и
Медецина 02.08.2020

Профессия фонопед: обязанности, важные качества, где учиться — «Моё призвание»

46 мин.
Содержание
  1. История фониатрии
  2. К истории отечественной фониатрии
  3. Общая характеристика направления
  4. Особенности профессии
  5. Рабочее место
  6. Что входит в перечень обязанностей врача
  7. Методы диагностики
  8. Особенности терапии
  9. Зарплата на 08.07.2020
  10. Важные качества
  11. Иногда лучше помолчать, чем говорить
  12. Всегда ли мы бережно относимся к нашему голосу? Не секрет, иной раз вспоминаем об этом только тогда, когда его теряем… В такой ситуации помочь может врач-фониатр. Он словно настройщик уникального инструмента кропотливо разбирается в проблеме, за которой могут скрываться даже некоторые заболевания. Таких специалистов на всю республику всего десять: пять врачей в РНПЦ оториноларингологии — в консультативной поликлинике и в стационаре (взрослом и детском отделениях), один в Большом театре оперы и балета. По одному в Гомеле, Бресте, Могилеве, Витебске. Как сберечь голос? Передается ли он по наследству и можно ли поменять его звучание? На эти и другие вопросы ответила заведующая фониатрическим отделением консультативной поликлиники РНПЦ оториноларингологии, врач-фониатр Наталья КОНОЙКО.
  13. Отзывы о профессии
  14. Стереотипы, юмор
  15. История развития фонопедии
  16. История фониатрии

История фониатрии

Московский научно-исследовательский институт уха, горла и носа (дир. — проф. Д.И. Тарасов)

Фониатрия, так же, как сурдология, ринология, отоневрология — одно из отделений оториноларингологии. По определению Союза европейских фониатров предметом ее изучения являются коммуникативные нарушения, а именно заболевания и фунукциональные расстройства голоса, речи, языкового общения, а в детском возрасте — и нарушения слуха (в той мере, в которой слух оказывает влияние на вышеперечисленные функции). Данная специальность базируется на анатомических, физиологических, диагностических и терапевтических принципах оториноларингологии и использует достижения других разделов медицины (неврологии, психиатрии, педиатрии, стоматологии, ортодонтии), а также научных дисциплин немедицинского профиля (лингвистики, фонетики, психологии, педагогики, акустики и наук, изучающих вопросы человеческого поведения и общения).

Первые работы, заложившие фундамент будущей ларингологии и фониатрии в нашей стране и за рубежом, появились во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия. К их числу относятся статьи Д.И. Кошлакова, Н.П. Симановского, Е.Н. Малютина, М.С. Эрбштейна и др. Большую роль в возникновении ларингологии, а позже фониатрии, сыграло изобретение английским врачом Listоn в 1840 г. гортанного зеркала. Однако во многих руководствах приоритет в изобретении гортанного зеркала ошибочно приписывается вокальному педагогу и исследователю певческого голоса Мануэлю Гарсиа, который в 1854 г. в докладе «Наблюдения над человеческим голосом» в Лондоне доложил об использовании для этих целей гортанного зеркала. Мануэль Гарсиа воспитывался в музыкальной семье. Его отец был знаменитым тенором, композитором и преподавателем пения. Сестры Мануэля Гарсиа — Мария Малибран и Полина Виардо являлись выдающимися певицами. В музыкальных кругах Мануэль Гарсиа был хорошо известен не только как вокальный педагог и человек, впервые увидевший свои голосовые складки, но и как автор изобретения гортанного зеркала.

В России первым применил гортанное зеркало в 1860 г. известный отиатр К.А. Раухфус, работавший в Петербурге. Используя ларингоскопию, он впервые описал картину подскладкового ларингита, а в 1861 г. произвел рассечение щитовидного хряща и удаление опухоли гортани. Его работы способствовали выяснению различной этиологии стенозов гортани.

В 1884 г. в отечественной и зарубежной печати была опубликована статья Д.И. Кошлакова по ларингостробоскопии, которая и до настоящего времени является основным методом оценки функционального состояния гортани. С 1886 г. Д.И. Кошлаков, являясь приват-доцентом терапевтической клиники медико-хирургической Академии в Петербурге, начал вести практические занятия по ларингологии с ларингоскопией (по курсу анализа выделений, ларингоскопии и болезней гортани).

Следует отметить, что преподавание оториноларингологии и оказание лечебной помощи больным с заболеваниями уха, носа и горла в нашей стране и за рубежом вначале осуществлялось в хирургических и терапевтических клиниках. В Западной Европе оториноларингология отпочковалась от общей хирургии и терапии в виде двух самостоятельных дисциплин: отиатрии и риноларингологии. В 1893 г. в России впервые в мире было осуществлено слияние отиатрии и риноларингологии в одну специальность, что было значительным прогрессом по сравнению с Западной Европой, где эти разделы специальности были еще разобщены.

Историческая заслуга в организации первой оториноларингологической клиники при медико-хирургической Академии в Петербурге принадлежит Н.П. Симановскому. Он является автором и первых в нашей стране статей по фониатрии. Так, в 1885 г. он опубликовал работу по изучению функциональных расстройств голоса, а в 1911 г. в статье «Стробоскоп и его применение при изучении колебаний голосовых связок» подчеркнул, что с помощью этого прибора можно с большой точностью наблюдать и определять степень и величину расстройств нервно-мышечного аппарата гортани.

В конце прошлого столетия, в гг. в отечественной и зарубежной печати были опубликованы первые работы Е.Н. Малютина. Они были посвящены методу развития голоса при помощи камертонов и применению этого метода для лечения парезов голосовых связок; значению формы твердого неба как важной составной части резонатора при пении.

Е.Н. Малютин (), приват-доцент Московского университета, по праву считается одним из основоположников отечественной фониатрии. Исследования Е.Н. Малютина в основном касались использования метода стробоскопии в фониатриии и вокальной педагогике. Им установлен факт возможности колебательных движений голосовых складок без участия аэродинамических сил. Это открытие имело большое значение для появления в последующем нейрохронаксической теории голосообразования французского ученого Юссона. Е.Н. Малютиным разработаны «экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса» (1924).

В 1928 г. Е.Н. Малютин организовал в Московской консерватории специальную лабораторию экспериментальной фонетики, и благодаря его усилиям был открыт фониатрический кабинет, в котором работали фониатры доцент В.И. Петров и В.И. Анцышкина. Е.Н. Малютиным совместно с фониатрами консерватории было изучено влияние на голосовой аппарат учащихся, играющих на музыкальных инструментах, их профессиональной работы, выявлено состояние голосового аппарата певиц во время менструального цикла (1935, 1936).

Яркими представителями Московской школы фониатров были Ф.Ф. Заседателев и Л.Д. Работнов, которые также внесли значительный вклад в развитие отечественной фониатрии. Ф.Ф. Заседателев () -ученик проф. С.Ф. Штейна, работал в клинике уха, горла и носа Московского университета и одновременно преподавал на вокальных курсах в государственном институте музыкальной науки (ГИМН). В дальнейшем и в звании профессора Ф.Ф. Заседателев являлся членом Вокально-методологической секции ГИМНа. Одной из первых работ Ф.Ф. Заседателева явилась монография «Болезни голоса певцов и их лечение» (1908). Им были разработаны основные положения постановки голоса с использованием научных данных. Главнейшие принципы этих положений: 1) костно-диафрагматическое дыхание, 2) среднее или свободно удерживаемое низкое положение гортани, 3) твердая или мягкая атака звука, 4) двухрегистровое построение голоса, 5) сглаживание регистров при постепенном, по мере повышения шкалы, преобладании так называемого головного резонирования и прикрытие звука, 6) опора звука на дыхание. Результаты своих исследований Ф.Ф. Заседателев обобщил в монографии «Научные основы постановки голоса» (1926), которая в последующем переиздавалась еще дважды (1929, 1935). В 1936 г. им была опубликована монография «Работа голосового аппарата как комплексный процесс».

Л.Д. Работнов () — доктор медицинских наук, является учеником проф. С.Ф. Штейна, работал приват-доцентом в клинике ЛОР-болезней 1-го Московского медицинского института и в ГИМНе. Его научные исследования посвящены различным вопросам физиологии и патологии певческого голоса. Об этом свидетельствуют названия многочисленных журнальных статей: «К вопросу об образовании голоса у певцов» (1922); «О функции мягкого неба при пении» (1924), «Новые данные по физиологии голоса певцов» (1924) и др.

Результаты многолетней научно-исследовательской деятельности Л.Д. Работнова в 1-м Московском медицинском институте и ГИМНе обобщены в его книге «Основы физиологии и патологии голоса певцов» ‘(1932), которая представляет собой ценный научно-исследовательский труд, с успехом используемый в качестве учебно-педагогического пособия в области вокальной методологии. В своей книге автор подходит к вопросам голосообразования с физиологической точки зрения. Целому ряду вопросов дается совершенно новое и оригинальное освещение, особенно это относится к толкованию вопроса о роли гладких мышц бронхов в акте фонации, о так называемых «парадоксальных» движениях диафрагмы во время пения, об образовании тембра голоса и гласных. Некоторые положения, высказанные Л.Д. Работновым, были дискутабельными, но они явились стимулом для дальнейших научных разработок в этой области.

Определенную роль в развитии отечественной фониатрии сыграли исследования просфессора М.С. Эрбштейна, работавшего в Петербурге. М.С. Эpбштейн — автор монографии «Анатомия, физиология и гигиена дыхательных и голосовых органов» и ряда статей по различным вопросам фонации. К их числу принадлежат: «Диагностика и лечение профболезней голоса»(1915), «О вокальной экспертизе» (1917), «Об определении голоса поющих» (1925). В 1928 г. проф. М.С. Эрбштейн описал «Редкий случай андрогении». Речь шла о мужчине, которого автор статьи демонстрировал в Ленинградском ларингологическом обществе. Мужчина был нормального телосложения, но с женской психикой и попыткой петь сопрано; в конце того же года на почве раздвоения психики он окончил жизнь самоубийством.

К блестящим представителям Ленинградской школы фониатров относится И.И. Левидов, который имел медицинское и вокальное образование (окончил консерваторию). И.И. Левидов — доктор медицинских наук, автор многочисленных работ в области развития и воспитания голоса вокалиста. Им описаны заболевания голосового аппарата, которые возникли в результате прямого или косвенного влияния нерациональной постановки голоса и неправильного голосового режима певцов.

Большинство исследований И.И. Левидова в области физиологии и патологии голосового аппарата были выполнены на кафедре болезней уха, горла и носа Ленинградского института усовершенствования врачей (заведующий кафедрой проф. Л.Т. Левин). Значительное место в научных исследованиях И.И. Левидова уделено вопросам физиологии и патологии детского голоса, проблеме охраны и воспитания голоса детей и подростков, методам объективного исследования голоса певца и профессиональным заболеваниям голосового аппарата.

Отчетливое знание анатомо-физиологических законов функционирования голосового аппарата, необходимость в вокально-педагогической практике изучения индивидуальности каждого ученика, его природных способностей — таково было требование И.И. Левидова к вокальным педагогам. И.И. Левидов явился создателем отечественного стробофона, автором ряда монографий («Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата», 1933; «Детское пение и охрана голоса детей», 1935; «Певческий голос в здоровом и больном состоянии», 1939; «Охрана и культура детского голоса», 1939 и др.).

К истории отечественной фониатрии

Фониатрия, так же, как сурдология, ринология, отоневрология — одно из отделений оториноларингологии. По определению Союза европейских фониатров предметом ее изучения являются коммуникативные нарушения, а именно заболевания и фунукциональные расстройства голоса, речи, языкового общения, а в детском возрасте — и нарушения слуха (в той мере, в которой слух оказывает влияние на вышеперечисленные функции).

Общая характеристика направления

Голосовой аппарат – совокупность органов, которые участвуют в голосообразовании. Он состоит из 3-х основных частей – легких с системой выдыхательных/вдыхательных резонаторов и излучателей звука. Звук формируется за счет движения воздуха, выдыхаемого из легких. Воздух запускает колебания в голосовых связках, а они в свою очередь, рождают звуковую волну. Чем сильнее натяжение мышц голосовых связок, тем выше у человека голос и наоборот.

Содержание:

  • Общая характеристика направления
  • Что входит в перечень обязанностей врача
  • При каких симптомах следует обратиться к фониатру
  • Методы диагностики
  • Особенности терапии.

Человеческий голосовой аппарат очень похож на духовой инструмент. Чтобы все частички механизма работали, а звук на выходе получался чистым, необходимо уделять ему регулярное внимание. Сбои в работе инструмента могут привести к изменению тембра, эпизодическим болям в глотке. В особо тяжелых случаях возможна потеря голоса. Фониатр занимается диагностикой, лечением, профилактикой и совершенствованием всех частичек голосового механизма.

Фониатрия считается хирургической специальностью. Отрасль сравнительно молода, а до недавнего времени была частью оториноларингологии (раздел медицины, который специализируется на лечении патологий уха, горла, носа, шеи, головы).

Основная задача фониатра – восстановить голос и развить его возможности. Успех терапии зависит от того, насколько быстро человек заподозрил неладное и обратился к врачу. Ранняя диагностика значительно увеличивает шансы на быстрое выздоровление.

Практикующие фониатры используют видеостробоскопическую аппаратуру. С ее помощью осматривают гортань, многократно увеличивают изображение тканей, осматривают труднодоступные участки организма и проводят видеозапись для дальнейших исследований.

Особенности профессии

Фонопедия – это отрасль логопедии, педагогической отрасли, занимающейся проблемами речи.

В последние годы число патологий голоса у детей растёт. Во-первых, это связано со слабостью детского здоровья: ларингитами, болезнями лёгких и т.д.  (По статистике более 80% детей имеют те или иные заболевания.).

К причинам можно отнести повышенные нагрузками на голос (пение в творческих кружках и т.п.), паралич голосовых связок, повреждения в результате реанимационных действий, операций, спасающих жизнь, но вредящих голосу. Если ребёнку не оказать помощь вовремя, его голосовой аппарат сам может не восстановиться и остаться неполноценным на всю жизнь.

Однако проблемы с голосом бывают не только у детей, но и у взрослых. У которых к перечню причин можно добавить курение, голосовые нагрузки на работе. Поэтому взрослые тоже нуждаются в помощи фонопеда.  В первую очередь, это касается тех, для кого голос – рабочий инструмент. Заработать дисфонию, «сорвав» голос, может и педагог, и певец, и театральный актёр. В медицинской литературе XVII века  подобные проблемы называли болезнью проповедников.

Голос может полностью отсутствовать (афония) или же могут быть нарушены его сила, тембр, высота (дисфония). Фонопедия занимается этими проблемами, опираясь на научные данные и разработки фониатарии (отрасли отоларингологии). Но методы фонопедии – исключительно педагогические.

Фониатр ставит диагноз и проводит лечение. A фонопед “ставит” голос. Его задача фонопеда – помочь человеку  с помощью специальных упражнений развить  нервномышечный аппарат гортани и освоить правильно дыхание.

Внутри фонопедии есть различные направления работы. Например, на спасении певческого голоса специализируется вокальная фонопедия. Восстановлением после операции на гортани занимается лечебная фонопедия.

Рабочее место

Фонопеды работают в больницах и медицинских центрах, в учебных заведениях, готовящих вокалистов, логопедических кабинетах.

Что входит в перечень обязанностей врача

Чаще всего к фониатру обращаются после лечения ЛОР-заболеваний. Патологии уха, горла и носа могут влиять на функциональность голосового аппарата – провоцировать хрипоту, менять интенсивность или тембр.

Обычно голос восстанавливается как только исчезнет возбудитель инфекции, но это происходит не всегда. Фониатр занимается сбоями в работе голосового аппарата, исследует и лечит болезненные ощущения в горле.

В компетенцию врача входит не только коррекция голоса, но и такие болезни:

  1. Ларингит. Воспаление слизистых оболочек гортани. Чаще всего возникает после инфекционных или простудных болезней. Основные симптомы – хрипота, першение в горле, сухость, сильный сухой кашель, возможна полная потеря голоса. Также возможны боли при глотании, затруднение дыхания, синюшный оттенок кожи.
  2. Дисфония. Расстройство голоса, при котором нарушаются его основные характеристики – высота, сила, тембр. Чаще всего развивается после болезней гортани или чрезмерного перенапряжения голосового аппарата.
  3. Раковые новообразования. Злокачественные опухоли могут развиваться в области гортани и голосовых связок. Среди доброкачественных опухолей – фибромы, полипы, гранулемы, папилломы и певческие узелки. Фониатр проводит диагностику, назначает терапию, в некоторых случаях осуществляет хирургическое вмешательство.
  4. Предузловые состояния. Узелки на голосовых связках возникают из-за перенапряжения голосового аппарата. Неправильная манера речи, визг, громкий крик, пение в неблагоприятных условиях могут спровоцировать развитие узелков. Современный фониатр может легко диагностировать и предотвратить болезнь. Если пациент обратился к врачу несвоевременно, то узелок удаляют хирургическим путем.

Фониатры занимаются реабилитацией голосовой функции, проводят профилактику болезней голосового аппарата. Часто врачи сотрудничают с музыкальными, драматическими и педагогическими заведениями. Специалист дает допуск к занятиям, оценивает шансы абитуриента на поступление в учебное учреждение и следит за состоянием учащихся.

Методы диагностики

На первой консультации врач оценивает клиническую картину, жалобы пациента, его голос, общее состояние здоровья и динамику патологического процесса.Специалист задаст много вопросов не только о голосе, но и об гормональном фоне, перенесенных болезнях/операциях, заключениях других врачей, поэтому будьте готовы к длительному и содержательному диалогу. Затем фониатр приступает к осмотру пациента. Сперва оценивается состояние лор-органов – полость носа, глотка, барабанная перепонка, гортань, голосовые связки. Осмотр проводят при помощи гортанного зеркала.

Выделяют всего 2 типа осмотра гортани: при помощи жесткой оптики (гортанного зеркала) или мягких эндоскопов. Оценить голос пациента, у которого во рту находится медицинский инструмент, достаточно сложно. Чтобы оптимизировать прием фониатры используют видеориноларингоскоп. Крохотный гибкий прибор вводят через нос. Фониатр осматривает анатомические структуры, описывает функции органов гортани, ищет подозрительные новообразования.

Обычно перед процедурой проводят местную анестезию носового хода каплями анестетика, чтобы пациент не чувствовал дискомфорта. Сама процедура занимает 5-10 минут. У нее нет противопоказаний или возрастных ограничений. Для составления полной картины врачу может потребоваться рентген, пальпация щитовидной железы, ангиография и другие исследование гортани, голосовых связок, всего голосового аппарата.

Особенности терапии

Терапевтический курс зависит от проблемы, с которой пациент обращается к фониатру. При наличии раковых опухолей человека ждет особое медикаментозное лечение и хирургическое вмешательство. При инфекционных процессах в гортани фониатр назначит ряд препаратов, а по окончанию лечения оценит изменения голоса и скорректирует их. При работе с вокалистами или ораторами, специалист поможет настроить голос, подготовить голосовые связки к будущей нагрузке, чтобы нивелировать перенапряжение. Главное правило при заболеваниях гортани – не занимайтесь самолечением. Биологически активные добавки не помогут развязать узелки, а травяные настои не смогут усилить голос. Пользуйтесь благами современной медицины и будьте здоровы.

Зарплата на 08.07.2020

Москва 30000—80000 ₽

Важные качества

Человеколюбие, стремление помогать и добиваться поставленной цели, уметь внушить пациенту веру в успех.

Иногда лучше помолчать, чем говорить

Всегда ли мы бережно относимся к нашему голосу? Не секрет, иной раз вспоминаем об этом только тогда, когда его теряем… В такой ситуации помочь может врач-фониатр. Он словно настройщик уникального инструмента кропотливо разбирается в проблеме, за которой могут скрываться даже некоторые заболевания. Таких специалистов на всю республику всего десять: пять врачей в РНПЦ оториноларингологии — в консультативной поликлинике и в стационаре (взрослом и детском отделениях), один в Большом театре оперы и балета. По одному в Гомеле, Бресте, Могилеве, Витебске. Как сберечь голос? Передается ли он по наследству и можно ли поменять его звучание? На эти и другие вопросы ответила заведующая фониатрическим отделением консультативной поликлиники РНПЦ оториноларингологии, врач-фониатр Наталья КОНОЙКО.

Профессия фонопед: обязанности, важные качества, где учиться — «Моё призвание»

— Наталья Сергеевна, профессия у вас достаточно редкая. Велика ли нагрузка на врачей такого профиля?
— Судите сами. В прошлом году врачами нашего отделения проконсультировано порядка 15 тысяч человек. Врач-фониатр занимается диагностикой, лечением и профилактикой нарушений голоса, патологией голосового аппарата. И в основном наш контингент — профессионалы голоса. К слову, очень широкая категория пациентов: артисты, вокалисты, дикторы, режиссеры, переводчики, экскурсоводы, преподаватели, лекторы, воспитатели детских садов, регенты церковных хоров. А еще это студенты педагогических, вокально-хоровых, актерских отделений ссузов и вузов. Но также это те, кто не относится к профессионалам голоса, но для которых он рабочий инструмент, — руководители предприятий, фирм. Кроме того, к нам обращаются пациенты по направлениям врачей-оториноларингологов в случае, когда трудно диагностировать, по какой причине возникли проблемы, на которые жалуется человек, исключить новообразование гортани.
— От чего страдает наш голос?
— На самом деле причин много. Стресс, эмоциональные нагрузки — в числе главных. Голос может полностью пропасть на какое-то время в результате стрессовой ситуации. Любое его перенапряжение: крик, визг, громкий разговор, кашель могут нанести вред. Голосовая нагрузка в больном состоянии, когда невозможно отменить выступление, концерт может вызвать нарушение. С этим сталкиваются наши артисты, вокалисты, педагоги. Это может привести к образованию так называемых «мозолей» на голосовых складках, кровоизлияний в них.
5 причин есть огурцы каждый день

Но также отрицательно влияет нерегулярное несбалансированное питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, в том числе гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, болезни сердечно-сосудистой системы, бронхолегочная и эндокринная патологии. Плюс вредные привычки — алкоголь, курение. Наш голос начинает звучать иначе при общей усталости, хронических заболеваниях носа и околоносовых пазух, заболеваниях нервной системы… Для того чтобы он «родился», необходима слаженная работа всех органов, составляющих голосовой аппарат. Это трахея, бронхи, легкие, диафрагма, гортань с голосовыми складками, которые натянуты словно струны (поэтому гортань сравнивают со струнным инструментом). А еще артикуляционный аппарат: небо, зубы, губы, язык. Наш резонатор — полость рта, глотки, носа, околоносовые пазухи.

— С какими жалобами к вам обращаются?
— Основная — осиплость или охриплость. Часто пациенты жалуются на дискомфорт, ощущение инородного тела в горле, покалывания, болевые ощущения в области гортани, желание откашляться. Педагоги часто отмечают усталость голоса при голосовой нагрузке, осиплость, даже болевые ощущения в области гортани. Сначала он может восстанавливаться после голосового покоя, молчания, но при несвоевременном обращении к оториноларингологу может ухудшиться надолго. Некоторые пациенты жалуются на изменения тембра: к примеру, раньше был высокий, а стал ниже, грубее, и наоборот. При некоторых заболеваниях голос может стать неустойчивым, скрипучим, дребезжащим, бывает трудно с ним совладать.

У детей самый частый диагноз — узелки голосовых складок. Их еще называют «узелками крикуна или певца». У поющих ребят и взрослых встречается усталость мышц гортани, так называемое несмыкание голосовых складок, или гипотония замыкателей гортани. Это происходит при большой голосовой нагрузке, которая несоизмерима с возрастом или диапазоном вокалиста, при нерациональной манере голосоведения. При этом со временем голосовая мышца слабеет, устает. Не всегда такую проблему может увидеть лор-врач, необходимы навык, специальные знания.

Помимо профессиональных проблем с голосом, приходят люди и с другими достаточно серьезными заболеваниями. К примеру, новообразованиями гортани, нарушениями ее подвижности (парезами или параличами), причинами которых могут быть заболевания центральной нервной системы, а также повреждение нерва во время операций на органах шеи, сердца, грудной клетки, средостения. Иногда причина неясна, и тогда назначается большое обследование. Даже если не удается восстановить подвижность, мы стараемся улучшить голос нашим пациентам, вернуть их к прежней работе.

Направляются к нам и пациенты после удаления гортани по поводу онкологического заболевания. У нас в центре работают уникальные специалисты — фонопеды-речевики, которые могут научить такого человека разговаривать пищеводным голосом. Это так называемый псевдоголос. Причем некоторые такие пациенты продолжают работать, ведут активный образ жизни, общаются с окружающими. В любом случае, если беспокоит состояние горла, изменился без причины голос, надо обратиться для начала к лор-врачу.

— Правда ли, что фониатры могут определить по жалобам, голосу, есть ли у человека сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные проблемы?
Ситуация с заболеваемостью коронавирусом в Беларуси постепенно улучшается

— Почему голоса матери и дочери, отца и сына, к примеру, иногда трудно отличить?
— В детстве голос формируется путем подражания тому человеку, с кем больше всего общается ребенок. И манера разговора родителей передается ребенку. Иногда даже интонация. Говорят, у крикливой мамы и дети крикливые. Мы всегда советуем родителям учиться разговаривать с детьми. Спокойная обстановка в семье, исключение крика, повышенных интонаций в разговоре — залог здоровья голоса вашего ребенка.

— Вы входили в состав делегации детского «Евровидения»…
— На самом деле с конкурсантами мы знакомимся гораздо раньше. Разрабатываем специальный план работы. Помогаем готовиться к выступлению. Ведь момент очень ответственный. Ребята ежедневно занимаются с педагогом, важно чтобы нагрузка распределялась правильно. Контролируем и психологическое состояние. Я всегда беспокоюсь, что конкурс проводится в ноябре. А это пора простуд плюс большое скопление взрослых и детей. Ну и, конечно, газировка, мороженое, острое-кислое под запретом. Врач-фониатр — это хранитель здоровья всех членов команды.

— Знаю, что и вы могли связать свою жизнь с музыкой. Насколько важно для людей вашей профессии обладать еще и такими навыками?
— Во многих странах врачи-фониатры имеют музыкальное образование, причем некоторые из них прекрасно поют и имеют специальное вокальное. Почему это необходимо? Для того чтобы понимать проблемы вокалистов. Когда пациент видит и чувствует, что врач разбирается в его проблеме, может помочь ему — это уже первая ступень к выздоровлению. Творческие люди — особенная категория. Врач-фониатр должен знать основы правильного звукоизвлечения, чтобы понимать причины возникших нарушений. Зачастую восстанавливать голос приходится в короткий срок.
В нашем отделении работают уникальные специалисты. Настоящие помощники врачам — учителя-дефектологи (фонопеды): фонопеды-речевики и фонопед-вокалист. Они помогают нашим пациентам овладеть правильной техникой голосоведения и с помощью специальных методик восстановить нарушенную голосовую функцию.

— А бывали случаи, когда приходил человек и умолял себе определенный голос?
— Такого не припомню. Как правило, обращаются с просьбами улучшить голос те, кто планирует стать дикторами, радиоведущими и так далее. Если у человека нет патологии, помочь улучшить голос можно. Все индивидуально. Бывает с детства невыразительный, некрасивый голос. В таком случае помогают фонопеды.
Однажды к нам приехал на прием парень из сельской местности. Работал на тракторе. И с ходу огорошил: «Хочу улучшить голос, так как считаю, что это причина того, что девушкам не нравлюсь!» Да, он у него был тусклый, глухой, звучал плоско. Видимо, в детстве много кричал, и зафиксировалась такая неправильная нерациональная манера голосоведения. Так случается. Причем родители привыкают, а замечают уже окружающие. Необычного пациента направили к фонопеду-речевику. И знаете, буквально несколько занятий, и получился благозвучный, уверенный, достаточной силы голос. К слову, женился он после этого довольно быстро.
Испанка сожгла глаза домашней косметикой и ослепла

— Можно ли сберечь свой голос в течение жизни?
— Советы просты. Стараться не кричать, избегать стрессовых ситуаций, конечно, насколько это возможно. Если предстоит большая голосовая нагрузка, накануне лучше помолчать. Что касается вокалистов, то здесь важны регулярные занятия техникой голосоведения. Потому что голосовая мышца, как и любая другая, требует постоянной тренировки. Чтобы голосовой аппарат был в тонусе, не надо увлекаться пастилками, народными рецептами с коньяком, а лучше накануне выступления позаниматься, сделать дыхательную гимнастику, голосовые упражнения. А перед выступлением обязательно разогреть свой голосовой аппарат.
Кстати, слизистая глотки и гортани «не любит» контрастов — острую, перченую пищу, очень горячую или очень холодную. Плохо действуют на нее шипучие напитки. Вреден очень сухой или, наоборот, очень влажный воздух. Поэтому необходимо следить за уровнем температуры и влажности в помещениях. Не повышайте, не напрягайте голос, когда болеете. Молчать полезно, но, правда, недолго, когда это необходимо. В противном случае голосу предстоит длительное восстановление. Некоторые считают, что шепот бережет голосовые складки. Но это большая ошибка. Во время шепотной речи еще больше «натираются», травмируются их края.

Необходимо сбалансированное питание, богатое витаминами А и Е, белками, жирами, углеводами, минеральными веществами. Полезны свежий морковный сок, капуста, кисели. Перед голосовой нагрузкой не стоит пить молоко — оно обволакивает слизистую гортани, вызывает желание откашляться. Семечки, орешки, шоколад, печенье и сухари, увы, тоже нельзя. Резкое похудение также может сказываться на тонусе голосовых складок.
Можно ли сохранить голос до преклонных лет таким, каким он был в молодости? Если это певец, артист или педагог, то для поддержания «молодости» голоса необходимо поддерживать мышечный тонус специальными упражнениями.

Так же, как в спорте, необходимы регулярные тренировки. Кто-то поет и до преклонных лет, а кто-то может и в сорок потерять эту способность. Выполняя все гигиенические рекомендации, можно сохранить голос на долгие годы. Надо понимать, что со временем он меняется. Иногда, несмотря на зрелый возраст, женщины продолжают говорить высоким… детским голосом, не соответствующим возрастному диапазону. Им кажется, что высокий голос делает их слабыми и беззащитными, что привлекает мужчин. Но при этом дамы жалуются, что им тяжело много говорить, «зажимается» гортань, появляется охриплость, болевые ощущения в горле. Очевидно, что они используют нерациональную манеру голосоведения. Бытует мнение, что низкие женские голоса считаются более привлекательными и сексуальными. Принято считать, что они придают спокойствие, уверенность, вызывают больше доверия. А высокие, пронзительные вызывают тревогу и напряжение у слушателей.

— Наталья Сергеевна, а правда ли, что фониатр может услышать человека и определить, как он выглядит?
— Предположить, конечно, можно. Трудно сказать, какой рост у собеседника, которого мы не видим, полный он или худой. Гортань — гормонозависимый орган. От уровня гормонов зависит высота голоса, его тембр и, конечно же, телосложение человека.
При нарушении голоса, вызванного гормональной дисфункцией, может быть выставлен диагноз — гормональная дисфония.
Голос, скорее, подскажет возраст, выдаст характер, настроение. Согласитесь, некоторые голоса хочется слушать, а с некоторыми лучше молчать.

Отзывы о профессии

«Человеческий голос — явление уникальное. Это бесценный дар, благодаря которому человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми, добиваться признания в обществе, делать карьеру».

Тамара Милоченко,
реабилитолог-фонопед.

Стереотипы, юмор

Специальность популярная в настоящее время ввиду возросшего количества патологий дыхательных органов. Однако квалифицированных специалистов недостаточно, поскольку область точечная, и не все готовы посвятить себя данному направлению.

История развития фонопедии

Изучение патологии голоса и способа его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия.

Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.

Фонопедия развивается в тесном сотрудничестве с фониартрией — медицинской наукой, разделом оторинолроингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения. Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Каноне врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Авиценны () описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 году им описан специальный фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования: причины возникновения звука, процесс его восприятия органами слуха, детальный анализ анатомии и физиологии голосоречевых органов, физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в голосообразовании ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указывал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в 16 веке потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить.

Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 году певцом и вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стрежне), давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониартрия.

В 1905 г. в Берлинском университете немецкий врач Г.Гутцман защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Именно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной медицинской специальности . Сам термин «фониатрия» ввели в 1920 г. ученики Гутцмана — Г.Штерн и М.Зееман . Последний основал и долгие годы руководил одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге .

Можно полагать , что с этого времени ведет свой отсчет и становление логопедии , ибо она всегда объединяла изучение речи и голоса .

Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования.

И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса.

Среди применявшихся в разные годы методов восстановления хронических голосовых нарушений можно выделить несколько направлений:

1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей (Л.Б. Французов, 1949).

Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос;

2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ (В.В. Шестаков, 1952, С.К. Юрченко, 1953);

3) применение наркоза (С.М. Михелович, 1932);

4) вибрационный массаж гортани (Е.Н. Милютин, 1924, М.И. Фомичев, И.П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой;

5) метод заглушения трещоткой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И.Я. Деражне, 1950);

6) ортофонический метод (Е.М. Воронина, 1939, Н.Ф. Лебедева, 1952).

Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия. Различные авторы давали свои названия этому методу — фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гимнастика.

Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата.

Новейшие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.

Так , Светлана Леонидовна Таптапова ( 1963 , 1971 , 1974 , 1985 , 1990) разработала методику восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции ; Елена Самсоновна Алмазова (1973) предложила систему упражнений по коррекции голоса детей при рубцовых деформациях гортани ; автор настоящего пособия (1971, 1974 , 2001) изучила и описала различные расстройства голоса функционального и органического генеза ; Ольга Святославовна Орлова (1980, 1998 , 2001) исследовала сложные проблемы спастических нарушений голоса и обозначила состему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у педагогов .

В 1971 г. был образован Союз Европейских фониаторов , объединивший всех специалистов , работающих в области патологии голоса . Ежегодно в одном из европейских городов проводятся конгрессы , на которых обсуждаются многообразные аспекты изучения голоса и его нарушений — диагностика , инструментальные иобъективные методы исследования , классификация и терминология , методы лечения и голосовой реабилитации .

В 1991 г. была создана Ассоциация фониаторов и логопедов (фонопедов) России , которая в качестве коллективного члена вошда в Союз Европейских фониаторов и в Международный Союз . российская ассоциация организует ежегодные конференции , посвященные актуальным вопросам исследования , лечения и восстановления голосовой функции , к участию в которых привлекаются специалисты из СНГ , а часто и из Европы.

Усиление международных связей и научного взаимодействия , изменение социального характера, стиля и темпа жизни — все это требует большего общения между людьми.

Голос , как одно из средств коммуникации , его качество и возможности играют в этом процессе весьма значительную роль .

Методики восстановления голоса при различных его нарушениях описаны С.Л. Таптановой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой. Материалы экспериментальных исследований Н.И. Жилкина, М.С. Грачевой, В.П. Морозова, Л.Б. Дмитриева используются в практической работе логопеда.

История фониатрии

Голос – это удивительное явление, уникальное, не только в силу социальных условий, но и как акустический феномен. Сколько существует людей, столько существует и особенностей индивидуальных голосов. Идентичность голосов не бывает. ЦНС отвечает за работу голосового аппарата (нежный, ласковый, гневный, грозные и т.д. – это все оттенки голоса регулируемые ЦНС). Человеку весело – голос громкий, яркий, наоборот человеку грустно – голос глухой, сдавленный и т.д.

История развития фонопедии

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией – медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушения голоса и разрабатывающей (причины нарушений) методы их лечения. Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Каноне врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Авиценны (980 – 1037 гг) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 году им написан специальный фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования: причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и физиологии голосовых органов. Особое значение Авиценна придавал голосовым складкам, подчеркивая их активную регулирующую роль во время фонации. Он указал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

Основоположником отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов – исследования этих авторов были направлены на изучение вокального голоса.

Методики восстановления голоса при различных его нарушениях описаны С.Л. Таптановой (1962, 1977, 1984 гг), О.С. Орловой (1978, 1981, 1985 гг). Материалы экспериментальных исследований Н.И. Жинкина, М.С. Грачевой, В.П. Морозова, Л.Б. Дмитриева, С.Л. Таптонова.

Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р. Юссоном доказано, что вибрационные явления в голосовом резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, т.е. атака голоса.

Принято различать три типа голосоподачи:

  1. Мягкая атака голоса – момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают.
  2. Придыхательная атака голоса – сначала идет мягкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Воздух проходит через широко раскрытую голосовую щель, слышится шум.
  3. Твердая атака голоса – сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. «Хорошо тебе»

Наиболее употребительна и физиологически обоснованна мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

Фонопедия – комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Фониатрия – составная часть медицинской науки оториноларингологии.

Определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека;

диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4-5 тонов, у детей в пределах 2-3 тонов;

длительностью, которая зависит от выдыхаемой струи воздуха;

полетностью, которая помогает человеку выступать перед большой аудиторией.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной.

Звук зарождается в гортани, которая является частью дыхательных путей. Работа над дыханием это есть начало работы над голосом. Кортикальные импульсы играют пусковую роль, без участия афферентных импульсов невозможна работа голосового аппарата. В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань.

К огда мы говорим, расположенные в гортани голосовые складки смыкаются выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок в результате возникает колебание частиц воздуха, находящихся над складками эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса.

Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника.

При шепоте голосовые складки сомкнуты не полностью и меньше трутся друг о друга. При необходимости щадить голосовой аппарат рекомендуется говорить шепотом.

Представляет собой широкую трубку. Длина у мужчин голосовых складокмм – 24 мм, у женщинмм. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. У детей до начала пубертатного периода различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается. Вообще гортань у детей мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5-7 лет, а затем в пубертатный период – в это время размеры гортани увеличивается у девочек на 1/3, а у мальчиков на 2/3, голосовые складки удлиняются, у мальчиков начинает обозначаться кадык. У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму языка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от пищи и слюны. Сверху и сзади гортань сообщается с глоткой, снизу переходит в трахею, с боков находятся шейные сосуды, нервы и мышцы.

Гортань состоит из 9-ти хрящей (3-х непарных, 3-х парных)

  • Мышечный аппарат гортани
  • мышца, натягивающая голосовые связки;
  • мышца, расширяющая голосовую щель;
  • мышца, суживающая голосовую щель.

Натягивает голосовые связки щиточерпаловидная мышца. Сверху слизистой образуется складка – это и есть голосовые связки. Начинается на внутренней стороне щитовидного хряща и прикрепляется к черпаловидному хрящу – прикрепляется к голосовому отростку.

Мышца, расширяющая голосовую щель — задняя перстнечерпаловидная мышца.

Мышцы, суживающие голосовую щель – боковая черпаловидная и поперечночерпаловидная.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, мерцающим эпителием. Над истинными голосовыми связками находятся ложные (или желудочковые складки).

Существуют II основные теории фонации:

  1. Миоэластическая – голосовые связки колеблются пассивно под давлением воздуха (через гортань мертвого человека продували воздух и голосовые связки начинали колебаться). Фонация зависит от эластичности мышц. Высокий голос зависит от строения гортани и силы струи воздуха.
  2. Нейрохронаксическая теория или теория Рауля Юссона. Голосовые связки активно колеблются под влиянием импульсов, поступающих из ЦНС и играют ведущую регулирующую роль в механизме голосообразования. Мышцы играют исполнительскую роль.

Эти две теории существуют вместе.

Грудной – характерны низкие тона голоса (вокальный голос), голос отличается богатством обертонов – голосовые связки сомкнуты, вибрируют всей массой и по всей длине, ведущий резонатор – грудная клетка, расход воздуха минимальный.

Фальцетный – характерны высокие тона голоса, голосовые связки вибрируют истонченными наружными краями на протяжении 1/3 своей длины, остальная часть связок не сомкнута. Резонирует надгортанная область надставной трубы – большой расход воздуха.

Микстетный голос – характерны средние тона голоса, голосовые связки вибрируют целиком, резонатор преимущественно грудной, в основном человеку свойственен микстет.

Ложно-связочный голос – в верхней части гортани находятся ложные голосовые связки, над истинными голосовыми связками. Мышечные волокна развиты слабо и поэтому голос с хрипотой, монотонный, с сужением диапазона звуков – неприятный оттенок (квакающая речь) – голос в случае поражения истинных голосовых связок.

Псевдоголос – после резекции или экстирпации гортани, пищеводный неестественный голос – голос формируется без участия голосовых связок, путем смыкания стенок пищевода, голос низкий, опускается до звуков контроктавы, механический, неестественный.

Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы.

Функциональные расстройства связаны с изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.

При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду-фонопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качество голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.

Подразделяются на центральные и периферические.

К центральным нарушениям относятся: афония и дисфония – наблюдается у детей, страдающих дизартрией.

К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингит, ожоги, травмы, опухоли, порезы мягкого неба, расщелины неба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин. К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.

Функциональные нарушения голоса

Истерическая афония – вследствие психологического аффекта, голос пропадает внезапно, присутствует звучный кашель, сорван психологический механизм подачи голоса – симптом невроза.

Развитие голоса у детей

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов:

Дошкольный до 6-7 лет;

Домутационный отлет;

Мутационный отлет;

Послемутационныйлет.

Голосовая деятельность с рождения, все дети кричат с одной частоты, но с разной силой голоса.

Основная частота = 425 Гц, но иногда ребенок кричит 750 Гц (кошачий голос), который может свидетельствовать о психическом заболевании. В 12 лет – конец детского возраста, в 11 лет считается лучшее время для обучения вокальному мастерству.

Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых в связи со слабостью гортанных мышц.

Диапазон звучания составляет 5-6 нот. Детский голос постепенно развивается, его диапазон растет донот.

У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера. У девочек голос меняется постепенно – это скорее эволюция, чем мутация. В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи – «адамово яблоко».

Голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. Продолжительность мутации от 1-3-х месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную – пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия – гиперемия слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних трений голосовых складок по типу равностороннего треугольника «мутационный треугольник». Отличаются как синхронные, так асинхронные колебания голосовых складок. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования.

Послемутационному периоду свойственна легка ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса. В период мутации необходимо соблюдать охранительные мероприятия. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Для облегчения мутации полезно проводить закаливание организма, правильно распределять труд и отдых подростка.

Методы исследования голосового аппарата

Существует несколько методов медицинского исследования. Логопед-фонопед проводит коррекционные занятия на основе данных медицинского заключения.

Ларингоскопия – осмотр при помощи зеркала ларингоскопа. Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания.

Ларингостробоскопия – более детальное исследование голосовых связок. При помощи специального прибора, электронного стробоскопа,можно наблюдать характер колебания голосовых складок.

Рентгенография и томография – отражающий точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Применяются преимущественно для диагностики опухолей.

Электромиография – дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани.

Глоткография – исследование голосового аппарата при помощи глоттографа. Глоттограф был сконструирован французским физиологом Ф.Фабром в 1957 году. Принцип работы прибора основан на изменении сопротивления токов ультравысокой частоты, подаваемых на гортань. Проходя через гортань, ток изменяет свою силу в соответствии с колебаниями голосовых складок. Смыкание понижает сопротивление, размыкание – усиливает. Изменения силы тока фиксируются на экране осциллографа в виде кривой (глоткограммы). Метод Ф.Фабра применяют физиологи, врачи, вокальные педагоги, лингвисты, логопеды. Глоткография объективно оценивает динамические изменения голосового аппарата в процессе коррекционно-восстановительного обучения и по завершении его.

Логопед, приступая к восстановительному обучению, должен иметь заключение оторинолоринголога или фониатра, а также сведения о начале и течении голосового нарушения. Важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе беседы важно выяснить как ребенок или взрослый относится к своему дефекту.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появления невротических реакций.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса выдвигаются II задачи.

I задача. Выявление и включение компенсаторных возможностей организма. (Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии).

II задача. Ликвидация патологического способа голосоведения, т.е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». [Анохин П.К. «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» М.1968, стр. 79.]

Для реализации этих задач требуется:

  • Активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани.
  • Предотвращения развития вторичных дефектов голосового аппарата, т.е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах.
  • Положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций.
  • Восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т.е. непосредственно самой фонации.
  • Восстановление координации дыхания и фонации.
  • В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения.
  • Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
  • Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями.
  • Автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом фонопедических занятий необходимо установить хороший контакт с пациентом, настроить на совместную работу.

Восстановление голоса при порезах и параличах гортани

I-е – это должна быть психотерапевтическая подготовка. При параличах и порезах гортани поражается нижний гортанный нерв, резко ограничена функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Восстановить дыхательную функцию гортани при параличах невозможно (при полном параличе).

II-е – это необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Занятия начинаются с упражнения «дутья в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые пациенты тренировки начинают ссекунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2-х минут. Первую неделю упражнения выполняют 8-10 раз в день посекунд. В дальнейшем, число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнений сокращается досекунд. Одновременно с «дутьем в губную гармошку» необходимо проводить комплекс дыхательных упражнений.

Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

Вдох через нос (замедленный), выдох через нос толчками, кратковременно задерживая дыхание, выталкивать маленькими порциями.

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.

Постепенное восстановление дает положительный эффект.

Исходное положение – руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.

Исходное положение – сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.

Исходное положение – ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.

Движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед, сжимание челюстей.

Доставание кончиком языка мягкого неба.

Поднятие мягкого неба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями ЛФК для установления диафрагмального дыхания, в результате этих упражнений исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки.

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования.

Начинается коррекция голоса с произнесением звука «м». Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации.

и т.д. в сочетании слов с перемещающимися ударениями.

мама — мама – мамама

нана – нана – нанана

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с «j». Звук произносится с незначительным шумом, голосовые связки колеблются. Произносить гласный с твердой атакой кратко, а последующий j должен звучать длительно. Пример:

ай…, ой…, яй…, ей…, уй…, юй…, эй…

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания:

а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аоуэ и т.д.

Сначала сочетания гласных звуков произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов – ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения.

Далее приступают к фразовой речи и чтений стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов пациента. Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропевают гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов. Вокальные упражнения позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Продолжительность коррекционной фонопедической работы 2-4 месяца в зависимости от тяжести дефекта.

Восстановление голоса при хронических ларингитах

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса (в период потери голоса – активны, в период улучшения – бросают фонетические упражнения и медикаментозное лечение).

Хронические ларингиты требуют:

Медикаментозного и физиотерапевтического лечения.

Оздоровительные процедуры и ЛФК (7-10 дней).

Отработка дыхания – выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Выработка диафрагмального дыхания под руководством фонопеда.

Система логопедических упражнений:

выдох замедленный с произнесением глухих «с», «ш»;

произносить на выдохе звонкий двугубный «в» (вначале произносить эти звуки лежа), далее сидя, стоя, не менее двух раз в день продолжительностью 1-2 минуты, можно количество тренировок доводить до 5-6 раз в день.

Легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами. Начинать массаж следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 минуты, проводят его 3-4 раза в день.

При хронических ларингитах стойкий продолжительный кашель постоянен или покашливание. Для борьбы с кашлем можно предложить беззвучное произнесение звука «ы». Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повтор 2-3 раза в течение дня дораз. Занятия ЛФК, установление дыхательной опоры и массаж 7-10 дней + медикаментозное лечение, далее голосовые упражнения те же, что и при парезах.

Восстановление голоса после резекции гортани

Операция по удалению гортани – сложное физическое и психологическое испытание для пациента. Сложное осознавание себя неполноценным, осознавание своего «уродства». У людей, перенесших операцию, наблюдается соматическая ослабленность после резекции и лучевого лечения. Психиатр М.С. Попова (1972 г) подробно исследовала клинику психических нарушений у больных, она полиморфна. Большинство пациентов нуждается в помощи психиатра, особенно, если это женщины. Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа фонации. Этим органом может быть физиологическое сужение в пищеводе на уровне IV-VI шейных позвонков, называемое псевдоголосовой щелью. Клинико-экспериментальные исследования и методика образования пищеводного голоса разработана Л.С. Таптановой. Курс восстановления состоит из четырех этапов.

Подготовительный – рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра. Тренировка верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнением «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за приемраз в день. ЛФК, упражнения в адаптации к дыханию через трахеостому – сформированное отверстие в трахее после резекции гортани.

Формирование псевдоголосовой щели.

Упражнение №1. Имитация рвотного движения три раза подряд.

Автоматизация пищеводного голоса, произнесение коротких фраз, постепенное усложнение речевого материала.

Завершение формирования пищеводного голоса, расширение диапазона, увеличение модуляций, улучшение тембра. Для мужчин в малой октаве, женщин – в первой октаве.

При фоностении прежде всего выяснить причину – постоянное форсирование голоса – необходимо ограничить и упорядочить речевую нагрузку, избегать психотравмирующих ситуаций, фонопедические упражнения сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной подачи голоса с минимальной нагрузкой. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука «м». Лицам с плохим музыкальным слухом используется камертон. При гипо- и гиперотонусовых нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием. После постановки диафрагмального дыхания при гипотонусовых расстройствах голоса можно провести упражнения, активизирующие мышцы гортани. Используется придыхательная атака голоса при гипертонусовых нарушениях голоса.

Упражнения: Исходное положение сидя на стуле.

Вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;

Вдох через нос, выдох через рот со звуком «а»;

Вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;

Вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного, слегка оглушенного звука «в»;

Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация прерывистого стона.

Параллельно с упражнениями проводится массаж поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани

Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани (т.е. капустные разрастания гортани) включает 3 этапа работы:

Основной вид работы – это постановка правильного физиологического и речевого дыхания. Проводится целая система дыхательных упражнений, занятия ЛФК + оздоровительные процедуры.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребенка с афонией при рубцовых изменениях в гортани — самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще всего это звуки «м», «ж», которые формируются при «стоне», «мычании» или жужжании. Используется слуховой и вибрационно-тактильный контроль. После устойчивого получения звука его можно вводить в слоговые упражнения, слова, предложения, придерживаясь принципа постепенного увеличения нагрузки. При проведении занятий учитывается возраст ребенка, тяжесть нарушения, состояния соматического и психологического здоровья. Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряет закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Различные методики по восстановлению голоса и устранению голосовых нарушений начинают появляться в XIX веке в Европе. В Германии Г.Гуцман предложил использовать комплекс мер (режим молчания – 8-10 дней, использование вызывания голоса на звукоподражании, жужжании, мычании и т.п.). Француз Тарно предложил вызывать голос на высоких тонах с пропеванием гласного звука «е». Фрёшельс при органических нарушениях голоса использовать жевательные движения включение голоса. Отечественные фонопеды и фониатры используют комплексное упражнение нарушений голоса. При органических нарушениях обязательно медикаментозное лечение, фониатр и фонопед.

Методика Алмазовой (ые годы) популярна до сих пор с различными дополнениями.

I. Подготовительный этап включает в себя режим молчания или значительного ограничения речи. Особенно это необходимо при дисфонии, психотерапевтические беседы – цель сознательное, активное включение в процесс восстановления голоса. Артикуляционная гимнастика – цель – выработка точности движений артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для языка – высовывание, повороты вправо, влево, облизывание, имитация жевания, кашля, глотания. Массаж шеи, расслабление и опускание головы вниз, назад, повороты, молча с пропеванием гласных и – э – о – у – а – и.

Упражнения для укрепления мышц гортани и голосовых связок, ритмические движения пальцами по поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях, с легким надавливанием на область щитовидного хряща. Кашель, подражание голубиному воркованию с вибрационным массажем гортани. Отработка правильного диафрагмального дыхания. Согласование дыхания с голосовыми упражнениями и движением (ходьба, движения рук, пальчиковая моторика). Произношение слогов, коротких слов, фраз.

Методика работы при коррекции нарушений голоса (Вансовской Л.Ив.)

Строение зубочелюстной системы.

Твердое, мягкое небо, челюсти, язык.

Дикция (четкость движений, звукопроизношения).

Дыхательный аппарат (длительность, сила, продолжительность выдоха, утечка воздуха).

Состояние голоса (сила звучания, высота, тембр, назализация, изменения темпа и ритма звучания).

Голос должен быть чистый, подвижный, полетный, живой.

Задачи: условие, как можно раньше выявить нарушения голоса.

Выявить и включить компенсаторные возможности (отработка дыхания, дикции, отработка подсвязочного давления).

Ликвидация патологии зависимости от тяжести нарушений.

Для решения этих задач необходимо:

  • Установить контакт с пациентом.
  • Установить взаимосвязь между артикуляцией, дыханием, фонетизацией.
  • Активизировать функцию нервно-мышечного аппарата гортани.
  • П редотвращение вторичных дефектов (недопущение утяжеления болезни переход в органическое хроническое нарушение).
  • Положительное воздействие на личность ребенка.
  • Восстановление утраченной кинестезии голосоведения.
  • Восстановление координации 3-х отделов дыхательной голосовой артикуляции.
  • Устранение задержек физического и психического развития у детей, нормализация эмоционально-волевой сферы.
  • Общие этапы коррекции всех форм нарушений голоса.
  • Коррекция физиологического и речевого дыхания.
  • Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата специальными упражнениями.
  • Автоматизация полученных навыков.
  • Работа над дыханием (укрепление дыхательной мускулатурой, отработка дыхания, длительности, плавности), распределение выдоха (вдох быстрый, выдох через нос).
  • Артикуляционная гимнастика – отработка точных энергичных движений языка.
  • Психотерапия, для поддержания уверенности и работоспособности.
  • Основной. Непосредственная работа над механизмом голосообразования – умение расслабить мышцы, фонация, дикция, моторика и т.д.
  • Автоматизация. Помощь родителей.
  • Учет механизмов речи.
  • Принцип развития (учитывается возраст).
  • Деятельный (чем занимается).
  • Система воздействия: при функциональных нарушениях. Диафрагмальное дыхание, артикуляционная гимнастика (без звучания), физиотерапия, рисунок гласных без звука . шепот голос.
  • Собственно вызывание голоса.
  • Вызывание звука голоса.
  • Закрепление – нахождение среднего звука.

А втоматизация, вызывание созвука «м», руку на грудь, губы вибрируют с усилением, короткий вдох, на выдохе «м» — ощущение вибрации. Протяжно «вой» — звукопроизношение «л», звукосочетание «м–му, н–ну, в–ву, л–лу, п–пу». Начинать тон с легкого толчка, можно вызвать голос натуженностью коротко длительно . слоги звукосочетания слова предложения. Отработка полученных согласных в конце слова – звонкость голоса, аэродинамический толчок «кум – ком – том – вой, бой, дом. круг – крюк – тот – кот – поп». Использование шумовых эффектов или шумотерапии.

Методика устранения нарушений голоса Орловой О.С.

Методика Орловой О.С. предлагает курс лечениядней (врач фониатр и логопед-фониатр). I этап подготовительный включает тщательное обследование т.е. подробную диагностику голосового аппарата: ларингоскопия – обзор при помощи зеркала – для выявления анатомических изменений в области гортани и голосовых связок и наличия воспалительных заболеваний.

Детальное исследование функции голосовых связок – ларингостробоскопия при помощи электронного стробоскопа. Рентгенография и томография – для диагностики опухолей и электромиография – функционирование мышечного аппарата гортани и др. Рациональное психотерапевтическое внушение для торможения навыков патологического голосоведения при помощи режима молчания или ограничения речи. При молчании оздоровительные процедуры, массаж лица, шеи, работа над фонационным дыханием.

Упражнения на произвольное замедление частоты дыхания и включение тихого шепота далее на придыхательной атаке шепотом хах – хох – сначала вдохнуть, з атем при энергичном выдохе произносить хох – хах. Упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания, использование зеркала. Произношение звука «м» в «маску» на мягкой атаке голоса

Источники

  • http://mebel-sigma.ru/istorija-foniatrii/
  • https://FoodandHealth.ru/vrachi/foniatr/
  • https://www.profguide.io/professions/Fonoped.html
  • https://mycalling.ru/fonoped.html
  • https://www.sb.by/articles/inogda-luchshe-pomolchat-chem-govorit.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.