Культура и искуство 14.09.2020

Советы скульпторам и всем, кто хочет научиться лепить

20 мин.

История

Название профессии произошло от латинского sculpere, что означает высекать, вырезать. Использовать подручные материалы для изображения всевозможных объектов люди начали с доисторической эпохи. Первыми работами были грубые истуканы со слабыми намеками на человеческие черты, найденные на островах Тихого океана, в частности на Гавайях.

По мнению специалистов, ваяние как искусство зародилось в 3 тысячелетии до нашей эры в культуре Древнего Египта. Ученые полагают, что профессия скульптора сформировалась тоже в этой африканской стране. Мастера изображали животных, богов, фараонов, научившись очень качественно обрабатывать такие твердые материалы, как гранит и базальт. Высоким мастерством отличались скульптуры, созданные в Месопотамии, Древней Индии, Персии и Китае.

Расцвета искусство ваяния достигло в античный период. Созданные в те времена работы во многом помогли археологам и историкам глубоко изучить уклад жизни Древней Греции и Рима. До наших дней дошли творения, поражающие своим мастерством (Ника Самофракийская, Афина Паллада, Аполлон Бельведерский, Венера Милосская). Нам известны имена великих скульпторов Праксителя, Лисиппа, Скопаса. Следующий всплеск связан с эпохой Возрождения и талантом Микеланджело Буонарроти. В дальнейшем скульптура постоянно развивалась, следуя за жизнью. Появлялись новые направления, такие как модернизм и минимализм.

Древний мир

Советы скульпторам и всем, кто хочет научиться лепить
Венера из Холе-Фельс  — древнейшая из известных науке палеолитических венер. Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Средневековье

Советы скульпторам и всем, кто хочет научиться лепить
Скульптура из церкви святого Лоренцо (Германия, Адам Крафт, 1490-е гг.)

Важнейшие памятники, дошедшие до нас от этого времени — саркофаги с рельефами, символически олицетворяющими новое мировоззрение или воспроизводящими библейские сцены. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). По внешности все эти памятники мало отличаются от позднеязыческих; техническое исполнение их весьма слабо, но в них чувствуется веяние новых идей и искренней веры.

В тёмную пору раннего средневековья скульптура находилась в полном упадке: в Византии и вообще на Востоке оно было изгнано из употребления для крупных предприятий и производило лишь мелкие вещи, каковы диптихи из слоновой кости, кресты, оклады священных книг и икон, а на Западе, где также ему приходились удовлетворять почти исключительно потребностям религиозного культа, прозябало на почве смутных, заглохнувших античных преданий.

За романский период истории искусства можно указать на несколько любопытных явлений. Таковы в XI веке бронзовые двери Гильдесгеймского собора — произведение искусного литейщика епископа Бернвальда, в XII веке — большая купель в церкви святого Варфоломея в Люттихе, колоссальный Экстерский рельеф на каменной стене в Вестфалии и пластические украшения Буржского и Шартрского соборов во Франции; в XIII веке — так называемые Золотые Ворота во Фрейберге, купель Бернского собора и прочие.

Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). Наступившее вслед за тем господство готического архитектурного стиля открыло ваянию более обширное поприще деятельности: для декорирования затейливых фасадов, башенок, стен и всех частей храмов этого стиля требовалось сильное содействие пластики, и она наделяла их многочисленными резными украшениями, рельефами и статуями, причем исполняла их в духе самой готики — мистическом и мечтательном.

 Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Во второй из названных стран в начале XV века каменные изваяния человеческих фигур отличаются уже значительной красотою и стройностью, а их драпировка — живописностью и осмысленностью укладки, как о том можно заключить по статуям Кельнского собора.

Дальнейшее движение немецкой пластики клонится к ещё более живому, индивидуализирующему направлению, предвозвещающему во многих отношениях стиль Возрождения. Адам Крафт (около 1500 г.) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Рядом с каменным и металлическим ваянием делает существенные успехи и немецкая резьба из дерева, на которую в рассматриваемый период существовал большой запрос, а именно, для алтарных и других церковных украшений. Известнейшими мастерами деревянно-резного дела были в XVI столетии нюрнбергцы Фейт Штос и Ганс Брюггеман и тиролец Михаель Пахер.

Готика

Готическая скульптура редко является самостоятельной единицей и чаще всего представляет из себя часть готического собора.

Что такое скульптура?

Наиболее устойчивая и, пожалуй, величайшая форма изобразительного искусства, известная человеку, скульптура сыграла важную роль в эволюции западной культуры. Ее история и стилистическое развитие принадлежат самому западному искусству. Она является ключевым показателем культурных достижений классической античности и стала важным фактором, влияющим на развитие искусства эпохи Возрождения в Италии. Вместе с архитектурой это была основная форма монументального религиозного искусства, которая на протяжении веков (ок. 400-1800) была движущей силой европейской цивилизации. Даже сегодня, хотя скульптура постоянно развивается, она по-прежнему является ведущим методом выражения и увековечивания исторических фигур и событий.

В течение своей истории она привлекала некоторых из величайших мастеров мира, в том числе классических скульпторов, таких как Фидий, Мирон Элевтерский, Поликлит, Скопас, Лисипп, Пракситель и Леохар, а также Донателло (1386-1466), Микеланджело (1475-1654) Джамболонья (1529-1608), великий Бернини (1598-1680), Огюст Роден (1840-1917), Генри Мур (1898-1986), Пикассо (1881-1973), Константин Бранкузи (1876-1957) и Дэмиен Херст (р.1965).

Великолепные примеры этой давней формы общественного искусства можно найти во многих лучших художественных музеях.

Легкий для понимания рассказ о самой творческой эпохе в истории пластического искусства см.: «Греческая скульптура».

Также известная как «пластическое искусство», скульптура должна быть довольно простой для определения, но, к сожалению, это не так.

Какие бывают скульптуры

Существует два типа скульптур: одни можно обозревать со всех сторон, другие лишь с одной, они рельефные и располагаются на стенах зданий и плоскостях памятников. Также эти произведения искусства разделяются на виды:

  • Монументальные постаменты.
  • Монументально-декоративные. К ним относятся фонтаны, урны, парковые скульптуры и тому подобное.
  • Станковые. Их основное предназначение – показы на выставках, в музеях, а также они являются частью домашнего интерьера.
  • Мелкая пластика. Сюда входят различные статуэтки, медали, модели и тому подобное.

профессия скульптор описание

Есть также три жанра скульптур. Чаще всего изображаются люди и животные. Реже мастер создает исторический сюжет. И самые нераспространенные типы скульптурного творчества – это изображение ландшафтов или натюрмортов.

Разновидности скульптуры

Чарльз Таунли в своей скульптурной галерее, Иоганн Цоффани, 1782 год
Чарльз Таунли в своей скульптурной галерее, Иоганн Цоффани , 1782 год

Главные жанры скульптуры

  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели (лепка);
  • разработка силуэта;
  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Виды скульптуры:

  • круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;
  • рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.

Различают три вида рельефа:

  • барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
  • горельеф(выпуклая фигура выступает наполовину);
  • контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)

В зависимости от предназначения скульптура делится:

  • монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;
  • монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
  • станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура малых форм

Кинетическая скульптура: Crinkly avec disque rouge, Александр Колдер, Штутгарт, 1973
Кинетическая скульптура: Crinkly avec disque rouge, Александр Колдер, Штутгарт, 1973Основная статья: Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой, составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.

Иные разновидности скульптуры

Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда. Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Что нужно для изготовления скульптуры?

Мастер сначала делает в несколько раз уменьшенную копию оригинала либо эскиз из пластилина, чтобы он был гибкий и пластичный. Хотя он также может использовать глину. После этого начинается полноценная работа – изготавливается скульптура в полный размер из вышеуказанных материалов. По завершению работы мастер берет гипсокартон и снова воссоздает свои первые наработки. Окончательное изделие будет готово только после того, как будет выбран подходящий материал, например, природный сланец. Но в основном закупается бетон, мрамор или бронза. Что же касается сланца, его применяют для декорирования и отделки стен и мощения дорожек в саду. Это самый модный отделочный материал, который выбирают из-за его красивой фактуры.

Для изготовления скульптур идеально подходит бронза. Материал сам по себе уже матушкой-природой защищен от разрушения и загрязнения. Бронзовые памятники и постаменты невозможно повредить или сломать. Процесс довольно трудоемкий, когда из бронзы выполняют роскошные предметы искусства, так как для начала используется первоначальная форма из воска. На нее наносится слой глины, а воск со временем вытапливают. Соответственно металл равномерно заливается в форму.

Бронза

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза — для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня.

Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной. Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё — это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью.

Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

Дерево

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево, при их использовании линии получаются более плавными.

Драгоценные материалы

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искусственный камень

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел искусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т. д.).

Стекло

Советы скульпторам и всем, кто хочет научиться лепить
Дейл Чихули, 2006, (Выдувное стекло)

Стекло в скульптуре может использоваться многими способами. Отливка стекла использовалась еще в Египте. Выдувка стекла также является распространенной техникой. Из новейших техник работы со стеклом можно выделить вырубку стекла.

Кто такой скульптор

Скульптором называют особого художника, основная деятельность которого заключается в создании скульптур. А они являются особыми видами произведений, выполненных в трехмерной и осязаемой форме.

Свое название скульптор получил от латинского, обозначающего основное занятие – вырезать или высекать. Все произведения являются объемно-пространственными.

Факты о профессии

Создание скульптур уже давно является отдельным видом художественного искусства. Данную специальность можно назвать мистической и загадочной, ведь в руках скульптора рождаются поистине волшебные творения.

Благодаря своему таланту мастер оживляет глину, металл и другое сырье, которое используется в этом искусстве.

Для выполнения работы, скульптор может выбрать следующие материалы:

  • Разновидность металлов;
  • Камень;
  • Специальный воск;
  • Различные породы дерева;
  • Глина.

Как можно понять из перечня, то от выбранного материала зависит сложность работы с ним.

В своей работе скульпторы вдохновляются и создают различные копи цветов и деревьев, абстрактные композиции, образы людей и многое другое.

Плюсы и минусы профессии

Данный раздел статьи будет полезен для детей, которые планируют стать скульптором. Здесь дадим описание основных плюсов и минусов профессии, с которыми придется столкнуться.

Положительная часть профессии:

  • Возможность выражать себя в творчестве;
  • Профессия не относится к ряду серых офисных будней;
  • Есть вероятность открытия частного бизнеса и хорошего заработка;
  • Работать можно по личному графику.

А теперь разберем минусы, к которым относятся:

  • Сложный физический труд;
  • Имеются медицинские противопоказания;
  • Имеется риск творческого застоя;
  • Карьерная лестница дается с трудом.

Особенности профессии

Зародившись как самостоятельный вид изобразительного искусства, скульпторы стали обладателями одной из самых интересных специальностей. Причем самые первые специалисты появились еще в глубокой древности, когда у человека возникла потребность создавать различные монументальные памятники.

Для выполнения поставленных перед ним задач могут использоваться различные виды материалов:

  1. глина;
  2. камень;
  3. металл;
  4. дерево;
  5. воск;
  6. кость.

Эти и многие другие материалы могут быть как твердыми, так и пластичными, легкими или очень тяжелыми.

Скульптуры в своих работах воплощают:

  • людей,
  • животных,
  • растений,
  • иные образы из повседневной жизни,
  • сказаний
  • и многое другое.

Личностные качества специалиста

Чтобы стать хорошим скульптором требуются следующие личностные качества:

  • хорошая физическая сила и выносливость;
  • следует быть внимательным;
  • являться терпеливым;
  • отличаться аккуратностью;
  • обладать хорошую память;
  • являться целеустремленной личностью;
  • иметь отличный глазомер, в том числе такой как линейный, угловой или объемный;
  • обладать различными типами мышления, в том числе и абстрактным;
  • должна быть хорошо развита интуиция и творческое мышление;
  • требуется отличная координация движений, причем обеих рук;
  • нужно уметь импровизировать;
  • обладать отличной зрительной памятью;
  • уметь видеть конечный результат.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание техники скульптуры и технологии скульптурных материалов;
  • знание основ изобразительного искусства;
  • знание истории зарубежного, отечественного искусства и культуры;
  • знания в области  культуры и искусства по вопросам монументальных ансамблей и произведений скульптуры;
  • способности к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • способности к созданию образа по словесному описанию;
  • художественные способности;
  • чувство вкуса, чувство гармонии, чувство симметрии;
  • развитый эстетический и художественный вкус.

Что должен знать и уметь

  • Очень часто, люди даже не понимают, что за профессия скульптор. Считают ее чем-то нарезным и оказываются совершенно не правы, так как воплотить в практически неподдающемся обработке материале источник своего вдохновения или заказ, бывает очень даже не просто. Особенно если речь идет о камне или металле. Да и более пластичные материалы так же требуют специального подхода и знаний.

Чтобы их получить мало одного таланта. Не помешает ему и пройти соответствующее обучение, которое начинается в художественных школах для детей, и заканчивающееся в училищах и даже в университетах. Стоит сказать, что настоящие мастера утверждают, что учатся всю свою жизнь.

Как и любой вид человеческой деятельности, профессия скульптор подразумевает, что тот, кто выбрал этот вид деятельности в качестве основного, должен быть готов к таким не всегда благоприятным факторам, как:

  • много и тяжело трудиться физически, так как многие исходные материалы бывают не только тяжелыми, но и плохо поддаются обработке;
  • часто работа является монотонной и кропотливой;
  • нужно постоянно быть целеустремленным, настроенным на положительный результат;
  • очень часто работе и творчеству отдается большое количество времени;
  • как и в любом другом виде деятельности, можно столкнуться с простоем и неудачами, когда ценный материал испорчен и нужно срочно искать новый;
  • быть готовым к самостоятельному поиску вдохновения и создавать отдельные проекты;
  • нужно быть готовым к тому, что придется закупать за свой счет отдельные инструменты и материалы, брать в арену помещения, что говорит о том, что для старта требуется довольно солидный капитал;
  • нужно уметь спокойно воспринимать любую, даже очень негативную критику.

Среди многочисленных направлений деятельности скульпторов, одним из наиболее востребованных и хорошо оплачиваемых является профессия, связанная с изготовлением надгробных памятников.

Обучение на Скульптора

Образование скульптор получает в высших учебных заведениях по специальности “Скульптура”.

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Изящные искусства (Факультет искусств МГУ им. М.В. Ломоносова).

Тольяттинский государственный университет Художественная обработка металла (Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства).

Московский государственный областной университет Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Факультет ИЗО и народных ремесел МГОУ).

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Современное искусство (Факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ).

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Декоративный текстиль (Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)).

Советы скульпторам

Рабочее место скульптора

Как организовать рабочее место скульптору Чтобы заниматься лепкой, тебе потребуется оборудовать рабочее место. Правильные условия — это залог продуктивного и приятного …

Советы для начинающих скульпторов

Руки – инструмент скульптора

Итак, начнем с краткой, простой, но очень важной рекомендации. Если ты решил научиться лепить из глины (пластилина/полимерной глины/мастики – не важно), …

Техники и материалы

Профессия скульптор предполагает, что он должен создавать произведения искусства из разнообразных материалов, применяя различные техники. К примеру, некоторые заготавливают форму, используя пластилин, и потом на ее основании отливают готовую конструкцию из металла. Часто мастера выбирают глину и гипс, профессионалы своего дела высекают фигуру из камня, дерева и даже берут в качестве материала лед.

профессия скульптор для детей

Что касается техник, то мастера используют чеканку, литье и даже сваривают свои произведения. Очень интересным направлением в этой сфере является создание произведений искусства из отработанных механизмов или старых полимерных материалов: бутылок, покрышек и прочее. Именно поэтому многих творческих личностей привлекает профессия скульптор.

Сколько получать

Заработок скульптора зависит не только от его таланта и востребованности, но и от региона проживания, вида занятий, жанра, в котором он работает. Разброс уровня доходов весьма значителен: в Москве и Подмосковье от 30 до 100 тысяч рублей в месяц (без учета гонораров за работы), в региональных центрах 20–80 тысяч, в глубинке – 15–20 тысяч рублей.

Конечно, есть мастера, которые добились выдающегося успеха, их работы покупаются за большие деньги, а заказчики с толстыми кошельками выстраиваются в очередь. Зураб Церетели получает заказы на создание масштабных государственных проектов, а Аниш Капур, Дональд Джадд и Луиза Буржуа украшали города. Правда, нередко работы ваятелей приобретают истинную ценность лишь после их смерти.

Как построить карьеру

Карьерный успех для скульптора может проявляться как в признании его работ талантливыми, так и в востребованности среди клиентов. Мест, где мастер может реализовать себя, достаточно много:

  • работа в своей мастерской под заказ для различных организаций и частных лиц и создание высокохудожественных изделий для участия в конкурсах и выставках;
  • трудоустройство в ювелирной мастерской для изготовления статуэток или элементов украшений из керамики, камня и ценных пород дерева;
  • выполнение реставрационных работ в музеях, выставочных залах, художественных галереях;
  • изготовление объемных масок, декораций, архитектурных конструкций в театрах, филармониях и опере.

Кроме того, можно заниматься преподавательской деятельностью в художественных училищах (школах) и изостудиях, а также работать культуроведом или искусствоведом. Есть вариант устроиться в гранитную мастерскую или ритуальное бюро и изготавливать бюсты и барельефы усопших. Может, это и не высокое искусство, но неплохой способ заработать.

Перспективы профессии

Скульптор – это не просто профессия, это призвание. Длительное обучение, начинающееся с детства, поиск своего уникального стиля, постепенный рост авторитета в артистическом сообществе и привлечение клиентов – вот обычный путь ваятеля. Можно сказать, что в этой сфере работают фанатики, увлеченные своим делом. На протяжении всей жизни, до глубокой старости, они творят прекрасное. Оригинальный взгляд на окружающую действительность, новое прочтение привычных объектов, способность точно выполнить заказ, вложив в него свое авторское видение – это составляющие успеха. Скульпторы сейчас нужны, главное – быть профессионалом и мастером своего дела.

Отзывы о профессии

«Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души».

Сократ

Стереотипы, юмор

— Что сказала обнаженная Венера Милосская скульптору, который ее лепил?
— Только без рук!

Подведем итоги

Работая скульптором можно создавать шедевры, которые прославят художника на долгие годы и далеко за пределами его жизни.

Если вас не оттолкнули с пути плюсы и минусы профессии, у вас нет медицинских противопоказаний, то, возможно, это именно то, что вы ищите для творческого самовыражения.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/skulptor.html
  • https://wiki.moda/wikipedia/%D0%A1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
  • https://Gallerix.ru/pedia/sculpture/
  • https://FB.ru/article/381903/professiya-skulptor-opisanie-vajnyie-kachestva-plyusyi-i-minusyi-rabotyi
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
  • https://prorab.guru/201405/kak-i-iz-chjego-izgotavlivajut-sovrjemjennyje-skulptury
  • https://oksait.ru/professiya/skulptor-kto-eto/
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/skulptor/
  • https://www.profguide.io/professions/sculptor.html
  • https://okobzor.ru/professii/skulptor/
  • https://kouros.studio/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC/
  • https://mycalling.ru/skulptor.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.