в наименовании кафедр — Кафедра археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ, Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ, Кафедра антропологии и этнографии СПбГУ:

В последние годы в России все чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает “народоописание”, как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX в., а этнология, т. е. “народоведение”, как это принято в ряде научных школ Запада. Кафедра Петербургского университета и своим наименованием и своей учебной программой стремится продолжать традиции отечественной науки, заложенные в нашем городе с самого его основания. В понятие этнография кафедра по-прежнему, как это было в российской науке XIX в., вкладывает как эмпирическое, описательное содержание процесса изучения народов, так и теоретическое, этнологическое, осмысление закономерностей их развития и взаимодействия. Сегодня основным объектом внимания этнографии (этнологии) является биосоциальная общность – этнос (народ), а основной задачей этнографов – исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными и глобальными взаимосвязями.

Проблема понятия «этнос» в этнографии

Ещё в XIX веке возникают первые попытки объяснить, что означает понятие «этнос», «народ». Одним из первых попытался это сделать А. Бастиани. Он пришёл к выводу, что типами существования этноса являются нация, народность, племя, как самодостаточные, самопроизводящиеся путём воспроизведения этнического самосознания и этнически однородных браков, целостные и устойчивые, односистемные образования. Впрочем, такое объяснение не смогло удовлетворить исследователей, так как не учитывало факторы, например, этнокультурной и языковой ассимиляции.

Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).

В СССР также велись исследования на тему сущности понятия «этнос». Одно из основных теоретических положений было выдвинуто академиком Ю. В. Бромлеем, который выделил этнос как «этникос» в локальном смысле и этнос как этносоциальный организм . Ю. Бромлей разделял понятия «этникос» и «нация», так он писал: «Этникосы и этносоциальные организмы — основные виды этнических общностей. Но ими этническая структура человечества не исчерпывается. Многие этносы, особенно крупные, нередко сами состоят из так называемых этнографических групп или субэтносов.

Этими терминами принято обозначать территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющие иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Этнографические группы часто ведут своё происхождение от вошедших в народность или нацию племенных компонентов. Иногда они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также в результате сильного расширения этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными соседними этносами и т. д.».

В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».

Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие « этничности » как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.

Методы этнографии

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Основная статья: Полевая этнография

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники.

Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (полевая этнография).

Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определённой системы.

Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:

  • Стационарные — долгое проживание среди изучаемого народа, в результате чего этнограф более глубоко узнаёт его материальную и духовную культуру, а также быт. Из недостатков — малый охват территории, а следовательно и невозможность сравнительного исследования с другими областями (Яркими представителями были В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, Н. Н. Миклухо-Маклай, Б. Малиновский и др.).
  • Экспедиционный — наиболее распространённый метод сбора этнографического материала, позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежды, утвари то есть о том, что не требует стационарного наблюдения.

Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:

  • Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается в изучаемую среду, различают простое — наблюдение со стороны или внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
  • Опрос — метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
  • Анкетирование — метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путём анкеты (через почту, путём раздачи листовок или прессы)
  • Интервью — личная беседа с использованием вопросника.

Также следует отметить:

  • Метод пережитков — изучение тех или иных явлений, которые ещё остаются у народов, но потеряли своё прежнее значение.
  • Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путём сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.

Предметы изучения этнографии

Собранные этнографами материалы оказывают исто­рикам большую помощь в изучении прошлого человече­ства. Они хранятся в этнографических музеях;этно­графические коллекции можно увидеть и в других музеях.

Народы

До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Ла­тинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.

Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших вре­мён. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведённые этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, жив­ших тысячи лет назад.

У каждого народа, населяющего землю, есть свои осо­бенности. Они проявляются в устройстве жилища, способах приготовления пищи, религиозных верованиях, в одежде.

Различия между нациями

что изучает этнография краткое содержание

Проживающие на Земле народы отличаются по расовым (физическим) особенностям – по цвету и форме волос, цвету кожи, росту, по строению мягких частей лица и т. д. По этому признаку их делят на монголоидные, европеоидные, негроидные, а также смешанные в расовом отношении. Физическая антропология занимается изучением всех этих отличий между ними.

Народы нашей планеты говорят на разных языках – немецком, английском, русском и др. Языки объединяются в родственные языковые семьи. Лингвистика занимается их изучением. В ней рассматривается грамматика, фонетика, лексика языков.

Населяющие Землю народы отличаются также наименованием (русские, татары, грузины и т. д.), самосознанием (я белорус, я киргиз), особенностями психики и целым комплексом культурно-бытовых элементов, присущих каждому из них (своеобразием одежды, жилища, обрядности в общественной и семейной жизни и т. д.). Благодаря этому каждый народ может обособлять себя от остальных, не обладающих данными особенностями. Этнология, или этнография, занимается изучением этих отличий.

Орнаменты

Старинные орнаменты, бережно сохранённые этнографа­ми являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни — «украшение». Он представляет собой равномерное чередование линий, кра­сок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое. Во всём мире орнамент используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.

Песни

История отражается и в песне. В песнях народов мира поётся о праздниках и бедствиях, победах и пора­жениях. В песнях, сочинённых в разные времена, ис­торик находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним совре­менников.

Илья Ефимович Репин в 1873 г. стал свидетелем сцен тяжёлого, изнурительного труда бурлаков. Художник изобразил на картине рабочую артель, тянущую против тече­ния грузовое судно — баржу. Мы видим разных по харак­теру людей. Одни из них — сильные и выносливые, другие тянут лямку с большим трудом. Без песни в таком деле не обойтись: песня сплачивает людей, помогает им выдержать этот безрадостный путь. В одной из самых известных песен волжских бурлаков были такие слова: «Эх, дубинушка, ухнем!» Скорее всего, эту песню и пели герои картины И. Е. Репина в моменты особого напряжения сил.

Одежда

Этнографы собирают сведения о том, какую одежду носи­ли народы в разные времена. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, об­разцы обуви. Зная, как одевались люди в прошлом, исследо­ватель может установить, к какому времени относится напи­санный художником портрет. Знакомясь с различными деталя­ми одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у сосе­дей. Во все времена, создавая одежду, люди стремились к тому, чтобы она была одновременно удобной и красивой.

Сказания

При исследовании культуры народов мира этногра­фы не ограничиваются сбором предметов, они знако­мятся с произведениями устного народного творчест­ва и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных со­бытиях, свидетелями которых были наши предки.

Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить собы­тия прошлого, историку приходится отделять правду от вымысла.

Много столетий подряд народ передавал увлекательное сказание о древнерусском князе Олеге, которому была предсказана гибель от собственного коня. Об этом можно было прочесть и в древней летописи. Художник В.М. Васне­цов и поэт А.С. Пушкин посвятили знаменитому князю свои произведения. И картина Васнецова, и поэма Пушкина име­ют одно название — «Песнь о вещем Олеге». Поэты, худож­ники, композиторы находили в исторических источниках не­мало сюжетов для своего творчества.

Мифы

Древние сказания о героях, богах, явлениях приро­ды, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов называются мифами.Слово это с греческого так и переводится — «предания», «сказания». Люди не могли дать объяснение многим явлениям природы. По­этому с помощью фантазии они пытались объяснить происхождение мира, звёзд, луны, солнца, возникнове­ние человека, животных, появление огня, зарождение земледелия и ремёсел. Герои мифов наделялись сверхъ­естественной силой, а могущественные боги походили на людей. Поскольку мифы полны вымысла, то это слово приобрело другое значение — «недостоверный рассказ», «выдумка».

Однако возникает вопрос: может ли миф-выдумка стать источником знаний о прошлом? Оказывается, для историков — это ценнейший материал. Наряду с вымыслом в мифах содержатся сведения об орудиях труда, о занятиях, вооружении, ремёслах, сельскохо­зяйственных культурах и о многом другом.

Повествования и поэтические сказания о непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не запи­сывал. Но их хорошо знали и любили в народе. Они вдох­новляли поэтов, архитекторов, скульпторов на создание произведений искусства. Даже простой ремесленник мог украсить свою вазу рисунками на тему любимого мифа.

Во все времена огромный интерес к мифам проявляли и ху­дожники. Они создавали прекрасные полотна, в основе кото­рых лежали мифологические сюжеты. Но чтобы понять такую картину, оценить замысел художника, необходимо знать со­держание мифа, и тогда она перестанет быть тайной для вас.

Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а про­должают жить в последующие времена, воплощаясь в книгах, кинофильмах, музыкальных произведениях, живописных полотнах.

Этнические особенности

Таким образом, можно считать, что объект изучения науки этнографии – это народ, а предмет – этнические особенности. Под последними понимаются самосознание, комплекс элементов духовной, социальной и материальной культуры, особенности психики и быта, выработанные в результате длительного исторического развития. Все вышеперечисленные особенности составляют в своей совокупности национальную культуру народа. Она и является главным предметом такой науки, как этнография.

Антропологическая классификация

Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:

Антропологические типы человечестваЕвропеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса Австралоидная раса Переходные группы
Североевропейские типы:

  • Атланто-балтийская
  • Беломорско-балтийская

Переходные типы:

  • Альпийская
  • Среднеевропейская
  • Восточноевропейская

Южные типы:

  • Средиземноморская
  • Индо-афганская
  • Балкано-кавказская
  • Переднеазиатская (арменоидная)
  • Памиро-ферганская
Азиатский тип

  • Континентальные монголоиды
  • Арктическая раса
  • Тихоокеанские монголоиды

Американские расы

Негры

Негрилли (пигмеи) Капоидная раса — Бушмены и готтентоты

Веддоиды

Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы

Между европеоидами и азиатской ветвью монголоидов:

  • Уральская раса
  • Лапоноиды
  • Южносибирская раса
  • Памиро-ферганская раса
  • Сибирский расовый тип

Между европеоидами и американской расой:

  • Американские метисы

Между европеоидной и негроидной расами:

  • Мулаты
  • Эфиопская малая раса
  • Малые расы Западного и Восточного Судана
  • Южные синиды или Южноазиатская (малайская) раса

Лингвистическая классификация

Важным при изучении народов является лингвистическая классификация, которая делится на два типа — морфологический и генетический. Для этнографии особую важность имеет именно генетическая классификация, так как родство языков подразумевает и родство их носителей (за исключением, например, испанского и английского и некоторых других, где исторический процесс отличался).

Языковая классификация Типологическая (морфологическая) Генетическая
Языки флективного строя

Языки агглютинативного строя

Изолирующие языки

Полисинтетические языки

Индоевропейские языки

Баскский язык

Кавказские языки

Уральские языки

Алтайские языки

Дравидийские языки

Палеоазиатские языки

Австронезийские языки

Андаманские языки

Сино-тибетские языки (китайско-тибетские)

Афразийские языки

Нигеро-конголезские языки

Нило-сахарские языки

Койсанские языки

Языки Океании и Австралийские языки

Языки индейцев Северной Америки

Языки индейцев Южной Америки

и другие

Хозяйственно-культурные типы

Российский этнографический музей
Российский этнографический музей 

Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».

Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.

Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счёте характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением — общность производства — земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:

  • Группа с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, т. н. «присваивающий» вид хозяйства
  • Мотыжные земледельцы и животноводы. Здесь экономика более устойчива, и носит регулярный характер. Становится возможным сохранять часть продуктов на время, появляется избыток, а следовательно и появление раннеклассовых отношений (например, рабовладение, без накопления, «избытка», оно было бы невозможно, ведь нечем было бы кормить рабов).
  • Плужные земледельцы. Главная особенность — использование при сельскохозяйственной работе тягловой силы животных. Производительность труда возрастает, именно этот тип был основным способом производства у классовых обществ Азии, Европы и Африки.

Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.)

Этнография в Германии

Что касается Германии, здесь также сложился свой взгляд на то, что изучает этнография. Определение этой науки немецкими учеными было несколько другим, что, впрочем, легко объяснимо. Дело в том, что крестьянство продолжало существовать в этой стране. Поэтому ответ на вопрос о том, что изучает этнография, в Германии сначала был следующим: простонародную культуру. И лишь затем начала появляться наука о первобытных обществах, получившая развитие после того, как Германия превратилась в колониальную державу. К слову сказать, это произошло довольно поздно.

Особенности развития этнографической науки в Великобритании

Великобритания являлась крупнейшей колониальной державой к моменту возникновения этнографии. Множество территорий было подвластно этому государству, и на многих из них обитали первобытные общества. А вот крестьянство в Великобритании уже исчезло к этому времени. В результате в данной стране этнография зародилась как наука, занимающаяся исследованием лишь первобытных обществ. А изучением того, что было связано с остатками крестьянского мира, занималась безраздельно фольклористика.

Тем не менее английские ученые довольно рано стали интересоваться крестьянством обществ Востока, оказавшихся под властью Великобритании, прежде всего Индии (Б. Баден-Пауэлл, Г. Мейн). Однако эти исследования рассматривались чаще всего как не относящиеся к этнографии. Кроме того, объектом их была в основном крестьянская община, а не культура.

Французская социологическая школа

 Эмиль Дюркгейм Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключённые мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остаётся все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию[50].
Эмиль Дюркгейм

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключённые мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остаётся все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию.

Если эволюционисты выделяли главным предметом этнографии человека, а диффузионисты — культуру, то зародившаяся в конце XIX в. «социологическая» школа — человеческое общество.

Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм. Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт, Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.

Одним из главных понятий социологической школы было понятие «коллективное представление» — совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образуют определённую систему, имеющую общую жизнь, они не возникают у человека из его личного опыта, а заимствуются из окружающей его социальной среды.

Важными являются исследования о религии. Э. Дюркгейм считал, что религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница. Переход между ними возможен, но только посредством изменения собственного существа — инициации, монашество, аскетизм, то есть явления, при которых человек отказывается от основных потребностей (ср.: «базовые потребности» у Б. Малиновского). Само происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог — выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения (ср.: власть царей, князей и т. д.)

Эмиль Дюркгейм создал целую школу в этнографии. Его учеником является Марсель Мосс — автор работ о «дарении», как социального явления, которое не только материальное, но и нематериальные (праздники, обряды. Ср.: приданое, сватовство, подарки на свадьбу и т. д.).

Одновременно с Дюркгеймом начинает свою исследовательскую деятельность Леви-Брюль. Основываясь в целом на теории о «коллективном представлении», он выводит следующие понятие — дологическое мышление восприятия мира отсталых народов через эмоции и волевых актов, вера в мистичность окружающего мира, человек не ищет объяснения мира, а воспринимает его чисто субъективно, тогда как «современные» народы — объективно. Соответственно и религия делится на две части — на собственно «религию» и «дорелигию». За схематизм (так как многие действия народов, состоящих на низком уровне развития, действовали весьма логично), Леви-Брюль подвергся критике со стороны многих учёных — Ф. Боас, Б. Малиновский, Р. Лоуи и другие. Впрочем, и сам Леви-Брюль указывал, что « дологическое мышление» присутствует и у европейских народов (пережитки, обряды, суеверия и др.)

Школа Франца Боаса

Франц Боас
Франц Боас

С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся учёный Франц Боас.

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа. Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.

Функциональная школа. Функционализм

Б. Малиновский (в центре) и туземное население островов Тробриан
Б. Малиновский (в центре) и туземное население островов Тробриан

Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е годы, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм. В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить.

Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определённой целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей.

Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский (культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун (культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.).

Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К. Юнга

Данное направление обозначает целый ряд течений, которые довольно значительно отличаются одно от другого. Основоположником являлся известный психиатр Зигмунд Фрейд, первым попытавшимся исследовать народы с точки зрения психоанализа, сравнивая психологию первобытных народов с ребёнком, где важную роль играл Эдипов комплекс, выведенный им же.

Несмотря на критику ряда этнографов (Б. Малиновского и других), данная теория получила распространение среди многих психологов и народоведов. Важной заслугой называет С. А. Токарев то, что учёный сломал «табу» на сексуальные взаимоотношения, первым осветив данный вопрос в этнографии.

Следующий этап связан с учеником, позже отделившемся от Фрейда, известным психиатром и психологом Карлом Юнгом, который помимо индивидуального бессознательного выдвинет ещё и коллективное бессознательное, следствием чего станет становление такого понятия как архетип.

Также представителями данной школы являлись: К. Кереньи, М. Элиаде (иерофания), Ж. Лакан, Г. Рохейм (культура — защитная система против младенческого страха отделения от матери, вся цивилизация — невроз) и другие [58] .

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Основная статья: Культурный релятивизм

Учение, возникшее после Второй мировой войны, одной из главных идей которого было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.

Этнопсихологическая школа в США

Основная статья: Американская этнопсихологическая школаОсновная статья: Этнография детства

Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).

Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:

  • Главным понятием является индивид — личность. Именно с него и следует начать изучать те или иные народы. Не с социума в целом, а с индивида в частности.
  • Институт детства. Именно то, как обращались с ребёнком в его раннем детстве (ношение, кормление и т. д.) влияет на возникновение «основной личности».
  • Из понятия «основная личность» можно выделить как тип культур, так и предсказать их развитие. Например, А. Кардинер — основоположник данной школы, приводил пример жителей о. Алор, где, якобы, слабая материнская забота о ребёнке накладывала отпечаток на культуру (сейчас уже доказано, что наоборот, участие женщин в земледелие накладывали особенности, именно социально-экономический фактор, стал основой для обособления культуры этих людей, а уже потом привёл и к «слабой материнской заботе»).

В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.

Развитие науки этнографии в России

Особенности развития нашей страны были таковы, что первобытный и крестьянский мир не просто существовали рядом, но и взаимодействовали и проникали друг в друга. Грань между ними нередко имела относительный характер. Поэтому в русском научном сообществе было общее название для этой науки (этнология или этнография), однако специальных терминов для двух дисциплин, составляющих ее, не было.

Этнология и расовые теории

что изучает этнография определение

В Западной Европе с середины 19 века возникло второе название этой науки – этнология. В переводе оно означает “изучение народов”. Данное название больше подходит для отражения существа интересующей нас науки. Однако оно возникло в Западной Европе тогда, когда расовые теории, по которым народы делятся на высшие и низшие расы, получили широкое распространение. Низшие расы – это природные народы, которые находятся на низком уровне социально-экономического развития. У них нет никакой истории, а если даже она и имеется, то остается неизвестной. Эти народы следует лишь описывать, то есть фиксировать их жизнедеятельность в настоящее время. Этим и должна заниматься такая наука, как этнография.

Народы, находящиеся на высоком уровне культурного и экономического развития, являются историческими, имеющими длительную и сложную историю. Их изучать необходимо, и это задача этнологии.

Советская школа в этнографии

В. Г. Богораз. Один из основателей советской этнографии
В. Г. Богораз. Один из основателей советской этнографии

Советская школа стала использовать термин этнография в 1920-е годы. С 1926 по 1930 год выходил журнал «Этнография», с 1931 по 1992 год журнал назывался «Советская этнография». При этом, несмотря на распространение в зарубежных странах для обозначения науки, занимающейся изучением этнографической проблематики, термина «этнология», в советской литературе этот термин не получил распространения, и этнография объединяла как описательную, так и теоретическую стороны исследования народов мира.

В 1990 году директор Института этнографии Академии наук В. А. Тишков вынес инициативу о переименовании науки с «этнографии» на «этнологию». Несмотря на переименование ряда московских высших учебных заведений, проект не был поддержан этнографическим сообществом: «Не так-то просто было решиться на переименование института и дисциплины в целом из этнографии в этнологию, если несколько поколений формировалась идентичность учёных как этнографов, а само слово „этнография“ сохраняло своё достойное содержание».

Советская школа базировалась как на зарубежных исследованиях, так и на отечественных. Ещё К. Д. Кавелин за 10 лет до Э. Тэйлора первым выделил такое понятие, как «пережиток».

Следует отметить и Д. Н. Анучина, он первым привлек для решения сложных задач комплексный подход. Также следует отметить произведения В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг и другие.

Сергей Александрович Токарев
Сергей Александрович Токарев

До революции главным центром изучения народов было Императорское Географическое общество (позднее Русское географическое общество). С начала XX в. начинает всё более выделяться Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под руководством В. В. Радлова, музей координировал работу исследователей по всей России, в том числе в Москве и Казани, был крупнейшим этнографическим центром в стране.

Р. Ф. Итс пишет:

Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в многонациональной стране. Решение национального вопроса стало важной заботой советской власти. Ликвидация всех последствий антинациональной политики царизма…, активное социалистическое строительство в национальных окраинах бывшей империи требовало научного знания уровня их развития… Выдающуюся роль в этой революционной и преобразующей деятельности сыграла советская этнографическая наука и её научный центр — Музей антропологии и этнографии.

Начинают открываться музеи, а также курсы этнографов для изучения национальных окраин. В. Г. Богоразом был создан Музей религии и атеизма в Казанском соборе.

В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. — Институт этнографии АН СССР.

Следующий этап связан с академиком Ю. В. Бромлеем, который возглавлял Институт этнографии, при нём была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), « Страны и народы» (1986 г). Ю. В. Бромлей пишет:

Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает её ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц — самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области.

Отдельно следует отметить Сергея Александровича Токарева. Выдающийся этнограф, религиовед, автор таких монографий, которые до сих пор являются ключевыми, как «История русской этнографии», «Истоки этнографической науки», «История зарубежной этнографии», «Религия в истории народов мира». Редактор и автор большинства статей об Австралии и Океании, индейцев Америки, а также многих народов Западной Европы.

Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая её в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции.

Академик Б. А. Рыбаков на праздновании 70-летнего юбилея С. А. Токарева в 1969 г. сказал:

В Москве есть три этнографических учреждения: Институт этнографии АН СССР, кафедра этнографии исторического факультета МГУ и Сергей Александрович Токарев.

Современная отечественная этнография продолжает труды своих предшественников большей частью под именем этнографии. Этнографические исследования культуры и поведения русских горожан ХХ — XXI вв. осуществляются под именем «культурная антрпология» (см. Культурная антропология#В России)

Неоэволюционизм

Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.

Структурализм

Его можно разделить на две части: 1. Структурный функционализм (идёт от трудов функционалистов Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна). Одним из основателей является Э. Эванс-Притчард. В основе его теории — понятие о том, что описание фактов подчиняется определённой социологической теории. Так, например, «политическая система» состоит из базы материального производства и всей общественной жизни, экологической среды, родоплеменной структуры, системы возрастных классов. Важным понятием является «структурное пространство» — расстояние не физическое, а основанное на родоплеменном отношении.

2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.

Также продолжают разрабатываться и другие концепции, и развиваться старые.

Связь этнографии с другими науками

Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, она имеет много общего и с другими дисциплинами.

Историко-культурные области

Историко-культурные области (историко-этнографические) — территории, население которых обладает похожей духовной и материальной культурой, связанные исторической судьбой, общностью экономического развития, возникших в результате тесного взаимного влияния. В отличие от Хозяйственно-культурных типов, историко-этнографические области зависят именно от территориальной близости, тогда как первые — от характера производства и среды обитания. Например, ХКТ пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса — это территории умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки (после колонизации).

Этнография и антропология

Теснейшими узами связана этнография с этой наукой. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Лишь только изучением антропологических особенностей можно выделить те или иные гипотезы (например, таджики Памира в результате долгой территориальной изоляции обособились от остального населения, что наложило отпечаток и на их культуру). Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза. Неслучайно кафедра этнографии в СПбГУ носит название.

Музыкальная этнография

что изучает этнография ответ

В заключение отметим, что существуют и связанные с этой наукой межпредметные дисциплины, одна из которых – музыкальная этнография. Специалистов в данной области готовят в консерваториях. Возможно, вы уже догадались, что изучает музыкальная этнография? Правильный ответ – народную музыку. Эта дисциплина находится на стыке фольклористики, этнографии и музыковедения.

Как вы видите, то, что изучает этнография, очень важно с практической точки зрения, причем сразу в нескольких сферах. Поэтому значение этой науки очень велико и она всегда будет актуальна.

Итак, мы разобрали вопрос о том, что изучает этнография. Ответ, надеемся, вас удовлетворил, и приведенная информация окажется полезной.

Этнография – социальная дисциплина

Однако значение ее не ограничивается сказанным выше. Очень важно то, что изучает этнография. Кратко охарактеризуем ее значение и с другой стороны.

этнография это наука изучающая

Знание национального быта и культуры предоставляет возможность определить направленность различных культурно-бытовых процессов, протекающих в настоящее время. А без их знания невозможно проведение культурных и социально-экономических преобразований. На нашей планете всегда шли процессы, которые изменяли культурно-бытовой облик различных народов, а порой приводили и к тому, что одни из них исчезали, а другие появлялись. Все эти процессы также относятся к тому, что изучает этнография.

История знает множество примеров исчезновения одних народов и появления других. В частности, когда-то существовали фракийцы, галлы, мещера, булгары, меря и др. Сегодня их нет. Появились французы, болгары, татары и др. Это произошло вследствие этнических процессов, интенсивно проходивших в прошлом. Они протекают и в наше время. Направленность их следует знать для того, чтобы уметь оптимально управлять обществом. Дело в том, что недоучет тенденций развития и функционирования этносов приводит к возникновению межнациональных конфликтов, а также к другим негативным последствиям, которые задерживают общественное развитие на пути прогресса. Данная проблема, которую решает наука этнография, дает основания для ее отнесения к циклу социальных дисциплин.

Этнография и экология

И для решения актуальных сегодня экологических проблем большое значение имеет знание культурно-бытовых особенностей различных народов. Ведь эти особенности существенно влияют на направленность хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, воздействует на природно-географическую среду. Не имея представления о культурно-бытовых особенностях соответствующих народов, нельзя вмешиваться в их хозяйственную деятельность. К примеру, не стоит переводить на оседлость кочевой народ, сселять в долины горных жителей и т. д. Это чревато существенными моральными и экономическими потерями. Не случайно в наше время появилась новая наука – этническая экология. В ней рассматриваются различные связи и взаимодействия, существующие между природно-географической средой и человеком.

Этнография и социология

Основатель социологии Э. Дюркгейм считается основателем и целой школы в этнографии (социологическая школа). Его учение об обществе, понятие социума применимы и в этнографии. Ведь что такое этнос, как не социум? Со своими культурными и историческими связями, общим мифом о происхождение и т. д.

Важно отметить, что методы этнографии по изучению народов, очень похожи на социологические — это и анкетирование, вопросник, наблюдение и т. д. Сегодня, обе науки тесно взаимодействуют друг с другом, используя совместные и отдельные работы. Современное изучение города (особенно мегаполиса) невозможно без социологии. Появилась новая дисциплина — этносоциология.

Этнография и философия

В свое время философию считали главнейшей из наук не случайно — какая ещё соединила в себе столько учений и мнений? Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера от неё. Ведь разве не философия их разрабатывала первой, выдвинув теории о религии? А труды К. Маркса и Ф. Энгельса? Взаимодействие наук просто очевидно. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок.

Этнография и психология

Ещё и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг.

Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются:

  • Если народы обладают индивидуальной психологией, то чем объяснить схожесть ритуалов с другими?
  • Понятие о мифе К. Г. Юнга. Но, если он вариантный и встречается у разных народов и племен, как это объяснить? Лишь одним образом мышления? Психология не находит ответы на эти вопросы.
  • Как объяснить те или иные характеристики поведения? Например, население США было грубым и невежественным, что изменилось? Психология? — нет, именно промышленный прогресс, а как следствие и наука повлияли на людей.

Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.

В 90 годы XX века возникает новое направление психологии в рамках народоведения — этнопсихология. По мнению сторонников этой дисциплины это связано с тем, что «начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу».

Данные воззрения вызвали негативную реакцию у видных этнографов и этнологов. Так В. А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, пишет:

Последние фишки неофитов в сфере этнологии — это психологизация этноса и национализма, выросшие из уязвимой романтики С. М. Широкогорова. Этнопсихология, не порвавшая пуповину с этносом,- одно из наваждений, от которого придётся избавляться десятилетиями… Одна из российских этнопсихологов сокрушается… Может быть, страшит то, что критическое отношение к самому феномену этноса как организму со своей этнопсихологией может поставить вопрос хотя бы о более тонком инструментарии этнопсихоанализа (например, необходимость введения при опросе, кроме групп русских и удмуртов, референтной группы лиц смешанной национальности)? И тогда вся этнопсихология и « этнические характеры» осыпятся сверху донизу.

Этнография и политика

Но и это еще не полный ответ на вопрос о значении того, что изучает этнография. 5 класс на уроках истории обычно проходит тему “этнография”, но касается ее лишь поверхностно. А между тем значение этой науки весьма велико. Без представления о культурно-бытовых особенностях различных народов, населяющих Землю, невозможно установить культурные, политические и экономические контакты между ними. А без них нельзя себе представить не только развитие человечества, но и само его существование. Для того чтобы жить в добрососедстве и дружбе с любым народом, его необходимо знать. В особенности это актуально для многонациональных районов. Ведь здесь живут народы, различные по культуре и языку.

О профессии Этнолога

Этнолог – это специалист, ученый, который изучает этнические процессы. Этнические процессы это разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. Этнология – это теоретическая, обобщающая наука в отличии от этнографии, которая в большей степени является описательной, региональной дисциплиной. 

Цель работы этнолога – реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение

Этнолог – это специалист, ученый, который изучает этнические процессы. Этнические процессы это разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. Этнология – это теоретическая, обобщающая наука в отличии от этнографии, которая в большей степени является описательной, региональной дисциплиной. 

Цель работы этнолога – реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», создание концепций.

Этнолог работает на стыке истории, социологии, антропологии, культурологии, этнографии.

Этнограф – это профессия, что предусматривает знание общей истории, традиций и обычаев конкретного этноса.

Специалист должен уметь грамотно выражать собственные мысли и оперативно систематизировать большой объем данных.

Успешная деятельность в указанной сфере возможна при наличии углубленных знаний в области истории и географии. Дополнительно, необходимо на должном уровне владеть языком исследуемого этноса.

Этнограф: чему посвящены исследования?

Подобная профессия сегодня пользуется большим интересом среди молодых людей, которые любят проводить время за изучение истории родного края. Значение слова происходит от греческих ethnos и grapho, то есть «народ» и «пишу».

Профессиональному этнографу предстоит заниматься изучением этносов, проживающих на конкретной территории, обеспечивая документирование различных аспектов жизни народов.

К примеру, специалисту необходимо не только записать то, как выглядит быт, культура или среда, в которой проживает группа людей, но и систематизировать знания о ее передвижении, а также этногенез. Не менее важным аспектов для этнографа остается изучение взаимоотношений между различными этносами на протяжении столетий.

В качестве объекта, изучением которого занимается этнограф, выступают самые разные явления, начиная от материальной или духовной культуры и заканчивая ее социальными особенностями. Первая представлена пищей, оружием, орудиями труда и бытом народа.

К духовному наследию этноса относятся религиозные традиции и верования, а также язык и искусство людей отдельной группы. Социальный строй состоит из семей и общественных союзов, а также форм власти, присущих конкретному народу.

Этнография позволяет дать ответ на ряд познавательных, а также практических вопросов, связанных с образованием этносов. Она проливает свет на такие проблемы, как перестройка человеческого быта и изменение отношений между людьми. Дополнительно затрагиваются вопросы создания наций или борьбы с предрассудками.

Человек, которого можно назвать этнографом, должен обладать обширными познаниями в сфере этнографии. Последняя базируется на изучении групп народов, а также вносит ясность в процессы их происхождения и традиции, а также другие особенности, присущие отдельным этносам.

Следует заметить, что этнография является очень обширной наукой, поэтому специалист посвящает свое время изучению конкретного народа, а не охватывает всю этнографию.

Чем занимается этнограф?

Деятельность подобного специалиста обширна и зависит от его спецификации. Так основное направление работы состоит в том, чтобы определить главные особенности бытовой культуры народа, на основании которой происходит последующее образование всего этнического облика.

Также предстоит провести исследование хозяйственной деятельности, которая для каждой отдельной группы будет иметь свои уникальные черты в зависимости от среды обитания.

Этнограф отчасти является профессиональным историком, которому предстоит заняться изучением сохранившихся свидетельств от первобытнообщинного строя. Прояснение особенностей построения этого древнего общества помогает в решении проблем, возникающих перед современным социумом.

Этнографу предстоит затратить немало сил для того, чтобы изучить процессы миграции, постоянно происходящие в человеческом сообществе. Также он выполняет функции демографа, определяя численность народа в то или иной период времени.

Важным аспектом работы остается понимание процессов того, как происходило формирование языка и духовных традиций народа. Религиозные аспекты каждого этноса носят свой уникальный характер, который также нужно рассмотреть и задокументировать.

Часто специалисту приходится заниматься наблюдениями, которые могут занимать несколько месяцев. Для этого группа этнографов отправляется с проводниками в отдаленные регионы, где сохраняются группы людей, жизненный уклад которых может существенно отличаться от привычного многим общества.

Работа этнографа заключается в пополнении коллекций предметов, относящихся к тому или иному народу. Сами исследования могут носить вид экспедиций или осуществляться на постоянной основе, то есть стационарно.

Важность играет работа с историческими памятниками народа, поэтому у этнографа должны быть определенные познания в сфере археологии, а также понимание основ искусства. Социологические опросы также становятся частью привычного комплекса задач, решаемого этнографами.

В ходе бесед с представителями народа удается получить исчерпывающую информацию о его истории, которой невозможно завладеть с помощью предметов быта или орудий труда. Антропологические экспертизы выполняются опытными этнографами, имеющими соответствующий уровень знаний.

Так как многие языки сегодня находятся в родстве между собой, то не удивительно, что именно этнографы первыми устанавливают те паттерны, которые совпадают в различных языках. Сложным и ответственным моментом в работе этнографа остается создание особых карт, на которых отмечается размещение народа на определенной территории с течением времени.

Функциональные обязанности специалиста

Здесь расскажем, чем занимается этнограф и в чем суть его работы.

  • Исследование социальной стороны этноса, а именно хозяйства и поведения в социуме;
  • Изучение бытового уклада и культуры этноса;
  • Просчет эмиграции народа, его первобытность и историю возникновения;
  • Изучение религиозности народа и его духовность;
  • Познания языка и его изменение с ходом времени;
  • Наблюдения за бытом и домашней жизнью народа, внутренним укладом семьи;
  • Составление карт (этнографических), где указано взаимодействие народа с определенной территорией;
  • Проведение опроса современных представителей изучаемого этноса.

Требования к личности этнографа

Нет смысла говорить о том, что любой специалист должен любить свою профессию. Этнограф не является исключением.

А так же будущий профессионал должен обладать набором личных качеств, которые помогут ему более успешно развиваться в этой профессии.

  • Любознательность, желание к долгому и кропотливому научному труду;
  • Целеустремленность и само мотивация;
  • Желание делать свою работу, невзирая на материальное вознаграждение;
  • Обладать аналитическим складом ума;
  • Стремиться к исследовательской работе;
  • Быть усидчивым и уметь концентрироваться;
  • Иметь хорошую память;
  • Обладать высоким уровнем ответственности;
  • Быть коммуникабельным, иметь тягу к общению с новыми людьми.

Кому подойдет профессия

Этнографом могут работать люди, которые стремятся к получению интересных знаний, путешествиям. Нужно быть готовыми к активным путешествиям и даже к общению с небольшими народами, готовность проживать в различных условиях.

Кому не подойдет профессия

А теперь разберем, кому же не подойдет такой вид деятельности и работа не принесет положительных эмоций и нужных результатов.

  • Если человек имеет нервно-психические расстройства, агрессию и резкие перепады настроения;
  • Плохой слух;
  • Высокомерие при общении с людьми, имеющими более низкий социальный статус;
  • Отсутствие смекалки и низкий интеллект.

Плюсы и минусы профессии

Для того, что бы максимально взвешенно и серьезно подойти к выбору профессии, необходимо максимально хорошо изучить все плюсы и минусы профессии, с которыми сталкиваются специалисты в ходе выполнения своих должностных обязанностей.

Данный раздел статьи будет актуален для детей, которые стоят перед выбором дела своей жизни.

Основными положительными чертами этнографии можно назвать следующие пункты:

  • Возможность делать открытия;
  • Исследовательская работа всегда считалась очень интересной;
  • Отсутствует офисная руина;
  • Официальное трудоустройство;
  • Возможность знакомства и общения с интересными людьми;
  • При построении карьеры за границей, отличное материальное вознаграждение.

А теперь разберемся с негативными сторонами данного профессионального направления:

  • Имеются противопоказания к профессии;
  • Необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний;
  • Низкая оплата труда.

Как стать этнографом

Для того, что бы стать представителем данной профессии, потребуется школьная база на уровне одиннадцати классов, а так же прохождение обучения в высшем учебном заведении по таким специальностям, как история, культурология, журналистика.

Ведущие ВУЗы по подготовке таких специалистов находятся в Москве, но не исключено получение хорошего образования и в регионах нашей страны.

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование. Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет. Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

Для поступления в любой из приведенных в списке или какой-либо другой вуз абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию и иностранному языку. В некоторых заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или географии.

Карьера и место работы

Для того, что бы иметь полное представление о профессии этнограф имеет смысл рассказать о то том, как строить карьеру в этом направлении, где предстоит работать и каково материальное вознаграждение.

После получения образования молодой специалист может начать свою трудовую деятельность в таких организациях, как туристические компании, музеи, средства массовой информации, а так же книжные издательства.

Что касается материальной стороны, то заработная плата такого сотрудника в нашей стране оставляет желать лучшего и варьируется от 25 000 до 35 000 рублей в месяц.

Профессия этнограф

Местом работы этнографов бывают следующие учреждения и организации:

  • Научно-исследовательские институты.
  • Учебные заведения соответствующей специализации.      
  • Специализированные печатные и интернет издания, телеканалы, радио.
  • Туристические фирмы и агентства.

Перечень обязательных профессиональных навыков этнографа выглядит следующим образом:

  • Знание истории, как общей, так и непосредственно изучаемого народа.
  • Предварительное знакомство с его обычаями, менталитетом, мировоззренческими и религиозными особенностями этноса.
  • Знание языков исследуемого народа.

Также для этнографа желательно иметь познания в ряде смежных специальностей:

  • Начальные познания в журналистике и публицистике.
  • Культурология.
  • Филология и языкознание.
  • География.

Таким образом, этнограф является узким специалистом гуманитарной направленности, специализирующимся на изучении и сохранении культурных традиций определённых народов, племён и субэтнических групп.

Особенности карьеры

После получения образования можно работать в туристических фирмах, музейных центрах, книжных издательствах, СМИ. Уровень зарплаты на первых этапах не высокий, но по мере накопления опыта она становится весьма неплохой.

Источники

  • https://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-etnografiya-i-chto-ona-izuchaet/
  • http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
  • https://FB.ru/article/215516/chto-izuchaet-etnografiya-zadachi-etnografii
  • https://wiki2.org/ru/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
  • http://WikiWhat.ru/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/53860
  • https://postupi.online/professiya/etnolog/
  • https://profitworks.com.ua/professii/nauchnaya-deyatelnost/etnograf
  • https://infonotes.ru/kto-takoj-etnograf/
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/etnograf/
  • https://okobzor.ru/professii/etnograf/
  • https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/ehtnograf.html
  • https://dailyfin.ru/kto-takoj-etnograf/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.