Другие 15.09.2020

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

33 мин.

Как делают музыкальные инструменты

Музыкальный мир наполнен самыми разными музыкальными инструментами. История одних насчитывает сотни лет, в то время как другие стали известны относительно недавно (см. Необычные музыкальные инструменты). Тем не менее, каждый инструмент создается по собственной уникальной технологии, базирующейся не только на принципах звукоизвлечения и акустики, но и особенностях организации производства на музыкальных фабриках конкретных производителей.

Самые известные гитары в мире (9 фото)

Вашему вниманию предлагается подборка гитар знаменитых музыкантов. Согласитесь, гитары из этого списка узнает любой уважающий себя меломан. Каждая из этих гитар по своему уникальна и отражает своего талантливого владельца.

 Самые известные гитары в мире 
«Lucille» – черный полуакустический Gibson ES получил свое название после того, как Би-Би Кинг бросился спасать свою любимую гитару во время пожара, случившегося на его концерте в Арканзасе. Позже оказалось, что пожар начался от того, что двое мужчин опрокинули бак с керосином, подравшись из-за женщины по имени Люсиль. Один из блистательных моментов с гитарой случился 19 декабря 1997 года – Кинг выступал перед Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане. Впечатлившись концертом великого блюзмена, Папа благословил и музыканта и, отдельно, его «Люсиль».

 Самые известные гитары в мире
Самая узнаваемая гитара, которую когда-либо держал в руках сэр Пол МакКартни – басс Hofner 1962 года модели 500/1. Будучи левшой, Мака выбрал эту гитару из-за ее полной симметричности, позволившей без труда перетянуть струны на другую сторону, и не выглядеть при этом странно. Да-да, в те далекие годы мало заботились о левшах. Знаменитой гитара стала после появления The Beatles в шоу Эда Салливана в 1964 году. Но вот ирония – самый известный в мире басс-гитарист, был вынужден стать бассистом против своей воли – он хотел играть на соло-гитаре, но Джон Леннон решил по-другому.

 Самые известные гитары в мире
Собранную из трех частей разных Fender Stratocasters, гитару Клэптон сделал в 1970, и всегда называл «самым лучшим инструментом, на какой когда-либо играл». Что, впрочем, не помешало в 1985 году отправить ее на пенсию, а в 2004 так вообще выставить на аукцион и продать за невероятную сумму в $959,500, что сделало ее самой дорогой гитарой в мире. А вот дебют «чернушки» состоялся в 1973 году на концерте «At the Rainbows» в Лондоне, с исполнения песни «Layla» на одной сцене с The Beatles, Led Zeppelin и Jethro Tull.

Самые известные гитары в мире
Гитару собрал в мастерской Charvel сам Уэйн Чарвэл из Стратокастера ‘58 года и звукоснимателя от Гибсон. Сначала Эдди покрыл ее черными и белыми полосами, и лишь несколько лет спустя добавил рок-н-рольный красный цвет. Из-за постоянного и, надо сказать, интенсивного использования, а так же яростного темперамента Ван Халена, Франкенстрат разломился практически надвое после памятного тура 1980 года, но был собран заново посредством «супер-клея» и новой деки от гитары Danelectro.

Самые известные гитары в мире
Спроектированный в виде топора палача, мастером Стивом Карром, этот басс выпустили ограниченным тиражом в начале 80-х Kramer Guitars. Несмотря на то, что все свои живые выступления Симмонс играет на B.C. Rich, со своим топором-бассухой не расстается до сих пор, по-прежнему позируя с ним на всех фотосессиях. А ведь, по правде, он использовал его на концертах от силы несколько раз – в период с 1978 по 1981 годы.

 Самые известные гитары в мире
Несмотря на свою леворукость, Хендрикс играл на стандартном белом Фендере, просто перетянув струны на другую сторону. Вообще же, у этого белого Стратокастера очень тяжелая судьба: в самом начале своей карьеры, Хендрикс так разозлил Гарри Уормака, у которого работал гитаристом, что тот вышвырнул гитару Джими из окна гастрольного автобуса на полном ходу. Позже, став уже очень известным, Хендрикс во время фестиваля в Монтерей в 1968 году, облил ее жидкостью для зажигалок и поджег. Правда, были у гитары и светлые моменты – именно с ней Хендрикс выступал в Вудстоке, исполняя «Звездно-полосатый флаг».

Самые известные гитары в мире
12-струнная рок-реликвия из вишни и махагона, стала невероятно популярной после выхода песни «Зепов» «The Song Remains the Same». Настолько популярной, что молодых музыкантов, хотевших играть так же круто, как Пейдж, не смущала даже заоблачная цена в $8,000. По сути, этот Гибсон стал символом 70-х, но проявил себя по-настоящему только в одних руках, и только во время исполнения «Стремянки» – знаменитой «Stairway to Heaven».

 Самые известные гитары в мире
Легендарный Gibson SG Янга был сделан в 1968 году с корпусом из целикового махагона. Эту гитару он выбрал не только из-за ее рок-н-рольного звука, но, отчасти, и из-за легкого веса укороченной деки. И именно с ней произошел канонический для AC/DC момент — споткнувшись о кабель, Ангус рухнул на пол прямо во время гитарного соло. Чтобы сохранить хорошую мину, и не выглядеть при этом глупо, Ангус начал крутиться на полу, как заводной волчок, что впоследствии и стало его «фирменным знаком»

Гитарный мастер

Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п.  Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами  гитарного мастера. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Мастеровые гитары

Гитарные мастера (как и гитарные фабрики) бывают очень разные. Термин “мастеровая гитара” не гарантирует, что это непременно суперинструмент круче Гибсона. Но обозначает, что это не массовая продукция, а штучная вещь, сделанная руками. Hand made не в смысле дешевой рекламной наклейки, а в буквальном смысле. Несмотря на разную степень заточенности этих рук, они принадлежат живому человеку – со своими представлениями о хорошей акустике, красоте, совершенстве и вообще о добре и зле.

Покупая мастеровую гитару, вы идете против современного тренда покупать стандартные и пустые вещи. 300 лет назад так покупали ВСЕ: сапоги и телеги, подсвечники и стулья, сюртуки и пистолеты. Не было роботизированных фабрик в Китае, не было ТНК и международных ГОСТов. Вещи делались руками и стоили дорого. Но служили долго и отходили в наследство потомкам.

В случае мастеровой гитары нет никаких объективных критериев оценки, кроме впечатления покупателя. Вы можете сравнить это с фабричными гитарами, висящими на соседних стойках. Иногда мастер будет сильней, иногда нет. Но почти всегда мастеровая гитара будет не столь зализанной и безупречной, как качественная фабричка. Человек проигрывает машине в скорости и точности. Однако только человек знает – ЗАЧЕМ нужны скорость и точность.

Мастера редко выставляют свои гитары в магазины. Они работают под заказ, подробно обговаривая с будущим владельцем нюансы отделки и акустики, в этом и состоит главная прелесть заказной гитары. Но кое-что просачивается. Либо это инструменты, чем-то не устроившие заказчиков, либо следствие того, что писатели называют “работать в стол”.

Если вы ищете качественный и необычный инструмент, обязательно смотрите эти гитары. Слушайте их внимательно, прощайте недостатки отделки, еще раз слушайте. Возможно – это оно

Гитара классическая Ecole E600

Из истории

У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.

В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.

Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.

Особенности профессии.

Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.

Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.

Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.

Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.

Создание гитары

Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.

Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.

От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.

При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.

И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.

Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.

Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.

Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.

Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.

На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины.  И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.

Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.

Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.

Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.

Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.

Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.

Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.

У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.

Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.

Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.

Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.

Ремонт и доработка гитары

Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.

Качественный ремонт и отстройка любых видов гитар:

  • Профессиональная диагностика
  • Быстрая отстройка инструмента
  • Быстрый и качественный ремонт
  • Низкие цены

Гриф гитары

Изготовлегние грифа по пожеланиям для любой гитары

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Корпус (дека) гитары

Делает стандартный или индивидуальный корпус по пожеланию

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Важные качества

Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.

Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).

Знания и навыки.

Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.

Обучение на гитарного мастера

Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.

Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.

Специальное образование можно получить при некоторых производственных  комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.

Рабочее место

Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.

Знаменитые мастера музыкальных инструментов

За свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар. Отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы. Особое внимание Батов обращал на качество дерева для инструментов. На приобретение его он не жалел денег и нередко покупал на материал старые двери и ворота.

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментовКраснощёков И. Я.
Иван Яковлевич (30 I (10 II) 1798, с. Знаменка Зарайского у. Рязанской губ. – 19 (31) VII 1875, Москва) – рус. инстр. мастер.Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов
Обучался с 1810 у М. Дубровина в Москве, где в 1824 открыл собств. мастерскую. Изготовлял преим. 7-струнные гитары, а также скрипки. На инструментах его работы играли почти все выдающиеся рус. гитаристы. Был дружен с М. Т. Высоцким, советами к-рого пользовался. Инструменты К., отличавшиеся мягким серебристого тембра звуком и тонкой художеств. отделкой, высоко ценились. В 1872 гитара его работы была удостоена золотой медали на Моск. политехнич. выставке.

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментовСемен Иванович Налимов (1857—1916) — выдающийся выльгортский мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя и снискавший славу «коми Страдивари».

В 1886 году С. И. Налимов изготовил свою первую домру — музыкальный инструмент, давно вышедший из употребления.Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов
Налимов дал этому инструменту новую жизнь. С. И. Налимов изготовил свыше 250 инструментов. Инструменты, изготовленные мастером, высоко ценились специалистами, удостоились бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и золотой медали на выставке «Музыкальный мир» в Петербурге в 1907 году. Выдающийся мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя. Он работал при Великорусском оркестре В. В. Андреева, в специально для него оборудованной мастерской в имении В. В. Андреева (с. Марьино Бежецкого уезда Тверской губернии).

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема, — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый, выпускаемый им из рук инструмент — идеалом совершенства» — писал Николай Привалов в статье «Балалаечный Страдивариус». Кроме превосходных музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки. Помимо наклеенной внутри корпуса этикетки с указанием фамилии мастера, даты и порядкового номера, все инструменты Налимова имеют в правом верхнем углу головки особую марку в виде герба, инкрустированного цветным деревом. «Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С. И. Налимова». Совместная работа Андреева с Налимовым и другими мастерами и музыкантами привела к тому, что русские народные музыкальные инструменты снискали мировую славу.

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментовАРХУЗЕН Роберт Иванович (род. 4 октября 1844, Петербург, – ум. 20 января 1920, Москва), – известный русский гитарный мастер. Сын знаменитого инструментального мас-тера И.Ф. Архузена, младший брат Ф.И. Архузена. Получил домашнее образование. С четырнадцати лет учился искус-ству изготовления музыкальных инструментов у своего отца. Работал сначала в Петербурге, а с 1875 года – в Москве. Был одним из лучших русских гитарных мастеров. Инструменты его работы, отличавшиеся силой и разнообра-зием звука, красотой тембра, изяществом отделки, высоко ценились и удостаивались наград на Всероссийских промышленных выставках в 1871, 1872 и 1882 гг. Свою деятельность начал с изготовления недорогих гитар – по 25 рублей за штуку, а по настоянию В.А. Русанова стал конструировать их очень высокого качества, в связи с чем поднялась и цена – до 200 рублей. Конструирование одной гитары занимало до месяца работы. Лучшей гитарой Р.И. Архузена считается большая гитара, подаренная им летом 1908 г. В.А. Русанову. К числу лучших терц-гитар относится одиннадцатиструнный инструмент работы 1908 года, сде-ланный по заказу В.П. Машкевича. Из семьи гитарных мастеров Архузенов пользовался наибольшей славой.
АРХУЗЕН Иван (Иоганн) Фёдорович (род. 1795, Копенгаген, Дания, – ум. 21 февраля [5 марта] 1870, Санкт-Петербург, Россия), – знаменитый инструментальный мастер. Отец гитарных мастеров Р.И. и Ф.И. Архузенов. С трехлетнего возраста и до конца жизни жил в Петербурге. В молодости работал на инструментальной фабрике Бреля. В 1818 году открыл собственную мастерскую по изготовлению арф, гитар и роялей, где делал хорошие, но дорогие инструменты (гитары по 40 рублей за штуку и дороже). В 1856 году одна из гитар И.Ф. Архузена была удостоена второй премии (500 франков) за лучший инструмент на Международном конкурсе гитаристов в Брюсселе, организованном Н.П. Макаровым (первую премию получила гитара австрийского мастера И. Шерцера).
АРХУЗЕН Федор Иванович – гитарный мастер, сын и ученик И.Ф. Архузена, старший брат Р.И. Архузена. После смерти отца работал вместе с братом в Петербурге, а после отъезда последнего в 1875 году в Москву продолжил работу самостоятельно. Инструменты Ф.И. Архузена отличаются солидностью конструкции и чистотой работы. Мастер под-ражал модели Шерцера, но делал гитары с очень большой мензурой – 66,0 – 66,5 см при длине корпуса в 46,5 – 48,0 см, а также шел своим путем, делая различные эксперименты. Об этом свидетельствует гитара его работы 1890 года с четырьмя деками (верхняя, две нижних и одна внутри корпуса)

Гитарные мастера. Австрия
Знаменитый гитарный мастер. Происходил, по видимому, из Фогтлянда. Кроме гитар, конструировал мандолины и скрипки. Очень культурный мастер, внесший множество нововведений (металлический прут внутри корпуса, вторая нижняя дека, скрытая механика из слоновой кости и т.д.). Конструировал гитары трех размеров: кварт, терц и большие. Все время стремился к усилению тона инструмента и в связи с этим увеличил размеры ее корпуса. Scherzer ввел в Австрии десятиструнную гитару Ferrari, конструировал гитару-арфу Petzval, хранящуюся в коллекции Венского общества «Друзья Музыки» и, по заказу М.Д.Соколовского, семнадцатиструнную гитару. Самостоятельно поставил несколько опытов по акустике и много содействовал физикам и ученым, охотно идя навстречу выполнению их идей. Он жил сначала на Гундштрумштрассе, 65, а затем на Маргаретенштрассе, №99.
“Johann Gottfried Scherzer /1834-1870/, по-видимому, был учеником Jogann Georg Staufer. Он имел свою мастерскую на Гундштурмштрассе, № 65, а позже на Маргаретенштрассе, №99. Его гитары отличались большим форматом, чистотой работы и сильным тоном. Он первый ввел добавочные басы на шестиструнной гитаре, а так же применял механику вместо деревянных колков. Русский гитарист-виртуоз Макаров, который отыскал в Вене и заказал ему много гитар, назвал его лучшим гитарным мастером Германии и отдавал предпочтение его инструментам перед всеми инструментами того времени. Поэтому гитары Шерцера в большом количестве шли в Россию, и ими пользовались преимущественно гитаристы-профессионалы и виртуозы. Русский гитарист-виртуоз Соколовский обладал гитарой Шерцера, как и его последователи Соловьев и Лебедев. В Брюсселе на конкурсе Макарова Шерцер получил Первую премию за гитару с тремя добавочными басами. Гитарист-виртуоз Соколовский заказал Шерцеру гитару с пятнадцатью басами. Когда этот инструмент проходил русскую границу, таможня не знала, как ее назвать, так как гитары такой формы и объема не были известны. Ввиду того, что этот инструмент нельзя было отнести к обыкновенной гитаре, ей дали название «арф-гитары» и считали ее переходом от арфы к гитаре. Гитара своеобразной грушевидной формы с очень широким корпусом и мензурой в 59 см. принадлежит и г.Kern из Мюнхенского гитарного квартета. Этот прекрасно звучащий и чисто сделанный инструмент относится к сольным гитарам, которые появились в Вене, были сделаны для маленьких рук и позже переделаны инструментальным мастером Lux и другими. Строй этих гитар, которые всегда имеют грушевидную форму, по высоте соответствует прим-гитаре. Шерцеровские гитары, как концертные, вышли из употребления современных артистов, так как басовый характер делает их непригодными для игры соло, а гриф не соответствует современным требованиям. В качестве аккомпанирующего инструмента эти гитары оказывают большую услугу, как об этом свидетельствует Sepp Summer.»
Эта заметка требует некоторых корректив, а именно:
1.) Если 1834 г. указан, как дата рождения Шерцера, то это ошибка, так как не может быть, что бы он работал подмастерьем в возрасте моложе 16 лет у Staufer, умершего в 1850 г. Макаров, отыскавший Шерцера в 1852 г. не называет его юношей.
2.) Введение добавочных басов на шестиструнной гитаре приписывается итальянскому мастеру и гитаристу Giambattista Ferrari, работавшему в Модене в 1853-1889 гг., хотя уже L.Legnani в 1808 г. выступал в концертах на гитаре с двумя добавочными басами (6+2). Ferrari считается изобретателем десятиструнной гитары.
3.) Еще до Шерцера механические колки применял Штауфер и Панармо.
4.) Гитара М.Д.Соколовского имела двенадцать, а не пятнадцать добавочных басов.
5.) Мнение Buek о гитарах Шерцера вызывает недоумение. Большая часть лучших инструментов этого мастера шла в Россию и судить об их качестве по гитарам, сохранившимся в Австрии и Германии, может быть и невозможно. Но заявлять о непригодности гитар Шерцера для сольного исполнения в концертах «вследствие их басового характера» и «узости грифа» – необоснованно, так как подбором басов соответствующей толщины можно достигнуть одинакового звучания жильных и басовых струн, а гриф расширить или сменить на более широкий. Ведь допустил же он модернизацию грифа своей терц-гитары работы F.Schenk!

Гитарный мастер – биография знаменитых мастеров

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Гитарный мастер  — мастер, занимающийся созданием и ремонтом гитар. Это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. 

История

Первый важный гитарный мастер был испанец Антонио Торрес, который в XIX веке разработал форму сегодняшней классической гитары. В мире гитаристов имя Торреса значит то же, что имя Страдивари для скрипачей. Именно Антонио Торрес создал классическую испанскую гитару в том виде, в котором она получила известность и дошла до наших дней.

Немец Кристиан Фредерик Мартин разработал первую гитару, которая была похожа на современную сталь-струнную акустическую гитару.

Биография

Антонио де Торрес родился в 1817 году в Альмерии, на юго-восточном побережье Испании. В 12 лет он начал учиться на плотника, но обучение прервалось из-за призыва в армию. Однако связи родителей и поспешная женитьба помогли ему вскоре оставить службу. После свадьбы молодая семья поселилась отдельно, быстро влезла в долги и вынуждена была заложить все своё имущество, включая даже пилу. Но большая беда ждала его в 1843 году, когда от болезни умирают его жена и две младшие дочери. В поисках работы Антонио был вынужден покинуть родной город и поселиться в легендарной столице Андалусии – Севилье, оставив старшую дочь на попечении своих родственников.

По некоторым данным (весьма неточным), между 1836 и 1842 гг. Торрес обучался изготовлению гитар в Гранаде, возможно, у местного гитарного мастера Хосе Пернаса и, возможно, уже мастерил гитары, но действительно профессиональные инструменты он начал изготавливать уже в 1850 году, воодушевлённый игрой местных виртуозов (особенно молодого Джулиана Аркаса), которые признали его талант.

Изготовление гитар в то время не было особо прибыльным занятием. Тем не менее, гитары Торреса, как и прочие, всегда пользовались спросом в Испании, а в Севилье, где работал Торрес, было особенно популярно фламенко. Гитаристы фламенко особенно повлияли на работу мастера. В середине XIX века в Андалусии не было сильного различия в строении классической гитары и гитары фламенко.

Судя по инструментам Торреса того времени, он делал гитары как для богатых и знатных клиентов-коллекционеров, так и для бедных уличных музыкантов. Инструменты его работы весьма различны по материалам и отделке – от самой простой до роскошной.

С 1854 Торрес серьёзно занимается изготовлением гитар. Это была его Первая эпоха. В то время он сделал большую часть своих лучших работ. В своей мастерской в Севилье он изготавливает серию замечательных гитар, в том числе «La Leona» – «Львица» (1856 год). Рядом с его инструментами гитары других мастеров выглядят устаревшими. На его гитарах играют известные композиторы и музыканты, такие как Аркас, Таррега, Льобет и Пухоль, про которых можно сказать, что они руководили историей развития инструмента – их мнение имело важное значение. Они стали использовать новые выразительные возможности гитары Торреса в классической гитарной музыке. Решения Торреса вернули гитару к жизни в то время, когда было очевидно, что она проигрывает более громким инструментам. Интерес публики к гитаре постепенно угасал. К тому времени фортепиано вытеснило гитару из концертных залов.

Новая гитара помогла сформировать музыку исполнителей и композиторов следующих поколений, таких как Андрес Сеговия (который воскресил интерес к этому инструменту, играя на гитарах, созданных непосредственно по традициям Торреса мастерами Мануэлем Рамиресом, а затем Германом Хаузером), а затем и Джулиан Брим. Путём распространения аудиозаписей, гастролями по всему миру и контактами с известными композиторами они сделали гитару популярной во всем мире. Большую часть своей карьеры Сеговия и Брим играли на гитарах Торреса.

Расскаызвают, будто Торрес однажды на спор изготовил разборную гитару по принципу пазла, которую можно было собрать без клея, и которая в разобранном виде помещалась в коробку из-под обуви. Впрочем, вещественных подтверждений этой истории до нашего времени не сохранилось.

В 1858 году Торрес выставляет свой инструмент на выставке в Севилье, где завоевывает бронзовую медаль за необычное оформление гитары из клёна «Птичий глаз». Вскоре, гитарные мастера переняли его новый стандарт дизайна.

В конце 1869 Торрес оставляет производство гитар и возвращается на родину. Точно неизвестно, что послужило причиной его ухода от дел – скорее всего, гражданская война и депрессия в Испании, которые вполне могли повлиять на культурную жизнь страны. Как вариант, ему просто не хватало средств на жизнь. Несмотря на его относительную известность, большую часть жизни он испытывал финансовые трудности. Даже поддержка Тарреги – гитариста с огромным влиянием и авторитетными последователями – мало помогала Торресу в его делах. Независимо от причины, его первая эпоха закончилась. Он вернулся на родину и открыл магазинчик. В это же время Аркас отказывается от выступлений.

Однако в 1875 году Торрес вновь возвращается к гитаре – у себя дома в Альмерии. Доподлинно не известно, почему он вернулся к изготовлению гитар, но важно то, что он вернулся. И начался новый период его жизни или, как он сам назвал – «Вторая эпоха» (так он пишет на этикетках своих гитар).

Большинство из сохранившихся до наших дней инструментов его работы изготовлены как раз в этот период. Хотя Торрес не только изготавливал гитары, но и держал небольшой магазин и вынужден был сдавать комнаты жильцам – денег все равно не хватало. После смерти второй жены в 1883 году у него на попечении остались две дочери. Торрес удваивает свою производительность, выпуская около 12 гитар в год. В последний период жизни он приобрёл три дома, но выручка от продажи инструментов все равно не покрывала его долги. В последние годы его руки так сильно тряслись, что в работе он вынужден был просить помощи у молодых друзей.

Торрес умер в ноябре 1892 года. За свою жизнь он сделал около 155 известных нам гитар.

К сожалению, многие моменты жизни и работы Торреса в настоящее время не известны. Его инструменты, как правило, находятся в музеях и в частных коллекциях.

Антонио де Торрес и по сей день признан одним из лучших гитарных мастеров не только в Испании, но и во всей Европе.

В действительности, Торрес не изобрёл ничего нового – он просто объединил и усовершенствовал в своём инструменте передовой опыт своих предшественников и современников и создал новый по тем меркам инструмент, который смотрится и звучит сегодня так же хорошо, как и 150 лет назад. Изящество и гармония линий и пропорций, и оригинальная компоновка элементов сделали гитары Торреса уникальными. И в наше время подавляющее большинство классических гитар схожи по дизайну и пропорциям с гитарой Торреса, и самые экспериментальные разработчики отталкиваются от проекта, который Торрес усовершенствовал 150 лет назад.

Если посмотреть на гитары, сделанные до Торреса, то все они выглядят несколько странно для современного глаза. Для них характерны узкая талия, одинаковые верхние и нижние части, маленький размер и небольшая глубина корпуса, нечётное число струн и примитивное внутреннее крепление.

В первую очередь Торрес сосредоточил усилия на улучшении тембра инструмента, совершенствуя верхнюю деку. Звук гитар Торреса значительно отличается от других гитар, в том числе и лучших имитаций его инструмента.

Форма и глубина корпуса: он начинал с набросков, которые не только приятны и изящны на вид, но также прекрасно соответствуют физическим размерам большинства гитаристов. Стало удобным играть сидя, опирая гитару о приподнятое левое колено. Такая посадка дала гитаристам стабильность и упростила игру на высоких позициях на грифе. Корпус гитары Торреса больше, чем у большинства его предшественников. Пропорции размера верхней части, талии и нижней части (форма восьмёрки) по-прежнему наследуются почти в каждой современной мастеровой классической гитаре.

Глубина корпуса определяет объём воздушного пространства внутри гитары, которое непосредственно отвечает за голос инструмента. Более громкие и насыщенные звуком гитары Торреса позволили расширить возможности для динамичной и экспрессивной музыки. Это повлияло и на удобство держания гитары.

Длина струн: мензура (вибрирующая часть струны) длиной 650 мм является сегодня общепринятым стандартом. Колковая механика хотя и не была открытием Торреса, но в 1856 году она была необычным явлением для Испании.

Веерная система – это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки, которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрёл веерную систему планок, но усовершенствовал её. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.

Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.

Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов, и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки. Он продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом.

Материалы: Торрес уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клён, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.

Отделка (розетки и прочее): мастер делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, все зависело от пожеланий клиентов. Отделка большинства его гитар были простой, если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.

Гитары Торреса высоко ценились и стали предметом для подражания и даже подделок. Мануэль Рамирес (Manuel Ramirez), Сантос Эрнандес (Santos Hernandez), Доминго Эстесо (Domingo Esteso) – возможно, самые известные гитарные мастера Испании начала XX века и Герман Хаузер (Herman Hauser) в Германии в основном копировали его гитары, постепенно обогащая и изменяя элементы конструкции инструмента. Гитара Торреса постепенно стала узкоспециализированной. Классическая гитара и гитара фламенко стали отличаться друг от друга.

В конце концов, гитарные мастера пытались и дальше развивать гитару. С определённым успехом Игнасио Флета (Ignacio Fleta) вносил изменения во что только можно: фиксацию, вес, крепление шейки и пр. Роберт Буше (Robert Bouchet) сделал ряд небольших, но значительных изменений в дизайне верхней деки, хотя общая концепция сильно не изменилась. Даниэль Фридрих (Daniel Friedrich) создал различные идеи фиксации верхней деки и роли сторон в инструменте. Компания Хосе Рамиреса (Jose Ramirez Company) спроектировала свою гитару с вырезом в корпусе гитары для облегчения доступа выше 12 лада, глубоким корпусом, ламинированными сторонами, очень длинными струнами и шейкой под большим углом. Рамирес сделал и продал тысячи таких гитар, установив, в то время для покупателей гитары новый стандарт.

Гитара на заказ – зачем?

Со временем любой гитарист начинает понимать, что идеального “стандартного” инструмента не существует и поэтому ищет варианты того как дооснастить имеющуюся, либо изготовить гитару на заказ полностью. При изготовлении гитары на заказ, Вы можете учесть те нюансы, которых Вам не хватало в стандартном инструменте – выбрать нужное дерево, исходя из потребностей и стиля Вашей игры, установить на инструмент рабочие механизмы и фурнитуру по своему усмотрению, выбрать цвет и форму корпуса, материал накладки грифа, установить лады нужного размера, а так же звукосниматели, потенциометры, ручки и прочие вспомогательные устройства и детали на удобных местах. Все это позволит Вам играть на гитаре с большим удобством, что в свою очередь напрямую будет влиять на технику игры, ну а уникальный внешний вид инструмента будет радовать глаз и Вас и ваших зрителей.

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Как избежать поломок? 

Насколько долго инструмент будет радовать своего владельца и его слушателей, зависит от обращения и условий хранения инструмента. Гитара «не любит» перепадов температуры, изменения уровня влажности и механических воздействий. Важно хранить ее в специальном чехле подальше от источников тепла. Но даже при аккуратном использовании не обойтись без профилактического ремонта и настройки гитары. 

Замена струн на гитаре

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

В расчетах используются средние данные по России

Производство музыкальных инструментов представляет собой в большинстве случаев достаточно сложный процесс, даже кажущиеся простыми в изготовлении барабанные палочки производятся по специальной технологии, в которой задействован не один агрегат (но об этом ниже). Поэтому занимается подобным бизнесом относительно небольшое количество людей, в большинстве случаев это небольшие команды, работающие с клиентами только по предварительному заказу и предлагающие таким образом уникальную продукцию ручной работы.

Конкурировать с крупными компаниями в настоящий момент новичку практически невозможно, многие из производителей музыкальных инструментов представляют собой компании с многолетней историей и известным именем, они обладают не просто превосходной материальной базой, но и богатым опытом и специалистами, которые превосходно знают своё дело. Поэтому начинающий предприниматель может в данном виде бизнеса выбрать два направления. Первое – это штучное изготовление на заказ того музыкального инструмента, техникой производства которого он отлично овладел. Второе – это открытие небольшого предприятия, которое выпускает продукцию низшего, реже среднего, ценового сегмента, то есть ориентированную на новичков и любителей в музыке. 

Рассчитывать на то, что у новой компании будут покупать музыкальные инструменты именитые музыканты не стоит, этот контингент потребителей давно обслуживается самыми крупными игроками рынка. Производство музыкальных инструментов можно освоить и чуть ли не самостоятельно, был бы талант и время на изучение всех особенностей процесса, в остальном эта работа сводится к умению собрать все компоненты воедино и настроить музыкальный инструмент. Кстати, настройка – важнейшая часть производственного процесса, именно за счёт неё достигаются нужные характеристики изделия, и здесь нужно обладать достаточными знаниями и умениями о природе происхождения и извлечения звука из музыкального инструмента. 

Также важный вопрос – чем именно заниматься? какой инструмент производить? В настоящее время музыкой занимается относительно большое количество людей, сюда относятся ученики музыкальных школ, которым могут быть нужны все возможные музыкальные инструменты от флейт и клавесинов до контрабасов и арф; очень большой процент потенциальных потребителей занимают любители, которые объединяются в свои группы. Так уж сложилось, что чаще всего организовываются начинающие рок-группы, а для этого направления музыки требуются в первую очередь электрогитары и бас-гитары, барабанные установки и, несколько реже, синтезаторы. Среди простого населения распространены акустические гитары и пианино, реже рояли (их можно объединить словом фортепиано). Нужно также отметить, что общее количество фирм, занятых в отрасли производства музыкальных инструментов, по всему миру достаточно большое, только занимает каждая компания строго свою нишу. Так, к примеру, рояли производятся не только как музыкальный инструмент, но и как часть интерьера помещения, в связи с этим их музыкальные характеристики не всегда соответствуют высшему качеству, но вот внешнее исполнение является превосходным. Предпринимателю, который решил заняться подобным бизнесом, открывается множество вариантов организации своего бизнеса, и он может выбрать ту сферу, которая ещё не сильно занята конкурентами.

Чтобы начать работу, нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Частные мастерские и небольшие организации могут быть в ведении индивидуального предпринимателя – организатора этого начинания. Если нужно зарегистрировать юридическое лицо, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, предполагающая перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 32.20 Инструменты музыкальные. Есть также государственные стандарты на музыкальные инструменты, но их не всегда обязательно учитывать в своей деятельности, хотя, например, музыкальная школа с гораздо большей вероятностью купит инструмент, который соответствует государственным стандартам, чем тот, который выполнен только по схемам и идеям мастера.

Далее следует найти место для размещения своего производства. Если предполагается работа в формате частной мастерской, то достаточно небольшого пространства, это может быть большая комната в доме или просто подсобное помещение на собственном участке. Конечно, это подойдёт в том случае, если производить предполагается негабаритные инструменты. К примеру, для производства фортепиано потребуется большая площадка с высокими потолками, есть также опыт производства этих инструментов в промышленных масштабах, а для этого требуется огромный комплекс с цехом производства, подготовки комплектующих, складские помещения, отсюда следует закупка соответствующего автопарка, в общем и целом, тут нужно уже задуматься об открытии полноценного завода. То же самое касается производства многих электрических музыкальных инструментов, например, синтезаторов, потому что помимо производственного блока нужна лаборатория для создания электрических деталей, их настройки и подбора. Поэтому и занимаются синтезаторами только немного фирм, и то это в большинстве случаев крупные производства всевозможной электроники, а не только одних синтезаторов. Таким образом, размеры помещения определяются самостоятельно в каждом конкретном случае, каких-то общих пожеланий для такого процесса не предусмотрено.

В зависимости от выбранных инструментов, которые планируется производить, подбирается и соответствующее оборудование, а также находятся поставщики материалов. Почти для каждого музыкального инструмента уже подобрано оптимальное сырьё, и самым важным является древесина. В зависимости от породы дерева звучание инструмента может очень сильно меняться, при этом учитывается зачастую не только сама порода, но и даже возраст дерева и место его произрастания. Конечно, такие тонкости нужно учитывать только тем мастерам, которые производят действительно качественный инструмент, рассчитанный на опытного и знающего пользователя. Помимо дерева потребуется ещё очень большое количество материалов вплоть до металлов и сплавов, и конечно, соответствующее оборудование для обработки, подготовки и изготовления. Некоторые «умельцы» создают музыкальные инструменты чуть ли не из подручных средств, но мастера пользуются только в большинстве своём дорогостоящими материалами, некоторые из которых можно получить далеко не сразу, а по прошествии большого промежутка времени. Так, например, древесину для некоторых частей фортепиано сушат в течение года. 

Производство гитар. Здесь нужно сразу отметить, что принципиально в своём производстве различаются акустические и электронные гитары, также отдельной категорией идут электрические бас-гитары, которые по сути являются другим инструментом, но конструктивно выполняются практически также, как и обычные электрогитары. Занимаются производством акустических гитар многие компании, потому что это относительно простой вид деятельности (особенно по сравнению с теми же фортепиано). В целом, один человек в состоянии справиться с процессом изготовления простой гитары, при умении работать по дереву он может создать даже уникальный внешний вид, только нельзя забывать о том, что даже форма и порода древесины сильно сказываются на характеристиках изделия. 

Создание электрогитары (и электронного баса) по сути – гораздо более технически сложный процесс, но предприниматель может не заниматься созданием и настройкой электроники, а купить уже готовую «начинку», после чего установить её в приготовленный корпус. Безусловно, определённый уровень знаний и умений тут потребуется, но это в разы проще, чем наладить выпуск синтезаторов. К слову, есть ещё и гитары-синтезаторы. 

Производство гитар также можно поставить на поток, при этом слишком сложного оборудования не потребуется, либо же заняться ручным изготовлением уникальных изделий. Второй способ иногда даже более прибыльный, потому что продукция раскупается сразу, не задерживается в магазинах, при этом многие гитаристы желают самовыразиться через свой инструмент, и не только с помощью виртуозной игры. Учитывая, что сегодня занятие на гитаре является очень популярным направлением, можно рассчитывать на достаточно большой поток клиентов, если предложить их адекватную цену (потому что не все из них богаты) и по-настоящему качественный продукт. Но и здесь нельзя забывать о том, что существует немало фирм, которые производят гитары, многие из них ориентированы и на низший ценовой сегмент, поэтому выйти на этот рынок и завоевать своё место может быть затруднительно.

Источники

  • https://samesound.ru/g/instruments/78666-how-its-made-musical-instruments
  • https://fishki.net/1230649-samye-izvestnye-gitary-v-mire.html
  • https://www.profguide.io/professions/guitar-master.html
  • https://www.musdetal.ru/catalog/masterovye_gitary
  • http://balashiha.muzprepod.ru/remont-i-otstrojka-gitar-v-balashihe
  • https://guitaroff.ru/production/
  • http://musicmaster1994.ru/istoriya
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  • https://balashikha.dirigor.ru/katalog/gitarnaya_masterskaya/
  • https://www.openbusiness.ru/biz/business/kak-organizovat-biznes-po-proizvodstvu-muzykalnykh-instrumentov/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.