и
Курсы 21.02.2021

Сценическая речь: упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи

27 мин.
Содержание
  1. Что такое сценическая речь?
  2. В чем особенность сценической речи?
  3. Техника речи: советы и упражнения
  4. Лучшие курсы
  5. Курс ораторского мастерства в Москве
  6. Мастерская Елены Борзовой: курсы по сценической речи
  7. Мастерская по технике речи Елены Борзовой: действительно эффективные курсы сценической речи в Москве!
  8. Курсы техники речи в Москве
  9. Недельный курс красивой речи
  10. РЕЗУЛЬТАТЫ онлайн-КУРСА
  11. Курсы сценической речи в театре-студии «Отражение»
  12. На тренингах по сценической речи вы научитесь:
  13. Школа сценической речи «Отражение»
  14. Уроки сценической речи в Москве на курсах студии Отражение
  15. Обучение сценической речи
  16. Индивидуальное обучение сценической речи
  17. Упражнения по сценической речи
  18. Упражнения для начинающих
  19. Основы дикции. Сценическая речь.
  20. Кафедра сценической речи
  21. Как быстро усовершенствовать технику речи?
  22. Упражнения для постановки дыхания
  23. Упражнения для артикуляции
  24. Упражнения для звучания
  25. Упражнения для дикции
  26. Упражнение «Язык без костей»
  27. Простое упражнение «Пробка»
  28. Еще 5 упражнений по сценической речи
  29. Бесплатные видеолекции: Уроки сценической речи
  30. Мастер-класс «Сценическая речь»

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

В чем особенность сценической речи?

Сценическая речь, упражнения на дикцию

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Техника речи: советы и упражнения

Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Лучшие курсы

Стоимость занятий начинается от 1200 рублей за 60 минут.На стоимость влияют опыт репетитора, необходимость выезда к ученику и нужный вам уровень знаний.Некоторые репетиторы проводят бесплатное ознакомительное занятие, дают скидку, если вы заплатите вперед за несколько занятий или готовы заниматься в мини‑группе.1200 ₽1500 ₽средняя цена
за час занятий2000+ ₽

Курс ораторского мастерства в Москве

Занятия проходят при помощи действующих актёров и выпускников Щукинского училища, МХАТа, ГИТИСа, ВГИКа

Записаться на курс
Срок обучения 5 недель
курс ораторского мастерства в Москве

Сценическая речь: упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи
Вы узнаете основы ораторского искусства и риторики.

Сценическая речь: упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи
Научитесь выступать
перед публикой.

Сценическая речь: упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи
Улучшите и обогатите свою речь. Избавитесь от зажимов.

1000 рублей стоимость первого пробного занятия
12000 студентов- выпускников довольны нашими курсами

Перейти

Мастерская Елены Борзовой: курсы по сценической речи

борзова

Елена Борзова – актриса театра и кино, заслуженная артистка России, режиссер, лауреат Государственной премии, педагог по сценической речи, мастерству актера. В кино дебютировала в 1973 году в возрасте 17 лет, сыграв роль девушки Тони в фильме «Письмо из юности». В настоящее время фильмография актрисы составляет более 40 картин. Преподавательскую деятельность ведет с 2001 года.

Курсы сценической речи – неотъемлемый атрибут для начала профессиональной работы в кадре или на сцене. Курс «Сценическая речь» Елены Борзовой рассчитан на слушателей, в работе которых важна правильная дикция, умение свободно общаться и работать на публике. Если вы один из них, а также если вы хотите улучшить качество своей речи, избавиться от речевых дефектов, мастерская сценической речи Елены Борзовой поможет вам в этом!

Занятия проходят в группах и нацелены на следующий результат: постановку голоса и дыхания, правильной и грамотной речи, раскрепощение и речевую импровизацию. Фундаментальные школы, практические навыки развития речи и речевой деятельности, – все это и многое другое вы можете применить к себе, достигнув высоких результатов за оптимально короткий срок!

Перейти

Мастерская по технике речи Елены Борзовой: действительно эффективные курсы сценической речи в Москве!

Предназначен:Для тех, чья профессиональная деятельность связана с регулярной коммуникацией; для тех, кто хочет избавиться от речевых дефектов и зажатости и научиться говорить свободно, уверенно и правильно; для тех, кому предстоит выступать перед публикой, в том числе участвовать в совещаниях, рабочих встречах или переговорах.
Возможные места работы:
 
Любые сферы деятельности, где требуются навыки профессионального общения, ораторского и актерского искусства.
Срок обучения:1,5 месяца
День занятий:Вторник, четверг
Время занятий:19:00-22:00
Количество человек в группе:до 15
Перспективы:Правильное произношение, постановка дикции, улучшение тембра; повышение качества жизни.
Основные дисципилины:
  • Сценическая речь
  • Голосоведение
  • Звукообразование
  • Резонирование
  • Артикуляция
Стоимость обучения:38 000 рублей 

Не упускайте свой звездный час! Звоните и записывайтесь на пробное бесплатное занятие прямо сейчас! Школа телевидения Ольги Спиркиной Останкино ТВ – верный шаг на пути к вашему успеху!

Техника речи БорзоваБорзова

Курсы техники речи в Москве

За время обучения вы научитесь:

  • Формулировать яркую и понятную речь!
  • Быть раскованным и непринужденным!
  • Излагать мысли остроумно и интересно!

Педагоги помогут вам взглянуть на свою речь с новой стороны. Прислушайтесь к тому, что вы и как вы говорите. Выявление дефектов. Методы их устранения и исправления. Какие упражнения могут помочь натренировать мышцы, отвечающие за речь?

Занимайся в учебном центре или онлайн

Недельный курс красивой речи

Занятия на Арбате в Доме Актера

Полезный курс для жизни и работы 

Результат уже на первом занятии 

Программа разработана квалифицированными специалистами

Стоимость всего курса 8 000 руб.

Предварительная запись обязательна 

  • 90% ПРАКТИКИ!
  • ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ!
  • ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ!

Студия ЛиссЭ находится в Доме Актера на Арбате 

Перейти

РЕЗУЛЬТАТЫ онлайн-КУРСА

1. Сможете выступать перед аудиторией уверенно 

2. Научитесь выводить окончания слов и фраз 

3. Першение и сухость в горле при долгом разговоре уйдет 

4. Освоите правильное дыхание

5. Раскроете весь потенциал Вашего голоса

6. Сможете получать удовольствие выступая перед аудиторией

Внимание! Педагоги составят для Вас индивидуальный комплекс упражнений для самостоятельной практики!

Курсы сценической речи в театре-студии «Отражение»

курсы и школа сценической речи в Москве

 Хотите раскрепоститься, не бояться сцены и свободно вести переговоры? Курс » Сценическая речь» приготовлен специально для вас. 

Благодаря нашему курсу сценической речи вы сможете:

  • Обрести уверенность в себе;
  • Преодолеть зажимы;
  • С легкостью пройти кастинг при поступлении в высшее учебное заведение;
  • Уверенно выступать на публике и убеждать людей. 

Актерские тренинги позволят вам максимально раскрыться, ведь для любого актёра важно быть раскрепощенным и уметь вживаться в любую роль, таким образом стать одним целым с героем.Тренинги полезны не только для будущих актеров, но и для всех желающих разнообразить свою жизнь яркими красками и научиться новому.Мы предоставляем помощь тем кто хочет идти к поставленной цели и не сдаваться не зависимо от трудностей.
В повседневной жизни, очень важно уметь проявить себя для того что бы получить признание. Актёрские тренинги сценической речи позволят вам не только обрести уверенность, но и творчески развиваться, проявляя свои знания на практике.

 Перейти

На тренингах по сценической речи вы научитесь:

  • контролировать и управлять своими эмоциями;
  • Публично выступать;
  • Импровизировать и действовать не шаблонно;
  • Удерживать внимание слушателей на себе.

Преподаватели тренингов — это профессионалы в своем деле, которые имеют большой опыт в этой сфере. Вас научат не ограничивать себя рамками, решать многие вопросы и задачи не шаблонно. Благодаря курсу вы сможете оценить силу воли и индивидуальность, сможете принять себя и окружающих. Благодаря этому вы сможете обрести согласие с собой, в следствие, вы обретёте мир не только с собой, но и сможете понять других людей.Педагоги помогут не зависимо от ситуации оставаться самим собой в любой жизненной ситуации. Одна из главных задач курса — избавиться от страхов. У нас вы сможете развить память, фантазию и образное мышление. Чувства вкуса, ритма будут совершенствоваться если вы будете работать над собой. Мы поможем пройти вам путь совершенствования.

курсы сценической речи

Школа сценической речи «Отражение»

На данный момент в нашей студии находится около 340 студентов, выпустились около 7340 студентов. Все студенты смогли с легкостью выйти на сцену хоть до тренингов боялись и не могли преодолеть страх. Благодаря небольшому составу групп преподаватели могут уделить время каждому.Наша студия предлагает пройти обучение по одному из модулей по выбору. Срок обучения по одному из модулей длиться три месяца, стоимость обучения 18 тысяч рублей.

Студия предоставляет свободный выбор интересующего вас модуля, следовательно вам не придётся проходить полный курс обучения один год и платить полную сумму. Вклад в будущее является самым значимым.Можно найти массу применений деньгам, потратить из в других целях и не получить удовлетворения. Мы же предлагаем вложить эту сумму достойно без потерь и без риска, это вклад в своё будущее. Используете данную возможность и вы не пожалеете о приобретенном опыте. Возможно освоить любые навыки, главное желание, а возможность найдется, начать никогда не поздно главное это сделать и саморазвиваться.

Уроки сценической речи в Москве на курсах студии Отражение

Далее мы приведем пример урока сценической речи.

Попробуйте встать, расставив ноги на ширине плеч, распределите вес равномерно и поднимите руки над головой. Вдохните глубоко. Теперь, когда вы выдыхаете, медленно опустите руки вниз и держите грудную клетку там, где она есть. Убедитесь, что ваши плечи вернулись, не сгорбившись за ушами. Это лучшая поза для разговора (и пения); Вы стоите высоко, вы владеете своим ростом, и вы вызываете уверенность.

Положите одну руку на пупок, а другую на грудь. Дышите глубоко, замечая, какая рука движется. Я вижу, как многие люди дышат, поднимая грудь вверх и вниз, но я хочу, чтобы вы держали грудь ровной и думали о том, чтобы дышать в живот, когда вы делаете вдох. Затем медленно выдыхайте, будто выпуская воздух из воздушного шара.

Когда вы полностью вдохнете, вы можете не знать, что с ним делать. Вместо того, чтобы сдерживать его, используйте это дыхание, чтобы поддержать ваши слова, выпуская его постоянно, пока вы говорите.
Другим гораздо легче услышать изменения в вашем голосе, чем вам самим. Когда я преподаю уроки сценической речи для групп, я прошу участников найти партнера и попрактиковаться в двух разных способах речи: сначала представьтесь, используя свой «нормальный» голос, а затем сделайте несколько глубоких вдохов и представьтесь, используя метод глубокого дыхания, описанный выше.

Обучение сценической речи

Уроки сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

Перейти

Индивидуальное обучение сценической речи

Повседневная и сценическая речь отличаются друг от друга, как повседневное платье и маскарадный костюм. Сценическая речь, как и маскарадный костюм, имеет строго определённое назначение – её произносят со сцены перед большим скоплением публики, которая должна услышать каждое слово. Репетитор по сценической речи научит интонировать нужным образом слова, передавать голосом эмоции, говорить так, чтобы услышали даже на галёрке, а также не бояться выступать перед большим количеством людей.

Перейти

Упражнения по сценической речи

Упражнения по сценической речи для детей и взрослых

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека

Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в информативных, так и в выразительных целях. Упражнения по сценической речи на дикцию помогают улучшить звучание голоса, сделать его приятным для слушателей.

Минимальные требования к речи артиста: #1Речь должна быть громкой, правильной и разборчивой: даже шепот со сцены должен быть услышан и понят на последнем ряду амфитеатра. #2Голос должен быть сильным, объемным и ярким. Нередко диапазон голоса актера соответствует диапазону вокалиста. Бесцветная монотонная речь плохо воспринимается слушателями. #3Артист должен владеть техникой правильного дыхания, которая позволяет говорить громко и даже кричать, не надрывая связок.

Умелые артисты не срывают голос даже при длительных нагрузках. К сожалению, талантов от Бога в этой сфере не бывает вообще, если не считать талантом приятный тембр голоса. Все остальное достигается ежедневными тренировками и регулярной практикой. Утро большинства артистов начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики, многие из них имеют полезную привычку подолгу читать вслух.

Перейти

Упражнения для начинающих

Перед теми, кто только собирается сделать первые шаги на пути к освоению сценической речи, стоят две приоритетные задачи:

  1. Укрепление и развитие речевого аппарата.
  2. Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.

Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи. Кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны.

Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь – это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи. Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т. н. «ленивой» артикуляцией.

Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны.

Основы дикции. Сценическая речь.

Техника сценической речи – очень важный элемент в актерском мастерстве и ораторском искусстве. Это гибкость, объём голоса, интонационная выразительность, правильное дыхание. Но в первую очередь – это четкость произношения, звучность и эмоциональная заразительность – то, что сразу же будет оценивать люди во время вашего выступления.

Профессиональная постановка сценической речи – длительный процесс.  Терпение и труд, труд и терпение – вот залог достижения нужного результата! 

Уроки по технике речи помогут нашим студентам перейти от простой бытовой речи к выразительному яркому звучанию голоса актёра и оратора.

Перейти

     техника речи2

Кафедра сценической речи

Сценическая речь: упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи

Бережное отношение к «великому русскому слову» – традиция Малого театра и его Школы, не требующая комментариев. В начале XXI века необходимость продолжения этой традиции не только не отменяется, но становится более актуальной. Сегодня в театрах говорят плохо. Забывают, что актера должно быть слышно, утрачивают представление о том, что такое словесное действие. Более того: вообще уходит культура речи.

Между тем, именно артист, как, может быть, никто другой, обязан сохранять совершенное звучание родной речи. Конечно, менее всего надо стоять за мертвый академизм языка. Он развивается, обогащается, появляющиеся жаргонизмы подчас делают речь современнее и живее; меняется — частично — и орфоэпия. Но — всё в меру!

Кафедра сценической речи считает необходимым для будущего артиста не забывать о классической норме речи и владеть ею. Артист должен быть носителем этой классической нормы. На кафедре идет большая научно-методическая работа, разрабатываются новые упражнения по технике речи, ведется поиск нового, более эффективного материала для работы над сценическим словом. По инициативе кафедры в Училище был организован и уже много лет проводится ежегодно – совместно с Малым театром – конкурс студенческих работ по художественному слову им. М. Н. Ермоловой.

Студенты Училища неоднократно становились дипломантами конкурсов чтецов им. Вл. Яхонтова, Я. М. Смоленского. Педагоги кафедры – члены жюри разных чтецких конкурсов. Сотрудники кафедры работают в постоянном творческом контакте с преподавателями мастерства актера, следя за речевой культурой студентов в их дипломных спектаклях. Большинство сотрудников кафедры – члены Российской общественной академии «Голос» и регулярно принимают участие в Международном междисциплинарном конгрессе, проводимом Академией.

Перейти

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Сценическая речь

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание – тональность, диапазон, интонация.

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.

  1. Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом.

Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.

Упражнение «Язык без костей»

Упражнения для языка

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Упражнение пробка

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Еще 5 упражнений по сценической речи

5 упражнений по сценической речи

Упражнение №1. Разминка языка

Теория

  Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

  Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

  Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

 Описание упражнения

  1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод.

  Зубы при этом разомкнуты.

  2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

  3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

  4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

 5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

 Упражнение №2. Разминка лица

 Теория

  Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица.

  Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.

  Описание упражнения

  Упражнения лучше выполнять перед зеркалом

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.

  2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.

  3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.

 Упражнение №3. БАО ВАО ГАО

 Теория

  Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.

  Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.

 Описание упражнения

  1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.

  Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».

  Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.

  Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.

  2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением.

  Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.

  Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.

  Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

 Упражнение №4. Правильное дыхание

 Теория

  Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.

  Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.

 Описание упражнения

  Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.

 Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.

 Упражнение №5. На мели мы лениво…

 Теория

 Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.

 Упражнение

 Выучите данную трудноговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4. Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима мы вам на линя.

Не меня о любви ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня.

 

Бесплатные видеолекции: Уроки сценической речи

Ведущая – Валерия Ковальзон, преподаватель по сценической речи.

Техника сценической речи – очень важный элемент в актерском мастерстве и ораторском искусстве. Это гибкость, объём голоса, интонационная выразительность, правильное дыхание. Но в первую очередь – это четкость произношения, звучность и эмоциональная заразительность – то, что сразу же будет оценивать люди во время вашего выступления.

Профессиональная постановка сценической речи – длительный процесс. Терпение и труд, труд и терпение – вот залог достижения нужного результата! Уроки по технике речи помогут Вам перейти от простой бытовой речи к выразительному яркому звучанию голоса актёра и оратора.

В программе занятий: Носовое и диафрагмальное дыхание. Фиксированный выдох ртом. Орфоэпия.

Продолжительность (6 видео): 4 ч 19 мин

Перейти

Мастер-класс «Сценическая речь»

Занятие по сценической речи ведет театральный педагог Сергей Сотников. Под его руководством студенты Школы-студии МХАТ учатся правильно напрягать и расслаблять лицевые мышцы, а также разогревать голосовые связки. В первой части мастер-класса они выполняют упражнения для разных частей тела и координируют дыхание с движениями.

Вторая часть урока посвящена артикуляции: Сотников рассказывает, как должны работать губы и язык, чтобы звук получался четким, громким и выразительным.

Лекция входит в цикл видеоуроков по актерскому мастерству и вокалу. ГИТИС и Школа-студия МХАТ

Перейти

Источники

  • https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/rech.php
  • https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/stsenicheskaya-rech-uprazhneniya-na-diktsiyu.html
  • https://www.Teatr-Benefis.ru/kursy-akterskogo-masterstva/vysvobozhdenie-golosa/
  • http://ostankino-school.ru/masterstvo_aktera
  • https://videoforme.ru/course/speech-moskva
  • https://lisseart.ru/kurs-retchi-i-diktsii/
  • https://www.studio-otragenie.ru/kursyi-sczenicheskoj-rechi/
  • https://upstudy.ru/repetitors/predmet_stsenicheskaya-rech/
  • https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/scenicheskaya-rech/uprazhneniya/
  • https://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79-osnovy-diktsii-stsenicheskaya-rech
  • http://shepkinskoe.ru/departments/kafedra-stsenicheskoy-rechi/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/04/16/5-uprazhneniy-po-stsenicheskoy-rechi
  • http://edumarket.ru/library/creativity/34879/
  • https://www.culture.ru/movies/4479/master-klass-scenicheskaya-rech
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.