Культура и искуство 14.09.2020

Профессия Специалист по композитингу: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

15 мин.

Совмещение видеоматериала с отдельно созданным фоном

Зачастую в кинопроизводстве и производстве телевизионной рекламы нет возможности создать декорации (фон, окружение). Иногда эти ограничения накладываются бюджетом, а иногда сложностью или невозможностью создать необходимые декорации. Тогда актеров и объекты ближнего плана снимают в живую, а фон создают отдельно используя средства компьютерной графики. Для удобства интеграции видео материала с фоном, чтобы в последствии иметь возможность наложить фон за актерами, видеосъемку делают на так называемый «хромакей» — чаще всего это зеленый или синий фон, который в последствии значительно проще убрать и заменить на нужный. Хотя в реальности может использоваться любой цвет, отличный от цветов объектов, которые снимаются на камеру.

Финальный фон, который будет использоваться в конечном итоге, могут создавать в программах для трехмерного моделирования, таких как: Maya, 3dsMax, Softimage, Blender и т.п. В ситуации, когда движение камеры небольшое, фон можно создать как одно статичное изображение в любом редакторе растровой графики (Photoshop, Gimp и др.).

Главная задача композера — специалиста по композитингу, в этом случае, идеально совместить видео материал с отдельно созданным фоном.

Композитинг - compositing
«Война Богов: Бессмертные»

Для совмещения и интеграции разных частей материала композер использует богатый набор инструментов для тоновой и цветовой коррекции, которыми обладают программы занимающиеся композитингом.

Интеграция CG объектов с отснятым видеоматериалом

Еще одна важная задача композитинга, без которой не возможно представить современное кино и телевидение, это внедрение CG объектов в видеоматериал. Добавление к видео не существующих в реальности существ, элементов окружения, увечий или травм на реальных актерах — все это стало возможным благодаря трехмерной компьютерной графике и композитингу.

Этапы создания таких эффектов не особо отличаются от описанных выше шагов. Разница тут только в том, что нет необходимости делать съемку на «хромакей». В остальном процесс очень схож. Делается видеосъемка нужных объектов, окружения или актеров. После, в программах для трехмерного моделирования и анимации, создаются цифровые модели необходимых существ, окружений или объектов. И снова в задачи композера входит идеальная интеграция всех элементов сцены в одно цельное изображение.

Не подумайте, что этот процесс так прост, что его можно описать в одном абзаце текста, на самом деле, все гораздо сложнее и этот процесс очень трудоемкий.

Композитинг - compositing
«Повелитель стихий» 2010 

3D и CG Терминология

Мэтт-пейнтинг (Matte Painting)

Matte painting (мэтт-пейнтинг) – рисованное представление ландшафта (пейзажа, отдаленных поселений, городов и прочего), которое позволяет творцам фильмов создать иллюзию окружения. Применяется данная технология, когда невозможно посетить данные места или отстроить их для натурных съемок.

9 главных принципов создания мэт-пейнтинга по Стоски:

  1. Фотореализм отрисовки.
  2. Реалистичный свет и экспозиция.
  3. Равнение на плейт (plate)основное (самое крупное) исходное изображение.
  4. Безупречная техника отрисовки и физическое истолкование природы объектов.
  5. Контроль и подача динамических объектов в мэте (водопады, ветряные мельницы, окружающий транспорт и т.д.).
  6. Четкая фокусировка внимания зрителя.
  7. Сбалансированная композиция.
  8. Хорошее первое впечатление (в идеале сногсшибательный эффект).
  9. Учет будущего движения камеры.

Другие, возможные, написания этого термина: мэтпейнтинг, мейтпейнтинг, мейты, рисование мэйтов, мат пейнтинг и дргуие.

Композитинг (Compositing)

Композитинг (Compositing) — это объединение нескольких визуальных элементов в одно целостное изображение. Делается это для того, чтобы человек, который увидит эту картинку, поверил, что все элементы картинки являются частями одной и той же сцены.

К примеру, сначала отдельно снимаются люди (актеры) на зеленом или синем фоне (процесс вырезания людей из этого фона называется кеинг), потом отдельно снимают (либо делают в 3d, либо дорисовывают в 2d) фон для этих людей.

Композитинг — это также работа с цветом. Когда нужно осветлить некоторые участки картинки или изменить их цвет по определенному алгоритму.

Более сложный пример композитинга: картинка делается в 3d, но на выходе получаем не финальное изображение, а проходы. Еще можно встретить названия пасы (от английского pass), элементы визуализации (render elements), слои визуализации. Потом эти пасы или слои визуализации компонуют (сводят) в одну финальную картинку.

Нужно помнить что есть разница между СЛОЯМИ и ПРОХОДАМИ визуализации.

Слоями визуализации, обычно, называют изображения, которые содержат финальную картинку только определенного 3D-объекта. К примеру, сцену разбивают на слои по такому принципу: первый слой — это один персонаж, второй слой — дом рядом с персонажем, третий — дерево возле дома, четвертый — деревья на заднем плане, пятый — горы на заднем плане, шестой — земля и дорога.

А вот проходами визуализации называют изображения, которые содержат отдельные свойства одного и того же 3D-объекта. К проходам визуализации относят: цвет, блики, подповерхностное рассеивание, глубина 3D-сцены, маски, тени, нормали, отражения, преломления, AO и т.д. и т.п.

Вот пример проходов визуализации для кадра из фильма Район № 9 (District 9). Их там аж 34! И это только для цифровой части картинки. Живое видео, которое мы видим на заднем плане также подверглось немалым изменениям в программе для композа.

Простейший композитинг картинки можно сделать в любом графическом пакете, поддерживающем слои (Photoshop, Gimp и т.д.).

Профессиональными программами для композитинга видео (последовательности картинок) являются Fusion, After Effects, Nuke.

Глубокий композ, Deep compositing

Что-то очень часто я начал встречать понятие глубокого композа в англоязычных статьях (Deep Compositing). Думаю пора пролить на это свет кириллическими буквами

Если обычный композитинг имеет дело с обычными изображениями (с пикселями грубо говоря), то глубокий композ вплотную берёт в расчет еще и элемент глубины. Т.е. на цвет или прозрачность каждого пикселя влияет функция удалённости данного пикселя от виртуальной камеры.

Это чем-то похоже на пиксоли в ZBrush, когда каждый пиксель имеет не только цвет, но еще и глубину. Поэтому вы всегда должны помнить, что ZBrush не является 3D-редактором. ZBrush — это уникальная смесь 2D и 3D редактора. Соответственно и принцип работы с ним отличается из-за этого от других редакторов. Но я отвлёкся.

Это также чем-то похоже на рендер пасс глубины (ZDepth), когда у вас есть картинка в градациях серого, где каждый оттенок обозначает определённую глубину.

Но глубокий композ еще круче. Впервые реализовали такую штуку, по моему, в студии Weta Digital внутри композера Nuke.

Работает он так. Пиксель каждого слоя содержит не только информацию о цвете (RGB — red, green, blue) и прозрачности (A — alpha), но также значение глубины относительно удалённости от камеры. Причём величину глубины можно задавать в очень широки пределах. К примеру, можно выставить, что вот этот пиксель удалён от камеры на 3 метра 14 см. А вон тот — на 1 км 212 метров.

Рассмотрим такой пример. У вас есть рендер лошади, которая беспорядочно бегает по полю. Она то ближе к камере, то дальше, то вправо побежит, то влево брыкнётся. Ну вы поняли. Теперь представьте, что вам нужно, чтобы на поле было два десятка беспорядочных лошадей. Самый быстрый способ — это продублировать 20 раз слой с лошадью в композере. Потом сместить перемещения во времени (чтобы они бегали не синхронно). Потом слегка изменить цвет каждой лошади. И, вуаля! У нас целое стадо хаотичных лошадей.

НО! Один серьёзный глюк остался. Лошадь (назовём её Загадка), которая находится на самом верхнем слое, ВСЕГДА будет находится над другими лошадями. Т.е. даже когда Загадка находится очень далеко от камеры, а другие лошади близко, то Загадка будет поверх. Т.е. другие кони НЕ будут её заграждать.

Теперь, если мы проделаем всё вышесказанное, но еще и добавим глубокий композ, то Загадка, убегая от камеры будет иметь большую глубину, чем кони на переднем плане. А значит она АВТОМАТИЧЕСКИ будет маскироваться конями с переднего плана и исчезать за ними.

Потом, когда Загадка по ходу анимации будет выбегать на передний план, то уже она будет заграждать других лошадей. Круто, да?!

Применений просто уйма.

Эффект боке (bokeh)

Боке / bokeh (ударение на ‘е’) — это понятие, которое используется в фотографии и означает размытие (в переводе с японского), а точнее, боке — это субъективная характеристика красоты размытия.

Размытие мы получаем, когда часть объектов находятся вне глубины резкости (DoF).

Глубина резкости проявляется из-за того, что линзы фокусируют лучи света, исходящие из одной точки, в конус, вершина которого упирается в пленку/матрицу фотоаппарата (или видеокамеры). Высота этого конуса зависит от расстояния объекта до камеры и от взаиморасположения линз внутри камеры.

Если поверхность пленки/матрицы НЕ попадает точно на вершину конуса, то пересечение конуса и пленки/матрицы принимает форму круга — пятна рассеяния (circle of confusion).

По существу это означает, что 3D-точка превращается в круг, когда проецируется на пленку/матрицу и, таким образом, картинка размывается.

Поскольку при создании реалистичных 3D-изображений мы имитируем фотографию (а не то, как видит наш глаз), то соответственно мы должны в полной мере воспроизводить и эффект боке.

Примеры фотографий с красивым эффектом боке (с пятнами рассеяния):

Профессия Специалист по композитингу: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Профессия Специалист по композитингу: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Воздушная перспектива (Air Perspective)

Воздушная перспектива (air perspective) – это такое природное явление, когда  по мере удаления предметов от глаз наблюдателя исчезает четкость и ясность очертаний. Объекты на удалении характеризуется уменьшением насыщенности цветов (контраст светотени смягчается, а цвет теряет свою яркость). Т. о. дальний план кажется более светлым, чем передний план.

Явление воздушной перспективы связано с присутствием в атмосфере некоторого количества пыли, влаги, дыма и других мельчайших частиц.

Воздушную перспективу легко сымитировать используя на композе так называемый проход глубины.

Blender для динамики

 Blender 2.83 LTS - Features Showcase

Функции новой версии Blender class=”wp-block-separator is-style-dots”>

Blender — мощнейшая бесплатная программа для 3D скульпинга, создания игр, анимации, 3D сцен и дизайна интерьеров. Отлично подходит для начинающих и профессионалов.
Лучшая программа для фрилансеров, разработчиков инди игр и забавных видео для YouTube!

Blender бесплатная программа обладающая обширными возможностями: объем, скульпинг, рендеринг, симуляции, анимация, риггинг…

Есть две основные причины, по которым Blender не используется более широко в промышленности:

  • когда появились первые киностудии, основными инструментами, которые были доступны, были 3D Studio Max, Maya и Cinema 4D.
  • отсутствие техподдержки. Если вы киностудия или студия визуальных эффектов, у вас есть контракт на миллион долларов, и вдруг в программе есть ошибка или что-то не работает — у Blender нет технической поддержки. Никому не платишь за нее, поэтому команда не несет ответственности за этот продукт

Смотрите так же бесплатные уроки по Blender.

Если и появятся новые студии, то все еще трудно интегрироваться со всеми существующими киностудиями, потому что у них уже налажен конвеер.

Хочешь окунуться в 3D — начни с Blender. Сцены, модели, анимация могут быть легко экспортированы в другие 3D программы.

С точки зрения сложности, самая простая из этих программ, это Cinema4D — ее интерфейс простой и понятный.

3DsMax — если делать более простые модели.

Maya — более сложная, потому что мощная особенно когда занимаешься анимацией и риггингом. Maya – сильное оружие для кинопроизводства, индустрии визуальных эффектов.

Houdini — если хочешь специализироваться на визуальных эффектах.

After Effects для композитинга

 VFX Showreel 2019 by GeniusPark
Композинг сцен в After Effects class=”wp-block-separator is-style-dots”>

After Effects является наиболее часто используемым программным обеспечением для добавления визуальных эффектов, создания cложных видео сцен, анимации интерфейса и осуществления постобработки.
Моушн дизайнеры использую этот софт для создания моушн графики.

В данный момент Adobe After Effects доступен, только по подписке. Стоимость $20.99/мес. Есть 7 дневный пробный период.

ZBrush для моделирования

 ZBrush Film & TV Reel
3D модели в этом ролике были созданы в ZBrush class=”wp-block-separator is-style-dots”>

ZBrush — программное обеспечение для создания 3D моделей любого уровня. Ощущение, что его интерфейс из другого мира, но быстро привыкаешь к нему занимаясь дизайном персонажей.

ZBrush — лучший софт для лепки и скульпинга. Позволяет моделировать, лепить, оптимизировать и экспортировать ваши модели для дальнейшего производства.

Стоимость этого инструмента составляет $895 или по подписке $39/в месяц. Есть бесплатные пробный период на 30 дней.

Nuke для интеграции компьютерных эффектов

 Nuke compositing Reel 2019

Nuke — это отраслевой стандарт 3D композитинга. Это очень мощное программное обеспечение на основе Node, используемое во всех студийный цехах.

Позволяет работать с зелеными экранами на самом высоком уровне: интегрировать элементы компьютерной графики, убирать ненужные элементы из сцен и создавать изображения голливудского уровня.

Hitfilm Express

В Hitfilm Express делают упор на спецэффекты, и это становится понятно с первых секунд на сайте, который выполнен с использованием эффектов из Железного Человека (к моменту написания, правда, поменяли на Звездные Войны). Тут вам и «тряска», и «дождь», и «кровавые брызги». Второе конкурентное преимущество этого редактора — композитинг — инструменты для совмещения визуальных эффектов и 2D/3D анимации, которые, если верить форумам, ничуть не уступают Adobe After Effect.

Системные требования: 1.2 Гб свободного места на жёстком диске, 4 Гб оперативной памяти (рекомендуемый объём — 8 Гб), графический процессор с 2 Гб памяти (минимум 512 Мб).
У Hitfilm Express довольно простой и понятный интерфейс по сравнению со многими нелинейными редакторами, но в то же время обидно, что поддержку таких форматов, как например, AVCHD and MPEG-2 вынесли в раздел платных возможностей, которые можно получить за $10.

  • Заявленные фичи помимо базовых: более 180 визуальных эффектов и пресетов, 3D композитинг, анимация и графический редактор, Chroma Key.
  • Открывает форматы: Quicktime, AVI, MOV, MP4, MPEG-1, MXF, DV, HDV and WMV
  • Форматы экспорта: QuickTime, MP4, AVI и прямая загрузка на YouTube direct
  • Главное ограничение бесплатной версии: на экспорте максимальное разрешение 1080p и глубина цвета 8 бит, в то время как в платной версии максимальное разрешение — 8K UHD 32-битовая глубина. Кроме того, в бесплатной версии нет поддержки плагинов OpenFX.

OpenShot

Говоря о бесплатных видеоредакторах для Windows, невозможно обойти стороной бета-версию OpenShot — один из первых инструментов с открытым кодом и восьмилетней историей. Кстати, хабровчанам этот проект, возможно, будет интересен своей кампанией на Kickstarter, где в 2013 году на новую версию создатель OpenShot собрал более чем в 2 раза больше требуемой суммы. Изначально разработанный для Linux, этот инструмент претендовал на звание самого понятного профессионального видеоредактора.

Системные требования: 8 Гб оперативной памяти (минимум 2 Гб), 64-битный 4-ядерный процессор, видеокарта с поддержкой OpenGL 3.2 и 2 Гб памяти.
Интерфейс Openshot, пожалуй, действительно самый минималистичный из всех, что мне довелось увидеть, и то же самое можно сказать о наборе возможностей. При первом запуске программы каждый шаг сопровождается всплывающей подсказкой, хотя пункты меню мне показались настолько интуитивными, что запутаться в них невозможно. Признаюсь, до полноценного тестирования дело так и не дошло — после нескольких раз принудительного завершения работы Openshot, моего терпения перестало хватать.

  • Заявленные фичи помимо базовых: видеоэффекты, в том числе Chroma Key, анимированные 3D заголовки, мультипликация и наложение водяных знаков.
  • Открывает: все форматы FFmpeg, включая WebM, AVSHD, HEVC
  • Экспорт: есть как возможность прямой загрузки на YouTube и Vimeo, так и возможность кастомизировать настройки экспорта, самостоятельно выбрав битрейт, формат и кодек.

Само собой, это далеко не все бесплатные видеоредакторы, которые существуют сегодня на рынке. Однако, протестировав каждый из них, я могу поручиться по крайней мере за то, что вас не ждут сюрпризы в виде вотермарки, отсутствия звука после экспорта или невозможности сохранить проект, как это случается с некоторыми «псевдобесплатными программами».
Добавляйте в комментариях свои варианты, собрать более полный список нелинейных инструментов для основательного тестирования было бы неплохо.

Кеинг (Keying)

Кеинг, киинг (Keying) — это неофициальное название композитинга, т.е. совмещения двух и более слоёв, когда в качестве маски используется цвет или яркость цвета.

Если используется в качестве маски цвет, то это Chroma key(-ing) — например, когда снимают фильм на синем или зеленом фоне, потом этот цвет убирается, и под дырку что получилась, подставляют другое изображение.

Если в качестве маски используют яркость цвета, то это Luma key(-ing) — если часть изображения стала ярче, чем установленный предел, то пиксели, в этой части изображения, заменяются на прозрачные. Luma key(-ing) плохо контролируемый метод, в основном используется для кеинга огня.

Программы для композитинга

  • The Foundry Nuke
  • Natron
  • Blackmagic Fusion
  • Apple Shake
  • Adobe After Effects
  • Autodesk Toxik
  • Autodesk Flint, Flame & Inferno
  • Apple Motion
  • Blender

Особенности профессии

Работники данной сферы сталкиваются с целым рядом нюансов, которые присущи их специальности. К числу таковых относятся:

  • узкая направленность;
  • постоянная модернизация индустрии и применяющихся в ней инструментов, усложнение задач;
  • сжатые сроки;
  • большое количество инструментов, применяемых в работе.

Кроме того, специалист по композитингу вступает на финальной стадии постпродакшна, а значит именно на него возлагается ответственность за исправление многих недочетов, допущенных на предыдущих этапах.

Среди задач, которые стоят перед специалистами данной профессии, можно выделить четыре основных.

  1. Совмещение воедино отснятого материала и отдельного фона.
  2. Интеграция элементов компьютерной графики с заранее созданным видео или фотоматериалом.
  3. Сборка изображений, которые были получены по слоям, в трехмерной графике.
  4. Удаление в отснятом видео или фотоматериале лишних деталей и ненужных элементов (например, отражения в стеклах съемочной группы, или попавших в кадр проводов и микрофонов).

Благодаря тому, что композитинг является завершающей стадией во всем визуальном производстве, на специалистов этой профессии, как правило, возлагают большие надежды. Их задача – создать финальный продукт, который лишен помарок и недочетов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • яркие и захватывающие результаты труда;
  • высокая заработная плата;
  • востребованность специалистов этого класса;
  • большие перспективы профессии и индустрии в целом;
  • возможность получения интересных знакомств и связей;
  • частые путешествия по миру.

Минусы:

  • большое количество специалистов этой области работают все свободное время;
  • близость дедлайнов (композитинг – завершающая стадия постпродакшна, а потому и срок сдачи проекта уже на этом этапе подходит к концу);
  • демпинг цен в данном направлении (3d-художники и фрилансеры создают значительную конкуренцию на рынке труда);
  • частое непонимание между заказчиком и непосредственным исполнителем;
  • для выполнения задач требуется мощное компьютерное оборудование;
  • характер самой работы – сидячий.

Важные качества

Чтобы иметь успех и грамотно выполнять свои обязанности, специалист по композитингу должен обладать следующими качествами:

  • усидчивость;
  • внимательность к мелочам;
  • кропотливость;
  • творческий подход и нестандартность мышления.
Источники

  • http://www.MaskedBrothers.ru/articles/compositing_basic/
  • https://creativetuts.ru/articles-zone/3d-grafika/3d-i-cg-terminologiya-chast-3.html
  • https://videoinfographica.com/best-3d-software/
  • https://habr.com/ru/post/318214/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3
  • https://www.profguide.io/professions/compositing_specialist.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.