Медецина 02.08.2020

Антрополог – что это за профессия и как им стать?

13 мин.

Немного истории

Впервые термин «антропология» употреблялся еще в античности, Аристотелем. Он использовал понятие для обозначения области науки, занимающейся изучением духовной стороны природы человека. Таким образом, термин трактовался более 1000 лет. В теологии, философии, искусствознании, до сих пор придерживаются данного определения. До 1991 года, в России существовала только физическая антропология. После, в отечественных ВУЗах появились такие предметы, как социальная и политическая антропология.

Антропология — это…

Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.

Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.

В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.

Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.

На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.

Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.

Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.

Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.

Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.

Направления

Традиционно выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.

  • Физическая антропология — изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Включает палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология. Рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами. Одним из основных разделов палеоантропологии является расоведение, исследующие расы человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.) [4] [5] .
  • Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
  • Религиозная антропология — богословское или философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
  • Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая к этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
  • Кибернетическая антропология – занимается изучением человека как кибернетической системы, функционирующей на основании определенных программ.
  • Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других [6] .

Философская антропология

Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.

Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.

Философия

М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.

Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.

М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.

По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.

Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:

  1. биологическое;
  2. культурное;
  3. религиозное.

Биологическое направление в философской антропологии

Философы-натуралисты исходят из того, что человек в первую очередь – существо биологическое, с присущими ему слабостями и инстинктами. А тот факт, что человек к тому же существо разумное, отодвигается на второй план.

При таком подходе получается, что человек – это всего-навсего высокоразвитое животное с характерными особенностями, а человечество в целом – просто этап в глобальном эволюционном процессе.

Апологеты биологического направления (прежде всего А.Гелен и К.Лоренц) считали, что жизнь в человеческих сообществах регулируется тремя основными инстинктами (что это?):

  1. забота о потомстве (детёныше);
  2. восхищение перед жизнью цветущей и отвращение к жизни гибнущей;
  3. самосохранение.

Из первого рождается идеология гуманизма (что это?), из второго – этика потребительства, на базе третьего образуется государство, обеспечивающее «закон и порядок».

Именно инстинкты определяют положение человека в социуме. Заслуживает внимания образное мнение К.Лоренца, сравнивающего человека с кораблём, который находится под управлением нескольких равноправных капитанов.

Если им удается достичь компромисса (это как?), корабль следует правильным курсом, если же нет – судно плывёт, образно говоря, «без руля и без ветрил».

Особая роль отводится инстинкту агрессии (вызванное злостью применение силы), который рассматривается как генетически врождённое свойство, отвечающее за сохранение рода и его «места под солнцем».

По мнению К.Лоренца, агрессию вызывает отклонение от общепринятых форм общения, поэтому чтобы избежать взаимного уничтожения члены сообщества вынуждены придерживаться установленных социальных норм (это как?) и моральных принципов.

В отличие от агрессии животных человеческая агрессия имеет тенденцию к возрастанию, что подтверждается непрекращающимися войнами, которые становятся всё более масштабными и жестокими.

И хотя инстинкт агрессии контролируется и подавляется разумом, он то и дело требует выхода. При современных видах вооружений, находящихся в распоряжении людей, потеря такого контроля чревата фатальными последствиями (это как?).

Итак, биологическое направление в философской антропологии видит сущность человека в его природном естестве и рассматривает его как «заложника» врождённых инстинктов, а культуру и социум – лишь как производные биологической природы.

Такой подход справедливо считают однобоким и неполноценным, так как он не учитывает другие важнейшие аспекты человеческой сущности и может использоваться как оправдание безответственности человеческих поступков. Мол, матушка-природа во всём виновата!

Социальная и религиозная антропология

Социальная антропология рассматривает человека и как создателя, и как продукт культуры.

Видный представитель данного направления немец Э.Кассирер выдвинул теорию, согласно которой жизнь человека протекает не только в естественной среде, но и в символическом мире, иными словами во «вселенной культуре», частью которой являются язык, искусство, мифы, религия.

Социальная антропология призвана помогать людям находить общий язык, лучше понимать друг друга, мирно разрешать конфликтные ситуации, эффективно взаимодействовать во всех областях материальной и духовной жизни.

В центре религиозной антропологии стоит образ Бога в человеке.

Выдающийся русский философ Н.Бердяев говорил, что без Бога теряется стержень внутри всякого человека, а в душе образуется вакуум, пустота.

Упразднив Бога, человечество создаёт себе нового кумира в лице сверхчеловека. На этой почве появляются «отцы народов», «великие кормчие», «фюреры» и иные диктаторы (это кто?) и деспоты, ставящие себя чуть ли не выше Творца.

Русская религиозная антропология исходит из того, что определяющим свойством каждого человека является духовность, где законы нравственности становятся сильней давления внешних обстоятельств.

Если сравнить нравственные нормы различных религий, то можно убедиться, что они отражают одни и те же ценности, такие как не убивай, не кради, не лги, почитай родителей и т.д.

А это значит, что Бог един, только предстаёт в разных ипостасях. Очень жаль, что человечество в большинстве своём не следует мудрым заповедям – жизнь наверняка стала бы лучше.

На эту тему написано немало научных трудов, сломано бесчисленное количество копий. Так что пытливому уму есть над чем поработать.

Культурная антропология.

Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».

Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.

Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами.

Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (. ЭТНОЛИНГВИСТИКА;См ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины,  изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую.

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это –  направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 – 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях  Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 – 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог  Эжен Дюбуа (по образованию – военный врач, 1858 – 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 – 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 – 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же – автор концепции ортогенеза – внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 – 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 – 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942–…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой  – специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг ), что  прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Преимущества профессии антрополог

Профессия считается одной из редких, но ее востребованность достаточно высока. А в таких направлениях, как кибернетическая антропология, есть шансы совершить прорывные открытия, способные повлиять на развитие цивилизации. Сейчас антропологи требуются для работы в институтах, лабораториях судебной медицины. Профессия популярна в кинематографии, где всегда есть возможность проявить творческие способности и хорошо заработать.

Лучшее начало карьеры – должность лаборанта на кафедре института, а со временем можно перейти к работе над собственной диссертацией, совмещая ее с преподавательской деятельностью. Часто специалисты-антропологи востребованы в органах власти, где занимаются экспертной оценкой и консультативной деятельностью.

Средний доход антрополога составляет 40-42 тысячи рублей, не считая различных надбавок, которые появляются по мере профессионального роста, и особых условий труда. Но, даже обозначенный минимум – достойный доход для новичка. Дальше все зависит от целеустремленности и профессиональных амбиций.

Недостатки профессии антрополог

Многие научные исследования доказывают, что умственная работа не прекращается по звонку, в связи с окончанием рабочего дня. Поэтому даже после работы у антрополога продолжаются психоэмоциональные нагрузки, несмотря на незначительную мышечную активность всех систем организма. Умственное перенапряжение так же отрицательно сказывается на работе нервной, сердечно-сосудистой системы. А недостаток физической нагрузки у работников интеллектуального труда лишь усугубляет общее самочувствие, что приводит, в итоге, к умственному и нервному истощению, инсультам и инфарктам, болезням опорно-двигательного аппарата.

Возможные проблемы со здоровьем – наиболее неприятный фактор в работе антрополога. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно чередовать умственную работу с физическими нагрузками. Второй существенный недостаток профессии тесно связан с объективной самооценкой при выборе профессии.

Не имея достаточной мотивации и интереса к антропологии, легко оказаться штатной, безликой и бесперспективной единицей среди сотрудников кафедры или лаборатории, с заурядной зарплатой и неудовлетворенностью простых житейских желаний. Одним словом, если нет настоящей увлеченности наукой, лучше выбрать одно из наиболее исследованных и практических направлений антропологии – например, судебную экспертизу. В антропологии, как и в любой другой науке важна полная самоотдача.

Кому подойдет профессия

Выучиться на антрополога, успешно работать по специальности, без труда получится у человека, стремящегося к саморазвитию, интересующегося культурой, бытом, жизнью других народов в разные века, историей. Специалистом в данной сфере с холерическим типом характера сложно стать, профессия больше подходит флегматикам, сангвиникам. Человек должен любить созидать, знать или учить иностранные языки. Антропология – оптимальная сфера для реализации лиц, предпочитающих разнообразную жизнь, не стремящихся к баснословным богатствам. Чаще антропологами становятся мужчины.

Какими личностными качествами должен обладать антрополог?

Требования к антропологу варьируются, в зависимости от сферы применения профессиональных знаний. Как правило, у работодателей существует стандартный набор требований:

  • опыт,
  • высшее образование,
  • коммуникативные навыки,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • организованность.

Кроме того, в данной профессии важны такие личностные качества, как:

  • Интерес к изучаемому объекту, любознательность;
  • Наблюдательность и внимание к мельчайшим деталям;
  • Аналитический ум, логическое мышление;
  • Увлеченность науками
  • Скрупулезность, усидчивость, терпение, интеллектуальный уровень.

Работа антрополога зачастую не ограничивается научной и экспертной деятельностью на кафедре института, в научном центре или лаборатории. Иногда необходимо на месте ознакомиться со средой обитания изучаемого объекта, и специалисту нужно быть готовым к выезду на место находки, жить в местах с некомфортными условиями. Поэтому профессия антрополога больше подходит мужчинам.

Чем занимается антрополог

Устроиться по специальности можно в научно-исследовательских институтах и центрах, лабораториях судебной медицины, учебных заведениях, учреждениях археологического и антропологического профиля.

Профессионалы, которые выбрали культурную антропологию, часто входят в составы комиссий при органах власти, выступают в качестве экспертов и консультантов государственных деятелей при принятии ими политических решений.

Круг обязанностей:

  • изучение социальных, экономических, этнических и политических особенностей определенных рас;
  • запись промежуточных и окончательных результатов исследований;
  • активное участие в поиске новых объектов исследования;
  • консультативная деятельность.

Если специалист занимается преподаванием, он обязан разрабатывать учебные планы, корректировать и создавать обучающие материалы. Также антрополог-преподаватель составляет экзаменационные вопросы для проверки знаний студентов.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Карьерный рост

Развитие специалиста в области антропологии продолжается постоянно. Последипломное обучение позволяет получить научную степень, что сопряжено с повышением оклада. Вершиной карьеры является получение должности научного руководителя или руководителя научно-исследовательского учреждения.

Больше всего перспектив у профессионалов, которые едут работать за границу. Например, в Америке молодой специалист со степенью магистра может получать в год 20–23 тысячи долларов, а в Великобритании – 25–32 тысячи долларов.

В нашей стране эта область науки также развивается. Поэтому есть основания полагать, что совсем скоро антропологи будут получать достойную оплату своей работы.

Источники

  • https://o-professii.ru/antropolog-chto-jeto-za-professija-i-kak-im-stat/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/antropologiya-chto-ehto-takoe-filosofskaya-antropologiya.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
  • https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/ANTROPOLOGIYA.html
  • https://www.profguide.io/professions/Antropolog.html
  • https://fulledu.ru/articles/1609_antropolog.html
  • https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/antropolog.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.