Культура и искуство 14.09.2020

Профессия Дирижёр: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

9 мин.

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Современность

Профессия Дирижёр: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Инструменты дирижёра — партитура и палочка

Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.

Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами ) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы . Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого» . Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов)  и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории . Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку.

Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре».

Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вейнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вейнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра» , и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.

Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».

Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году .

Описание профессии

Дирижер Валерий Гергиев

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Особенности профессии

Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:

  • правильную трактовку музыкальной композиции;
  • стройность звучания;
  • громкость звучания тех или иных музыкальных инструментов;
  • качество работы всего коллектива и каждого отдельно взятого музыканта;
  • формирование репертуара;
  • составление графика репетиций и его соблюдение;
  • распределение партий, оценку потенциала исполнителей;
  • кадровые перестановки;
  • контроль творческой дисциплины.

Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа в творческой среде.
  2. Отсутствие критических физических нагрузок.
  3. Гастроли в России и за рубежом.
  4. Возможность быстро получить популярность в узких профессиональных кругах.
  5. Работа известных дирижеров хорошо оплачивается. Они могут давать частные уроки, создавать музыку, что принесет дополнительный доход. 

Минусы

  1. Воздействие негативных факторов, таких как шум и другие.
  2. Дирижер много времени проводит на ногах, что чревато развитием профессиональных заболеваний.
  3. На вершину славы восходят самые талантливые и упорные специалисты.

Чем занимается

А теперь подробно расскажем, чем занимается дирижёр и насколько сложна данная профессия.

  1. Руководит музыкантами во избежание хаоса в коллективе;
  2. Является ответственным лицом, которое отвечает за исполнение музыкальных произведений коллективом;
  3. С помощью профессиональных навыков правильно расставляет звук каждого инструмента в коллективе;
  4. Расставляет музыкантов в зависимости от их способностей и музыкальных возможностей игры или пения.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Важные качества

В профессии дирижёра важны такие качества, как: музыкальный слух, чувство ритма, хорошая координация рук, гибкие и подвижные пальцы, богатая творческая фантазия, лидерские качества, организаторские способности, коммуникабельность.

Лучшие вузы для дирижеров

  1. МГИМ им. А. Шнитке.
  2. РАМ им. Гнесиных.
  3. МГИК.
  4. РГУ им. А. Н. Косыгина.
  5. СПбГИК.
  6. ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.
  7. ННГК.
  8. КГК им. Н. Г. Жиганова.
  9. БГИИК.
  10. КемГИК.

К чему стоит приготовиться, решив стать дирижером?

Стоит сказать, что дирижеры относятся к редкой и специфической профессии. Однако это не мешает им находить свою нишу в мире музыки. Но все же об этом стоит позаботиться еще во время учебы в консерватории.

Все дело в том, что новичка не поставят руководить оркестром или хором, а потому нужно успеть набраться достаточно опыта, чтобы быстрее освоиться.

Кроме того, наличие опыта сразу повышает значимость в лице нанимателей.

Если говорить о карьере, то тут все зависит от разрядов. Например, достигнуть 9 или13 разряда потребуют массу работы над собой и расширением своих возможностей. Не помешает талант и длительный стаж работы.

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.

Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:

Дирижер оркестра

  • педагога,
  • аранжировщика,
  • арт-менеджера,
  • артиста хора (ансамбля),
  • артиста оркестра (ансамбля),
  • звукооператора,
  • концертмейстера,
  • организатора массовых мероприятий,
  • музыкального редактора.

В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

Отзывы о профессии

«Главное — настроиться, потому что от настроения дирижера зависит все. Помню, на госэкзамене по дирижированию я был первым. И я понимал, что задаю настроение, с которым дальше будут работать другие выпускники и хор. И мне это удалось, все прошло успешно. А вот другой пример: в этом году перед «Весной студенческой» мне не удалось настроиться, и как результат — второе и третье место».

Алексей Просеков,
руководитель хора Primavera.

Стереотипы, юмор

Чтобы стать дирижёром, необходимо ещё во время учёбы в консерватории набираться профессионального опыта, искать стажировки. Только так после окончания вуза можно чувствовать себя уверенно перед работодателем. Да и едва ли новичку смогут доверить управление хором или оркестром.

Подведем итоги

Данная статья является информационным пособием для тех, кому интересно, дирижер это кто такой. Мы рассказали, чем он занимается, каковы его функциональные обязанности в управлении музыкальным коллективом. Ну и конечно, здесь представлено описание плюсов и минусов в этой сфере деятельности.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/dirizher.html
  • https://wiki2.net/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80
  • https://www.profguide.io/professions/dirizher.html
  • https://okobzor.ru/professii/dirizhyor/
  • https://mycalling.ru/dirizhyor.html
  • https://oksait.ru/professiya/dirizher-kto-eto/
  • https://edunews.ru/entrants/okso/iskusstvo-i-kultura/musikalnoe-iskusstvo/dirizhirovanie.html
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/dirizher/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.