Культура и искуство 14.09.2020

Профессия концертмейстер: кто это, чем занимается и где на него учиться

21 мин.

Концертмейстер: в чем суть этой профессии?

Новый концертмейстер это протеже нашего директора

В мире музыки хватает самых разных профессий, но в отличие от музыкантов и певцов многие их них остаются за кадром. Самым ярким примером можно считать профессию концертмейстера.

Если упрощать, то концертмейстером принято называть музыканта, который своей игрой на фортепиано сопровождает солирующую партию. Чаще всего концертмейстер работает с хором или певцом-исполнителем, однако, возможны и музыканты:

  • балалаечники;

  • вокалисты;

  • домристы;

  • скрипачи;

  • флейтисты.

Специфика работы концертмейстера с учащимися разных отделений ДМШ и ДШИ. Из личного опыта концертмейстера

Из истории концертмейстерства.

    Концертмейстерство сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогический коррекции ансамбля с певцами или исполнителями – инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Понятие «концертмейстерское искусство» может относиться к исполнителям на различных инструментах (баян, гитара), если в процессе работы необходимо решать и педагогические, и ансамблево – исполнительские задачи. Следует напомнить, что первоначально концертмейстерами именовались скрипачи в симфоническом оркестре, возглавлявшие струнную группу и отвечающие за качество её звучания. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. Аналогичная должность имеется и в оркестре народных инструментов.

    Применительно к деятельности музыканта-пианиста, концертмейстерство – одна из распространенных и востребованных профессий. В процессе становления происходило постепенное совершенствование всех входящих в неё компонентов.

    Первоначально основой для разнообразной деятельности музыканта служили импровизаторские способности, обеспечивающие профессиональную универсальность. Искусство аккомпанемента рассматривалось как своеобразная форма импровизации владеть которой был обязан в XVI-XVIII столетиях любой исполнитель. Однако, помимо профессиональной необходимости, существенную роль играл и эстетический интерес к ансамблевому исполнительству.

    Деятельность концертмейстера в инструментальной сфере специального музыкального образования, является одной из самых распространенных для пианиста. Несмотря на ряд существенных отличий с ансамблевыми, педагогическими и исполнительскими видами деятельности пианиста, для концертмейстера, работающего в данной сфере, остаются актуальными наиболее универсальные критерии профессионального мастерства: концетрмейстерская интуиция, чутьё, эмпатия, такт, гибкость, которые обеспечивают ансамблевое единство и художественную целостность музыкальной концепции.

    Таким образом, совместное исполнение в ансамбле можно интерпретировать как общение на музыкальном языке, а для этого необходимо, чтобы собеседники владели этим языком. Подобные случаи в ансамбле относительно редки (область концертного исполнительства). Значительно чаще в учебно-музыкальной сфере концертмейстер, работая с учащимися, певцом или инструменталистом, собственными силами обеспечивает двустороннюю обратную связь и взаимопонимание, компенсируя недостатки музыкальной коммуникации профессиональными качествами, именуемыми интуицией, эмпатией. В большинстве случаев ансамблевая слитность зависит от качества взаимоотношений, уровня человеческого взаимопонимания между концертмейстером и инструменталистом.

    Концертмейстеру необходимо общаться как словами, так и музыкой. Вербальный способ, как это может показаться, не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако искусством общения, имеющим прямое отношение к концертмейстерскому искусству, владеет далеко не каждый. Это умение не просто поддержать беседу, но и выслушать, понять, проникнуться состоянием собеседника, создать ему комфортные для общения условия.

     Психологический компонент деятельности концертмейстера.

      В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок.

      Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает концертмейстер. Не менее важны, на первый взгляд малозаметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе.

      Темп эволюции и совершенствования любой профессии зависит оттого, насколько она востребована, насколько успевает трансформироваться в соответствии с изменяющимися условиями, новыми запросами времени, и, соответственно, насколько полно весь накопленный опыт отражён в научно-методической литературе.

      Трактат Ф.Э. Баха “Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде”, где вторая часть целиком посвящена аккомпанементу и свободной фантазии (1762 г.)  является первым примером методической литературы о концертмейстерстве. Не ограничиваясь подчёркиванием малозначительной для слушателя роли пианиста в ансамбле, он говорит о том, что “хороший аккомпанемент оживляет исполнение пьесы и что, наоборот, самый лучший исполнитель невероятно теряет из-за плохого сопровождения, ибо все его художественные намерения совершенно искажаются, а самое главное, что этим он выбивается из артистического состояния, в котором находился”. Основной вывод, который делает автор, гласит, что далеко не каждый хороший пианист может быть хорошим концертмейстером. Отсюда следует, что музыкант, помимо исполнительских навыков, должен иметь особые качества, которые, скорее всего, являются специфическими чертами характера, его психологическими особенностями.

      Основная цель музыкального образования – это становление музыкальной культуры учащихся как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры. Это не только воспитание музыкально- эстетического слуха, овладение навыками игры на музыкальном инструменте, развитие личных и профессиональных качеств, а главное – развитие интереса и любви к классической, народной и современной музыке, желание слушать и исполнять её. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально- чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что главное – это постоянная возможность самореализации.

      Большое значение для достижения этих целей имеет создание определенных педагогических условий, способствующих повышению интереса к обучению в музыкальной школе. Необходимо помочь каждому ребенку почувствовать себя музыкантом. Учитывая важность начального периода обучения, каждый преподаватель, в том числе и я, стараемся использовать в своей работе разные формы занятий, способствующих развитию творческих способностей детей: слушание музыки (как в записи, так и в исполнении преподавателя), подбор по слуху, игра в ансамбле, чтение нот с листа.

      Применяю в своей работе методы развивающего обучения, стараюсь создать такие условия, при которых бы проявлялись самостоятельность и творческая инициатива самого ребенка. Например, можно использовать игровые формы работы – загадки, ребусы, стихи, наглядные пособия, карточки.

       Особенности профессиональных взаимоотношений

        концертмейстера и преподавателя.

        В рамках образовательного процесса концертмейстер творчески взаимодействует с преподавателями на занятиях, когда применяются разнообразные методы обучения. Главными принципами в работе являются: тренировка активного внимания, взаимодействие учителя и ученика, формирование доверия, поощрение. Для большей эффективности классной работы имеет важное значение характер общения концертмейстера и преподавателя, так как от этого зависит не только продвижение ученика в музыкальном плане, но и воспитание его как личности.

        Если обратить особое внимание на концертные и экзаменационные выступления, то этап выхода произведения на концертное исполнение зависит от концертмейстера, спасёт он слабую игру ученика, или испортит хорошую.

        Учащегося ещё в классе, и как можно раньше, нужно научить начинать игру вместе с концертмейстером, не зависимо есть вступление или его нет. Ученик должен привыкать самостоятельно показывать концертмейстеру начало игры, хотя это умение у всех появляется не сразу.

        Концертмейстер не должен во время концертного выступления навязывать свои темп и ритм. Аккомпанирование юному солисту и состоит в том, чтобы помочь ему, следовать за ним, даже если он путает текст и ритм.

        Использование современных информационных технологий и

          современных технических средств обучения.

          Использование современных информационных технологий и современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, синтезатор и др.) на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету. На уроках использую беседы, диалог, чтобы ученик умел самостоятельно находить решения поставленных задач, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Выслушиваю мнение ученика, создаю ситуацию выбора, например – порядок работы над произведением на уроке, выбрать понравившееся произведение из числа предложенных преподавателем. Чтобы учащиеся на уроках быстро не утомлялись и продолжали внимательно воспринимать нужную информацию я чередую различные виды деятельности.

          Репертуар как основа музыкально-художественного развития ребенка имеет важное значение при выборе. В первую очередь учитываются индивидуальные особенности характера ученика, степень его подготовки. В работе использую современные технические средства – ноутбук, интернет-ресурсы, синтезатор, электронные нотные библиотеки.

          Один из способов создания положительной мотивации к обучению – это работа с малыми группами (объединить на уроке двух-трех учеников, создать импровизированный ансамбль), которая позволяет удовлетворить потребность ребенка в общении, прививает чувство коллективизма, повышает ответственность.

          Выступления на концертах также повышают интерес детей к обучению, дают возможность сравнить своё исполнение с другими, мотивируют к дальнейшему совершенству исполнительского мастерства.

          Давно не секрет, что эффективность обучения музыке зависит от организации систематических домашних занятий, определяемых мотивацией. Помочь ребенку организовать занятия дома могут только родители, которых важно приобщить к процессу обучения.

          Современное развитие системы дополнительного образования детей диктует активное введение инноваций в учебно-воспитательный процесс, что отражается на повышении эффективности (результативности) деятельности образовательного учреждения. Инновационные процессы в рамках дополнительного образования детей выступают инструментом создания и развития образовательной среды, направленной на развитие личности обучающегося.

          В педагогической практике под инновациями понимаются определенные, осмысленные, целенаправленные изменения педагогической деятельности через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и т.п.)

          Работая концертмейстером, осуществляя повседневную репетиционную работу и, одновременно занимаясь исполнительской деятельностью, постоянно обращаешься к музыкальной педагогике, которая является сущностью профессии «концертмейстера» по формированию и развитию художественно-драматургического мышления музыкального исполнительства.

          Инновационные аспекты деятельности концертмейстера применяются в следующих направлениях:

          – реализации информационно-коммуникативных технологий (имитационных, моделирующих, комплексных);

          – реализации современных образовательных технологий (метод решения конкретных ситуаций, игровые технологии, развивающие технологии);

          – реализации личностно ориентированного подхода к образованию через музыкальную деятельность, направленную на художественное, нравственное, эстетическое развитие обучающегося;

          – совершенствование профессионализма концертмейстера как проявление его инновационной направленности в рамках учебно-воспитательного процесса (разработка музыкальных композиций, владение разными музыкальными инструментами: балалайка, домра, синтезатор).

          Можно сделать вывод, что системное, комплексное сочетание проявлений инновационной деятельности концертмейстера учреждения дополнительного образования направлено на развитие личности ученика, раскрытие его способностей, обеспечение целостного педагогического процесса.

          Из личного опыта.

            Прежде всего, концертмейстеру необходимо изучить технологию игры на инструменте, которому будет аккомпанировать, чтобы обеспечивать удобство фразировки (взятие дыхания у духовиков, смену смычка у струнников), осуществлять контроль за строем, чистотой интонаций с учетом нагревания инструмента, влажности и температуры помещения.

            Концертмейстер, имея многолетний опыт работы знает, что у каждого инструмента есть свои правила:

            – чем больше инструмент у духовиков, тем тише играет концертмейстер, а крышка рояля немного приоткрыта;

            – звук скрипки труднее заглушить, а низкий регистр виолончели легче;

            – ярче и выразительнее играет концертмейстер в вокальном классе.

            У каждого учащегося своя манера исполнения. Кто-то зажимается, кто-то свободен и артистичен на выступлениях.

            Какими же качествами и навыками должен обладать концертмейстер?

            Прежде всего, должен:

            – хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро научиться осваивать музыкальный текст, охватывая многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного;

            – уметь читать с листа партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого;

            – играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому выражению;

            – владеть навыками игры в ансамбле;

            – уметь бегло транспонировать;

            – знать приемы игры на различных музыкальных инструментах: балалайке, домре, струнно-смычковых и духовых;

            – уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент;

            – иметь навыки импровизации, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

            Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и особым даром, «аккомпаниаторским чутьем» (а им обладает далеко не всякий исполнитель равно, как не любой исполнитель одарен качествами солиста), хорошим музыкальным слухом, воображением.

            Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям. Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют «особым чутьем», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой», относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.

            Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, участником второго плана. Концертмейстер приспосабливает свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Трудно, но необходимо сохранить и свой индивидуальный облик.

            Мобильность, быстрота и активность реакции также важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Если солист на экзамене или на концерте перепутал нотный текст, концертмейстер не останавливая игру, подхватив солиста, благополучно исполняет произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда помогает снять волнение и напряжение ребенка перед выходом на сцену. Выразительная игра аккомпанемента, творческое вдохновение передаются ученику и помогают ему обрести психологическую уверенность и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру.

            На концертном исполнении с начинающим солистом учитываются такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническая оснащенность, возможности инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых партия концертмейстера является только аккомпанирующей, солист все равно играет ведущую роль несмотря на то, что он более слабый партнер по своему исполнительскому уровню. В таких случаях хороший концертмейстер не должен показывать свою игру с лучшей стороны, а уметь остаться на втором плане и подчеркнуть удачно исполнение солиста.

            Следует отметить вопрос о характере игры вступлений и проигрышей. Их исполнение необходимо подбирать по отношению со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

            Концертмейстер всегда должен быть готов к распространенным недостаткам ученической игры:

            – пропуск нескольких тактов;

            – остановки;

            – забывания текста и т. п.

            В каждом случае, с течением времени у опытного концертмейстера вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.

            Специфика работы концертмейстера а ДМШ и ДШИ требует от него особого универсализма, мобильности, умение в случае необходимости переключиться на работу с учащимися с различных специальностей.

            Концертмейстерство – одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны четко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера является индивидуальный путь совершенствования к вершине мастерства.

            Когда появились концертмейстеры

            Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все внимание публики. Также бытует мнение, что зачатки профессии были заложены в традиции домашних музыкальных вечеров.

            С течением времени данная профессия оформляется, обрастает обязанностями и требованиями. Поэтому на текущий период времени этот род деятельности достаточно востребован.

            Особенности профессии концертмейстер

            Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать педагогом для начинающего музыканта. Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности:

            • сольного вокала;

            • хорового исполнения;

            • хореографического исполнения;

            • инструментального и ансамблевого исполнения.

            В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие направления деятельности. Некоторые из них:

            1. аккомпаниатор;

            2. концертмейстер-пианист;

            3. концертмейстер-педагог;

            4. концертмейстер оперы.

            обязанность аккомпаниатора состоит в том, чтобы найти гармоничное звучание между своим инструментом и солирующим. А для этого нужен большой талант и понимание особенностей звучания различных инструментов, типов .

            Концертмейстер-пианист – это музыкант, который имеет определенные категории и возможности для собственного звучания и применения своих талантов. Более того, многие представители данной профессии самостоятельно перерабатывают музыкальные композиции, поскольку многие из них не рассчитаны на поддержку фортепиано.

            Другая специальность в этой сфере – это концертмейстер-педагог, который учит начинающего музыканта слушать другие инструменты в оркестре. Концертмейстер имеет возможность не только указать на ошибки, но и направить ученика, открывая всю глубину и возможности исполняемого произведения.

            Еще одной важной сферой для концертмейстера является опера. И в связи с этим возникла и узкопрофильная деятельность в профессии – концертмейстер оперы. Особенность данной профессии состоит в том, что с одной стороны концертмейстер оперы – это помощник дирижера и некий руководитель группы музыкантов, а с другой – он также носит обязанности репетитора для исполнителей.

            Обязанности концертмейстера

            В связи с тем, что по факту концертмейстер может брать на себя обязанности организатора, педагога и даже психолога, то перечень обязанностей зависит от места работы.

            Общими обязанностями следует считать:

            • поддержку солирующего исполнителя;

            • выполнение работы репетитора, наставника для солирующего исполнителя;

            • участие в разработке репетиционных планов, программы выступлений.

            Должностные обязанности концертмейстера

            1Должностные обязанности:

            • Разрабатывает совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы.
            • Проводит индивидуальные и групповые учебные занятия с обучающимися, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий, осуществляет музыкальное сопровождение учебных занятий.
            • Формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает им навыки ансамблевой игры, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности, организует их самостоятельную деятельность, используя современные образовательные технологии, включая информационные и компьютерные технологии, а также цифровые образовательные ресурсы.
            • Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях (спортивных соревнованиях по спортивной, художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванию).
            • Читает с листа, транспонирует музыкальные произведения.
            • Координирует работу по аккомпанированию при проведении музыкальных занятий и массовых мероприятий.
            • Оценивает эффективность обучения, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, участвует в аттестации обучающихся.
            • Принимает участие в разработке тематических планов, программ (общих, специальных, профилирующих дисциплин). Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой.
            • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
            • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

            Что должен знать концертмейстер

            Для того, чтобы работать концертмейстером, необходимо соответствовать жестким требованиям:

            1. высшее музыкальное образование;

            2. общая музыкальная грамотность;

            3. навыки педагога и психолога;

            4. хорошая память;

            5. опыт работы в музыкальном коллективе и игры на музыкальных инструментах.

            В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) перечислено, что должен знать концертмейстер:

            1. Законы и нормативные акты Российской Федерации, которые затрагивают концертную деятельность и различные отрасли музыкального искусства (включая историю музыки, вокальное искусство, музыкальный театр, хореографию и т.д.);

            2. Основные направления современной музыки;

            3. Репертуар концертной организации, в которой трудоустроен концертмейстер;

            4. Методы вокальной педагогики, ансамблевого и хорового пения;

            5. Принципы концертмейстерской работы по балету;

            6. Основы организации концертного дела;

            7. Трудовое законодательство;

            8. Правила внутреннего распорядка коллектива;

            9. Правила пожарной безопасности и охраны труда.

            Помимо прочего хорошему концертмейстеру требуется отличный музыкальный слух, умение находить ошибки в исполнении, исправлять их или подсказывать музыканту во время выступления.

            Требования к квалификации концертмейстера

            3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (музыкальное) образование или среднее профессиональное (музыкальное) образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

            Должностная инструкция концертмейстера – образец 2020 года. Должностные обязанности концертмейстера, права концертмейстера, ответственность концертмейстера.

            Теги по материалу: Должностная инструкция концертмейстера, должностная инструкция концертмейстера дши, должностная инструкция концертмейстера дополнительного образования, должностные инструкции концертмейстера в вузе.

            Где требуется концертмейстер ?

            Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга — везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера . Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это ошибочное заблуждение.

            Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстера , например, в общеобразовательной школе входят: умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы; аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать с листа и аккомпанировать с листа. Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

            При чтении аккомпанемента с листа важно:

            • Уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
            • Приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
            • Не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.

            Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит ежедневная читка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору произведения.

            На заметку

            Ударение в слове ставится на букву “е”: концертме’йстер.

            Где может работать концертмейстер

            В зависимости от профиля деятельности и от интересов самого концертмейстера он может успешно работать как в театре или консерватории, так и в детской музыкальной школе.

            Если концертмейстера привлекают выступления на сцене, то ему необходимо много и усиленно работать. Его профессия – это не только высокие стандарты, но и большая ответственность. В связи с этим существует относительно небольшое число концертмейстеров, которые добились известности и большого успеха.

            Если же больше всего в этой деятельности привлекают идеи творчества и наставничества, то работа при музыкальных образовательных учреждениях станет наиболее подходящей. Кроме того, необходимо понимать, что концертмейстер имеет возможность не просто привить любовь к музыке, но раскрыть талант ребенка, дать ему векторы для дальнейшего развития.

            Где выучиться на концертмейстера?

            Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высшее музыкальное образование. Получить необходимую подготовку возможно, например, по классу «Фортепиано» в консерватории.

            При этом стоит отметить, что подготовка музыкантов начинается еще в детстве, когда они поступают на начальное образование в ДМШ. И в принципе процесс образования у музыкантов, а особенно у концертмейстеров, непрерывен, ведь им необходимо держать свое мастерство на достаточно высоком уровне.

            Чем занимается профессионал пианист?

            Для того, чтобы иметь представление о профессии «пианист», следует выяснить, чем занимается этот специалист в своей трудовой деятельности.

            Основной и самой главной задачей пианиста является игра на рояле, фортепиано или органе.

            Профессионал разучивает новые произведения, с помощью долгих тренировок доводит их исполнение до максимально улучшенного качества, чтобы в дальнейшем выступить перед публикой.

            Как стать пианистом?

            Специалистов игре на фортепиано приводят к этому инструменту с раннего детства. Особо одаренные дети начинают обучение уже с трехлетнего возраста. Благодаря постоянным тренировкам, рука ребенка становится очень гибкой, что позволяет отлично справляться с клавишами.

            После окончания семилетнего обучения в музыкальной школе, молодой выпускник поступает в музыкальное училище, либо высшее учебное заведение. Где опытные преподаватели помогают ему усовершенствовать уже имеющиеся знания и практику.

            Имея на руках диплом, специалист сам для себя решает, в каком направлении ему развиваться.

            Это может быть, как преподавательская деятельность, так и работа с музыкантами или сольная карьера пианиста.

            Требования к специалисту

            Данный вид деятельности определяет свои требования к специалистам, стремящимся к статусу профессионала.

            К ним относятся следующие пункты:

            1. Разбираться в музыке и музыкальных стилях;
            2. Уметь глубоко чувствовать музыку;
            3. Быть целеустремленным, упорно идущим к своим целям;
            4. Творческая натура;
            5. Иметь хороший музыкальный слух;
            6. Стремление к совершенствованию и здоровые амбиции;
            7. Хороший музыкальный слух.

            Некоторые пианисты становятся композиторами и это является огромным плюсом для такого специалиста, который поможет строить карьеру сразу в нескольких направлениях.

            Плюсы и минусы профессии

            Здесь разберем основные плюсы и минусы профессии, с которыми придется столкнуться в этой творческой работе.

            В начале дадим описание положительных сторон творчества:

            • Возможность самовыражения и творческой реализацией;
            • Пианист может развиваться как сольный артист и получить признание поклонников;
            • Можно вести свой блог и показывать свое творчество интернет пользователям;
            • При усердной работе оплата труда является высокой.

            А теперь ознакомимся с трудностями, которые могут преследовать пианиста:

            • Профессия требует долгого и кропотливого обучения;
            • Имеются медицинские противопоказания;
            • Требует полной отдачи творчеству;
            • На первых этапах трудоустройства небольшая оплата труда.

            Обучение

            Обычно детей начинают обучать игре на инструменте ещё в раннем возрасте, даже с трёх лет. Обучение состоит из следующих компонентов:

            • Освоение репертуарных произведений. Это произведения, предназначенные для исполнения перед широкой публикой. Такие произведения обычно заучиваются наизусть и доводятся до высокой степени совершенства.
            • Упражнения для пальцев. К таковым относятся специально разработанные упражнения (например, хорошо известные упражнения Ганона, Донаньи), гаммы, арпеджио и т. д., а также специальные развивающие технику произведения — этюды.
            • Чтение с листа. Так называется игра более лёгких произведений по нотам без подготовки, в идеале — не глядя на клавиатуру. Читаемое с листа произведение играется по многу раз, для обеспечения хорошего знакомства с ним, но не доводится до такого высокого уровня, как репертуарное произведение. Чтение с листа развивает уверенность при игре и обеспечивает широкое знакомство с музыкальной литературой.
            • Импровизация. Это умение на ходу придумывать исполняемое произведение. Искусство импровизации тесно связано с развитием музыкального слуха и обучением теории музыки. Импровизация также служит прологом к композиции.
            • Игра в ансамбле. Игра в ансамбле учит пианиста взаимодействию с другими музыкантами.
            • Сольфеджио. Это упражнения для развития музыкального слуха.
            • Теория музыки. Изучение теории музыки позволяет глубже понять структуру исполняемых произведений.

            Обучение игре на фортепиано занимает много лет.

            Медицинские противопоказания

            Несмотря на то, что профессия «пианист» предусматривает комфортные условия труда, в ней все-таки имеются медицинские противопоказания.

            Прежде всего это заболевания подвижности суставов рук, а так же заболевания позвоночника.

            Эти причины не позволят пианисту в совершенстве овладеть инструментом и доставит болезненные ощущения.

            Профессиональная карьера

            Большинство профессиональных пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых эпох. Часто пианистов делят на классических — исполняющих в основном классическую музыку, и джазовых — исполняющих в основном джаз, блюз, рок и популярную музыку.

            Источники

            • https://konspravo.ru/novyj-koncertmejster-eto-protezhe-nashego-direktora.html
            • https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-koncertmejstera
            • https://pedsovet.su/publ/187-1-0-5489
            • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/pianist/
            • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82
            • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82
            [свернуть]
            Оцените статью
            Понравилась статья?
            Комментарии (0)
            Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

            Комментарии закрыты.