и
Медецина 02.08.2020

Биоэтика и философия: проблемы взаимосвязи и взаимодействия

29 мин.

Этимология

Термин биоэтика ( греческий биос , жизнь, дух , поведение) был придуман в 1926 годом Фриц Jahr в статье о «биоэтическом императиве» в отношении использования животных и растений в научных исследованиях. В 1970 году американский биохимик Ван Ренсселаер Поттер использовал этот термин для описания отношений между биосферой и растущего населения. Работа Поттера заложили основу для глобальной этики , дисциплины , сосредоточенный вокруг связи между биологии, экологии, медицине, и человек values.Sargent Шрайвер, супруга Юнис Кеннеди Шрайвер, утверждал , что он изобрел слово «биоэтика» в гостиной из своего дома в Bethesda, Maryland в 1970. он заявил , что он думает о слове после возвращения из обсуждения ранее в тот же вечер в Джорджтаунском университете, где он обсуждал с другими возможным Кеннеди семьей спонсорство института сосредоточено вокруг «применения морального философии к конкретным медицинским дилемм.

Содержание биоэтики.

Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения правпациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики(включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонированиячеловека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Возникновение биоэтики

Достижения научно-технического прогрессав биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

По мнению американского философа А.Джонсена (A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать 1961 – началом публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в г.Сиетл, который занимался отбором первых пациентов для искусственного гемодиализа. Комитет был прозван в прессе – «божественный», поскольку доступ к только что появившимся (и поэтому бывшим в ограниченном количестве) аппаратам искусственной почки означал для пациентов шанс выжить, тогда как те, кому комитетом было отказано в лечении, были фактически обречены на скорую смерть.

Создатели первого этического комитета по сути совершили фундаментальное «открытие». Традиционно врачи решали вопросы жизни и смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение дефицитного ресурса (доступа к аппарату искусственной почки) – это не только медицинская, но и моральная проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного разрешения недостаточно только врачебных знаний и опыта. Однако в современном обществе, где люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно спорящим друг с другом философским системам, нет общепризнанных «экспертов» по разрешению моральных проблем.

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом. Первой исследовательской организацией, начавшей систематическое междисциплинарное обсуждение моральных проблем современной медицины, стал созданный в 1969 врачем-психиатром Виллардом Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В 1971 был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть Джорджтаунского университета), который создал первые образовательные курсы для врачей, философов и представителей других специальностей.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

Существенную роль в деятельности этих комитетов играют представители общественности, связанные с правозащитным движением различных групп пациентов. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих законодательных актах. Примером может служить Конвенция Совета Европы О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (1996), первоначально называвшаяся Конвенция по биоэтике. 28 статья Конвенции формулирует требование, выражающее специфику биоэтического стиля мышления: «Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций…». Экспертное знание не отвергается (в этом смысл требования «надлежащих консультаций»), но уравнивается в правах с суждением «общественности».

Биоэтика дает интеллектуальное обоснование и социальное оформление публичному процессу, в котором вырабатываются социально признанные границы человеческого существования. Вопрос о том, что значит быть человеком, неслучайно является одним из центральных в академических исследованиях. От его решения зависит содержание моральной позиции в конкретных ситуациях. К примеру, в основе моральных конфликтов по проблеме аборта лежит не вопрос о праве нарушать заповедь «Не убий!», но вопрос о том – признается или не признается оплодотворенная яйцеклетка, зародыш или нерожденный плод в качестве «человека». Если признается, то право на жизнь принадлежит ему в полном объеме; если – нет, то он являются частью тела матери, которую можно столь же просто изъять, как хирургически изымается из организма опухоль или воспалившейся червеобразный отросток. В ожесточенной интеллектуальной и политической публичной конфронтации вокруг признания или непризнания нерожденных человеческих существ в качестве «людей» формируется социально признанная граница начала собственно человеческого существования, того момента, с которого нерожденное существо, рассматривается уже не как часть женского тела, с которой женщина вправе поступить по своему усмотрению, но как социально признанный субъект моральных отношений.

Аналогичным образом, в публичных дебатах вокруг проблемы «дефиниции смерти» и моральных проблем трансплантологии формируется социально признанная граница конца собственно человеческого существования – того момента, переходя который человек теряет основной объем прав субъекта морального сообщества. С этого момента он признается обществом в качестве «трупа», от которого, к примеру, при определенных условиях можно забрать еще бьющееся сердце или иной орган для пересадки другому человеку. В центре дискуссии опять же оказывается вопрос о социальном признании или непризнании в качестве человека существа с погибшим мозгом, но еще бьющимся сердцем.

3 декабря 1967 южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире пересадил сердце от одного человека другому. Он спас жизнь неизлечимому больному, изъяв бьющееся сердце от женщины, мозг которой был необратимо поврежден в результате автомобильно»й катастрофы. Общественная реакция на это революционное событие оказалась полярной. Одни превозносили Барнарда как изобретателя метода спасения сотен тысяч неизлечимых больных. Другие обвинили его в убийстве. Ведь он изъял еще бьющееся сердце! Прервал одну жизнь, чтобы спасти другую! Имел ли он на это право? Было ли это убийством, или человек, у которого погиб мозг, фактически уже мертв, несмотря на то – бьется или не бьется его сердце?

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий.

В биоэтических дискуссиях границы человеческого существования постоянно подвергаются критическому пересмотру, что делает их нестабильными. Одновременно возникает набирающая силу тенденция различения «человеческого сообщества» и «морального сообщества». Многочисленные группы и движения сторонников прав животных настойчиво добиваются пересмотра «антропоцентричной» морали и признания в качестве основополагающей –«патоцентрической» модели (включающей всех живых существ, способных переносить боль) или даже биоцентрической модели, объемлющей всю живую природу. Особо активно это обсуждается в связи с проектами создания трансгенных животных для ксенотрансплантаций (пересадки органов от животных человеку).

Во многих странах мира биоэтика стала академической дисциплиной. Ее преподают главным образом на философских и медицинских факультетах университетов. В России биоэтика включена в программу обязательного медицинского образования с 2000. Курсы биоэтики читаются на философских факультетах. В настоящее время издаются десятки специализированных журналов, регулярно публикующих материалы по биоэтике. Среди них следует упомянуть «Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. The International Journal for Healthcare Ethics and Ethics Committees»; «The Hastings Center Report»; «The Journal of Medicine and Philosophy. A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine»; «Medicine, Health Care and Philosophy. A European Journal»; «Theoretical Medicine and Bioethics. Philosophy of Medical Research and Practice». В России статьи по проблемам биоэтики регулярно публикует журнал «Человек». C 2000 выходит журнал «Медицинское право и этика». В США вышло два издания четырехтомной «Encyclopedia of Bioethics» (1979 и 1995). С 1993 организована Международная Биоэтическая Ассоциация, проводящая всемирные биоэтические конгрессы.

Назначение и область применения

Биоэтики обратились широкой полосой человеческого запроса; начиная от дебатов по поводу границ жизни (например , аборты , эвтаназия ), суррогатного, распределение ограниченных ресурсов здравоохранения (например , донорство органов , здравоохранение нормирования), на право отказать медицинскую помощь по религиозным или культурным причинам. Биоэтика часто расходится между собой более точными пределами своей дисциплины, обсуждение должно ли поле касаться себя с этической оценкой всех вопросов , связанных с биологией и медицину или только часть из этих вопросов. Некоторые биоэтики сузит этическую оценку только к нравственности медицинских процедур или технологических инноваций, а также сроков лечения людей. Другие бы расширить сферу этической оценки включают нравственность всех действий , которые могут помочь или вред организмам , способных чувствовать страх.

Объем биоэтики может расширяться с биотехнологии, в том числе клонирования , генной терапии , продления жизни , генной инженерии человека , astroethics и жизни в пространстве, и манипуляции фундаментальной биологии через измененной ДНК, XNA и белков. Эти изменения будут влиять на будущую эволюцию, и могут потребовать новые принципы , которые касаются жизней в своей основе, такие как биотическая этика , которая ценит самое жизнь в ее основных биологических процессах и структуры, и стремятся к их распространению.

принципы

Одной из первых областей , рассматриваемых современной биоэтики, что человеческого экспериментирования. Национальная комиссия по защите прав субъектов биомедицинских и поведенческих исследования первоначально была создана в 1974 году , чтобы определить основные этические принципы , которые должны лежать в основе проведения биомедицинских и поведенческих исследований с участием человека. Тем не менее, основные принципы , заявленные в Отчете Belmont (1979) -namely, уважение к личности , благодеяния и справедливости -У повлияли на мышление биоэтиков по широкому кругу вопросов. Другие добавили непричинение вреда, человеческое достоинство и святость жизни в этом списке значений кардинальных. В целом, отчет Belmont (1979) навела исследования в направлении сосредоточены на защите уязвимых субъектов, а также настаивает на прозрачности между исследователем и объектом. Исследования процветали в течение последних 40 лет , и в связи с прогрессом в области технологий, полагают , что человеческие субъекты переросли отчет Belmont (1979) , а также необходимость пересмотра желательна.

Другим важным принципом биоэтики является размещение его стоимости на обсуждения и презентации. Многочисленные дискуссии на основе биоэтики группы существуют в университетах по всей территории Соединенных Штатов чемпионских именно такие цели. Примеры включают штата Огайо биоэтики общество и биоэтики общество Корнелл. Существуют также профессиональные версии уровня этих организаций.

Многие биоэтики, особенно медицинские ученые, придавать наивысший приоритет автономии. Они считают, что каждый пациент должен определить, какой курс действий они считают наиболее в соответствии со своими убеждениями. Другими словами, пациент должен всегда иметь свободу выбора своего собственного лечения.

Направления биоэтики

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Экологическое движение.

Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий.

Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

Термин «биоэтика» был первоначально предложен американским врачом Ван Ренсселером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея Поттера сводилась к необходимости объединения усилий гуманитарных и биологических наук для решения проблем сохранения жизни на земле, учета долгосрочных последствий научно-технического прогресса (особенно в области биомедицинских технологий).

Однако случилось так, что термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. Это значение появляется неслучайно. Оно обусловлено влиянием на формирование биоэтики идеологии правозащитного движения, получившей всеобщее признание в 60-х годах.

Правозащитное движение.

Правозащитное движение можно рассматривать как вторую, весьма существенную культурную предпосылку формирования биоэтики. Если экологическое движение возникает в ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека, то биоэтика начинает бурно развиваться в результате открытия угрозы для моральной идентичности человека со стороны технологического прогресса в области биомедицины. Дело в том, что человек в биомедицине выступает и как главная цель, и как неизбежное «средство» научного изучения. Для ученого-врача каждый человек существует как бы в двух, не всегда связанных друг с другом, обличиях. С одной стороны, перед ним человек как представитель «человечества в целом», а с другой – конкретный индивид со своими собственными интересами, которые не всегда сопрягаются с общечеловеческими. До начала 60-х медицинское сообщество придерживалось той точки зрения, что во имя блага «человечества» можно почти всегда пожертвовать благом отдельного человека. Достаточно перечесть Записки врача В.В.Вересаева, чтобы понять как легко пациенты превращаются в «лабораторных животных» без всякого согласия и без всякой компенсации за ущерб, нанесенный их здоровью.

Аналогичным образом дело обстояло во всем мире. Во Франции проституток в исследовательских целях умышленно заражали венерическими болезнями, в США создавались «контрольные» группы для изучения естественного (без лечения) течения сифилиса. В 50-х годах американские военные медики у себя в стране рассеивали над небольшими городками радиоактивные аэрозоли для исследования динамики накопления радионуклидов в окружающей среде, почве, организме человека и домашних животных (Jay Katz The Regulation of Human Experimentation in the United States – A Personal Odyssey // IRB: A Review of Human Subject Research vol. 9, Number 1, pp.1–6). Можно привести десятки примеров подобного рода. Национальные интересы или интересы человечества в получении научных знаний всегда превалировали над интересом к сохранению здоровья конкретных отдельных лиц.

 Отнюдь не безгрешны в этом отношении и советские ученые. Рутиной отечественной биомедицинской науки являются ненужные с клинической точки зрения для данного пациента, но полезные с научной – заборы крови, пункции, биопсии, рентгеноконтрастные исследования, функциональные пробы и т.д. Все это традиционно делалось и подчас делается сейчас без осознанного согласия пациентов и испытуемых. Интересы индивида приносятся в жертву интересам науки и «человечества». Этот болезненный парадокс невозможно решить механически. Наука приносит пользу человечеству, но при этом требует принести в жертву отдельных людей.

В результате бурных общественных дебатов 60-х годов 20 века, захвативших США и Западную Европу, произошло осознание того, что человеческое тело не только «объект» научного исследования или терапевтического действия, но также «плоть» конкретного человека – ее собственника. Поэтому никто не имеет права совершать научные исследования или осуществлять терапевтические действия без разрешения самого испытуемого или самого пациента. Именно в этих дебатах был сформулирован центральный для биоэтики принцип «автономии личности» пациента, обосновывающий право каждого человека участвовать в качестве самостоятельного субъекта в принятии касающихся лично его жизненно важных медицинских решений.

Одновременно было выработано важнейшее биоэтическое правило «добровольного информированного согласия», которое на практике призвано обеспечить реализацию принципа автономии личности пациента. Оно гласит: ни научное исследование, ни терапевтическое вмешательство не могут производиться без добровольного согласия пациента или испытуемого, которое им дается на основе адекватной информации о диагнозе и прогнозе заболевания, целях и методах предполагаемого вмешательства или исследования, возможных неблагоприятных побочных последствиях и т.д.

Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 года дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Публикация Хельсинкской декларации стимулировала интенсивное теоретическое исследование этических проблем экспериментирования на человеке, которое представляет собой одно из важнейших направлений современной биоэтики. Результаты этой работы аккумулирует Хельсинкская декларация ВМА 2000 года, являющаяся современным международно признанным стандартом проведения научных исследований на человеке. Существенное значение в этом стандарте занимает требование независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследовательскими этическими комитетами, которые работают на основе междисциплинарного подхода.

Понимание необходимости междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно техническим прогрессом, можно рассматривать в качестве третьей идеологической предпосылки формирования биоэтики.

Медицинская этика

Медицинская этика является изучение моральных ценностей и суждений , как они относятся к медицине . Четыре основные моральные обязательства являются уважение к автономии, благодеяния, nonmaleficence и справедливости. Используя эти четыре принципа , и думать о том, что особая обеспокоенности врачей для их сфер практик может помочь врачам сделать нравственные решения. Как научная дисциплина, медицинская этика включает его практическое применение в клинических условиях, а также работу по его истории, философии, теологии и социологии.

Медицинская этика , как правило , следует понимать в узком смысле как прикладной профессиональной этики; в то время как биоэтики имеет более широкое применение, коснувшись философии науки и вопросы биотехнологии . Два поля часто пересекаются, и это различие тем более вопрос стиля , чем профессиональный консенсус. Медицинская этика разделяет многие принципы с другими отраслями здравоохранения этики, например, медсестер этики . Биоэтик помогает медико – санитарной помощи и научное сообщество при рассмотрении моральных проблем , связанных с нашим пониманием жизни и смерти, а также решения этических дилемм в области медицины и науки. Примерами этого будет тема равенства в медицине, на пересечении культурных практик и медицинской помощи, а также вопросы биотерроризма .

Перспективы и методология

Биоэтика приходит из самых разных профессий и имеет подготовку в разнообразных областях. Поле содержит лиц , обученных в философии , таких как H. Тристрама Энгельгардт, младший из Университета Райса, Барух Броуди из Университета Райса, Питер Сингер из Принстонского университета, Даниэль Каллахан из Hastings Center , и Даниэль Брок из Гарвардского университета; медицинская подготовка клинициста этиков , такие как Марк Siegler из Университета Чикаго и Джозеф ласт Корнельского университета; юристы , такие , как Нэнси Дюблер из колледжа Альберта Эйнштейна медицины и Джерри Меников федерального Управления по правам исследований; политологи , такие как Фрэнсис Фукуяма ; религиовед ученых , включая Джеймс Чайлдресс ; общественные интеллектуалы , как Этциони из Университета Джорджа Вашингтона; и богословы , как Лиза Соул Кахилл и Станли Хауэрвас.

Поле, ранее доминировали формально обученные философами, становится все более междисциплинарным , причем некоторые критики даже утверждают , что методы аналитической философии оказали негативное влияние на развитии месторождения. Ведущие журналы в области включают в себя The Journal медицины и философии , The Center Отчет Hastings , в Американский журнал биоэтики , в журнал медицинской этики , биоэтики , в Кеннеди Институт этики журнала и Кембриджский Quarterly здравоохранения этики . Биоэтика также извлек выгоду из философии процесса , разработанного Альфред Норт Уайтхед .

Многие религиозные общины имеют свои собственные истории по расследованию вопросов биоэтики и разработали правила и руководящие принципы о том , как справиться с этими проблемами внутри точки зрения их соответствующих конфессий . В иудейские , христианские и мусульманские конфессии имеют каждый разработали значительный объем литературы по этим вопросам. В случае многих незападных культур, строгое отделение религии от философии не существует. Во многих азиатских культурах, например, есть оживленная дискуссия по вопросам биоэтики. Буддийские биоэтики, в общем, характеризуются натуралистическими перспективами , что приводит к рационалистическому, прагматичному подходу. Буддийские биоэтики включают Дэмиен Keown .

В Индии Вандана Шива являются ведущими биоэтиками выступая от индуистской традиции. В Африке, а отчасти и в Латинской Америке, дебаты по биоэтике часто фокусируются на ее практическую значимость в контексте экономической отсталости и геополитических отношениях власти. Масахиро Мориока утверждает , что в Японии движение биоэтика впервые был запущен активистами инвалидности и феминисток в начале 1970 – х годов, в то время как научные биоэтики началось в середине 1980-х годов. В течение этого периода, уникальные философские дискуссии о смерти мозга и инвалидности появились как в академии и журналистики.

Некоторые утверждают, что духовность и понимание друг друга, как духовных существ и моральных агентов является важным аспектом биоэтики, и что духовность и биоэтика сильно переплетаются друг с другом. Как поставщика медицинских услуг, важно знать и понимать различные взгляды на мир и религиозные убеждения. Имея это знание и понимание может расширить возможности поставщиков медицинских услуг с возможностью лучше лечить и обслуживать свои пациент. Развитие связи и понимания морального агента пациента помогает улучшить медицинскую помощь, оказываемую пациенту. Без этого соединения или понимания, пациенты могут быть подвержены риску стать «безликие единицы работы» и которые смотрят как «совокупность медицинских условий,» в отличие от этажности и духовных существ, что они являются.

Исламская биоэтика

Исламские биоэтики в значительной степени зависит и связан с учением Корана, а также учение пророка Мухаммеда. Эти факторы существенно делают это расширение шариата или исламского права. В исламской биоэтике, отрывки из Корана часто используются для проверки различных медицинских практик. Например, отрывок из Корана гласит: «всякий, убивающий человеческое существо … оно должно быть, как если бы он убил все человечество, и всякий, спасший жизнь одного, оно должно быть, как если бы он спас жизнь всего человечества. ” Этот отрывок может быть использован для поощрения использования медицины и медицинской практики, чтобы спасти жизни, но также можно рассматривать как протест против эвтаназии и эвтаназии.

В целях реагирования на новые технологические и медицинские достижения, информированные исламские правоведы регулярно будут проводить конференции, чтобы обсудить новые вопросы биоэтики и пришли к соглашению о том, где они стоят по этому вопросу с точки зрения ислама. Это позволяет Исламская биоэтике остаться гибкой и реагировать на новые достижения в области медицины. Тем не менее, следует отметить, что точки зрения, принятые исламскими правоведами по вопросам биоэтики, не всегда единодушны решения, а иногда могут отличаться. Существует много разнообразия среди мусульман варьируются от страны к стране, и различные степени, в которой они придерживаются шариата. Две основные ветви ислама; Сунниты и шииты, что приводит к разнообразию и различным убеждениям в области биоэтики в исламском мире. Каждая отрасль имеет свои собственные убеждения в отношении юриспруденции, теологии и этики. Различия и разногласия в убеждениях между ветвями приводит к различиям в методах и способах, в которых Исламская биоэтика практикуется во всем исламском мире.

Актуальные вопросы современной биоэтики

Биоэтика рассматривается с трех ракурсов: как практическая дисциплина, как наука и как социальный институт. Что все это значит?

Самая простая часть касается практики биоэтики. В этом дискурсе она решает конкретную задачу: как обеспечить взаимодействие биомедицинских работников с пациентами, чтобы это укладывалось в нормативно-нравственные рамки. Сюда относятся все вопросы, затрагивающие тему лишения человека жизни, или, наоборот, принятие решений о ее создании (врач, советующий бесплодной паре ЭКО, например), концепция автономии личности, то есть уровень самоконтроля индивида, проблема превращения медицины в сферу услуг, ее коммерциализация и, как следствие, утрата статуса благородного вида деятельности.

Биоэтика как наука изучает нравственные параметры биологических и медицинских достижений с позиций различных парадигм, оценивает последствия развития технологий, занимается проблемой отношения к животным, да и вообще ко всем живым организмам, как к объектам научных экспериментов. Говоря проще, это попытки все понять, систематизировать и вписать в общую научную картину мира.

И наконец биоэтика неизбежно оформляется как социальный институт. Способствует этому создание различных комиссий по этическим вопросам в области медицины и биологии, принятие документов, регулирующих отношения между субъектами в этой области, разработка рекомендаций по проблемным ситуациям. Данный социальный институт проходит становление на фоне снижения роли государства в принятии решений относительно биомедицинской отрасли. На первый план выходят лоббисты со своими представлениями о том, как должно быть. Кроме того, биоэтика и эксперты, ею занимающиеся, должны решить, что делать с распределением ограниченных ресурсов. Здесь возникают интересные дилеммы, вроде — стоит ли разрешить эвтаназию, потому что она экономически выгодна? Ведь, позволяя неизлечимо больному человеку умереть, вы сохраняете часть средств, которые могли бы пойти на поддержку его существования.
Vivi Tyumen

Эвтаназия

Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».

Пересадка органов

Гомотрансплантация и аллотрансплантация

  • Прижизненное изъятие органов

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

  • Использование органов от умерших людей

Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий.В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором.Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация

Пересадка органов от животных к человеку по этическим соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающих подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт

Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Буддизм [источник не указан 906 дней] и индуизм [источник не указан 906 дней] отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям. Католическая церковь и Православные церкви (в том числе Русская православная церковь) вслед за Василием Великим приравнивают аборт к убийству. В документе Основы социальной концепции Русской православной церкви говорится о гипотетической допустимости аборта для спасения жизни матери. Согласно официальной позиции Русской православной церкви, использование внутриматочных и гормональных средств контрацепции, имеющих абортивное действие, то есть вызывающие гибель человеческого существа в эмбриональный, переходный или плодный (фетальный) период жизни, приравнивается к совершению аборта.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех этих странах аборт разрешён.

Клонирование

Стволовые клетки

В отдельных случаях для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro .

Проведение клинических испытаний

Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.

Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.

Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.

В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство

Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.

Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.

Кто такой биоэтик?

Биоэтик – специалист, определяющий границы нравственности и морали в биоинженерии, трансплантологии и генетике, который руководствуется не только моральными принципами, но и нормативно-правовой базой.

Профессия считается новой, хотя, по сути, ее корни уходят в глубокую древность. Во всех религиях мира присутствует нравственная составляющая, касающаяся жизни и здоровья человека: вопросы рождения и смерти прописаны церковными канонами, а отношение священников к медицинским исследованиям и вмешательству научной медицины в вопросы исцеления человека в разные периоды истории и в разных странах было достаточно настороженным и, мягко говоря, критическим.

Согласно теологическим аксиомам, человек – творение Бога, и поэтому никто не вправе заниматься врачеванием, приравнивая или противопоставляя себя создателю. В сущности, противостояние науки и религии многие века тормозило появление современных технологий в области медицины. Тем не менее, вопросы врачебной этики нельзя отметать напрочь. Нравственные категории обязательно должны присутствовать во всех сферах жизни, и они – основа развития и существования цивилизации.

Основные задачи, которыми занимается специалист биоэтики – поиск компромисса между моралью и внедрением медицинских открытий в таких областях, о которых в прошлые века размышляли разве только писатели-фантасты: генетике, репродукции, клонировании и трансплантологии. Конечно же, новые отрасли медицины избавили человечество от многих болезней и значительно увеличили продолжительность жизни. Но их внедрение в нашу жизнь до сих пор вызывает споры и разногласия в обществе. И именно биоэтик умеет примирить спорящие стороны.

Биоэтик практически решает многие задачи. Он:

  • защищает права людей, зараженных ВИЧ-инфекцией и способствует определению дееспособности больных психическими расстройствами;
  • оказывает профессиональную помощь людям с ограниченными физическими возможностями;
    следит за экологией и биомедицинскими технологиями (изучает влияние среды на здоровье человека);
  • курирует экспериментальную медицину, в том числе – опыты на животных;
  • определяет критерии диагностики смерти;
  • решает вопросы, касающиеся репродукции и клонирования, трансплантологии, лечения стволовыми клетками и эвтаназии.

Каждое из выше перечисленных направлений, так или иначе, связано с серьезным физическим вмешательством в организм человека. А если учесть что в обществе существуют устоявшиеся стереотипы морального неприятия отдельных манипуляций, из-за которых многие люди неоднозначно относятся к вопросам переливания крови, пересадки органов и суррогатному материнству, такие специалисты как биоэтики будут нужны в самом обозримом будущем.

Биоэтика и философия: проблемы взаимосвязи и взаимодействия

Какими личностными качествами должен обладать биоэтик?

В поиске компромисса для спасения жизни или оказания медицинской помощи людям, биоэтик никогда не должен переступать черту и допускать компромиссы по отношению к себе. К примеру, вопрос о пересадке сердца остро соприкасается не только с моральными страданиями пациента и родственников донора, но иногда граничит с уголовной ответственностью. В такой ситуации качественно выполнять свою работу специалисту поможет:

  • честность;
  • принципиальность;
  • доброта;
  • чуткость;
  • сострадание;
  • терпение;
  • наблюдательность;
  • проницательный ум;
  • стрессоустойчивость.

Основное направление деятельности для специалиста по биоэтике – изучение медицины и права. Кроме того, ему очень пригодятся знания в области психологии межличностных отношений и философии. Хорошо, если специалист по биоэтике будет обладать развитым логическим мышлением и богатым лексическим запасом – ему придется убеждать людей в правильности принятого им решения.

Понадобится и физическая выносливость. В работе неизбежны форс-мажорные ситуации: когда пациенту необходима экстренная помощь, придется испытать на себе бессонные ночи, некомфортные бытовые условия и длительные незапланированные командировки. Конечно, хороший специалист обязательно должен учиться, постоянно повышая уровень квалификации, и стремиться к саморазвитию.

Преимущества профессии биоэтик

Специалисты уверяют, что профессия биоэтика появится к 2020 году. Поэтому сегодня сложно судить об уровне будущих зарплат, рейтингах востребованности и наличии вакансий, которые пока не появились. Тем не менее, уже сейчас можно предположить что, учитывая развитие медицины и потребность в протезировании, репродуктивных методах, трансплантации, скорее всего прогноз по актуальности данной профессии будущего оправдается.

На сегодняшний день судить о преимуществах специалиста по этике однозначно можно, только исходя из требований к уровню его подготовки. Области знаний, в которых должен разбираться биоэтик, настолько обширны, что позволяют считать эту профессию универсальной. Поэтому человек с таким образованием всегда найдет применение своим знаниям в смежных профессиях или в тех областях, которые существуют уже сейчас: в медицине, психологии, юриспруденции, преподавании философии и т.д.

Биоэтика и философия: проблемы взаимосвязи и взаимодействия

Недостатки профессии биоэтик

Сложные рабочие моменты будущей профессии, как и уровень зарплаты, невозможно предвидеть, но они наверняка существуют, как в любой другой работе. В частности, о предполагаемых сложностях можно судить по перечню необходимых знаний и умений. К примеру, работа врача и юриста существует давно, трудности этих профессий в общих чертах известны всем. Суммируя проблемы, с которыми сталкиваются в работе врачи и юристы, можно приблизительно представить, какие недостатки придется преодолеть в будущем биоэтикам.

Также не стоит забывать, что список новых профессий относится к категории экспериментальных, где только предстоит создание и отработка служебных инструкций и должностных обязанностей. Это означает, что первопроходцам-биоэтикам предстоит испытать все нововведения и эксперименты на себе, построить систему, обозначив в ней четкие правила и рабочее расписание. Такая перспектива, конечно, интересна для людей, которым нравится что-то открывать. Тем, кто предпочитает работать в стабильном ритме, по устоявшимся правилам, придется нелегко.

Критика биоэтики

Некоторые авторы считают, что биоэтика, в том виде, в каком она существует, сейчас почти изжила себя и не имеет перспективы развития. Все дело в том, что большая часть вопросов концентрируется на медицинской этике. И причины здесь ясны. Ведь люди охотнее обращают внимание на то, что касается непосредственно их личного опыта. При этом беда постановки акцента на медицинской этике не только в сужении круга интересов. Соблюдение ее предписаний может даже оказаться вредным. Что в общем-то очередной этический вопрос.

Критикуется, в частности, непреложное соблюдение автономии пациента. На вопрос «Всегда ли нужно получать согласие человека перед медицинским вмешательством?» любой сразу ответит: «Конечно, мы должны уважать право пациента на принятие самостоятельных решений». Однако такая точка зрения часто игнорирует практический опыт, связанный с проблемами получения согласия от людей ввиду их убеждений, противоречащих научным представлениям. Иногда, по методологическим причинам, запрашивать согласие и вовсе может оказаться нецелесообразным. Автономия пациента в таком свете представляется неоднозначной вещью.

А если подумать еще, то можно найти много примеров, когда она оказывается вредна для самого пациента. Взять хотя бы употребление гомеопатических препаратов. Согласно медицинской этике, человек имеет право употреблять их, если считает нужным. Но какой ущерб ему могут принести таблетки-пустышки, принимаемые вместо реальных лекарств?

По мнению исследователей, другие проблемы биоэтики, помимо медицинской, должны стать более обсуждаемыми, чтобы дискуссия получилась взвешенной. Ортодоксальные взгляды, преобладающие в медицинской этике, распространяются на всю область познания, и в результате биоэтика становится все более предсказуемой, стерильной и беспрекословной. Она должна снова обратиться к ее философскому происхождению, чтобы переломить возникшую проблему.

Источники

  • https://ru.qwe.wiki/wiki/Bioethics
  • https://www.krugosvet.ru/enc/medicina/BIOETIKA.html
  • https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  • https://sciencepop.ru/zachem-nam-nuzhna-bioetika/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/193147
  • https://fulledu.ru/articles/1500_bioetik.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.