Культура и искуство 14.09.2020

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

14 мин.
Содержание
  1. Экскурс в историю
  2. Кто такой искусствовед: что нужно знать о профессии?
  3. Знание и навыки
  4. Задачи и обязанности
  5. Работа и зарплата
  6. Плюсы и минусы профессии
  7. Перспективность профессии
  8. Как стать искусствоведом?
  9. Где учиться
  10. ВУЗы и академии
  11. Колледжи и техникумы
  12. Курсы и тренинги
  13. 7 книг, без которых немыслимо заниматься историей искусства
  14. 1. Светлана Альперс, «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке»
  15. 2. Даниэль Арасс, «Истории картин»
  16. 3. Майкл Баксандалл, «Живопись и социальный опыт в Италии XV века»
  17. 4. Карло Гинзбург, «Расследования о Пьеро»
  18. 5. Эрнст Гомбрих, «Искусство и иллюзия»
  19. 6. Жорж Диди-Юберман «Фра Анжелико: различение и манера изображения»
  20. 7. Эрвин Панофский, «Ранняя голландская живопись: ее истоки и характер»
  21. Где работать
  22. Компании мечты
  23. Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина
  24. Московский музей современного искусства
  25. Christie's
  26. Эрмитаж
  27. Отзывы о профессии
  28. Стереотипы, юмор

Экскурс в историю

Тяга к творчеству проявилась еще у первобытного человека. Особенно ярко она отразилась в изобразительном искусстве. Этот факт подтверждают разные статуэтки, найденные археологами, и, конечно же, наскальные рисунки. К примеру, образец древнейшей живописи – изображение, получившее название «Парад зверей». Находится оно в пещере Шове, которая располагается в южном регионе Франции. Исследователи утверждают, что его создали 32 000 лет назад. Уникальность этого рисунка заключается не только в его древности, но и в сочетании сразу нескольких художественных приемов.

Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.

Кто такой искусствовед: что нужно знать о профессии?

Искусствоведение – это комплекс общественных наук, изучающих художественную культуру и ее отдельные виды, включающий в себя музыковедение, театроведение и киноведение. Данная отрасль складывается из теории, истории искусства и его художественной критики.

Искусствоведы являются популяризаторами культуры, поскольку их критические статьи, научно-популярные книги, лекции или экскурсии влияют на предпочтения публики, формируя ее вкус. Такие специалисты изучают художественную культуру, закономерности ее развития, вопросы формы и содержания художественных произведений.

Знание и навыки

Искусствовед учится всю жизнь. Базовые познания, которые даёт ему вуз, включают историю искусства (в том числе разных стран), теорию искусства, музееведение, археологию, русский язык и культуру речи и мн. др. Также современному искусствоведу необходимо знание иностранных языков.

Задачи и обязанности

Обязанности искусствоведа зависят от его сферы деятельности, но этот специалист всегда должен знать историю исследуемого произведения, периода его создания, его значение и связь с общественно-политическими или историческими событиями.

Профессионалы обычно оповещают публику о результатах своих исследований, пишут различные материалы для журналов, сборников, читают лекции, выступают на конференциях. Нередко в их задачи входит организация выставок или экспозиций. Кроме того, хороший специалист должен уметь оценить подлинность произведений, их возраст и принадлежность к определенному жанру.

Работа и зарплата

Студентам и выпускникам искусствоведческих ВУЗов рекомендуется начинать со стажировок в музеях, что поможет определить круг интересов молодого специалиста. Затем искусствоведы нередко устраиваются координаторами выставок при центрах культуры, работают хранителями в коллекциях музеев или реставраторами. Опытные профессионалы часто становятся экспертами в крупных галереях, на аукционах или в антикварных магазинах.

Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, стажа и места работы. Начинающие специалисты получают от 15 до 20 000 рублей в месяц, а профессионалы своего дела, работая на аукционах или в крупных галереях, имеют оклад до 50 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии

В работе искусствоведа существуют следующие преимущества:

  • возможность вживую прикоснуться к известным произведениям;
  • возможность часто бывать за границей, общаться с интересными людьми.

Присутствуют в этой специальности и свои недостатки:

  • отсутствие быстрого карьерного роста;
  • низкий уровень оплаты труда работа на начальном этапе построения карьеры.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн-заводе «Флакон» (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Как стать искусствоведом?

Для того чтобы стать искусствоведом, понадобится получить высшее образование. В дальнейшем выпускнику ВУЗа важно постоянно совершенствовать свои знания и навыки, посещать лекции, тренинги и семинары, проходить курсы повышения квалификации, осваивать новые компетенции.

Где учиться

Изучение искусства невозможно без знания исторических реалий. Поэтому львиную долю учебного времени занимает история. За годы обучения студенты проходят мировую историю (с древнейших времен до наших дней) и историю России.
Второй большой пласт — дисциплины, связанные с культуроведением и искусствоведением: история художественной критики, техники изобразительного искусства, методология истории искусства, реставрация памятников живописи. Во время практики студенты работают в архивах и хранилищах, учатся систематизировать и анализировать информацию, работают с первоисточниками и каталогами.

  • Вузы
  • Курсы

Прох.балл Бюдж.мест Стоимость Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ВУЗы и академии

Искусствоведов готовят во многих высших учебных заведениях Москвы.

  1. Российский государственный университет имени Косыгина. Выпускает специалистов по 2 программам в рамках института искусств. Присутствует 10 бюджетных мест, контракт стоит 248 000 рублей.
  2. Российский университет дружбы народов. Реализует программу подготовки в рамках бакалавриата. Есть 10 бюджетных мест, цена контракта – 264 000 рублей.
  3. Российский государственный гуманитарный университет. Предлагает получить высшее образование на факультете истории искусства. Обучение длится 4 года, стоит от 178 000 рублей.
  4. Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. По направлению теории и истории искусств готовит бакалавров. Есть 12 бюджетных мест, платное обучение обойдется в 100 000 рублей.
  5. Московский государственный институт культуры. Предлагает несколько программ обучения – «Выставочная деятельность» или «История искусств». Каждое направление располагает 20 бюджетными местами, контракт стоит 168 000 рублей.

Присутствуют искусствоведческие ВУЗы и в Санкт-Петербурге.

  1. Санкт-Петербургский государственный университет. Предлагает 3 программы подготовки на факультете свободных искусств и наук или в рамках института истории культуры. Присутствуют бюджетные места, цена контракта – от 188 000 рублей.
  2. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Готовит бакалавров на факультете управления и медиакоммуникаций по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Бюджетные места не предусмотрены, цена контракта – от 160 000 рублей.
  3. Санкт-петербургская государственная художественно-промышленная академия Штиглица. Предлагает получить высшее образование по программе подготовки «Теория и история искусств». Существует 11 бюджетных мест, контрактное обучение обойдется в 230 000 рублей.
  4. Санкт-Петербургский государственный институт культуры. На факультете мировой культуры ведется подготовка бакалавров по профилю «История искусств». Существует 16 бюджетных мест, контракт стоит от 75 000 рублей.
  5. Институт телевидения, бизнеса и дизайна. Негосударственный ВУЗ выпускают бакалавров на факультете коммуникативного дизайна. Бюджетными местами учебное заведение не располагает, контракт стоит 145 000 рублей.

Колледжи и техникумы

Искусствовед – это специалист с высшим образованием, поэтому подготовка по данному направлению в средних специальных учебных заведениях отсутствует. Подобное явление связано с тем, что такие профессионалы должны иметь огромное количество знаний по истории искусства и культуры, которые можно приобрести лишь на базе 11 классов.

Курсы и тренинги

Для искусствоведов в Москве существуют специальные курсы повышения квалификации или переподготовки.

  1. Музей современного искусства «Гараж». Предлагает пройти несколько программ подготовки. Базовый курс «Коды искусства: практикум» длится 3 месяца, стоит 11 000 рублей.
  2. Лекторий Музея экслибриса и миниатюрной книги. Лекции по истории искусств здесь проводятся регулярно, длительностью в несколько часов 2 раза в неделю. Стоимость посещения лекционных занятий – от 500 рублей.
  3. Государственный музей архитектуры имени Щусева. Предлагает прослушать лекции для искусствоведов по архитектуре и искусству Европы. Цена занятия от 400 рублей.
  4. Культурно-образовательный проект «Эшкалот». Дает возможность посетить лекции и семинары для широкого круга слушателей или профессионалов в области истории искусств. Цена лекции от 500 рублей.
  5. Высшая школа художественных практик и музейных технологий Российского государственного гуманитарного университета. Имеет несколько направлений подготовки и базовых курсов. Длительность занятий от 6 недель до 3 месяцев, цена – от 9 000.

Государственные и частные учебные заведения Санкт-Петербурга также предлагают курсы лекций, тренинги и семинары для искусствоведов и всех интересующихся историей искусств.

  1. Санкт-Петербургский государственный институт культуры. В рамках центра дополнительного профессионального образования предполагается профессиональная переподготовка по профилю «Искусствоведение». Длительность занятий – 7 месяцев, стоимость – 62 000 рублей.
  2. St. Petersburg Fashion Business Academy. Приглашает прослушать базовый курс по истории и теории модных искусств. Занятия длятся 8 дней, стоят 10 000 рублей.
  3. Образовательные лектории Эрмитажа. Здесь можно прослушать лекции по истории искусства от Древнего Востока до европейского постмодернизма. На занятия можно попасть, купив билет за 150 рублей в кассе музея.
  4. Лекционная программа в Центре имени Курехина. Базовый курс здесь представлен программой предыстории современного российского искусства. Стоимость лекции – 150 рублей, занятия проводятся 1 раз в неделю.
  5. Образовательная программа в Музее искусства CПб XX–XXI веков. Этот цикл разработан как для детей, так и для взрослых. Стоимость лекции варьируется от 150 до 300 рублей, занятия проводятся несколько раз в неделю.

В заключение следует отметить, что сами искусствоведы часто спорят о том, кем они являются – историками, философами или культурологами. Как бы то ни было, их основной задачей остается понимание и оценка произведения, поиск символов, знаков и аллегорий в нем.

7 книг, без которых немыслимо заниматься историей искусства

1. Светлана Альперс, «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке»

Классическая работа о европейской живописи Светланы Альперс — знаменитого американского искусствоведа русского происхождения, дочери выдающегося экономиста, лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева. Небесспорная, но оригинальная и интересная концепция Альперс состоит в том, что континентальное изобразительное искусство знало две диаметрально противоположные традиции — итальянскую и голландскую. Итальянцы «читали» картины, стараясь распознать в рисунке аллегорический, философский или политический смыслы.

Нидерландцы, напротив, на картины прежде всего смотрели, поэтому анализ голландского искусства невозможен без учета истории оптических приборов — микроскопа, линз и т. п. Отсюда героями Альперс становятся не только Рембрандт и Вермеер, но и Кеплер с Гюйгенсом. Отличное чтение, доступное не только специалистам, но и вообще всем интересующимся историей европейского искусства.

Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago, 1983.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

2. Даниэль Арасс, «Истории картин»

Незадолго до своей смерти в 2003 году известный французский искусствовед Даниэль Арасс записал на радио France Culture 25 небольших передач-рассказов по истории живописи, расшифровка которых в 2004-м вышла отдельным изданием. Книга состоит из коротких увлекательных сюжетов, зачастую с детективной интригой, связанных прежде всего с проблемами перспективного изображения. Прочитав эту книгу, вы узнаете, как улыбка Джоконды связана с располагающимся за ее спиной загадочным пейзажем, почему Амброджо Лоренцетти в своем «Благовещении» наделил архангела Гавриила жестом, с помощью которого сегодня человек ловит попутную машину, в чем состоит функция гигантской улитки на одном из полотен Франческо дель Косса и многое другое. 

Arasse D. Histoires de peintures. Paris, 2004.
Альтернатива: Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

3. Майкл Баксандалл, «Живопись и социальный опыт в Италии XV века»

Один из лучших образцов исторического подхода к живописи. Майкл Баксандалл предположил, что люди прошлого смотрели на картины радикально иначе, чем мы сегодня. Само по себе это утверждение не ново: понятно, что меняется политическая и культурная ситуация, а вместе с ней трансформируются и наши пристрастия. Однако Баксандалл пошел существенно дальше: итальянцы XV века в буквальном смысле смотрели на изображения по-другому, поскольку живопись была включена в определенные социальные практики, ныне ей решительно не сопутствующие, например в религиозные проповеди, народный театр или торговлю. Баксандалл остроумно показал, что, например, флорентийские купцы, способные на глаз определить объемы товара, обладали радикально иным пространственным зрением. Именно зрение эпохи, a period eye, и реконструируется в монографии английского исследователя.

Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. Oxford, 1972.
Альтернатива: Баксендолл М. Узоры интенции. Об историческом толковании картин. М., 2003.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

4. Карло Гинзбург, «Расследования о Пьеро»

Известный итальянский историк культуры Карло Гинзбург в 1981 году выпустил провокативное исследование о фресках Пьеро делла Франческа: он сделал попытку реконструировать ту сумму значений, которые итальянский художник XV века вкладывал в свои знаменитые изображения, разгадать загадки, связанные с творчеством Пьеро. Для Гинзбурга картины Пьеро — это текст с ключом, в котором библейская символика накладывается на исторические события, актуальные для художника и заказчиков его полотен. Наиболее впечатляющим выглядит анализ «Бичевания Христа» из Урбино: анализируя мельчайшие детали, Гинзбург показывает, что на фреске изображены конкретные исторические персонажи, несущие определенный политический месседж, понятный лишь в контексте завоевания турками Византийской империи.

 Книга вызвала шквал критики, однако основной удар по концепции Гинзбурга был нанесен… самим Гинзбургом, уже после выхода книги обнаружившим существенные изъяны в собственной интерпретации. Гинзбург концептуализировал свой провал, не упустив возможности посмеяться над оппонентами, которые оказались не в состоянии найти ошибку. Рассказал о своем промахе Гинзбург в издании 1994 года, что сделало его книгу не только чисто искусствоведческим, но и методологическим бестселлером.

Ginzburg С. Indagini su Piero. Torino, 1994.
Ginzburg C. The Enigma of Piero: Piero Della Francesca. London; New York, 2002.
Альтернатива: Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха: Заметки об одной методологической проблеме. К. Гинзбург. Мифы — эмблемы — приметы. Морфология и история. М., 2004.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

5. Эрнст Гомбрих, «Искусство и иллюзия»

Одна из самых известных монографий классика мирового искусствоведения Эрнста Гомбриха посвящена истории восприятия живописного изображения. Гомбрих отвечает на ключевой и довольно простой на первый взгляд вопрос: что такое стиль? Когда художник работает над картиной, с чем именно он сопоставляет изображаемые им предметы? Он ищет правдоподобия, подражает природе и соотносит живописные объекты с реальностью? Или же, напротив, художник прежде всего смотрит на то, как эти предметы рисовали его предшественники, то есть на традицию? «Искусство и иллюзия» — один из редких случаев, когда концептуальное научное исследование оказывается написано доступным и увлекательным языком.

Gombrich E. H. Art and Illusion. A Study in the Psychology of Pictorial Representation. London, 1960.
Альтернатива: Гомбрих Э. История искусства. М., 2004.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

6. Жорж Диди-Юберман «Фра Анжелико: различение и манера изображения»

Французский философ и искусствовед Жорж Диди-Юберман чрезвычайно популярен в Западной Европе, но практически неизвестен в России (на русский язык переведена лишь одна его книга). В своем исследовании, рассчитанном скорее на специалиста, чем на массового читателя, Диди-Юберман рассказывает о фресках живописца XV века — доминиканского монаха Фра Беато Анжелико. Перед Фра Анжелико, как и перед другими художниками того времени, стояла прагматическая цель — создать изображение, способное оказать визуальное воздействие на верующих. Решение этой задачи представляло собой существенную проблему, поскольку художнику было необходимо воплотить в образах веру в Бога, то есть нарисовать объекты, существующие лишь в воображении его современников. Фра Анжелико блестяще решил эту проблему, а как именно — вы узнаете, если прочитаете книгу Диди-Юбермана. 

Didi-Huberman G. Fra Angelico: Dissemblance et figuration. Paris, 1990.
Didi-Huberman G. Fra Angelico: Dissemblance and Figuration. Chicago, 1995.
Альтернатива: Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб., 2001.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

7. Эрвин Панофский, «Ранняя голландская живопись: ее истоки и характер»

Одно из самых влиятельных исследований Эрвина Панофского середины XX столетия, opus magnum знаменитого искусствоведа, не переведенный на русский язык (496 иллюстраций, 150 страниц сносок!). Полная увлекательных гипотез энциклопедическая работа по выявлению символических мотивов и сюжетов голландской живописи и реконструкции их истории с привлечением самого разного материала, вплоть до поэтического и музыкального. Поразительно, но эмигрировавший в США из нацистской Германии Панофский написал свой труд, находясь вдали от самих живописных оригиналов, а ряд анализируемых им полотен он никогда не видел вживую, руководствуясь при создании книги собственной памятью и черно-белыми репродукциями.

Panofsky E. Early Netherlandish Painting: Its Origins and Character. 2 vols. Cambridge, 1953.
Альтернатива: Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб., 2006.
 

Профессия искусствовед – где учиться и сколько можно зарабатывать?

Где работать

Начав со стажировок или волонтерства в музеях, студенты могут определить круг своих интересов. Это может быть позиция автора в арт-журнале, кураторство, координация выставок в музеях, центрах искусства и галереях (как государственных, так и частных), работа хранителя коллекции в музее или (при наличии дополнительных навыков) реставрация.
Опытные искусствоведы нередко становятся экспертами, работающих на крупные галереи, аукционы и антикварные магазины.

Компании мечты

Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина

Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства

Christie's

Christie’s

Эрмитаж

Эрмитаж

Музей современного искусства “Гараж”

Отзывы о профессии

«Когда вливаешься в круг художников, интеллигентов, то ты уже не можешь решать, заниматься искусством или нет. Оно само выбирает тебя, оно ведет. Жизнь в мире искусства прекрасна, но сложна. Многие художники и музыканты посвящают всю свою жизнь искусству, обладая богатейшим духовным миром, но часто испытывают нужду в мире материальном».

Ирина Мачнева-Мота,
искусствовед, арт-куратор.

Стереотипы, юмор

Профессия относится к таким, которые накладывают отпечаток на поведение и мысли. Профессиональные искусствоведы выделяются отличным слогом, ровной осанкой, высокими манерами.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/iskusstvoved.html
  • https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/iskusstvoved.html
  • https://www.profguide.io/professions/iskusstvoved.html
  • https://www.ucheba.ru/prof/4853
  • https://arzamas.academy/materials/250
  • https://mycalling.ru/iskusstvoved.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.