Культура и искуство 14.09.2020

Профессия Карикатурист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

24 мин.

История карикатуры

История карикатуры берет свое начало в глубокой древности. Еще в античной Греции большой популярностью пользовались изображения на амфорах, изобличающие всевозможные человеческие пороки (алчность, гордыню, прелюбодеяние, похоть).

Карикатура. Джузеппе Арчимбольдо. «Аллегорические пары», 1566

В картинах Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude) и Иеронима Босха (Hiëronymus Bosch) часто встречаются сатирические сюжеты и образы. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) создавал зарисовки с гротескными изображениями людей, а Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) — свои знаменитые «курьёзные» картины.

Карикатура. Пьер-Леоне Гецци. «Монах и женщина», Начало XVIII века

Но полноценное зарождение жанра карикатуры состоялось лишь в XVI веке в Германии, во время Крестьянской войны и периода Реформации. Неизвестные народные авторы изображали на печатных листках сатирические образы представителей власти и католической церкви. Чуть позже молодой жанр появился в ходе буржуазных революций в других странах Европы (Голландии, Англии и Франции).

Карикатура. Уильям Хогарт. «Агитация», 1755

Первый профессиональный карикатурист — Пьер-Леоне Гецци (Pier Leone Ghezzi) жил и работал в Италии в конце XVII — начале XVIII века. В его творческом наследии имеются изящные картины, фрески и росписи по эмали в стиле рококо, но огромную популярность выдающийся график приобрел благодаря своим многочисленным сатирическим изображениям современников.

Карикатура. Томас Роулэндсон. «Карикатуры на аристократическое общество Англии», 1801

В середине XVIII века жанр карикатуры получил широкое распространение в других странах Европы и Северной Америке. Выдающийся мастер Уильям Хогарт (William Hogarth) первым в Англии начал создавать карикатурные гравюры. Его художественный почин продолжили другие представители жанра — Джеймс Гилрей (James Gillray) и Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson). Карикатуристы той эпохи смело критиковали аристократов и даже королевских особ, а властители весьма снисходительно относились к их творчеству.

Карикатура. Джордж Крукшанк. «Примерка сапог Наполеона королем Франции Людовиком XVIII», 1823

В XIX веке искусство карикатуры пережило подлинный расцвет. Этому способствовало несколько факторов:

  • появление новых техник гравюры и живописи;
  • бурный рост печатного производства;
  • стремительная политизация общества;
  • многочисленные революционные события в странах Европы.

Карикатура. Оноре Домье. «Гаргантюа», 1831

Величайшим карикатуристом XIX века по признанию большинства историков был Оноре Домье (Honoré Daumier). Именно французский мастер изобразительной сатиры сделал карикатуру полноценным жанром искусства. Его карандашные рисунки и литографии приводили в бешенство короля Франции Луи-Филиппа. Полные злобных насмешек сатирические образы были легко узнаваемыми и точно попадали в цель. За одну из своих работ Домье даже угодил на полгода в тюрьму.

Карикатура. Джон Сэмьюэл Пьюг. «Наполовину американцы», 1899

В ХХ веке интерес к карикатуре только усилился. С развитием демократии художники этого жанра стали более защищенными от нападок властей, а спрос на изобличительные сатирические рисунки значительно возрос. По достоинству оценили силу карикатуры и правители тоталитарных режимов. В гитлеровской Германии и сталинском Советском Союзе сатирические образы умело использовались для пропаганды господствующей идеологии и расправы над инакомыслием.

Карикатура. Алекс Гард. «Идеальный американский образец военного призывника», 1943

Даже в начале XXI века карикатура не утратила своей социальной остроты. Этот жанр продолжает выполнять свою главную функцию — критикует пороки нашего общества. К сожалению, профессиональная деятельность карикатуристов не всегда вызывает должную оценку. В январе 2015 года исламские фанатики учинили кровавую бойню в редакции французского журнала Charlie Hebdo, который опубликовал сатирические изображения пророка Мухаммеда. Жертвами террористов стали 17 человек: сотрудники печатного издания и полицейские.

Карикатура. Кукрыниксы. «Потеряла я колечко», 1944

В России

Известные отечественные художники-карикатуристы:

1917—1960-е годы.

Художники, работавшие над пропагандистскими плакатами и карикатурами в советских газетах — Черемных, Ротов, Семёнов, Бродаты, Дени, Кукрыниксы, Ефимов

Начало 1970-х годов.

Так называемый «юмор молодых» (не участвующие в агитпропаганде) — В. Коноплянский, И.Смирнов, В. Иванов, И. Макаров, В. Бахчанян, В. Песков, Ф. Куриц, В. Розанцев, С. Тюнин, Л. Тишков, М. Златковский, О. Теслер, А. Некрасов, И. Воробьёв, В. Скрылев, И. Копельницкий, В. Богорад, В. Дубов, Г. Огородников.

1980-е годы.

А. Меринов, А. Бильжо, А. Сергеев, братья Лемеховы, Г. Светозаров, В. Степанов, В. Земцов, С. Айнутдинов, И. Варченко, В. Дружинин, И. Анчуков.

1990—2000 годы.

Н. Кращин, С. Ёлкин, А. Попов, С. Дергачёв, В. Мисюк, М. Серебряков, Д. Полухин

Современные художники, работающие в жанре «шаржа»:

И. Макаров, В. Мочалов, В. Балабас, К. Куксо, братья В. и М. Ивановы, Николай Крутиков, Денис Лопатин.

Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времён служила определённым методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.

Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своём штабе особую типографию. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.

Хотя карикатура существует с древних времён, карикатура как искусство появилась не сразу.

В XIX веке

В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.

Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за политическим аспектом их и не допускала никакой свободы в оскорблении власть имущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие и перерисовывались.

Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали занимать всё больше газетной территории. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 года), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованные издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Известно, что именно таким образом, сомнительного вкуса карикатурами, доводили до отчаяния великую драматическую актрису Варвару Асенкову (1817—1841) её завистницы по сцене:

«Скандал, разгоравшийся вокруг имени талантливой актрисы, с годами приобретал всё больший размах. Не проходило и дня, чтобы в столичных газетах не появлялись карикатуры на Асенкову, намекавшие на двусмысленные связи и сплетни».

Сейчас, уже в наше время, по воспоминаниям современников, досконально известно, что всё это были досужие вымыслы, разжигаемые интригами и специально проплаченные, сейчас уже известно, и кто за ними стоял, но в то время несправедливые сатирические удары воспринимались публикой доверчиво и довели Варвару Асенкову до ранней смерти. Об этом писали Каратыгин (П. Каратыгин, Записки, новое издание по рукописи под ред. Б. Казанского, тт. 1—2, Л., 1929—1930) и Панаева (А.Панаева. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9). Карикатура таким образом могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жёстко следила за непоявлением сатиры на царствующих особ, а в оскорблениях в адрес бессильной актрисы не усматривала нарушений.

В середине XIX в. в России появился целый ряд сатирических журналов. Одним из таких изданий стал журнал «Ералаш» — русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и выходивший в Петербурге с 1846 по 1849 гг. Журнал в сатирической форме отражал явления общественной русской столичной жизни и быта, а также все происходившие в сфере искусства и чиновничества; также много места занимали карикатуры на современных деятелей культуры: писателей, артистов [4] . Многие рисунки в журнале были выполнены самим издателем, но также там сотрудничали и другие художники: Н. А. Степанов, И. И. Пальм. Однако, жизнь этого издания была короткой в связи с кончиной самого издателя.

Периодичность журнала была 4 номера в год и всего вышло 16 номеров. Художник Н. А. Степанов (1807—1877) через некоторое время, в 1865 году начал издавать свой сатирический журнал «Будильник». Этот журнал вошёл в историю российской культуры в первую очередь тем, что там публиковались первые юмористические рассказы А. П. Чехова под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. Но именно там появлялись и карикатуры художника Дмитрия Орлова, получившего известность под псевдонимом Моор, а также будущего знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля под псевдонимом Финь-Шампань, а также рисунки А. Н. Лебедева [5] , в этом жанре прославились и другие художники: М. О. Микешин (1835—1896), В. С. Шпак (1847—1884) [6] , Н. В. Иевлев (1834—1866), П. М. Шмельков (1819—1890), Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев и т. д. Их карикатуры также печатали и другие издания того времени: «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки» и др.

Но всё более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила непритязательные юмористические издания заинтересоваться политическими аспектами российской жизни.

«Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени».

В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области — 23.2.1936, Лёррах) и Валентин Серов.

С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, однако рамки карикатурных тем советской карикатуры сделались узкими.

Хотя карикатура существует с древних времён, однако карикатура как искусство появилась не сразу. Первым признанным в Европе карикатуристом стал швейцарский художник и силуэтист Жан Юбер (1721—1786), особую известность получили его карикатуры на Вольтера, другом и постоянным партнёром в шахматы которого он был на протяжении многих лет. Девять картин художника из цикла «Вольтериада» приобрела для своей коллекции Екатерина II, среди них картина «Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом», отмеченная мягкой иронией к себе самому, изображённому в качестве летописца повседневной жизни философа.

В СССР

В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.

«В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протагонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного».

Художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только»: «…после 1922 года никаких шаржей и карикатур на больших руководителей в СССР не печатали. Официально говорилось, что главным источником всех несчастий в нашей стране являлся управдом. Ну, в крайнем случае — безымянный чиновник. Очень удобно — и власть делает вид, что к ней это отношения не имеет, и автор не репрессирован» [9] .

Карикатура в СССР, таким образом, была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа Ты записался добровольцем?, а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка».

Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.

Спустя много лет художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только» иронично скажет об этих художниках и их творчестве: «Недаром иностранные критики в эпоху СССР, восхищаясь работой наших карикатуристов, придумали феноменальный термин: „положительная сатира“!».

Годы НЭПа вывели много разных юмористических журналов, но их жизнь оказалась недолгой. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда») и ещё несколько. Там публикуется в основном литература для непритязательного чтения, далёкая от политики, не конфликтная, хотя и с осторожным приятием новой советской действительности: юморески, весёлые неприхотливые историйки, пародийные стихи и, конечно, карикатуры. Среди прочих карикатур в этих журналах публиковались и рисунки знаменитого театрального режиссёра, создателя Мастфора Николая Фореггера, который был ещё и художником. Но все эти издания стали исключением в советской периодике и очень скоро по решению властей были закрыты, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом. Советская карикатура очень быстро вернулась к политическо-плакатной форме.

Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).

Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трёх художников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда.

Через много лет, уже после завершения советской эпохи, с разоблачительными статьями против ещё одного очень известного художника того же плакатного жанра Бориса Ефимова не раз выступал художник следующего поколения Михаил Златковский: «Что за времена такие на дворе, когда „палач от карикатуры“ раз за разом, ничтоже сумняшися, испрашивает себе награду ещё и ещё за свои неправедные дела?!» Дальше идут обвинения в адрес Бориса Ефимова во всех тяжких грехах. Личность старейшего карикатуриста, прожившего более 100 лет, безусловно, требует непростого отношения и многого осмысления, но это человек, сумевший вырваться из своего прошлого и понять и принять новую волну карикатуры следующего поколения, разительно отличавшуюся от привычных понятий первой половины XX века. (А причиной пафоса Златковского стал тот факт, что Ефимов назвал самым лучшим отечественным карикатуристом не Златковского, а Пескова — что широко известно, но не зафиксировано, поскольку Интернета в то время ещё не было.)

Время хрущёвской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но всё это с окончанием хрущёвской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии всё-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания.

Однако 1 января 1967 года по решению ЦК КПСС «Литературная газета» приобрела новый формат, главным редактором был назначен Александр Чаковский, и появился юмористический раздел «Клуб 12 стульев», который возглавили Виктор Веселовский и Илья Суслов.

Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003:

«В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года на 16 странице „Литературной Газеты“ создаётся новая рубрика — „12 стульев“. Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы. В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть: „Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные. Участник клуба 12 стульев должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников) либо не быть членом ни того ни другого. Все другие кандидатуры даже не рассматриваются“. С этого момента редакции „Литературки“ разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие, чем когда-либо раньше. Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию, так как газета была адресована к интеллигенции, а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей».

Это были великие преобразования и новшества, на которые немедленно откликнулись молодые художники. Только там в то время новая плеяда молодых карикатуристов под рубрикой «Чудаки» ушла от политико-морального назидательства, сделав советскую карикатуру тонкой, философичной, где весёлость граничила с трагизмом. Именно сопричастность и трагическое мироощущение в отечественной карикатуре в конце 1960-х — начале 1970-х годов, немыслимые в работах начала века, позволили полностью уйти к созданию совершенно нового вида карикатуры .

Не бичевание пороков персонажей, а душевность и теплота стали основой жанра. Эта карикатура получила название «новой волны». В «Клубе 12 стульев» работали четыре штатных художника-карикатуриста, знаменитую «великолепную четвёрку» составили: Виталий Песков (1944—2002) (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян (1938—2009), Владимир Иванов (1944—1978) и Игорь Макаров (р. 1944). Эти карикатуристы нашли язык иронии и сарказма для передачи современного общества, постепенно перенаправляя остриё пера во внутрисоциальную сторону.

Они ушли от, казалось бы, главного в карикатуре — осмеяния. Их работы обрели символику, мудрость и философичность, а злободневность рисунков первой половины XX века сменилась внешней безобидной весёлостью и болью за этот столь несовершенный мир. Появились и другие карикатуристы, шедшие той же стилистикой: Олег Теслер, Василий Дубов, Валентин Розанцев, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий, Игорь Смирнов и другие. И хотя на страницах «Литературной газеты» публиковалось то, что никогда бы не прошло цензуру Главлита в других советских изданиях, полной свободы не было и там. Карикатура новой волны постоянно должна была бороться за своё существование.

Из интервью редактора газеты «Утюг» Валентина Розанцева «Московскому комсомольцу»: Валентин Розанцев(1939—2010): « — Расскажите, пожалуйста, как начиналась альтернативная отечественная карикатура соц-арта? Какие у вас корни, связи, история? Как начинали? Как складывались взаимоотношения с официозом? — Я не совсем понимаю сам этот термин — соц-арт, всё было проще. Карикатура бывает социальной, экономической, политической — какой угодно. „Крокодил“, например, — это карикатура, за которую платит деньги тот самый аппарат, который курирует этот журнал. Карикатуры о том, насколько у нас плохие дороги, сломанные коровники, пьяницы-прогульщики, — весь набор заезженных тем. которые разрешены, продиктованы и добросовестно отрабатываются. Думаю, на своём уровне они это делают честно.

 Карикатура та — если хочешь, называй её „соц-арт“ — чуть-чуть помоложе, чем крокодильская, эта волна возникла в начале семидесятых годов, когда появились такие малознакомые имена, как Бахчинян, Песков, Иванов, Макаров, чуть-чуть позже — Феликс Куриц, ещё чуть позже — Розанцев, Тюнин, потом Златковский, Смирнов, остальные. Но семидесятые начинались с „Литературной газеты“. Карикатура того периода была рождена польской школой. „Шпильки“ к нам приходили регулярно, это была одна из питающих сред. Второй привходящий момент — косяк международных конкурсов. Притом что у нас в это время не было ничего — в лучшем случае „Крокодил“ проводил раз в три, в четыре года „Сатиру в борьбе за мир“, где собиралась обычная нормальная карикатура: кровавые псы империализма, голуби мира… Другого не было. „ЛГ“ была замечена югославами, и они, а за ними и габровцы, и другие начали активно присылать конкурсные приглашения. Если первые посланные картинки шли „на ура“, то потом — таможня, почтамт, душиловка, петли всякие, возвращение работ, не пропускали, теряли, задерживали. Хотя никто не понимал, зачем, почему — вроде, как не положено, вроде бы там работали какие-то инструкции.»

Профессия Карикатурист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Карикатура Виталия Пескова

Вдова одного из самых крупных карикатуристов новой волны Виталия Пескова вспоминала в мемуарной книге-альбоме («Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection NY, 2007, ISBN 1-893552-50-0; сокращённый вариант книги и ещё рисунки см.здесь), написанной в форме письма умершему мужу: «Когда в „Литературной газете“ появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на тёмной бумаге — другой не было. Вернее, немножко было — её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов — но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…»

Карина Грет (KARINE GRETH. «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003) заключает рассказ об эпохе советской карикатуры:

«Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб „12 стульев“ был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру. Неформальные клубы образуются с начала 70-х годов: карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах, чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы, пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки». 

Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешённых цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии».

В Российской Федерации

С окончанием советской власти и цензуры границы карикатурных тем были упразднены. Любые темы были открыты. Сразу же самое большое распространение получила политическая карикатура. Карикатуры на политических советских и российских деятелей заполонили все газеты и журналы. Особенно много карикатуристами использовался образ Жириновского. Появились новые темы для карикатур: олигархи, криминал во власти, коррупция, новый взгляд на политическую борьбу, новые социальные проблемы.

Музеи карикатуры и юмора

В Воронеже ко Дню города открылся музей юмора
В начале сентября 2011 года в ТЦ «Аксиома» открылся первый в Воронеже музей юмора «Весёлая лестница». Его создателем стал известный карикатурист Иван Анчуков. Помимо постоянной экспозиции в музее работает гостевая стенка, где размещаются работы молодых карикатуристов. В дальнейшем Иван Анчуков планирует открыть школу карикатуры. Посетители могут посмотреть архивные юмористические коллажи, плакаты, оригинальные дорожные знаки, образцы рекламы с юморным уклоном, майки с весёлыми рисунками, а ещё авторские плакаты. Автор экспозиции сделал уникальную шахматную доску размером 1,5 на 1,5 метра с юмористическими рисунками на тему шахмат.

 Вместе с карикатуристом над выставкой работает юморист Виталий Будённый. В настоящее время он прорабатывает идею доски почёта. Идея создания музея юмора возникла у Ивана Анчукова после того, как в Воронеже заговорили о развитии туризма. По его мнению, наш город может заменить Одессу как центр юмора. Воплощая свою задумку, он опирался на опыт клуба карикатуристов «Шедевр», который он организовал в конце 80-х годов.

Профессия Карикатурист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Карикатура на Владимира Путина и Виктора Януковича в руках участников митинга у российского посольства в Праге 2 марта 2014 года

Особенности профессии

Карикатура – это законченное произведение или художественный образ, отражающий, в том числе, и мировоззрение художника. Она может быть доброй (юмористической) и злой (сатирической вплоть до сарказма); служить разным целям – возвеличиванию или осмеиванию. Карикатура различается и по тематике: социальная карикатура, политическая, бытовая, сказочная и т. д.

В работе карикатуриста есть элемент работы сценариста. Как правило, карикатуристы работают графическими приемами в одной цветовой гамме. Реже бывают многокрасочные живописные карикатуры, как правило, в жанре детских комиксов.

Разновидностью карикатуриста является шаржист, изображающий самую суть человека, его особенности, исключительность и неповторимость. Удачные шаржи хранятся долгие годы.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая, веселая работа
  • успешные карикатуристы с именем хорошо зарабатывают
  • возможность успешной реализации в смежных профессиях

Минусы

  • политическая карикатура может быть неугодна властям, поэтому профессию карикатуриста считают опасной
  • средний спрос на рынке труда.

Специфика работы карикатуристом:

Карикатуристы придумывают забавный сюжет и воплощают его на бумаге. Нужно быть не только хорошим художником, но и в определенном смысле сценаристом своих произведений.
Одни иллюстрируют своими рисунками газетные и журнальные статьи, юмористические и сатирические рассказы. Другие создают исключительно самостоятельные произведения искусства. Чаще всего художники-карикатуристы выбирают графические приемы изображения, предпочитая пользоваться одной цветовой гаммой. Однако в некоторых случаях создают и многокрасочные живописные карикатуры. Занимаются такой работой чаще всего мужчины.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: остроумие, наблюдательность, аналитический ум, развитое воображение, особенные художественные способности.

Профильное образование:

Высшее или среднее профессиональное. Специальности: «Живопись», «Графика».

Работа для карикатуриста:

Издательские дома, редакции газет и журналов.

Зарплата и перспективы профессии карикатуриста:

Гонорарная. От $10 и более за карикатуру.

Виды карикатуры

Карикатура обычно представляет собой сатирический рисунок на злободневную тематику. Произведения этого жанра классифицируют по следующим критериям:

  • по цветовому решению (монохромная или цветная);
  • по степени критического воздействия (оскорбительная или дружелюбная);
  • по тематике (политическая, социальная, бытовая, научная, религиозная, рекламная);
  • по технике исполнения (графика, живопись, коллаж, плакат, инсталляция);
  • по области применения (для печатных СМИ, в качестве книжных иллюстраций, в календарях, буклетах).

Карикатура. Иероним Босх. «Смерть скупца», 1500

Карикатура играет огромную роль в формировании общественного мнения и мировоззрения людей. Поэтому ее массово используют в государственной пропаганде и политической борьбе. А в руках негодяев карикатурные изображения часто становятся эффективным средством для разжигания религиозной и расовой нетерпимости, националистических и прочих негативных настроений в обществе.

Карикатура. Питер Брейгель Старший. «Голова крестьянки», 1560

Особенности услуг художника-карикатурщика

Каждый профессиональный и опытный художник-карикатурист, предоставляющий свою специальную помощь на заказ, выполняет такие услуги:

  • срочное создание карикатур любой тематической и смысловой направленности;
  • поиск лучших приемов сатирического изображения и непосредственная разработка макета того или иного графического изделия;
  • рисование иллюстраций-карикатур для каких угодно печатных изданий (книжек, журналов, еженедельников, газет, листовок, постеров, брошюр, билбордов и др.).

Создание рисунков художником-карикатуристом

Современные шаржисты в состоянии профессионально и недорого разработать комический дизайн изображений любого предмета, явления или человека. Получившиеся в результате рисунки нужны зачастую разным издательствам, редакциям, организациям и учреждениям.

В услуги художника-карикатуриста входит создание самых разных карикатур в непосредственной зависимости от:

  • формы (линейные, контурные);
  • цвета (заштрихованные, черно-белые, разноцветные);
  • количества нарисованных изображений (единичные, большое число сюжетов – комиксы);
  • содержания продукта (юмор (в том числе, черный), философия, станковое рисование, шарж, сатира);
  • технической и жанровой разработки (графические шаржи, коллажи, иллюстрации, плакаты, фотографии, живопись, анимация, маркетинг, объемные изображения, лепка и др.);
  • сферы применения (реклама, полиграфическая продукция, анимация).

Известные художники-карикатуристы

Имена самых знаменитых карикатуристов хорошо известны ценителям этого жанра. Среди множества гениальных мастеров можно особо выделить таких:

  • Уильям Хогарт (1697-1754) — основоположник сатирической гравюры в мировом искусстве и один из создателей британской школы живописи. Отличительная черта его творчества — создание целых циклов сатирических гравюр на разные тематики. К концу жизни Хогарт официально стал главным живописцем Англии.
  • Джеймс Гилрей (1757-1815) — выдающий британский карикатурист. Часто высмеивал Наполеона в своих произведениях. По свидетельству очевидцев, Бонапарт даже обещал собственноручно задушить художника при личной встрече за яркие оскорбительные гравюры.
  • Оноре Домье (1808-1879) — самый известный мастер карикатуры XIX века, смелый и независимый художник. Автор более 8 000 сатирических гравюр и рисунков на политическую и социальную тематику. Известен также своими живописными картинами и скульптурами в стиле реализма.
  • Алекс Гард (Алексей Михайлович Кремков) (1898-1948) — человек непростой судьбы и большого таланта. Профессиональный морской офицер по образованию, эмигрировал в США после революции. В течение 22 лет за еду рисовал карикатуры посетителей ресторана Sardi’s в Нью-Йорке. Оставил потомкам более 700 изображений американских знаменитостей середины ХХ века.
  • Борис Ефимов (1900-2008) — знаменитый мастер пропагандистской карикатуры. Принимал активное участие во всех политических компаниях Советской власти. Дожил до 107 лет, за творческую карьеру создал более 70 000 сатирических рисунков
  • «Кукрыниксы» — творческий псевдоним коллектива трех советских художников (Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). Работали в жанре политической карикатуры, более 50 лет создавали красочные советские агитационные плакаты и листовки на злобу дня.

Карикатура. Дэвид Левайн. «Леонид Брежнев», 1978

Карикатура. Борис Ефимов. «Не троньте моих деток», 1986

Карикатура и в наши дни остается чрезвычайно важным для общества жанром изобразительного искусства. Она нравится зрителям разных возрастов, полов и социального положения, добросовестно выполняя свои функции.

Отзывы о профессии

«Я ещё в редакциях на «летучках» сидел и рисовал наброски с журналистов. Они спорят, а после обсуждений я им раздаю шаржи. Говорили: «Ты как психолог, нас успокаиваешь своими работами»… Никогда не думал, что потом такие наброски станут для меня заработком. Обычно на мероприятиях несколько шаржей очень хорошо получается, а остальные — тренировка глаза и руки».

Борис Перцев,
карикатурист.

Стереотипы, юмор

Вячеслав Бибишев: «Пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов всегда будет».

«Карикатура – искусство без границ, язык карикатуры понятен всем».

Источники

  • https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/karikatura
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
  • https://www.profguide.io/professions/Karikaturist.html
  • https://jobs.ua/rus/career/view/78
  • https://mycalling.ru/karikaturist.html
  • https://freelance.youdo.com/polygraphy/painter/caricaturist/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.