Другие 15.09.2020

Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман

38 мин.
Содержание
  1. Почему католические священники — это выбритые подтянутые мужчины, которые носят стильные черные костюмы, а православные священники — это толстые бородатые мужчины в рясах?
  2. Что означает полумесяц у мусульман?
  3. Как молятся мусульмане?
  4. Как стать мусульманином?
  5. Докажите что архитекторы создавая мечети строили место поклонения аллаху какими средствами архитектуры они этого добивались?
  6. Какую религию исповедовал Пророк Мухаммад до возникновения Ислама?
  7. Чем соборная мечеть отличается от обычной?
  8. Освещаются ли мусульманские мечети наподобие тому, как освещаются православные храмы?
  9. Материальное положение мусульманского духовенства
  10. Исламское духовенство
  11. Авлия
  12. Ахун
  13. Аятолла
  14. Великий аятолла
  15. Мавлави
  16. Молдо
  17. Как называется мусульманский священник?
  18. Муэдзин
  19. История
  20. Немного истории
  21. Что делает имам?
  22. Обычный человек с необычными обязанностями
  23. Таинства может совершать только священник
  24. У православных все не так
  25. Мулла
  26. Кто такой мулла? Кто может дать определение?
  27. Обязанности муэдзина
  28. Особенности профессии
  29. Плюсы и минусы профессии
  30. Важные качества
  31. Место работы
  32. Оплата труда
  33. Обучение на имама
  34. Вузы
  35. Ступеньки карьеры и перспективы
  36. Знаменитые имамы и муфтии
  37. «Муллы почти повсеместно живут зажиточно и богато, — писал в конце XIX в. русский миссионер Я. Д. Коблов. — Даже в худших приходах обыкновенно так бывает, что поступает мулла бедным, а через несколько лет благодаря своей бережливости, отсутствию излишних потребностей, а также вследствие занятий земледелием и торговлей становится богатым»
  38. «Муллы получают намного меньше приказчиков», — сетовал в статье в газете «Юлдуз» в 1914 г. мулла Ахмедшариф Бикметов. «От таких мулл, которые в материальном отношении зависят от каждого человека, нельзя ожидать никакой пользы для нации»
  39. «Унижение медресе и ее руководителей послужило тому, что шакирды всей своей силой стали стремиться (уйти. — Л. Г.) из мира шакирдства и находить, (что. — Л. Г.) лучше быть торговцем», — с горечью писал автор газеты «Кояш»
  40. «Им все еще приходится быть ответственным перед самыми незначительными должностными лицами: староста, урядник, старшина. Их ставят наравне с мужиками», — писал сельский имам-хатыб, предпочевший остаться анонимом
  41. Заметка Гиниятуллы Гизатуллина «Имамы» весьма выразительно иллюстрирует повседневную жизнь татарских мулл в годы Первой мировой войны.
  42. Ахуна Г. Гизатуллина «Имамы» в переводе Н. Ф. Катанова
  43. Мударрис
  44. Мухаддис
  45. Муэдзин
  46. Наиб
  47. Садр
  48. Праведные халифы
  49. Повелитель правоверных
  50. Повелитель мусульман
  51. Хаджи
  52. Халиф
  53. Худжат аль-ислам
  54. Шахид
  55. Титулы, саны и звания в исламе
  56. 1. Алим (Улем)
  57. 2. Ахунд
  58. 3. Аятолла
  59. 4. Имам
  60. Имам (шиизм)
  61. 5. Ишан
  62. 6. Кади (казый)
  63. 7. Молла (мулла, молда)
  64. 8. Муджтахид (моджтахид)
  65. 9. Муфассир (мофассир)
  66. 10. Муфтий
  67. 11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)
  68. 12. Факих
  69. 13. Хазрат
  70. 14. Хафиз
  71. 15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)
  72. 16. Шейх
  73. Шейх-уль-ислам

Почему католические священники — это выбритые подтянутые мужчины, которые носят стильные черные костюмы, а православные священники — это толстые бородатые мужчины в рясах?

Католическое духовенство было и остается тусовкой интеллектуалов, которые до 18 века удерживали монополию на научные изыскания, на минуточку. Отсюда гораздо более спокойное отношение к одежде, бритью, стрижкам, светским занятиям и так далее. В свое время, например, в 16 веке, когда была мода на бороды, в Ватикане все ходили с роскошными лопатами, как Пий V (пик 1), потом — с эспаньолками, как Климент IX (пик 2). Когда компания Gillette зафорсила моду на бритье, практически все начали бриться, а сейчас опять стало модно иметь растительность на лице, потому священник с пика 3 не отстает.

Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман
Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман
Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман

В православной же среде жива доля средневекового мракобесия, в том числе, и мысль, появившаяся где-то в районе 15 века о том, что человек, сбривающий бороду, лишается Образа Божьего, становится еретиком, сатанистом, содомитом и вообще. Старообрядцы до сих пор верят, что тот, кто сбреет или острижет бороду и умрет без покаяния, не может быть похоронен по всем ритуалам, и демоны его замучают ужасным образом.

Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман

Казалось бы, ничего существенного в этом нет, и никто уже не отказывает бритым в причастии, а потому Всеволод Чаплин может смело сбрить свою поросль, но нет! В 1980-90х в РПЦ пришло огромное множество натуральных мракобесов со всяких окраин, которые в среде и так не блиставшей интеллектуальностью устроили натуральную деградацию, важной частью который стало именно то самое обрядоверие. Суть этого явления в том, что во главу угла становится не вера, самоосознание и покаяние, а соблюдение обряда, редуцированного донельзя. Потому, конечно, пораженному этим священнику не может и в голову прийти подстричься или побрить бороду — как содомит и латинянин. Греческие и другие православные священники, конечно, тоже носят бороды, как дань традиции, но уже гораздо более скромные и стильные.

Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман

Полнота православного духовенства, в свою очередь, связана со строгостью постов и довольно сложным распорядком дня, что мешает правильно питаться и заниматься спортом. Ну и да, не стоит забывать о том, что молодых священников не так уж много, а в зрелом возрасте славяне часто полнеют. Среди монахов, которые ведут немного другой образ жизни и часто много работают физически, полным полно стройных и даже спортивных.

Что означает полумесяц у мусульман?

Язычество, Византия и другие факторы в появлении символа в Исламе роли не играют. Может быть у них были Поумесяцы? Кто-нибудь, в каких ни-будь уголках земли, где живут мусульмане, на минаретах мечетей видел ли Полумесяц. Полумесяц -это значит половина шара. В Исламе Речь идет не о Полумесяце, а о Новой Луне. Откуда пошло название Полумесяц, одному Аллаху известно. Тем не менее во всем Мире и в Исламе Новая Лунана минаретах стал называться Полумесяцем, а символом стал в процессе истории. Для Мусульман Новая Луна имеет огромное значение в богоуслужении. «Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летоисчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины…» (Коран 10:5).

Тебе о новолуниях они вопросы задают.
Скажи: “Они определяют (людям)
Сроки (ведения их дел) и сроки Хаджа”. Коран 2:189.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте)». В Исламе Лунный календарь, начало месяца- это новолуние . В исламе месяца начинаются с появлением Новой Луны, некоторые религиозные праздники и даты начинаются с появлением Новой Луны. Есть очень чтимые священные месяца. Так как часов тогда не было, мусульмане с нетерпением ожидали появления Новой Луны. Время богослужения, мусульманские прздники, священные дни привязаны в основном к Новой Луне. Когда пророк Мухаммад увидел новую луну, молился: “О Аллах, подними ее (Луну) над нами с миром, молитвою во здравье и в Исламе. Господь мой и твой Господь- Аллах. Луна указывает на путь правды и доброты».

Как молятся мусульмане?

Мусульмане должны совершать молитву 5 раз в день в определенное время, повернувшись лицом в сторону Мекки. Сами слова молитвы определяются молящимся. Совершать молитву следует в чистоте(тело, одежда, чистое место)

Как стать мусульманином?

Чтобы стать мусульманином необходимо произнести следующие слова, будучи уверенным в этом: Свидетельствую сердцем и языком, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единственного Бога (Творца всего Бытия) и что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Докажите что архитекторы создавая мечети строили место поклонения аллаху какими средствами архитектуры они этого добивались?

В мечетях нет изображений, который бы отвлекали от молитвы, например животных или людей, в каждой мечети есть особая часть, которая смотрит на восток и как бы обращена к Аллаху, это показывает, что мечеть ведет человека к истине.

Какую религию исповедовал Пророк Мухаммад до возникновения Ислама?

Все Пророки исповедовали Единобожие от рождения, в том числе и Пророк Мухаммад и до возникновения Ислама, потому что Пророки защищены Господом от исповедования чего то другого.

Чем соборная мечеть отличается от обычной?

Размерами – это самая большая мечеть уммы(общины) для коллективной пятничной молитвы. Хотя и в обычных мечетях проводятся пятничные молитвы. К тому же, в соборной мечети устанавливается минбар(кафедра), с которой имам произносит проповедь.

Освещаются ли мусульманские мечети наподобие тому, как освещаются православные храмы?

Освящение чего бы то ни было в этом смысле – вещь в значительной степени выдуманная, достаточно поздняя в Христианстве и не имеющая непосредственного отношения к единобожию (не в том смысле, что – языческая; не является обязательной и не указывает на поклонение в сущности). Да и вряд ли претендующая на важную степень, насколько мне известно. Организационный чисто вопрос. В Исламе этого нет, но и функции у мечети другие. Любое помещение может называться мечетью, если соблюдены два условия. И это – чистота (как в физическом, так и смысловом плане) и дозволенность того места для использования в общественных целях (то есть не принадлежит частному лицу). И поэтому освящения в Исламе нет. Но с присущим человеку пафосным размахом церемонии открытия проводят, это да.

Материальное положение мусульманского духовенства

На протяжении многих веков в татарском мусульманском обществе одной из самых авторитетных социальных групп являлось духовенство. Уважение вызывала, прежде всего, его ученость, умение растолковать священное писание — Коран.

Очень часто место муллы в приходе занимали представители одной династии священнослужителей. Поэтому сына муллы — махдума — с детства готовили к этой должности. Хотя мечтали видеть своих сыновей имамами как купцы, так и менее имущие родители из мещан и крестьян.

Исламское духовенство

Авлия

Вали (араб. ولي‎‎ — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء‎‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.

Ахун

Ахун, Ахунд (перс. آخوند‎) — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. Этим же словом «ахун» (кит. 阿訇 , иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь: āhōng) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане (хуэйцзу, дунгане).

Аятолла

Основная статья: Аятолла

Аятолла (араб. آية الله‎‎, перс. آیت‌الله‎ — «знамение Аллаха») — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии и обычно преподают в школах религиозных наук.

Великий аятолла

Великий аятолла (араб. آية الله العظمى‎‎) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).

Мавлави

Основная статья: Мавлави

Мавлави (перс. مولوی‎‎) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».

Молдо

Основная статья: Молдо

Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.

Как называется мусульманский священник?

ИМАМ (араб. ) – означает «стоящий впереди» , шире – «тот, кто руководит молитвой» . В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.
Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра в качестве халифа, заместителя пророка. Однако в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно они занимались и чисто практическими вопросами, например, сбором налогов. По пятницам они также произносили хутбу (проповедь) , в которой речь шла не только о божественном.
МУЭДЗИН
(от араб. “му’аззин” – “объявляющий”), мусульманский глашатай, который пять раз в день призывает верующих на молитву. Он обращается лицом к Мекке и произносит “азан” (призыв к молитве) , затыкая пальцами уши. Муэдзином может быть взрослый мусульманин-мужчина с подходящим голосом и хорошей репутацией.
Должность муэдзина появилась в ранний мединский период ислама. Решительно порывая с традициями, идущими от иудаизма и христианства, пророк Мухаммед отверг звуки трубы и колокольный звон и предписал, чтобы муэдзин призывал верующих славить Аллаха в назначенные часы пять раз в день. Первым мусульманином, исполнявшим функции муэдзина, был абиссинец Билал.
При Аббасидах (749–1258) ситуация изменилась. Молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами» . Но при фатимидских правителях (909–1171) утвердилась традиция, в соответствии с которой по пятницам в период месяца рамадан именно халифы брали на себя роль имама.
Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.
В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Первым имамом шиитов-имамитов (см. ШИИТЫ) был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка. Ему наследовали его дети (в первую очередь от Фатимы, дочери пророка) . Таким образом, в соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами, почитаются как святые, а представители крайних направлений шиизма их обожествляют. Кроме того, имеются «малые имамы» , назначаемые из числа факихов, имеющих специальное образование для службы в мечети (пишнамаз – перс.).

Муэдзин

Жан-Леон Жером. Муэдзин призывает верующих на молитву с вершины минарета (1879)

Муэдзи́н (араб. مؤذن‎, произн. как «муаз̱з̱ин»), муаззин, муэззи́н, азанчи́, муна́ди, биля́л — в исламе служитель мечети, призывающий мусульман на обязательную молитву ( намаз ).

Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман

История

Глагол азана в переводе с арабского означает «кричать на публике». По мнению историков, ещё до появления ислама в арабских племенах существовал обычай издавать особый крик, например, для сбора членов племени на военный совет. Человека, которому поручалось зазывать людей, называли мунади или муаззин.

Традиция призыва на молитву (азан) возникла либо до переселения пророка Мухаммеда в Медину (хиджра), либо через два года после переселения. Ритуал азана введен по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев. Первым муэдзином был абиссинец Билял ибн Рабах, обладавший голосом необычайной силы, который был слышен по всей Медине. Эту обязанность возложил на него пророк Мухаммад. Помимо него, одним из первых муэдзинов был и Абдуллах ибн Умм Мактум.

Сначала он зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Индонезии в ряде мечетей начало молитвы анонсируется звуками гонга (влияние буддизма), в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу.

В настоящее время в некоторых странах азан записывается на магнитофон и транслируется с помощью громкоговорящей аппаратуры, работающей по таймеру.

Какие звания и титулы носят религиозные деятели мусульман
Билял ибн Рабах — первый муэдзин.

Немного истории

В армии Российской империи должность муллы была введена с момента начала русско-японской войны, но и там обязанностями священнослужителя ислама было проповедовать мусульманам Коран, изъяснять непонятые места, утешать и вдохновлять, а так же следить за точным выполнением ритуалов на похоронах погибших правоверных.

В обычной жизни в обязанности муллы в начале XX века входило урегулирование брачно-семейных споров и споров о наследстве, ведение метрических книг, регистрация гражданских актов, выдача различных справок.

На священнослужителей были возложены обязанности доводить до сведения населения различные указы властей и некоторые другие дела. Муллы занимались обучением исламскому богословию детей своих прихожан, наблюдали за их нравственностью.

«Мулла был всем: совершитель молитвенных обрядов, учитель детей, советник в житейских делах, врач и даже судья», – так пишет исследователь Р. И Маликов в работе «Материальное положение татарских мулл в Казанской губернии».

Что делает имам?

Согласно учебнику мусульманского богослова из Казани Рамиля Камиловича Адыгамова «Основы проповеди и обязанности имама», главное, чем должен заниматься священнослужитель в исламе – это проповедовать учение пророка Магомета, доносить до прихожан неискаженный текст Корана и уметь его толковать.

Второе, что требуется от имама – это организация работы молельного дома. Например, проведение ежедневной пятикратной молитвы мусульман, организация праздничных и пятничных молитв, проведение обрядов имянаречения младенца, бракосочетаний и разводов, а так же обрядов, связанных с погребением умерших.

Существует также необходимость разъяснять прихожанам, как следует себя вести согласно правилам, принятым в исламском обществе – как одеваться, как стричься, что говорить и как поступать.

Кроме этого, на современном мулле лежат обязанности создания библиотеки и подписка прихожан на периодику, по возможности создание при мечети медресе для начального обучения желающих и другие, по большей части, светские вещи, например, оплата услуг ЖКХ и ведение банковского счета.

Обычный человек с необычными обязанностями

Муллой у мусульман-сунитов может стать любой образованный человек, которого выберут либо назначат. В отдаленных малонаселенных селах функции муллы может взять на себя знающий обряды и молитвы мужчина.

У шиитов духовная власть имама считается священной и передается только по наследству.

Однако по большому счету мула – это обычный человек, который живет рядом с прихожанами, руководит молитвой – встав впереди всех, он первым произносит те же слова, которые произносят и другие мусульмане, – проповедует и разъясняет учение пророка Магомета.

Он не проходит никакого посвящения, и у него нет такой задачи – приблизить к прихожанам Бога. В исламе, несмотря на то, что все в мире – и добро, и зло происходит по воле Аллаха, сам Аллах не вмешивается в дела людей, а некоторые мусульмане верят в предопределение.

Таинства может совершать только священник

В отличие от имама, православный священник проходит таинство рукоположения в сан, и сан этот не снимается с него до конца жизни. Он так же, как и имам, может и по необходимости должен заниматься организацией деятельности православного храма – от их постройки до оплаты за счетов и привлечения в храм прихожан. Однако между имамом и священникам существует большая разница. В православии Таинство рукоположения в сан дает человеку благодать от Бога исполнять дела, которые христиане относят к духовной реальности.

Только священник имеет право совершать Семь Таинств Русской православной церкви – Крещение, Миропомазание, Исповедь, Соборование, Венчание, Отпевание, но самое главное, что есть в православии, и на чем тысячелетиями держится христианство – это Таинство Евхаристии, переложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа.

Именно для Евхаристии, уставленной Спасителем на Тайной Вечере, для принятия Его Крови и Его Тела, для приближения обычного, грешного человека к Богу и исправления этим Великим Таинством его грешной души и даже тела существует в православии храм и сам институт священства.

Храм в православии – это не молельный дом и не дом для собраний, это не библиотека и не учебное заведение – это храм, в алтаре которого таинственно и непонятно для людей присутствует Бог, через православного священника претворяющий хлеб и вино – в Свое Тело и Кровь.

У православных все не так

Православные богословы считают, что сравнивать функции имамов и православных священников не корректно, так как обязанности муллы примерно соответствуют в православии обязанностям церковного старосты, если бы тот имел богословское образование. Ни мулла, ни имам не выполняют каких-то особых ритуалов, которые, при необходимости, не смог бы взять на себя кто-то из обычных людей. Например, в отсутствии имама на общей молитве мусульмане именно для этой молитвы и на её срок выбирают имама – то есть человека, который её возглавит.

Мулла

Основная статья: Мулла

Мулла (араб. المُلَّا‎‎ — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.

У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.

На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).

Кто такой мулла? Кто может дать определение?

МУЛЛА — персо-турецкий термин, искаженное от арабского слова маула — «господин» , «учитель» , «образованный человек» . В Средней Азии и на Кавказе этим словом называют человека, выполняющего функции имама в мечети. Мулла входит в состав мусульманского духовенства, но это низший чин, как правило не имеющий специального теологического образования. По выражению русского арабиста А. Е. Крымского, мулла — это «буднишный имам» , то есть имам, который не может произносить хутбу (речь) по пятницам и праздникам, но руководит молитвой в будни, а также осуществляет ритуальные функции, читая молитву на похоронах или присутствуя на бракосочетании. Претендент на должность муллы должен быть грамотным и знать наизусть те суры Корана, которые употребляются в ритуальной практике.
На Кавказе у тюрков-суннитов существует звание «мулла-эфенди» , а у шиитов — «мулла-ахунд» , что соответствует званию «шейх аль-ислам» .

Обязанности муэдзина

С самого начала муэдзин рассматривался как помощник имама мечети. Второй Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (634—644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «муэдзина и визиря». Во времена Умара выработался ритуал, когда муэдзин сначала призывал мусульман на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву ( намаз ). Вернувшись в мечеть, муэдзин объявлял о начале намаза.

При омейядском халифе Абд аль-Малике (685—705) в мечетях стали появляться минареты, а азан стали осуществлять непосредственно с балкона минарета. По сообщениям арабского путешественника Ибн Баттуты (1304—1377), в обязанности муэдзина Хорезма входило выгонять мусульман из своих домов на молитву.

Муэдзином должен быть совершеннолетний мусульманин (хотя допускаются и несовершеннолетние мальчики), который находится в здравом уме. Нежелательно (макрух) распевание азана:

  • в состоянии ритуальной нечистоты ( джунуб );
  • в нетрезвом состоянии;
  • женщиной;
  • человеком, совершающим большие грехи ( кабаир ).

Муэдзин должен был обладать мощным, но приятным голосом. Они распевают азан в особой мелодичной форме. Детей, которые обнаруживали способности к пению, обучали мелодичному произнесению слов азана. Функции муэдзина могли переходить по наследству. Иногда муэдзинами назначали слепых мальчиков, которые, поднимаясь на минарет, не могли видеть того, что происходит во дворах и домах жителей и, в частности, женщин. Большинство исламских богословов считают, что муэдзин может получать материальное вознаграждение за свою работу, если является нуждающимся.

Кроме азана, муэдзины стали исполнять специальные славословия. Иногда в обязанности муэдзина входила проверка правильности киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также расчёт времени намаза.

Особенности профессии

В мусульманском мире существует два основных религиозных направления: шииты и сунниты. По шиитской доктрине выборность имамов отрицается изначально и верховная власть имама предопределена свыше. То есть, шииты считают, что духовный сан имама и верховная власть передается по наследству от отца к сыну исключительно в роду божественного происхождения Али ибн Абу Талиба.

По шиитскому вероучению функции имама заключаются в следующем:

  • исполнение обязанностей правителя исламской общины в решении людских проблем;
  • истолкование религиозных знаний, Корана, прав и обязанностей верующих;
  • разъяснение мусульманам смысла мироздания в качестве высшего духовного лидера.

У шиитов высшее духовенство вызывает изначальное уважение и признание авторитета, как представителей семьи самого Пророка и божественного происхождения их власти. Звание муллы у шиитов ниже звания имама. Мулла занимается только разъяснением населению принципов Корана и веры.

Сунниты, напротив, считают должность имама выборной. То есть, практически человек любого происхождения при наличии соответствующего образования, освоивший хадисы и Коран, разбирающийся в вероучении, справедливый и здравомыслящий, может стать имамом. Со времен Османской империи и позднее в России на должность имама официально, специальным указом назначался человек для проведения служб при конкретной мечети.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Востребованность профессии в современном мире. В настоящее время имамы в российских мечетях — люди пожилые, и повсеместно требуется молодая смена.
  • Бесплатное образование, проживание и питание при учебном заведении, льготный проезд в транспорте, отсрочка от армии.

Минусы

  • Невысокая оплата труда (особенно в отдаленных регионах)
  • Опасность для жизни от экстремистов (частые убийства имамов и муфтиев)

Важные качества

  • высокие нравственные качества;
  • дисциплинированность и культура поведения;
  • справедливость;
  • лидерские качества;
  • широкий кругозор не только по религиозным наукам, но гуманитарным и юридическим;
  • отличная память;
  • способности к изучению языков.

Место работы

Мечети разного уровня, общественные религиозные организации, медресе, Исламские Университеты (в качестве преподавателей), школы (ведение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»). Дипломированные специалисты в области теологии востребованы в Министерстве иностранных дел, Парламенте, средствах массовой информации, сфере образования, экспертных советах, в Духовном управлении мусульман Европейской части России.

Оплата труда

Оплата труда муллы зависит от региона проживания и статуса мечети. Как правило, в начальных и средне-специальных учебных заведениях молодежь обучают не только исламским наукам, но и реальным профессиям: юношей — профессии водителя, бухгалтера или пчеловода, девушек — профессиям поваров и т. п., которыми они смогут заниматься в отдаленных регионах в дополнение к деятельности муллы.

Обучение на имама

Профессии религиозных деятелей утверждены в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) 14 октября 2013 г. как направление подготовки «Теология». Исламские университеты есть во многих городах России — Москве, Казани, Ульяновске, Махачкале, Нальчике, Уфе, Саратове, Чебоксарах. Существуют средне-специальные и начальные (медресе) мусульманские учебные заведения.

Московский Исламский университет (МИУ) занимается подготовкой теологов-богословов, преподавателей и специалистов по различным направлениям исламских наук;

Российский исламский университет в Казани, основанный Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и Советом муфтиев России.

Институт Теологии и Международных Отношений имени Маммадибира ар-Рочи (ИтиМО), в котором объединены светское и религиозное образование. Здесь готовят специалистов с широким кругозором и высоким уровнем исторических, теологических, филологических знаний. Профессиональное исламское образование представлено изучением следующих дисциплин:

  • вероубеждение — акида;
  • религиозное право -фикх;
  • религиозная философия;
  • теория иудаизма и христианства;
  • корановедение и комментарий — тасфир;
  • логика — мантик;
  • этика — сулук;
  • арабский язык;
  • риторика и ораторское искусство.

Читайте также: Профессия «Иконописец»

Особо отличившиеся студенты получают стипендию и стажируются в профильных университетах зарубежных стран.

Вузы

Свято-Филаретовский православно-христианский институт Теология (Свято-Филаретовский православно-христианский институт)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Религиоведение (Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Религиоведение (Уральский гуманитарный институт УрФУ)

Челябинский государственный университет Религиоведение (Историко-филологический факультет)

Пятигорский государственный университет Теология (Высшая школа политического управления и инновационного менеджмента)

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьеру в религиозной сфере от муллы (имама) мечети самого отдаленного региона можно сделать, постепенно выдвигаясь в более центральные и соборные мечети. Высший чин муфтия требует высшего образования в исламских университетах и многолетнего добросовестного служения.

Знаменитые имамы и муфтии

В период возникновения ислама функции имама исполнял сам Пророк Мухаммад.

Самый известный имам современности — иранец, глава Исламской Республики с 1979 г. Хомейни Рухолла ибн Мустафа Мусави (1900-1989 гг.), которого чаще называли аятолла Хомейни. В 1979 году он был предводителем народного восстания против Пехлеви, в результате которого шах Реза был свергнут.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.
Верховный Муфтий России — Талгат Таджуддин, Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Председатель ЦДУМ России.

«Муллы почти повсеместно живут зажиточно и богато, — писал в конце XIX в. русский миссионер Я. Д. Коблов. — Даже в худших приходах обыкновенно так бывает, что поступает мулла бедным, а через несколько лет благодаря своей бережливости, отсутствию излишних потребностей, а также вследствие занятий земледелием и торговлей становится богатым»

С семьями духовенства стремились породниться представители купечества. Во второй половине XIX в. среди татарских купцов стали популярны экзамены на знание Корана в Оренбургском магометанском духовном собрании2. При этом они не претендовали на звание указных мулл, важным было признание окружающими учености купцов.

Однако в начале XX в. мы наблюдаем уже иное отношение к муллам. Выпускники татарских медресе все чаще отказывались работать имамами и выбирали другие занятия. Особенно это было характерно для шакирдов новометодных учебных заведений. Среди них были и сыновья имамов. Махдумами являлись Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан, Фатих Карими, Зариф Башири, Султан Габяши и многие другие представители татарской творческой интеллигенции. Иногда оставляли место в приходе и муллы старшего поколения, вполне состоявшиеся люди.

Буржуазные перемены, произошедшие за это время в российском обществе, трансформировали как его экономические основы, так и религиозные устои. Например, многие ранее запрещенные шариатом вещи из-за своей возросшей экономической выгоды стали допустимыми среди татар. Неспешный провинциальный уклад жизни традиционного общества заменялся новыми моделями поведения, где во главу угла ставились такие буржуазные ценности, как индивидуализм и материальные блага.

Часть мусульманского духовенства в начале XX в. сумела сохранить свой высокий статус. Но это был избранный круг, в основном имамы городских приходов. Некоторые уже родились в богатых семьях, часть мулл заключила выгодные браки с дочерьми состоятельных предпринимателей и потому была финансово независима. Остальные имамы жили за счет богатых прихожан и были более стеснены в суждениях и поступках, действуя в первую очередь в интересах своих покровителей.

В начале XX столетия многие медресе установили фиксированную плату за обучение, хотя испокон веков школьное дело строилось у татар на некоммерческой основе. Таким образом предпринимались попытки внесения некоторых буржуазных корректив в эту область жизни. Часть мулл стояла во главе периодических изданий.

Конечно, они были в основном религиозного содержания («Дин вә мәгыйшәт» (Религия и жизнь), «Әд-Дин вә әл-әдәб» (Религия и нравственность) и др.), но все равно, как и коммерческие аналоги («Идел» (Идель), «Икътисад» (Экономика) и др.) рассчитывали на рыночный спрос и не раздавались бесплатно.

Встречались имамы, пробующие свои силы в издательско-типографском деле. Кстати, и среди авторов многочисленных брошюр, художественных произведений было достаточное количество религиозных служителей. Безусловно ими двигало не только желание прославиться, но и материальные интересы.

В сельских приходах муллы жили в более тяжелых условиях. Эта тенденция началась еще в конце XIX в. Например, в 1885 г. мулла из Казанского уезда Гилязетдин Мухутдинов пожаловался на своих прихожан в местную полицейскую управу: некоторые верующие отказывались содержать имама3.

В пореформенный период увеличились темпы миграции. Многие крестьяне уезжали в поисках лучшей доли в города. Ситуация усложнялась неурожаями.

«Муллы получают намного меньше приказчиков», — сетовал в статье в газете «Юлдуз» в 1914 г. мулла Ахмедшариф Бикметов. «От таких мулл, которые в материальном отношении зависят от каждого человека, нельзя ожидать никакой пользы для нации»

Как известно, труд имамов никогда не оплачивался государством, при этом они выполняли ряд государственных обязанностей: ведение метрических книг, бракоразводные разбирательства, составление рекрутских списков и т. д. Но имамы не получали не только плату за выполненную работу, но и никаких специальных средств на сопутствующие траты (покупку канцелярских принадлежностей, почтовые расходы).

Если остальные представители государственных служб, имея соответствующие печати, могли рассчитывать на бесплатную пересылку своей деловой корреспонденции, то муллы действовали как частные лица и платили за все из своего кармана.

«Унижение медресе и ее руководителей послужило тому, что шакирды всей своей силой стали стремиться (уйти. — Л. Г.) из мира шакирдства и находить, (что. — Л. Г.) лучше быть торговцем», — с горечью писал автор газеты «Кояш»

В конце XIX в. новым явлением для татарской литературы стал роман М. Акъегета «Хисаметдин мулла». Это было первое татарское произведение, написанное в данном жанре, и самое главное — его героем являлся современник, молодой и романтичный юноша. Хисаметдин мулла получил религиозное образование за границей и потому придерживался передовых взглядов как относительно школьного дела, так и в целом на жизнь. Своего рода вызовом обществу стала его женитьба на Ханифе — дочери содержателя постоялого двора.

Однако уже в начале XX в. все чаще в татарской художественной словесности доминировали совсем другие образы религиозных служителей. Так, муллы из произведений Г. Исхаки («Жизнь ли это?», «Зять» и т. д.), Ф. Амирхана («Фатхулла хазрат») представлены меркантильными, недалекими и порочными людьми.

Названные писатели, будучи людьми из круга духовенства, знали их проблемы изнутри. Поэтому в их произведениях было достаточно жизненной правды. Подтверждением служат эпизоды о пьянстве мулл, об их походах в публичные дома, которые можно найти как в архивных делах, так и в опубликованных воспоминаниях.

К примеру, о своем родном брате Ибрагиме Ф. Амирхан в 1908 г. в письме к другу И. Аитову небрежно заметил, что тот, возможно, станет муллой-атеистом исключительно из материальных соображений — «для собственного прокорма и это сгодится»7.

Не случайно в 1914 г. представители мусульманского духовенства выступили с просьбой предоставлять муллам «за продолжительную беспорочную службу права личного и потомственного гражданства». По их мнению, это способствовало бы повышению в глазах прихожан авторитета духовных лиц8.

В целом, в татарском обществе всегда были и искренне верующие и соблюдающие все нормы ислама люди. Для таких мусульман важно было участие муллы в жизни общины, он поддерживал их веру своим высоконравственным поведением и мудрыми советами.

«Им все еще приходится быть ответственным перед самыми незначительными должностными лицами: староста, урядник, старшина. Их ставят наравне с мужиками», — писал сельский имам-хатыб, предпочевший остаться анонимом

Практически единственной привилегией мулл в начале XX в. стало освобождение от военной службы, введенное с 1912 г. В этой связи неудивительно, что часть шакирдов выбирала для себя другие профессии.

2014_25326363673737 Материальное положение мусульманского духовенства Ислам в России

Страницы рукописи статьи ахуна Г. Гизатуллина «Имамы». НА РТ, ф. 969, оп. 1, д. 46, л. 5-9.

Кроме материальной стороны существовали и другие моменты. В обществе, где шла постоянная полемика между светскими деятелями и традиционалистами, серьезно изменился и сам имидж духовных лиц, шакирдов и медресе.

Заметка Гиниятуллы Гизатуллина «Имамы» весьма выразительно иллюстрирует повседневную жизнь татарских мулл в годы Первой мировой войны.

Автор отмечает все основные тенденции общества: и тяжелое положение рядовых религиозных служителей, и роль печати в формировании нового образа имамов, и в то же время обвиняет самих мулл в низком образовательном уровне, равнодушии и т. д.

Кроме того, он обращает внимание и на изменения в частной жизни прихожан, вызванные лишениями военного времени: дороговизну продуктов питания, уменьшение количества браков и рождаемости.

Безусловно, нас интересовал и автор статьи, подписавшийся как ахун Гиниятулла сын муллы Гизатуллы. В публикации ничего не говорится о месте его проживания. Однако в секретном сообщении председателя Казанского временного комитета по делам печати на имя казанского губернатора от 3 августа 1916 г. упоминается ахун Гиниятулла Гизатуллин.

Его называют наблюдателем открывшихся в Уфе специальных курсов для имамов «для ознакомления мулл со светскими науками практическим ведением дел, связанных с должностью муллы»9.

Однако Гиниятуллы Гизатуллина нет среди мулл ни в одном городе Уфимской губернии, вероятно, он занимал должность сельского ахуна.

Статья «Имамы» в переводе известного востоковеда, профессора Казанского университета Николая Федоровича Катанова сохранилась в его личном фонде (ф. 969) в Национальном архиве Республики Татарстан. Судя по тексту, она вышла в печати в 1914-1915 гг. К сожалению, в черновиках профессора не указано, в каком именно татарском издании заметка была опубликована.

Ахуна Г. Гизатуллина «Имамы» в переводе Н. Ф. Катанова

Материальное положение наших сельских и городских имамов не обеспечено, и останется оно необеспеченным, по всей вероятности, еще долгое время. Имамы живут на средства прихода, но размеры этих средств, идущих в пользу имама, крайне неопределенны.

В последние годы имамов поставили в еще более неудобные условия. Заботы имамов увеличились. В связи с войной им в несколько раз больше приходится сдавать метрические выписки, разные справки.

Для этих справок и метрических выписок нужны им бумага, при том бумага более или менее хорошая. И вот сельский имам на те свои последние деньги, которые он делил на чай и сахар, покупает бумаги. Поэтому среди сельских имамов встречаются случаи, когда имам, истратив свои последние деньги на покупку бумаги, вынужден бывает жить без чая и сахара. Вот для таких имамов современные условия жизни являются и наиболее острыми.

В этом году урожай был отличным. Встречаются поэтому люди, которые говорят, что доход сельских имамов в этом году увеличился. Но эти люди ошибаются. Я наводил справки относительно более чем пятидесяти имамов и муадзинов.

Из них 48 человек получили от 8 до 20 телег [г]ушура ([г]ушур — десятая часть собранного хлеба, которая должна быть отделена в пользу бедняков, а в настоящее время выделяется в пользу имамов и муадзинов), 2 человека по 25 телег, один муадзин — 35 телег, а мулла того же прихода, где и муадзин, только 1 1/2 телеги. Только один мулла получили 50 телег [г]ушура.

Средним числом на одного муллу падает 14 телег. В пудах это выходит 84 пуда хлеба. Если бы имам мог ждать, пока хлеб повысится в цене, он тогда, пожалуй, мог бы выручить столько, сколько зарабатывает в течение 6 месяцев сельский пастух. Но материальное положение имама не позволяет ему долго ждать. Ему нужно поскорее продать рожь и заплатить долги Алтунбаеву, ведь его вещи лежат в закладе у этого Алтунбаева.

Читайте также:  Татарстан сохранил должность президента, чтобы “уйти в свободное плавание”?

Наконец, он должен за чай-сахар А[н]дрею. Надо и ему заплатить. Поэтому бедный мулла в самый разгар полевых работ вынужден смолотить все 84 пуда продать по 50 коп[еек] за пуд. Получается 42 руб[ля]. Из этих денег 10 руб[лей] платить рабочим, которые смолотили его хлеб. Остается самому 32 руб[ля].

При таком положении вещей поневоле должен иной раз думать следующим образом: «Хорошо было бы, если бы умер вон тот купец. Досталось мне после него кое-что на починку дыр». Что может дать духовного такой мулла?

Теперь перейдем к самим муллам. Если я скажу, что 2/3 всех мулл достойны своего звания, а остальные часто совершенно недостойны его, то едва ли я буду не прав. У меня в настоящее время имеются бумаги от разных мулл. Многие из этих мулл пишут с грубыми ошибками. Из них трое совсем не умеют писать. Среди мулл некоторые имеют по девять человек детей. Как будет воспитывать их мулла, вынужденный жить на 32 руб[ля]?

Нынче все дорого. Поэтому всем представителям труда жалованье увеличили. Между тем как доход муллы в этом году меньше прежнего. Кроме того в этом году мулл заставили заплатить и те 25 руб[лей], которые они в голодный год заняли у правительства через Духовное собрание.

Кто не может заплатить, у того описывают имущество. Раньше бывали браки, рождались дети, и они давали мулле кое-какой доход. С уходом молодых мужчин на войну в этом году не стало и браков. Нет женихов для девушек. С уходом на войну мужей уменьшилось и рождение детей.

Единственное, что при таком положении вещей остается делать мулле, это читать проповеди, удобные какому-нибудь сельскому кулаку, если он сельский мулла, или же подмазаться к богачам, если он в городе.

Безусловно, среди мулл есть и честные люди. Есть мулла, про которого мы выше говорили, что получил только 1 1/2 телеги, в то время как муадзин его прихода — 35 телег, безусловно, человек очень честный. Он никогда не продает себя даже за миллионы.

В этом вопросе не без греха так же и печать. Она обрисовала мулл обжорами, обирателями народа. Муллы сами против этого не возражали. Но почему же вы, отцы, не защищаете себя. Или уже вы не умеете писать? Может быть не обращаете внимания на печать?

Вы ведь прекрасно видите, какое большое влияние имеет печать. Если мы не будем стараться за себя, то кто же будет стараться? Вы ведь не ангелы и не можете без того, чтобы не пить, не есть, не одеваться. К тому же не надо забывать, что всем нужно воспитывать своих детей.

Мударрис

Мударрис (араб. مُدرس‎ преподаватель) — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама.

Мухаддис

Мухаддис (араб. محدث‎) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.

Муэдзин

Муэдзин (араб. مؤذن‎; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Билал ибн Рабах.

Наиб

Наиб (араб. نائب‎ — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией). В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.

Садр

Садр — верховный религиозный предводитель, начальник верховного духовного присутствия. В XVII веке существовали два главных садра: 1. «Садр-е хассе — ***» 2. «Садр-е’амме — ***», последний назывался также «Садр-ул-мамалик». Первоначально обе должности занимало одно и то же высшее духовное лицо. Впоследствии же назначались разные люди, из которых более широкими правами пользовался «Садр-е хассе», носивший титул “Садр-ул-судур — *** (Садр садров). Во всех вилайетах он назначал Шейх-уль-исламов, кази, мударрисов духовных школ, мутавалли и мустовфи мечетей, распоряжался всеми делами, связанными с духовными служителями. С XVII в. по XIX века в ханствах Средней Азии Садр или «Садр-ул-судур» — возглавлял верховное духовное присутствие «Диван-ал-Садорат» и присутствовал на заседаниях гражданского суда, возглавляемого Диванбеки. Решения, вынесенные Садрами, подлежали заверению со стороны, Диванбеки и после утверждения шахским указом рекомендовались к применению.

Праведные халифы

Праведные халифы (араб. الخلفاء الراشدون‎‎) — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.

Повелитель правоверных

Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين‎ — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель, носит титул амир аль-муминин, то это означает не только его политическую власть, но духовную.

По мнению суннитов, первым, кому был дан титул амир аль-муминин, был Умар ибн аль-Хаттаб . По мнению шиитов, титул был дан Али ибн Абу Талибу ещё во время жизни пророка Мухаммеда и принадлежит только ему. Титул амир аль-муминин принимали халифы из династии Омейядов и Аббасидов и до сих пор используется в отношении некоторых мусульманских лидеров и современных арабских монархов.

Повелитель мусульман

Амир аль-муслимин (араб. امیر المسلمین‎ повелитель мусульман ) — официальный титул главы государства Альморавидов. В 1061 Юсуф ибн Ташфин отстранил своего дядю Абу Бакра ибн Умара от руководства и первым принял титул амир аль-муслимин. Титул амир аль-муслимина давал Альморавидам, по крайней мере в глазах юристов, квазирелигиозную санкцию.

Хаджи

Хаджи  — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.

Халиф

Халиф, Халифа (араб. خليفة‎ — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа. Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины.

Худжат аль-ислам

Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام‎ довод ислама) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.

Шахид

Шахид (араб. شَهيد‎ свидетель) — мусульманин. павший за веру, мученик.

Титулы, саны и звания в исламе

Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.

1. Алим (Улем)

Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган – Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале месяца Рамазан, размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.

2. Ахунд

Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.

3. Аятолла

Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) – богословские заключения по религиозным вопросам.

Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем имама Махди, осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.

4. Имам

Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.

Имам (шиизм)

Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.

5. Ишан

Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники тарикатов. Ишаны вправе передавать свои знания ученикам – мюридам. Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев – шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.

6. Кади (казый)

Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.

7. Молла (мулла, молда)

Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются имянаречением детей, проводят коллективные ифтары и так далее.

8. Муджтахид (моджтахид)

Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада – высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.

9. Муфассир (мофассир)

Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) – Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.

10. Муфтий

Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить фетвы – богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.

В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран – несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.

11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)

Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.

12. Факих

Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.

13. Хазрат

Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.

14. Хафиз

Данным званием обладают учёные, знающие Коран наизусть. Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.

15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)

Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.

16. Шейх

Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.

Шейх-уль-ислам

Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).

Источники

  • https://yandex.ru/q/question/society/kak_nazyvaetsia_sluzhitel_kulta_u_musulman_1279594f/?answer_id=c092b4fd-3ac2-4ff5-b541-2e0efe5b8a33
  • https://yandex.ru/q/question/society/kak_nazyvaetsia_sluzhitel_mecheti_128b2b9d/
  • https://posredi.ru/o-materialnom-polozhenii-tatarskix-mull.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1718433
  • https://otvet.mail.ru/question/20921401
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%8D%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%BD
  • https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chem-funkcii-mully-otlichaiutsia-ot-deiatelnosti-pravoslavnogo-sviascennika-5c849ba8c92daf00b409f0d0
  • https://otvet.mail.ru/question/11683705
  • https://www.profguide.io/professions/mulla_imam.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  • https://Islam.global/verouchenie/glossariy/tituly-sany-i-zvaniya-v-islame/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.