Курсы и тренинги 10.05.2020

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

14 мин.
Содержание
  1. Приблизиельная программа курсов обучения
  2. История рисунка
  3. Что собой представляет академический рисунок
  4. Значение академического рисунка
  5. Мифы
  6. Техника рисования
  7. Материалы
  8. Отработка приёмов работы с карандашом
  9. Подход 1 — самообучение
  10. Подход 2 — записаться в художественную школу или на онлайн-курсы
  11. Чему учат в ходе курса?
  12. Ловкость рук – два тренинга
  13. 1. Много-много кругов
  14. 2. Штриховка – создаем структуру
  15. Восприятие – научиться видеть
  16. 4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень
  17. 5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве
  18. 6. Построение композиции — почему именно здесь?
  19. Как научиться рисовать? Поэтапный план
  20. Шаг 1. Изучаем простые формы
  21. Шаг 2. Тени и затенения
  22. Шаг 3. Перспектива
  23. Шаг 4. Рисуем сложные формы
  24. Шаг 5. Рисуем живых существ
  25. Шаг 7. Пейзажи
  26. Шаг 8. Рисуем из воображения
  27. Шаг 6. Пробуем разные инструменты и материалы
  28. Шаг 9. Формируем свой стиль
  29. Шаг 10. Совершенствуемся
  30. Литература

Приблизиельная программа курсов обучения

Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Рисунок бытового предмета(чайник, кувшин) конструкция, симметрия, пропорции.

Занятие 2. 

Понятие перспективы – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел. Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью. 

Занятие 3.

Рисунок двух геометрических тел или двух предметов, близких по форме простым комбинациям геометрических тел. 

Занятие 4.

Рисунок натюрморта из нескольких бытовых предметов с простой драпировкой. 

Итоговый натюрморт из нескольких предметов с простой драпировкой.

Занятие 5.

Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне. 

Занятие 6. 

Наброски фигуры человека. 

Занятие 7. 

Наброски головы человека и отдельных частей тела.

Занятие 8. 

Натюрморт из трех предметов с верхнебоковым рассеянным освещением. 

Занятие 9.

Зарисовки человека в сидячей позе. 

Занятие 10.

Рисунок гипсовой разетки на фоне серой драпировки с крупными складками и контрастным освещением. 

Занятие 11.

Рисунок капители или балясины. 

Занятие 12.

Рисунок части интерьера. Коридор, зал, колонны. 

Занятие 13.

Зарисовки частей лица гипсовой головы Давида – носа, губ, глаз, уха. 

Занятие 14.

Рисунок гипсовой анатомической головы ” Экорше Гудона”. 

Занятие 15. 

Рисунок человеческой головы в трех ракурсах. 

Занятие 16.

Рисунок Античного торса. 

Зарисовки фигуры человека с натуры. 

История рисунка

Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже – во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода.

Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.

Академический рисунок 2 ступень дискобол
Натюрморт академический рисунок 2 ступень 03
Натюрморт академический рисунок 2 ступень 04
Статуя Зевса академический рисунок 2 ступень

И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером. В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.

А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов.

Морской пейзаж 3 ступень
Натюрморт 3 ступень
Портрет девочки
Портрет девочки 3 ступень

Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов – профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:

«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».

Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.

Морской пейзаж 3 ступень 04
Картина Моби Дик
Замок Нойшванштайн
Белый парус

Что собой представляет академический рисунок

Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.

Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.

Академический рисунок I ступень
Академический рисунок I ступень 02
Академический рисунок I ступень 03
Академический рисунок I ступень 04

Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом. Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.

На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «…как художник художнику: вы рисовать умеете?»

Академический рисунок головы
Академический рисунок головы 02
Академический рисунок головы 03
Академический рисунок головы обрубовка

Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.

Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное… Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле…»

Портрет академический рисунок 2 ступень
Натюрморт академический рисунок 2 ступень
Натюрморт академический рисунок 2 ступень 02
Женский портрет. Художник Колистратов Дмитрий

Значение академического рисунка

Работы тех художников, которые обучались данной дисциплине, всегда можно отличить – они выглядят профессионально. Любители способны лишь копировать окружающую обстановку. Профессионалы имеют возможность дать волю воображению и нарисовать предмет с любого ракурса, даже не видя его перед собой.

В ходе овладения основами академического рисунка, вы научитесь художественной грамотности. В результате разовьются способности: вы уверенно будете отражать на бумаге всё задуманное. Очень важно, чтобы занятия проходили именно в классе, под руководством наставника. Имеется много нюансов в постановке предметов, создании нужного освещения, выборе лучших ракурсов. 

Как грамотно составить композицию, построить рисунок, разложить по теням, в тоне же его проработать, дать фактуру – этому может научить только знающий педагог, который пользуется всеми возможностями студии: большим выбором предметов, драпировок, наличием необходимого освещения. В некоторых учебных заведениях и любительских кружках, занятия академическим рисованием сведены к минимуму. Но если в дальнейшем вам хочется создавать не какие-то абстрактные вещи «для себя», а настоящие картины – натюрморты, портреты, пейзажи – тогда нужно не пожалеть сил для постижения изобразительной грамоты.

натюрморт с кувшином карандашом
натюрморт с бидоном карандашом
трилистник и ваза

Мифы

Зачастую приступить к занятиям по академическому рисунку начинающим художникам мешают мифы. Работать придётся по чёткой схеме. Никакой самодеятельности не допускается. Да, в начале вас научат рисовать самые простые геометрические фигуры. Но, овладев базовыми знаниями и навыками, вы сможете изображать окружающие предметы, создавая собственные композиции. Научиться академическому рисунку трудно, нужен талант. На самом деле нужно лишь иметь определённые знания и уметь применять их на практике.

натюрморт с блюдом - Гурьянова Яна
античная ваза соусом
натюрморт с вазой белым мелом

Однако осваивать науку лучше не самостоятельно, а под руководством преподавателя. Он объяснит, покажет и поможет избежать ошибок. Учиться нужно много лет, иначе ничего не получится. Базовыми знаниями можно овладеть за короткое время. Потребуется несколько занятий для того, чтобы вы усвоили основные принципы. Сколько же времени и сил отведёте дальнейшему совершенствованию – зависит только от вас. Процесс обучения академическому рисунку скучен. Когда вы будете рисовать геометрические фигуры – придётся показать себя внимательными и вдумчивыми учениками. Чем успешнее и быстрее вы овладеете навыками – тем скорее сможете перейти к увлекательному творческому процессу.

Техника рисования

«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон).

Что такое техника в общем смысле? Это мастерство, умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».

Портрет старика
Портрет мальчика
Женский портрет
Портрет девушки

Материалы

Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:

  • Бумага. Для рисунка идеален качественный, плотный ватман;
  • Линейка мягкости простых карандашей;
  • Другие материалы рисования (соус, сангина, уголь, сепия, пастель, тушь);
  • Подготовка к рисованию художественных материалов и рабочего места.

Натюрморт 4-5 ступень
Осенний пейзаж
Городской пейзаж
Старинная крепость

Отработка приёмов работы с карандашом

Простой карандаш – основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.

Подход 1 — самообучение

Вы можете учиться рисовать самостоятельно, пользуясь бесплатными статьями в интернете, видео на YouTube, книгами и пособиями.

Самыми легкими для усвоения уроками рисования для начинающих я считаю уроки Марка Кистлера по книге «Научиться рисовать за 30 дней!».

Автор предлагает пройти тридцатидневный курс, состоящий из 30 уроков, на которые необходимо выделять полчаса каждый день.

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика
Академический Рисунок: Основы + Обучение + ПрактикаПодход 2 — записаться в художественную школу или на онлайн-курсы

Если вы не любите заниматься самообучением, то советую записаться на платные курсы, где вам все подробно расскажут и покажут, а также заставят поработать практически.

Самыми качественными и интересными я считаю курсы и мастер-классы в школе рисования Вероники Калачевой.

В этой школе есть обучение как в студии, так и онлайн. Есть также полезные бесплатные материалы, которые можно посмотреть тут.

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

В этой школе часто проходят или открываются уроки для изучения на некоторое время.бесплатные вебинары

Зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить их!

Школа рисования Вероники Калачевой

Еще один сайт с платными, но более дешевыми курсами по рисованию, который мне нравится — arttsapko.ru. На этом сайте вы также можете пройти некоторые курсы бесплатно. Есть разовые занятия, которые проходят в Москве.

Школа рисования arttsapko

Дальнейшие советы больше подойдут тем, кто выбрал первый подход и решил изучать художественное искусство самостоятельно. Но ваш творческий путь может содержать в себе и оба подхода.

Чему учат в ходе курса?

Во время занятий академическим рисунком, вы овладеете:

  • законами перспективы;

  • навыками компоновки предметов на листе бумаги;

  • умениями верно отражать пропорции;

  • искусством расставлять светотени и передавать фактуру предметов.

На первых занятиях вы научитесь изображать объёмные фигуры – куб, цилиндр, шар. Одновременно будете осваивать приёмы светотени. Как падает свет, где лежит самая глубокая тень, как правильно наносить штриховку – овладение этими навыками поможет вам изобразить предметы наиболее реалистично. Задачи будут становиться всё сложнее, ведь правильные геометрические фигуры в окружающей жизни не встречаются. Во главу угла встанет светотень. Без неё невозможно передать ни объём, ни фактуру предметов. Прежде на то, чтобы овладеть наукой уходили годы. Сегодня благодаря разработанным методикам преподавания, можно получить нужные знания за короткое время.

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на рисунки вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6.  Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько  пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

Композиция – отличный инструмент для того, чтобы выразить «послание», которое хотите передать в вашей работе.

Чтобы понять, с чего начать учиться рисовать композицию, мы должны иметь в виду, что наше восприятие формируется ежедневными переживаниями и эмоциями. Например, горизонтальные линии и вертикальные линии кажутся нам более «стабильными», чем диагональные, которые могут «упасть» в  любую секунду. И когда мы видим большую темную форму на дне предмета, мы предполагаем, что он тяжелый (как и Bold шрифты смотрятся массивнее).

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

Как научиться рисовать? Поэтапный план

Шаг 1. Изучаем простые формы

Во-первых, возьмите бумагу и карандаш (или ручку), сядьте в удобное положение, очистите свой разум от мыслей и просто сосредоточьтесь на задаче.

Теперь попробуйте создать простую форму. Например, нарисуйте круг, а затем продолжайте практиковать его.

Каждый раз пытайтесь нарисовать идеальный круг. Если вы действительно отнесетесь к этому заданию серьезно, то оно может занять у нас несколько дней или даже месяцев. Нарисовать ровный круг, используя только ваши руки, сложнее, чем вы себе представляете.

Просто начните рисовать круги и продолжайте практиковать эти круги, пока не достигнете этапа, на котором вы сможете нарисовать идеальный круг, не используя никаких вспомогательных инструментов.

Ваши попытки начнутся с чего-то вроде этого:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

После регулярных тренировок ваша координация рук и глаз улучшится, и вы начнете рисовать уже лучше:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Это довольно хороший результат. Теперь двигайтесь дальше!

Аналогичным образом, начните работать с другими базовыми фигурами, такими как треугольник, квадрат, куб, восьмиугольник и т.п.

Это должно снова занять вас на некоторое время. Помните, что это титаническая задача, если вашим первым рисунком был круг из этого урока.

Но после того, как вы уделите некоторое количество времени (скажем, 6 месяцев или один год), как только вы пройдете это строгое упражнение, и когда вы станете чемпионом по рисованию любой из простых фигур по желанию, появится еще одна интересная грань.

На этом этапе есть два подхода, которыми вы можете последовать:

Шаг 2. Тени и затенения

Теперь, когда вы знаете, как рисовать простые формы в совершенстве, давайте начнем затенять эти формы.

Я продолжу на примере круга.

Итак, ваша первая попытка затенения круга, не понимая как это делать правильно, выглядела бы примерно так:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Обратите внимание, несмотря на то, что ваше изображение получилось не слишком реалистичным, вы уже подсознательно знали о воображаемом источнике света и поместили его в верхний левый угол и, учитывая этот источник , вы нарисовали тень на противоположной стороне в нижнем правом углу.

То есть для того, чтобы затенять объекты вам требуется здравый смысл и не более того.

Теперь продолжайте практиковать затенения. Это может занять несколько месяцев, прежде чем у вас получится что-то вроде этого:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Теперь этот круг выглядит как объемная сфера.

Дальше вам необходимо показать, что сфера не болтается в воздухе, а находится на какой-то поверхности, и вы начнете изображать тени, которые предмет отбрасывает на другие поверхности. В этом случае рисунок уже должен выглядеть примерно так:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Всегда помните одно простое правило, которое было продемонстрировано на рисунке ниже:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Кроме того, продолжайте практиковать затенение и других форм, которые вы изучили.

Во время практики обратите внимание на то, как оттенки варьируются в зависимости от наличия света. Посмотрите на тональную шкалу со штриховкой от светлого к темному ниже. Вы можете ориентироваться на нее, когда рисуете фигуру.

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Продолжай практиковаться. Это бесконечный процесс!

Шаг 3. Перспектива

Прежде чем идти дальше, позвольте мне сказать пару слов о перспективе.

Основной закон перспективы гласит: когда объект находится ближе, он выглядит больше и если его нужно показать дальше, его нужно будет нарисовать меньше. Если вы это понимаете, вы понимаете основной закон перспективы.

Теперь давайте разберемся с так называемой точкой схода.

Я объясню это понятие на примере куба.

Когда мы рисуем куб, почему длина и ширина этого куба сужаются к его концу или наклонены внутрь бумаги? Посмотрите на эту картинку ниже для справки и спросите себя, почему это происходит?

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Как вы можете видеть, ребра сужаются как вправо, так и влево, как будто они идут во внутрь листа бумаги. Именно это создает кубу иллюзию «3D» на двумерной бумаге. И это возможно, исходя из основ построения перспективы и такого понятия, как точка схода.

Теперь рассмотрим тот же самый куб еще раз.

В кубе мы взяли точку схода  где-то далеко от наших глаз справа и слева от куба. Вот почему стороны сузились к внутренней стороне бумаги справа и слева. На рисунке ниже наглядно показано, как ребра куба, если их продлить, сойдутся в одной точке с обеих сторон. Эти две точки называются точками схода:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Теперь посмотрите на зеленую точку на следующем рисунке куба:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Эта зеленая точка также является  точкой схода.

Представьте себе, как будет выглядеть куб без этой концепции точки схода. Он будет больше похоже на квадрат в 2-D. Когда мы рисуем куб, то всегда следует помнить о точке схода, поскольку именно она дает нам возможность изобразить объемную фигуру.

Итак, я надеюсь, что концепция точки схода стала вам более понятна, так как для любого хорошего рисунка, который рисуется с учетом пространства и расстояния между каждым объектом, концепция точки схода должна соблюдаться по умолчанию.

Вот еще несколько примеров концепции точки схода, для вашего понимания.

  • Вид сверху (или вид с высоты птичьего полета):

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

  • Линейная перспектива (пейзаж):

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика
Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

  • Вид со множеством точек схода (любой реальный сюжет):

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Таким образом, как изображено на третьем примере, в реальных сценах обычно существует несколько точек схода, и эти точки придают рисунку желаемую глубину или 3-D эффект, и ощущение пространства, которое отделяет его от 2-D .

Слишком сложно? Просто не паникуй сейчас, хорошо? На этой стадии достаточно только понимать концепцию точки схода.  Просто постарайтесь показать точку схода на своих рисунках без всяких чертежей и измерений.

Этот «шаг 3» был лишь предпосылкой изучения законов перспективы, просто чтобы вы знали о ее важности в рисовании. В курсе Марка Кистлера «Научиться рисовать за 30 дней» есть несколько пошаговых уроков по построению перспективы, вы можете начать с них.

Научиться рисовать за 30 дней!

Шаг 4. Рисуем сложные формы

Теперь используя свою уверенность в рисовании и затенении простых форм, а также знания эффекта тени и точки схода, переходите к следующем уровню, то есть к рисованию различных сложных форм.

Правила игры остаются прежними:

  1. Продолжай практиковаться.
  1. Соблюдайте нюансы.
  2. Каждый раз старайтесь превзойти себя и не повторять предыдущие ошибки.

Итак, для начала, как насчет яйца? Оно не так уж сильно отличается от круга, да?

Давайте просто начнем. Практикуйтесь, пока не достигните совершенства!

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Хорошо, это похоже на яйцо. Теперь попробуйте разные фрукты. Например, клубнику.

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Отлично! Это действительно хорошая клубника. И посмотрите на эту детализацию. Клубника на последнем рисунке выглядит достаточно сложной для рисования, но у нас уже есть опыт в затенении из “шага 3”. Это тоже самое, только на микроуровне. Поверьте в себя и всё получится!

Аналогичным образом, продолжайте рисовать разные случайные формы с затенением. Поместите тени на эти рисунки, учитывая такие эффекты, как отражение, преломление, прозрачность и т. д. И просто продолжайте практиковаться.

Вокруг существуют множество различных предметов. Научитесь рисовать то, что видите. Это один из самых важных шагов, чтобы стать професиональным художником. Не переживайте, если сначала у вас будет не очень хорошо получаться. Иногда, когда вы начинаете рисовать то, что видите, начало эскиза может выглядеть довольно ужасно, но итог может получиться потрясающим. Так начните делать это!

Попробуйте рисовать два случайных объекта в день. Рисунок должен быть цельным: рисование + затенение + падающая тень + любой другой специальный эффект.

Что-то вроде того, что показано ниже: 

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Каждый день просто повторяйте этот процесс. Вы на верном пути!

Шаг 5. Рисуем живых существ

Поскольку мы теперь знаем, как рисовать и затенять различные объекты с относительной точностью, пришло время рисовать движущиеся объекты и живые организмы. Теперь необходимо включать в рисунок движения объектов, их позу и выражения лица, это настоящий вызов!

Самый главный совет — держать глаза и разум широко открытыми. Вы должны наблюдать за всем вокруг.

Так что наблюдайте все нюансы — прогулку людей, полет птицы, позу собаки и т. д. И, когда это возможно, создавайте быстрый скетч этой конкретной позиции, движения, выражения и т. д. А над деталями работайте уже позже в свое свободное время.

У вас должно получаться что-то подобное:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Это быстрый скетч, который выполняется за считанные минуты. Выберитесь в парк или кафе и просто зарисовывайте попавшихся вам людей. В данном случае главное не качество, а количество. Вам нужно увидеть и передать позу объекта.

Еще больше примеров можно найти в моей группе ВКонтакте.

Изучите анатомию. Да, анатомия такая же, как и на уроке биологии. Нужно изучить кости скелета и расположение мышц. Это может показаться странным и жутким, но, с другой стороны, это означает, что вы можете нарисовать скелет и череп для украшения на Хэллоуин Это также поможет в изучении человеческих пропорций и движений тела. То же самое касается животных — читайте книги по анатомии животных. Почти все художественные книги по рисованию животных будут иметь раздел анатомии.

Попробуйте начать с моей статьи:

Анатомия и структура человека для художников

Затем попробуйте быстро нарисовать несколько разных выражений лица:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Наблюдайте и запоминайте различия лицевых линий. Позже, продолжайте добавлять тени и заставьте их выглядеть еще более реалистичным, как здесь:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

То же самое проделайте с деревьями, цветами, животными, птицами и т. п.

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Теперь, когда вы уже знаете довольно много, пользуясь вашими полученными навыками вы сможете нарисовать что-то вроде этого:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Упорство, трудности и боль затем приведут вас сюда:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

А в случае с людьми (немного лучше или хуже):

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

А сейчас пришло время сделать паузу и взглянуть на изображение ниже, на эту красивую женщину. Она действительно выглядит очень красивой, не так ли?

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

И если вы спросите себя, можете ли вы быть достаточно уверены, что нарисуете ее такой же красивой, какая она есть? Скорее всего, ответ будет большим «Нет», верно? Если это так, значит вам все еще есть куда стремиться!

Таким образом, ваш рисунок все еще находится в зачаточном состоянии, и есть много возможностей для улучшения. Например, вам придется работать над детализацией человеческого глаза и его движения, человеческих волос, их блеска и т. д. Я думаю, вы понимаете, что я пытаюсь сказать, не так ли?

Итак, в основном, на этом этапе вы все время должны окружать себя этими сложностями, чтобы двигаться вперед, а не застревать на среднем уровне. Никто не поможет вам в этом, кроме вас самих!

Шаг 7. Пейзажи

Теперь сложите все вместе. Вы должны начать рисовать пейзажи, на которых будут люди, растения  и множество животных. В этом шаге у вас будет отличная возможность потренировать свои знания законов перспективы.

Для начала вы можете попробовать рисовать панорамы, например вид из своего окна.  Попробуйте сначала рисовать пейзажи более “грубо”, например так:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

После этого уже детализируйте объекты.

После продолжительных тренировок ваши рисунки станут примерно такими:

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Шаг 8. Рисуем из воображения

Начните с чего-то простого, например, с яблока. Просто переместите свой карандаш на бумагу, только представляя, что вы рисуете яблоко, прежде чем рисовать его. Затем сделайте быстрый предварительный эскиз, чтобы получить его форму и форму ее тени пропорционально странице. Затем начните затенение и детализацию.

После попробуйте нарисовать что-то посложнее, например, цветы, деревья, стакан, ручку и т.п. Каждый раз старайтесь выбирать объекты посложнее. В этом шаге я больше не могу дать никаких рекомендаций, кроме как регулярно практикуйтесь.

Шаг 6. Пробуем разные инструменты и материалы

Очень хорошо, если вы умеете рисовать карандашом, но будет намного интереснее и полезнее, если вы также научитесь использовать чернила, краски, маркеры, пастель и т.д. Вам стоит попробовать разные материалы, хотя бы потому что вы можете столкнуться с тем, что вам особенно понравится. Добавьте цвета вашим эскизам!

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Конечно, художественные товары сейчас стоят недешево, поэтому не стоит брать сразу профессиональные материалы, вдруг они вам придутся не по душе и захочется чего-то другого? Для начала будет достаточно инструментов из средней ценовой категории. Сейчас очень большой выбор недорогих художественных материалов можно найти на AliExpress.

Посмотреть товары для рисования на Али

Не используйте модные художественные доски или молескины. Купите большой блокнот или альбом с белыми листами. Ваша цель — сделать как можно больше и быстрее набросков, не беспокоясь о том, чтобы тратить дорогостоящую бумагу.

Также если вы решили попробовать себя в digital-art, не обязательно сразу браться за лицензированный фотошоп, когда можно начать с бесплатных редакторов, например MyPaint, SAI, GIMP.

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Автор: TsaoShin

Шаг 9. Формируем свой стиль

Теперь вы обо всем знаете. По крайней мере, достаточно, чтобы начать развивать свой собственный художественный стиль. Ваш стиль должен стать  уникальным, и вы должны продолжать развивать его с усиленной практикой.

Обратите внимание, что я больше ничего не могу добавить к этому шагу, потому что я не знаю каким будет ваш собственный уникальный стиль. Могу лишь посоветовать статью Марины Трушниковой о том, как найти свой художественный стиль.

В Интернете полно материалов, которые помогут вам с вдохновением и идеями, например Pinterest, Instagram, Tumblr, YouTube. Я рекомендую проверять эти источники регулярно, изучать разные стили и практиковать тот стиль, который вам больше всего подходит.

Шаг 10. Совершенствуемся

Этот шаг о совершенствовании до уровня, где ваш рисунок будет неотличим от фотографии или реального изображения. Конечно, он необязательный. Но если вы все же желаете довести свое мастерство до рисования в стиле гиперреализма, это также потребует много практики.

Хотя рисунки, которые не отличить от фотографии, являются признаками удивительного  мастерства авторов, которые приложили много усилий, есть равные примеры потрясающих работ, которые не похожи на фотографии. Поэтому вы также должны помнить об этом.

Вот пример гиперреалистичного рисунка: 

Академический Рисунок: Основы + Обучение + Практика

Sensazioni, автор: Диего Кой

Литература

  • Берт Додсон. Ключи к искусству рисунка. Теория и практика. Изд-во: Попурри, 2000. – 216 с.
  • Бетти Эдвардс. Откройте в себе художника. Изд-во: Попурри, 2009. – 285 с.
  • Е. Барчаи. Анатомия для художников. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Серия «Классическая библиотека художника».
  • Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.– 480 с., ил.

Картина преподавателя Дарьи Димитровой
Желтые цветы на картине Петровой Веры

  • Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев – М., 2012. – 242 с.
  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.- 96 е.: цв. ил.
Источники

  • https://afabrica.ru/index.php?id=3
  • https://www.izocenter.ru/blog/akademicheskij-risunok-obektivnost-vzglyada/
  • https://izokurs.ru/blog/akademicheskiy-risunok-ot-pervykh-shagov-k-masterstvu/
  • https://web-paint.ru/stati-po-risovaniyu/kak-nauchitsya-risovat-poetapnyj-plan.html
  • http://design-mania.ru/tools/uroki-knigi/risovat-snulya/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.