Другие 15.09.2020

Орган музыкальный инструмент: устройство, история, описание

40 мин.

Возникновение органа

Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.

Возникновение органа

Терминология

Древнегреческое слово «ὄργανον», а также латинское «organum», встречается в значении музыкального «орудия» в античных текстах разных авторов, среди которых Пиндар, Меланиппид, Платон, Боэций и др. У Аристотеля:

В самом деле, даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность (δύναμις), например, в [музыкальных] орудиях (ἐν τοῖς ὀργάνοις); про одну лиру говорят, что она способна, а про другую — что нет, если она неблагозвучна (μὴ εὔφωνος).

В Септуагинте (например, в Псалтири, гл.150, ст. 4) слово «ὄργανον» также означает музыкальный инструмент, но какой именно — неизвестно, ввиду отсутствия специфического технического музыкального контекста. В позднеантичных текстах из общелексического значения [музыкальное] «орудие» выделяется специальное значение — музыкальный инструмент «орган», например, у Боэция:

Тот род людей, который занимается инструментами, тратит на это весь свой труд, как, например, кифаред, или тот, кто демонстрирует своё ремесло на органе и других музыкальных инструментах (organo ceterisque musicae instrumentis).

В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган, но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным (аналоговым и цифровым), имитирующим звук органа. Органы различают:

  • по устройству — духовой, язычковый, электронный, аналоговый, цифровой;
  • по функциональной принадлежности — концертный, церковный, театральный, киноорган (использовался для озвучивания немых фильмов), ярмарочный, камерный (портативный, салонный) и др.;
  • по диспозиции — барочный, французский классический, романтический («симфонический»);
  • по количеству мануалов — одномануальный, двух-, трёх- и т. д.

Слово «орган» также обычно уточняется ссылкой на органостроителя (например, «Орган Кавайе-Коля») или торговую марку («Орган Хаммонда»). Некоторые разновидности органа имеют самостоятельные термины: античный гидравлос, портатив, позитив, регаль, фисгармония, шарманка и др.

История, конструкция, роль в музыке

Король музыкальных инструментов — именно так называл орган Моцарт.

Орган — клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С VII века орган используется в церквах (католических), где звучит церковная музыка, а впоследствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и светского характера. Современный вид орган приобрел примерно к XVI веку.

Прародителем органа можно считать древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух в которые вдувается ртом. Одна из разновидностей такого инструмента называется шэн.

Шэн — древний лаосский (китайский, бирманский) народный духовой язычковый музыкальный инструмент, тростниковый органчик. Состоит из 16 стеблей тростника, в которых вырезаны две группы язычков, одни из них звучат при вдохе, а другие — при выдохе. Строй пентатонический (пять нот), характерный для восточной музыки. Существует мнение, что первый шэн привез в Европу из Китая итальянский путешественник Марко Поло.

Сходство шэна с органом становится очевидным при сравнении его с инструментом, изображенным на картине итальянского художника XV века Козимо Тура «Мадонна на троне».

На переднем плане у ног Мадонны один ангел (слева) играет на органе, трубы которого собраны в пучок, как у шэна, другой ангел (справа) качает в орган воздух.

Так же расположенные трубы в органе-позитиве мы видим на одной из иллюстраций в трактате М. Преториуса «Syntagma musicum».

В переводе с греческого слово organon означает инструмент — не какой-либо конкретный, а просто инструмент. Да и на Руси в Средние века слово «орган» означало «всяк сосуд гудебный, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы».


Наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа является древнегреческий инструмент сиринкс, или флейта Пана.

Флейта Пана (по имени древнегреческого божества стад, лесов и полей) — многоствольный духовой музыкальный инструмент. Набор параллельно расположенных и скрепленных (реже — не скрепленных) между собой трубочек-флейт разной длины. Встречается с древности у разных народов.

Орган был известен в Византии, и благодаря его громкому звучанию использовался на ипподромах. Его изображение имеется на обелиске, установленном в честь императора Феодосия (ум. в 395 г.).

В VII столетии вердиктом папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. И сегодня органная музыка в католических странах звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты. «Труба Господня» («Ancilla Domini»), «Господня Дева» («des Herrn Magd») — эти определения говорят о роли органа в католическом богослужении.

Орган — инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что у скрипки корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое.

На звучание труб влияет также их форма. Открытые трубы дают ясный звук, закрытые — приглушенный. Расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся — создают таинственные тембры. У широких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряженный.

На картине Мастера алтаря св. Бартоломео изображен орган-портатив (от лат. portare — нести). Это инструмент с двумя рядами маленьких трубок, на котором играют одной правой рукой, в то время как левой рукой качают мехи, расположенные сзади инструмента. На данной картине мехи органа качает ангел. У такого инструмента не было возможности накапливать воздух, и потому играть можно было только пока накачиваются мехи. Он широко использовался в светской музыке с XII по XVI столетие.

На знаменитом Гентском алтаре братьев Хуберта и Яна ван Эйков один из ангелов музицирует на органе-позитиве. Орган-позитив – сравнительно небольшой инструмент, который можно переносить с места на место и ставить либо на пол (positif a pied), либо на стол (positif de table). На Гентском алтаре, где изображен напольный позитив, видна даже специальная ручка для переноса инструмента.

На картине Гуго ван дер Гуса (Алтарь Св. Троицы. Вторая створка: Коленопреклоненный сэр Эдвард Бонкил перед ангелом, играющим на органе, 1478–1479) внимательный зритель заметит, что художник изобразил на пюпитре органа не органную табулатуру, а сборник григорианских мелодий. Вряд ли это ошибка или невнимательность художника, воспроизведшего все остальные детали с большой точностью. Дело, по-видимому, в том, что мастер запечатлел момент импровизации органиста именно на тему григорианского хорала. И хорал этот — «O Lux Beata Trinitas» («О свет блаженной Троицы») — очень точно записан. Эта картина – одна из первых с записанной на ней реальной музыкой. (Объясним попутно, что такое табулатура. Это старинная система записи инструментальной музыки, в которой вместо привычных в наше время нотных знаков использовались цифры и другие символы.)

Играя на органе-портативе только одной рукой, органист мог воспроизводить лишь самую простую фактуру, главным образом одноголосие, то есть играть одну мелодию. Другое дело орган-позитив. При игре на нем уже требовался специальный «качальщик» мехов — калькант. На картине Гуго ван дер Гуса мы видим стоящего за органом ангела, который выполняет эту работу. На позитиве играли обеими руками и, следовательно, могли исполнять полифоническую музыку, то есть одновременно несколько мелодий или аккорды.

Обе эти работы, так же, впрочем, как и многие другие произведения того времени, дают нам важные сведения и относительно техники игры, в данном случае — на клавишном инструменте. Ценность этих сведений возрастает еще и потому, что трактаты, посвященные вопросам исполнительства, появились значительно позже — первый свод правил для органистов содержится в «Фундаментальной книге» Ганса Бухнера, изданной, по-видимому, в 20-е годы XVI столетия. В этом и в других руководствах мы находим теоретическое подтверждение той манеры игры, которую изобразили художники.

На обеих картинах хорошо видно, что большой палец не принимает участия в исполнении (интересно, что Бухнер большой палец пронумеровал как пятый, первым у него был указательный; другой автор XVI века — Аммербах — обозначал большой палец как… нулевой). Главными «действующими лицами» были указательный и средний пальцы. Обе картины красноречиво об этом свидетельствуют. Но кроме этого они дают объяснение, почему большой палец не применялся или применялся крайне редко. Мы видим, что клавиши инструментов того времени были значительно короче, нежели на современном фортепиано, и большой палец попросту не помещался на клавиатуре.

Музыка той эпохи не знала столь быстрых темпов, какие требовали бы применения всех пяти пальцев руки. Пройдет еще двести лет, пока Куперен опубликует свой трактат «Искусство игры на клавесине» (1716), где в «Небольшом рассуждении о способах аппликатуры» окончательно узаконит употребление большого пальца.

Настольные органы-позитивы порой устанавливлись на лафете, и они являлись неотъемлемой частью триумфальных процессий.

На гравюре, заимствованной из «Триумфа Максимилиана I» (1517), на одной из повозок процессии изображен знаменитый органист Пауль Хофхаймер (Meister Pauls). Гравер замечательно точно изобразил манеру игры органиста (руки на клавиатуре), а также работу кальканта.

О картине Рафаэля «Св. Цецилия» с восхищением отзывались и современники художника, и ее почитатели во все последующие века. Ей посвящали латинские и итальянские стихи. Помимо восхищения, картина порождает, однако, и множество вопросов, без ответа на которые мы не в состоянии полностью ее оценить, а быть может, даже понять. И если Вазари только лишь констатирует, что у ног св. Цецилии «разбросаны музыкальные инструменты, которые кажутся доподлинно существующими, а не написанными», то мы вправе спросить, почему они разбросаны в полном беспорядке на земле, а многие из них к тому же повреждены? Почему органетто (или органино) — маленький орган-портатив — св. Цецилия держит так, что на нем не только нельзя играть, но из него даже вываливаются некоторые трубки?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь сказать о главном персонаже — святой Цецилии.

Житие св. Цецилии, одной из первых христианских мучениц, жившей во II или III веке, было известно еще с раннего Средневековья (примерно с VI века). В XIII веке доминиканский монах Иаков из Ворагина составил большой свод житий святых, куда вошла и биография св. Цецилии. Позже, в XV в. это собрание получило название «Золотая легенда» и стало широко использоваться в качестве источника информации при создании картин, изображавших тех или иных святых.

В частности, в «Страстях св. Цецилии» имелась такая фраза: «ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха в день бракосочетания, Цецилия взывала к Богу, моля его сохранить ее душу и тело незапятнанными». Именно эта фраза послужила причиной последующих недоразумений, приведших к тому, что традиция сделала св. Цецилию покровительницей музыки. Дело в том, что слово «contantibus» (по другим источникам — «contantibus organis») по-латински означает вообще музыкальные инструменты. Однако в XV веке слово «organis» стали понимать буквально, то есть именно как музыкальный инструмент орган. Как раз в это время особого расцвета достигли небольшие органы-портативы, и св. Цецилию можно было часто видеть изображавшейся именно с таким инструментом.

Позже, когда на смену портативам пришли органы больших размеров, святую стали изображать играющей на них. Примеров можно привести десятки.

Что касается рафаэлевской св. Цецилии, то никогда до него ее не изображали так странно обращающейся со своим инструментом. Художник показал ее в тот момент, когда она игрой на органе привела себя в состояние экстаза. Уже Вазари констатировал это: «На картине изображена св. Цецилия, которая, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии, прислушивается к божественным звукам. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга». «Музыка вызывает экстаз» — такова была краткая формула Тинкториса, знаменитого музыкального теоретика второй половины XV века. Теперь св. Цецилия в состоянии воспринимать небесную музыку ангелов, и орган ей больше не нужен.

Орган и другие музыкальные инструменты изображены очень хорошо. Вазари сообщает в жизнеописании ученика и помощника Рафаэля Джованни да Удине, что «Рафаэль, весьма любивший талант Джованни, работая над деревянным образом святой Цецилии… поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным».

УСТРОЙСТВО ОРГАНА

Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: 1) звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом, 2) механизм управления (кафедра органа); 3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.

ТРУБЫ И РЕГИСТРЫ

Орган — инструмент клавишный и духовой одновременно. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Поэтому труб в органах так много (до 10 тысяч), они разделяются на ряды — регистры.

Звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, большая часть из металла — органные мастера традиционно используют сплав свинца и олова. Правда, материал этот тяжелый и со временем может терять форму, «оплывать», отчего звучание инструмента ухудшается.

Отполированные трубы, находящиеся в передней части инструмента (в органном проспекте), изготовляются из сплава с высоким (до 90%) содержанием олова.

Голубой оттенок сплава говорит о том, что в нем много свинца. Такие трубы звучат мягче, но они легче деформируются.

Существует десятки присадок, которые определяют акустические свойства сплава, — это и сурьма, и серебро. Для изготовления труб используются также медь, латунь, очень редко — цинк.

Каждая органная труба издает только один звук определенной высоты, громкости и тембра. Высота звука определяется длиной трубы: чем меньше труба, тем выше звук. Тембр звучания зависит от массы параметров: материала, из которого сделана труба (деревянная или металлическая), закрытая труба или открытая, с широкой мензурой или узкой. Все огромное количество звучащих труб органа делится на две неравные группы: лабиальные и язычковые.

Лабиальные трубы являются основной группой в органе. Название происходит от латинского labium (губа). В данном случае так называются верхний и нижний края боковой щели в корпусе трубы. Именно здесь поступающая в трубу струя воздуха превращается в колеблющийся столб, который образует звуковую волну определенной длины. Другой род труб — так называемые язычковые.

Устройство язычковой трубы:

Ряд труб одинакового устройства и тембра, соответствующий количеству клавиш клавиатуры, образует определенный регистр органа. На каждую клавишу приходится столько труб, сколько в органе регистров (звучащих голосов). Кроме того, есть такие регистры, в которых на каждую клавишу приходится несколько трубок, образующих набор обертонов к основному тону: октаву, квинту, терцию и т.д. Такие регистры называются микстурами, то есть смешением звуков.

Под регистрами подразумеваются также рукоятки и кнопки, с помощью которых приводятся в действие определенные комплекты органных труб. Эти рукоятки (или клавиши, наподобие электрических выключателей) расположены на передней панели кафедры органа. С их помощью музыкант управляет звучанием этого сложного механизма, который, помимо труб различного диаметра и формы, включает в себя воздухонагнетающее устройство и воздухопроводы.

Главнейшим элементом искусства органиста является умение пользоваться регистрами, то есть искусство выбирать и сочетать краски органа. Здесь следует заметить, что двух одинаковых больших церковных или концертных органов не существует. Объясняется это тем, что орган не толко сложнейший музыкальный инструмент, но также в значительной степени произведение архитектуры: каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала и уже хотя бы поэтому уникален.

Создатели органа всегда стремятся наделить его не только неповторимым лицом (то, что мы видим, глядя на орган, называется проспектом органа), но и индивидуальным зучанием. А это зависит от выбора регистров, то есть конкретных звуковых красок. Глоссарий органных регистров в книге W.L. Sumner. «The Organ» (New York, 1981), основательном исследовании истории и принципов инструмента, составляет 35 страниц. Нет такого органа в мире, в котором использовались бы все известные органные регистры.

Из сказанного следует, что органист, приступая к подготовке к концерту на том или ином органе, должен выбрать из имеющихся на данном конкретном инструменте регистров наиболее подходящие для каждого произведения. И здесь необходимо знание эпохи, особенностей языка данного композитора, стиля произведения, акустики помещения и многого другого. Выбор регистров для органного произведения называется регистровкой. Композиторы редко указывают точную регистровку в нотах и обычно полагаются на вкус и знания исполнителя.

Это не значит, что нет никаких принципов, напротив, они есть и хорошо известны. Но возможно и даже желательно — для яркости интерпретации — порой отойти от общих правил или, точнее, превзойти их. И.Н. Форкель, первый биограф Баха, писал об этой стороне баховского искусства: баховская регистровка «была столь необычна, что органные мастера и органисты, бывало, ужасались, когда он включал регистры. Они думали, что подобное сочетание регистров никоим образом не может хорошо звучать; но потом приходили в изумление, убеждаясь, что именно при такой регистровке орган звучит лучше всего и что в звучании этом есть особое своеобразие, недостижимое при обычном использовании регистров».  

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

Органист играет на инструменте, сидя за его кафедрой. На кафедре органа располагается от одной до семи ручных и одна ножная клавиатура и регистровые рукоятки. Клавиатуры для рук называются мануалами (от лат. manus — рука) Семь мануалов — это уникальный орган. Он установлен в Атлантик-Сити в США.

Следует, однако, признать, что ни одно художественное произведение органной литературы не требует для своего исполнения таких ресурсов.

Помимо клавиатур для рук, у органа имеется клавиатура для ног. Она называется педаль, причем именно в единственном числе. Распространенная ошибка именовать отдельные клавиши педальной клавиатуры педалями и на этом основании всю педальную установку называть педалями.

Вид педали современного органа

Педали поручалось исполнение самых низких звуков произведения. Если на начальной стадии истории инструмента педаль лишь дублировала партию левой руки органиста, то со временем, к эпохе барокко, она приобрела более индивидуализированный характер. Бах довел ее употребление до высочайшего искусства. И.Н. Форкель писал о Бахе: «Он брал на педальной клавиатуре не только основные тоны аккордов, которые заурядные органисты берут мизинцем левой руки: нет, он играл ногами — в басовом регистре — настоящую мелодию, подчас такую, какую мало кто из органистов способен как следует сыграть всеми пятью пальцами руки».

После Баха орган продолжал развиваться и бурно развивается в наше время. Достижения техники позволили оснастить инструмент такими электронными устройствами, которые дают возможность органисту в сложнейшей современной музыке, требующей непрестанных смен красок во время исполнения, отказаться от традиционной помощи ассистента, который должен был выдвигать и задвигать регистры во время исполнения, поскольку у самого органиста руки заняты игрой. Теперь на больших современных органах можно заранее ввести в память органа все смены регистровки, необходимые в данной концертной программе, и на концерте обходиться нажатием одной клавиши так называемого секвенцера, чтобы вызвать запланированную звучность. Причем кнопки секвенцера расположены во многих местах кафедры органа, и органист может их нажимать любой рукой с любой стороны клавиатуры, а также ногами.

При всех внушительных и впечатляющих усовершенствованиях органа в исполнительском искусстве со всей очевидностью сформировались, условно говоря, два непримиримых по своим взглядам направления. Одни исполнители — так называемые аутентисты — категорически отказываются применять при исполнении музыки барокко, в частности Баха, какие-либо приемы и приспособления, отсутствовавшие на инструментах баховского времени, утверждая, что их использование только затемняет ясные и стройные баховские концепции. Другие придерживаются мнения, что, будь Бах жив в наши дни, он, конечно же, сам воспользовался бы новыми достижениями, поскольку хорошо известно, что он проявлял большой интерес ко всем современным ему новшествам в органостроении.

И у того и у другого взгляда есть яркие апологеты и талантливые интерпретаторы. И это делает органное исполнительство в наше время живым и полнокровным процессом.

Рейтинг@Mail.ru

Крупнейшие органы мира

Орган музыкальный инструмент: устройство, история, описание
Орган в церкви Богородицы в Мюнхене

Орган концертного зала Бордуок (Атлантик-Сити, США) — самый большой и самый громкий среди когда-либо созданных музыкальных инструментов. Имеет 7 мануалов, 455 регистров и 33 112 труб. Он имеет самый широкий в мире тембровый набор, самые большие и тяжёлые трубы и наибольшее рабочее давление в системе подачи воздуха. Главный пульт органа оснащён семью мануалами, второй передвижной пульт имеет пять мануалов, что позволяет управлять большей частью огромного инструмента на расстоянии. Длина самой большой трубы составляет 64 фута (около 18 метров). Вследствие того, что дерево не выдерживает подобных нагрузок, трубы такой длины изготовлены из железобетона. Орган был повреждён тропическим циклоном ещё в 1944 году и с тех пор используется лишь частично. К 2019 году восстановлено около 50 % регистров.

Орган Уонамейкера — крупнейший действующий духовой орган мира. Имеет 6 мануалов, 451 регистр и 30 067 труб. Этот орган был построен в Лос-Анджелесе для Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе и с тех пор неоднократно реконструировался для увеличения мощности. Ныне инструмент находится в Большом холле торгового центра «Macy’s» в Филадельфии.

Крупнейший орган Европы — Большой орган кафедрального собора Св. Стефана в Пассау, построенный немецкой фирмой «Stenmayer & Co» (1993). Имеет 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы. Считается четвёртым по величине действующим органом в мире.

До недавнего времени крупнейшим в мире органом с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) был орган собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тысяч труб), однако, в 1979 году в большом концертном зале центра исполнительских искусств Сиднейского оперного театра был установлен орган, имеющий 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тысяч труб. Ныне он считается крупнейшим (с механической трактурой).

Главный орган Кафедрального собора в Калининграде (4 мануала, 90 регистров, около 6,5 тысяч труб) является самым большим органом в России.

Современный орган

Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.

Современный орган

Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.

Экспериментальные органы

Органы оригинальной конструкции и настройки разрабатывались начиная со второй половины XVI века, как, например, архиорган итальянского теоретика музыки и композитора Н. Вичентино. Однако широкого распространения такие органы не получили. Ныне они выставляются как исторические артефакты в музеях музыкальных инструментов наряду с другими экспериментальными инструментами прошлого.

В филиппинском городе Лас-Пиньясе (в церкви Св. Иосифа) в 1822 году установлен уникальный орган, в конструкции которого используются 832 бамбуковые трубы.

В XX веке нидерландским физиком А. Фоккером был разработан инструмент с несколькими клавиатурами и необычной настройкой, который получил название Фоккер-орган.

Существуют и другие экзотические разновидности органа, как, например, паровой орган, ярмарочный орган, « гидравлофон» и даже (хорватское) архитектурное сооружение под названием «Морской орган».

Устройство

Трубы

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:

  • 1 фут — ноты звучат тремя октавами выше писанных,
  • 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных,
  • 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных,
  • 8 футов — ноты звучат как пишутся,
  • 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных,
  • 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных.

К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

На старинном корабле

Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук.

Орган внутри — это несколько ярусов, на которых рядами установлены трубы. Для доступа органного мастера к трубам на каждом ярусе сделан узкий проход в виде дощатого помоста. Ярусы соединены между собой лестницами, в которых роль ступенек выполняют обычные перекладины. Внутри органа тесно, а передвижение между ярусами требует известной ловкости.

Педаль

Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g1 или до f1), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.

Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.

Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.

Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.

Мануалы

Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.

В настоящее время органы изготавливаются в основном с мануалами диапазоном от С (до большой октавы) до g3 (соль третьей октавы), иногда до f3, a3 или c4. Мануалов в органе от 1 до 7 (обычно 2—4), расположены они в пульте органа террасой, один над другим. Каждый мануал имеет латинскую нумерацию в зависимости от расположения (от нижнего к верхнему — I мануал, II мануал и т. д.), а так же собственный набор регистров, от расположения труб в органе которого зависит название самого мануала:

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду, то есть I или II мануал.
  • Oberwerk (менее громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif) — второй по значимости и громкости мануал, трубы этого мануала расположены над трубами Hauptwerk.
  • Rückpositiv — трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа. Если органист сидит лицом к органу, то Rückpositiv будет за спиной органиста.
  • Hinterwerk — трубы расположены в задней части органа,
  • Brustwerk — трубы расположены прямо над игровым пультом или по бокам от него,
  • Solowerk — с большим количеством сольных регистров.

И другие.

Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.

В период романтизма в органостроении появилось новшество — мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, управляемых органистом с помощью особой педали Schweller. Створки жалюзи позволяют регулировать громкость. В немецкой традиции этот мануал называется Schwellwerk (фр. Recit expressif, он может быть расположен в самой верхней части органа (более распространенный вариант), по бокам от Hauptwerk под ним или за ним и зачастую за фасадными трубами, так чтобы створки жалюзи были не видны. Мануал Schwellwerk обычно располагается на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.

Регистры

Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.

Все регистры по устройству распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт, принципалы, штрайхеры (струнные), регистры призвуков (микстуры и аликвоты), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Язычковые регистры могут располагаться так же горизонтально — такие регистры составляют группу, которая называется «шамада» (от фр. Chamade). Соединение лабиальных и язычковых регистров вместе с микстурой называется фр. Plеіn jeu.

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.

Свистковые и язычковые

Кстати, об испанских регистрах и регистрах вообще. «Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.

В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской. Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха. К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок. Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.

  • Копула — механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, так же почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер — ножная педаль, с помощью которой можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций — устройство в виде кнопок, доступное только в органах с элетрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации — устройство в органах с пневматической регистровой трактурой позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f)
  • Тутти (от итал. Tutti — все) — кнопка включения всех регистров органа.

Трактура

Органная трактура — это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на пульте органа с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки.

Посредством регистровой трактуры также действует память органа — комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа — готовые, фиксированные комбинации. Они могут называться как по сочетанию регистров — Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti, так и по силе звучания — Piano, Mezzopiano, Mezzoforte, Forte. Помимо готовых комбинаций, есть свободные комбинации, которые позволяют органисту выбирать, запоминать и изменять в памяти органа набор регистров по своему усмотрению. Функция памяти имеется не во всех органах. В органах с механической регистровой трактурой она отсутствует.

Механическая

Механическая трактура — эталонная, аутентичная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения. Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача.

Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала XX века, например, Большого зала Московской консерватории и церкви Сен-Сюльпис в Париже). Механическая игровая обычно сочетается с механической регистровой трактурой и виндладой системы шлейфладе.

Пневматическая

Пневматическая трактура — наиболее распространённая в романтических органах — с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе, встречается исключительно редко) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе, характерные для пневматической трактуры). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука.

Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от пульта органа, но и от его размера труб, наличия в трактуре реле, ускоряющих срабатывание механики за счёт освежения импульса, конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады (практически всегда это — кегельладе, иногда — мембраненладе: работает на выброс воздуха, исключительно быстрое срабатывание). Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура органа хороша для исполнения сольных произведений периода романтизма, сложна для игры в ансамбле, и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности. Известнейший образец исторического инструмента с пневматической трактурой — орган Домского кафедрального собора в Риге.

Электрическая

Электрическая трактура — широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи. В настоящее время всё чаще вытесняется механической. Это единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и расположению регистров, а также размещению пульта органа на сцене в зале. Позволяет располагать группы регистров в разных концах зала (например, огромный орган фирмы братьев Руфатти в кафедральном соборе Кристалл в Гарден-Гроув, Калифорния, США), управлять органом с неограниченного количества дополнительных пультов (крупнейший в мире орган концертного зала Бродуок в Атлантик-сити имеет рекордный стационарный шпильтиш с семью мануалами и передвижной — с пятью), исполнять музыку для двух и трех органов на одном органе, а также ставить пульт в удобное место в оркестре, с которого будет хорошо видно дирижёра (как, например, орган фирмы Ригер-Клосс в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве).

Позволяет соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста (одним из первых получил такую возможность орган Собора Парижской Богоматери в ходе реконструкции 1959 года). Недостаток электрической трактуры, как и пневматической, — разрыв «обратной связи» пальцев органиста и воздушных клапанов. Кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и, в сочетании с надёжными оптоволоконными кабелями, задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины XX века оно нередко было электромеханическим). Электрическая трактура XX века не отличается надёжностью[источник не указан 873 дня], а по сложности устройства и ремонта, весу и стоимости нередко превосходит механическую и даже пневматическую.

Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки — щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. В некоторых случаях электрический клапан получают самые большие трубы в остальном полностью механического органа (например, в новом инструменте фирмы «Hermann Eule» в Белгороде), что обусловлено необходимостью при большом расходе воздуха трубой сохранять площадь механического вентиля, и как следствие игровые усилия, в басу в приемлемых рамках. Шум может издавать и регистровая электрическая трактура при смене регистровых комбинаций. Пример акустически превосходного органа с механической игровой трактурой и при этом достаточно шумной регистровой трактурой — швейцарский орган фирмы «Kuhn» в Католическом соборе в Москве.

Другие

  • Смешанная трактура — сочетание нескольких видов трактур в одном органе. Механическая чаще всего отвечает за соответствующие мануалам Ruckpositiv и Hauptwerk части органа, а пневматическая — за более удалённые от пульта Schwellwerk, Oberwerk и Hinterwerk. Недостатки такого сочетания трактур при игре на органе очевидны, особенно в копуле, однако в некоторых специфических случаях, до появления надёжных электрических трактур, при недостатке места и больших размерах органа такая трактура была неизбежна. Пример подобной комбинации — бывший орган Малого зала им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории. Своеобразный образец смешанной трактуры представляет орган концертного зала Мариинского театра: обладая механической трактурой, он имеет основной стационарный шпильтиш, вмонтированный в корпус инструмента, а также дополнительный передвижной шпильтиш, полностью дублирующий основной по набору элементов, и связанный с основным посредством радиосвязи. По исполнительским качествам использование передвижного шпильтиша превращает фактическую механическую трактуру в электрическую (см. выше).
  • Электропневматическая трактура — вариант пневматической трактуры, в которой, вместо управляющих воздуховодов, имеется электрическая цепь от клавиши к пневматическому клапану. Новые органы с такой трактурой — редкость. В СССР этот тип трактуры часто получали пневматические органы романтического периода, подвергшиеся капитальному ремонту и реконструкции — для упрощения и удешевления их проведения. Пример такого рода реконструкции чешской фирмой Ригер-Клосс — орган Капеллы имени Глинки в Санкт-Петербурге, в настоящее время полностью восстановленный в первоначальном виде немецкой фирмой Герман Ойле.
  • Электромеханическая (комбинированная) трактура — наиболее распространённой в настоящее время вариант трактуры для крупных инструментов. Она совмещает высокие музыкально-исполнительские качества прямого механического управления клапанами труб с удобствами электрического управления регистрами.

Мощное дуновение

Старые мехи, числом четыре, сохранились до сих пор. По консерватории ходит легенда о том, что однажды труд качальщиков пытались заменить конской силой. Для этого якобы был даже создан специальный механизм. Однако вместе с воздухом в Большой зал поднимался запах конского навоза, и приходивший на репетицию основатель русской органной школы А.Ф. Гедике, взяв первый аккорд, недовольно водил носом и приговаривал: «Воняет!»

Правдива эта легенда или нет, но в 1913 году мускульную силу окончательно заменил электродвигатель. С помощью шкива он раскручивал вал, который в свою очередь через кривошипно-шатунный механизм приводил в движение мехи. Впоследствии и от этой схемы отказались, и сегодня воздух в орган закачивает электровентилятор.

В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

Виндлады органа Большого зала (конструкция «шлейфлада») разделены на две основные части. В нижней части с помощью магазинного меха поддерживается постоянное давление. Верхняя поделена воздухонепроницаемыми перегородками на так называемые тоновые каналы. В тоновый канал имеют выход все трубы разных регистров, управляемые одной клавишей мануала или педали. Каждый тоновый канал соединен с нижней частью виндлады отверстием, закрытым подпружиненным клапаном. При нажатии клавиши через трактуру движение передается клапану, он открывается, и сжатый воздух попадает наверх, в тоновый канал.

Все трубы, имеющие выход в этот канал, по идее должны начать звучать, но… этого, как правило, не происходит. Дело в том, что через всю верхнюю часть виндлады проходят так называемые шлейфы — заслонки с отверстиями, расположенные перпендикулярно тоновым каналам и имеющие два положения. В одном из них шлейфы полностью перекрывают все трубы данного регистра во всех тоновых каналах. В другом — регистр открыт, и его трубы начинают звучать, как только после нажатия клавиши воздух попадет в соответствующий тоновый канал. Управление шлейфами, как нетрудно догадаться, осуществляется рычагами на пульте через регистровую трактуру. Попросту говоря, клавиши разрешают звучать всем трубам в своих тоновых каналах, а шлейфы определяют избранных.

Как играют на органе

На пульте или кафедре музыканта находятся мануалы — ручные клавиатуры, числом до семи, одна ножная и педали, вытяжные подписанные рычаги. Мануалы и ножная клавиатура позволяют разделить группы регистров. А с помощью вытяжных рычагов органист может исполнить одну необходимую ноту в нужных регистрах.

Чтобы мощный инструмент мог зазвучать, ему требуется много воздуха. Раньше воздух качали кальканты — надували его при помощи ножных рычагов. В начале двадцатого века калькантов заменил двигатель. А сегодня воздух в органе появляется через специальные меха благодаря электровентилятору.

Сейчас существует множество вариаций органа: театральный, церковный, оркестровый и даже электронный.

Факты о профессии

Музыканты могут быть разнообразными, но органист это особый специалист. Игра на органе не может быть массовым развлечением, это музыка для избранных.

Место работы таких музыкантов– это органные залы консерваторий, костелы или организованные органные выступления.

«За» и «против» органной карьеры

Разберем, какие плюсы и минусы присущи профессии органиста.

Вначале поговорим о том, что хорошего в этом музыкальном направлении.

  • Развивает духовность и внутренний рост;
  • Вызывает неподдельный интерес у поклонников;
  • Частые гастроли и знакомство с интересными людьми;
  • Возможность играть на самых разных инструментах во время посещения различных городов и стран;
  • Хорошая оплата труда.

Недостатки профессии:

  • Малая доступность обучения;
  • Сложно стать настоящим виртуозом;
  • В современном мире падает число поклонников органной музыки.

Как стать органистом?

Не каждому дано научиться играть на органе, а к этому добавляется еще дна трудность. А именно, что в нашей стране не так много музыкальных школ, которые имеют в своем арсенале такой величественный инструмент.

Такие школы расположены в крупнейших городах, поэтому жителям небольших населенных пунктов в большинстве случаев недоступно подобное обучение.

Однако, если существует возможность отдать ребенка в школу, где обучают игре на органе, то можно быть уверенным, что при наличии таланта и усердия имеется возможность построить прекрасную карьеру не только в России, но и за рубежом.

Кто может играть на органе

Орган очень нестандартный инструмент. Чтобы в совершенстве овладеть им, нужно много терпения и внимания. Поскольку на органе надо играть и руками, и ногами, то занимаются на нем обычно с десяти лет — у детей младшего возраста до педальной клавиатуры не дотягивается ножка.

Для удобства органист обычно надевает обувь. Чаще используют мужские танцевальные ботинки с широкими каблуками и замшевой подошвой. Специальные ботинки обычно стоят дорого и шьются на конкретного музыканта, поэтому при обучении не используются.

Орган в Центре искусств «Солист»»

Для тех, кто умеет

В органисты часто приходят те, кто уже имеет какие-то навыки игры в других областях и покорен органной музыкой до глубины души настолько, что готов много работать для получения результата. Безусловно, умение играть, например, на фортепиано, сильно сокращает время освоения органа. Но есть и другая сторона: игра на органе также развивает навыки игры на клавишных инструментах, заставляя пианиста обращать внимание на моменты, которые могли ускользнуть от него при работе с привычной техникой. Орган позволяет прийти к поистине прозрачной текстуре полифонической музыки.

  Как научиться игре на органе

Придумано множество вариаций игре на органе. Перед тем, как приступить к занятиям, музыкант должен овладеть нотной грамотой и игрой на клавиатуре. Этот инструмент не предназначен для того, чтобы обучаться на нем азам и музыкальной теории.

Хороший, терпеливый преподаватель, понимающий важность индивидуального подхода, особенно к детям поможет пройти своему ученику нелегкий путь освоения органа. И, когда вы доберетесь до конца, великолепнейшее звучание волшебного инструмента с лихвой вознаградит вас за труд! Поэтому важно обращаться за обучением в специализированные места, например, центр музыкального и творческого развития “Солист”, где вас ждут квалифицированные педагоги с большим опытом работы.

Уроки органа в Красногорске

Педагог подскажет вам и хорошую литературу для изучения органной музыки, которая поможет быстрее овладеть навыками клавишной игры и теоретическими знаниями.

Помните, все зависит от вам. Чем больше времени вы отдадите практике, тем быстрее и качественнее пройдете обучение. Слушайте в перерывах органную музыку. Она поможет вам развить слух и отметить для себя важные моменты в игре.

Орган — не тот инструмент, на котором учатся играть с наскока. Он требует хорошей подготовки, умения различать тоны и клапаны, чувствовать клавиши во время игры.

Личностные качества органиста

Так как органист – это особый музыкант, то для того, чтобы быть совершенным, он должен обладать набором личностных качеств.

К ним относятся:

  1. Отличный музыкальный слух;
  2. Творческое начало;
  3. Умение строить личные творческие цели;
  4. Иметь лидерские качества;
  5. Желание постигать неизведанное;
  6. Обладать умением одновременно работать руками и ногами при игре на инструменте;
  7. Уметь вкладывать в игру свое личное состояние;
  8. Отличным навыком будет умение писать собственную музыку для органа.

Что вам понадобится

  • Доступ к органу.
  • Пара органной обуви.
  • Вводная книга для обучения.
  • Хороший учитель игры на органе.
  • Предварительные знания игры на клавиатуры.
  • Хорошая зрительная/моторная координация.

Советы

  • Практически все органисты получают предварительное обучение игры на фортепиано. Если у вас нет опыта, для начала можно потратить несколько лет на изучение основ игры на фортепиано.
  • Познакомьтесь с другими органистами в вашем городе. Как правило, это небольшая группа людей, тесно связанных между собой. Знакомство с коллегами по цеху поможет вам получить советы и поддержку. Вам нужно научиться основам игры у профессионала.
  • Слушайте качественную органную музыку. Существует много возможностей послушать превосходные выступления, особенно в городской местности. Также можно посетить некоторые веб-сайты, к примеру, www.ohscatalog.org и собрать коллекцию органных дисков из произведений, исполненных на классическом, оркестровом и театральном органах.

Предупреждения

  • Не стоит думать, что можно овладеть игрой на органе в сжатые сроки. Начните с малого. Научитесь играть на фортепиано и постепенно переходите к театральному органу. Подобный музыкальный эксперимент стоит ваших усилий.
  • Каждый вид органа имеет свои особенности. В особенности, это касается театрального органа. Не начинайте практиковаться на органе, пока не научитесь различать клапаны, тоны и ощущать чувствительность клавиш.

Обучение игре на органе

В первую очередь нужно понять, что на органе играть сложно. Почти все органисты, прежде чем освоить орган, обучаются игре на фортепиано. Если вы не умеете на нем играть, стоит потратить несколько лет изучение основ игры. Но если у вас есть навык владения клавиатурой, то можно попробовать использовать несколько клавиатур и педалей.

Если есть возможность, то стоит найти человека, который обучит вас игре на органе. Можно спросить об этом в музыкальном учреждении, либо церкви. Также можно просмотреть периодические издания, которые предназначены для преподавателей.
Прочтите книги, которые помогут вам овладеть терминами игры на клавиатуре. Например, отличной книгой данного типа считается «Как играть на фортепиано, несмотря на годы практики». Она поможет получить необходимые навыки игры.

Для игры на органе понадобится пара органной обуви. Ее без труда можно приобрести в Интернете. Если вы будете надевать ее во время занятий, то владеть инструментом научитесь гораздо быстрее. Кстати, к таким ботинкам не пристает грязь, поэтому педали не пачкаются.
Познакомьтесь с органистами, которые живут в вашем городе. Как правило, их не очень много, и они тесно общаются между собой. Они могут дать вам необходимую поддержку и помочь советами.

Не думайте, что сможете быстро научиться играть на данном инструменте. Начинайте с малого и постепенно двигайтесь к овладению театрального органа. На это потребуется много усилий и усидчивости.

И, конечно же, практические занятия просто необходимы. Чем чаще и больше вы будете учиться играть, тем лучше будет получаться. Но прежде чем перейти к практике, научитесь различать чувствительность клавиш, клапаны и тоны.

Источники

  • https://toolsmusic.ru/klavishnyie-instrumentyi/istoriya-organa.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82)
  • https://art.1sept.ru/article.php?ID=200800906
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1077169
  • https://www.PopMech.ru/design/8568-33-tysyachi-trub-ustroystvo-organa/
  • https://solist.pro/organ/
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/organist/
  • https://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5
  • https://www.kakprosto.ru/kak-867056-kak-nauchitsya-igrat-na-organe
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.