Культура и искуство 14.09.2020

Персонал (Съемочная группа)

39 мин.

Состав съёмочной группы художественного фильма

Съёмочная группа набирается после запуска литературного сценария в производство и постепенно расформировывается, начиная с окончания съёмочного периода . От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. На протяжении различных этапов создания фильма состав съёмочной группы меняется в зависимости от сложности задач. Наибольшую численность группа имеет во время съёмочного периода, наименьшую — во время подготовительного и монтажно-тонировочного .

В некоторых случаях, для сокращения съёмочного периода и удешевления производства, предусматривается наличие нескольких съёмочных групп, каждая из которых снимает свою часть фильма. Эти группы работают на различных съёмочных площадках или в различных географических зонах (в этом случае в титрах явно указывается деление на группы). При съёмке многосерийных фильмов и сериалов могут набираться разные съёмочные группы для производства конкретных серий или «сезонов». Все работающие в группе, созданной для съёмок игрового художественного фильма могут быть разделены на три основные части :

  • Основной творческий состав, в который входят автор литературного сценария, актёрский состав и консультанты, привлекаемые для работы по договорам, и сама творческая группа во главе с режиссёром-постановщиком, как правило, состоящая из штатных работников киностудии;
  • Административный персонал, во главе с продюсером;
  • Прикрепляемые к съёмочной группе работники отделов и цехов киностудии.

Съёмочные группы научно-популярных, документальных, телевизионных и мультипликационных фильмов имеют меньшее количество сотрудников и упрощённую структуру. Возможно даже частичное совмещение профессий и должностей, например — режиссёр-оператор. В исключительных случаях киногруппа может состоять из одного человека. Современное отечественное кинопроизводство постепенно приходит к структуре съёмочных групп, принятых за рубежом. Поэтому, в статье наряду с русскоязычными названиями должностей, даны их английские соответствия, общепринятые в мировой практике.

Руководящий состав

  • Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссера, и осуществляет производство и контроль.

Примечание. Различные подтипы продюсеров — «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. — как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этого слова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо свои полномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора, а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверный по смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральный продюсер».

  • Режиссёр-постановщик — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актеров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссера, художника-постановщика и др.).

Основной творческий коллектив

  • Режиссёр-постановщик (англ. Film Director) — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке . Режиссёр-постановщик интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство я. Руководит работой актёров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссёра, художника-постановщика и др.).
  • Оператор-постановщик (англ. Director of photography, DP, Doph, Cinematographer) он же главный оператор — разрабатывает изобразительное решение фильма и руководит операторской группой. Отвечает за фотографическое качество изображения, расход киноплёнки и электроэнергии для операторского освещения  .
  • Художник-постановщик (англ. Production Designer) — отвечает за изобразительно-декорационное решение и оформление фильма. Разрабатывает эскизы, делает макет декорационного комплекса, а также руководит постройкой декораций. Принимает участие в выборе мест для съёмок (локаций), руководит художественно-постановочным отделом. Работа тесно связана с художником по костюмам.
  • Художник по костюмам — утверждает эскизы костюмов.
  • Композитор (англ. Composer) — пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
  • Звукорежиссёр (англ. Sound Designer) — курирует все этапы изготовления фонограммы. Формирует концепцию звука и создаёт художественные звуковые образы.

Группа сценаристов

  • Автор идеи или сюжета, книги или другого произведения, послужившего прототипом сценария.
  • Сценарист (англ. Screenwriter, Scriptwriter, Writer) — пишет литературный сценарий фильма.
  • Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует сценаристов и съёмочную группу по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.
  • Редактор — проверяет грамматику, орфографию, пунктуацию текстов и корректирует опечатки и ошибки. Идеологически выравнивает сценарную работу посредством ведения переговоров, применяя дипломатическое искусство в беседе.

Режиссёрская группа

Режиссёрская группа, как правило, возглавляется режиссёром-постановщиком.

  • режиссер постановщик (англ Директор) – собственно режиссер картины, задающий неповторимый стиль и внушающий актерам обстоятельства сцены.
  • Второй режиссёр (англ. First Assistant Director) — занимается организацией и планированием съёмочного процесса. Помощник режиссёра несет ответственность за решение текущих оперативных вопросов, например, вызов на съемочную площадку актёров или других членов съёмочной группы, срочное решение хозяйственных вопросов. Он даёт возможность режиссёру-постановщику сосредоточить внимание на творческих аспектах кинопроизводства. Следит за сменой исполнителей на площадке.
  • режиссер планирования – в зависимости от бюджета русской кинокартины может появится эта позиция. При маленьком бюджете эти обязанности выполняет Второй Режиссер, при среднем второй ассисент за часть своего гонорара может взять себе ассистента на эту работу, при должном финансировании это отдельные позиции. Обязанности: составляет для каждой сцены график вызова актеров с указанием времени их рабочей смены (вызывной на смену) и создает КПП (календарно постановочный план) съемок распределяя все сцены по локациям и дням в организованный перечень последовательности (не по порядку сценария, а по техническому удобству съемок).
  • Помощник режиссёра (англ. Second Assistant Director) — помощник второго режиссёра. Следит за сменой исполнителей на площадке и составляет для каждой сцены график вызова актеров с указанием времени их рабочей смены. В некоторых случаях работает с хлопушкой-нумератором, однако чаще всего эта роль достаётся второму ассистенту оператора [5] . Обновление: российские киноплощадки отличаются по структуре от западных – ПомРежем называют сейчас Хлопушечника (с хлопушкой нумератором), который также следит чтоб у режиссера всегда под рукой был сценарий и кофе, а в обед приносит обед заблаговременно предложив меню кинокорма на текущую смену. Так же, раньше Хлопушечник относился к Звуковому департаменту, потому что именно для них отбивал названия сцен и кадров, чтоб свели пленку и звук. Позже к операторскому цеху, потому что много бабин пленок использовалось, и в монтажных картах записывал какие сцены на каких касетах (не пересматривать же все при поиске к монтажу). А теперь к режиссерскому цеху, потому что руки освободились от пленки, и больше записывает комментариев по дублю от режиссера постановщика.
  • Режиссёр по работе с актёрами (устаревшее) Кастинг Директор (англ. Casting Director) — осуществляет подбор (кастинг) актёров на все ключевые и второстепенные роли. Учитывает психологическую и художественную совместимость актёров, а также решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.
  • Помощник режиссёра по сценарию (англ. Script Supervisor) — ведёт во время съёмок учёт по каждой сцене, чтобы при съёмке очередной была возможность убедиться в правильности следования сценарию во всех деталях. Также отслеживает число отснятых за день страниц и сцен сценария, число кадров, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария.
  • Режиссёр монтажа (англ. Film Editor) — человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую «сборку» картины. Нередки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик.
  • Плейбэк — обеспечивает видеозапись изображения с телевизиров киносъёмочных аппаратов на видеокассету или другой носитель (устаревшее); в цифровую эпоху: с современных камер через сендер (англ сенд – передавать, беспроводной передатчик регулярно крепящийся к камерам) пишет на обычные флешки (сд карты) с плейбэчного оборудования, для просмотра отснятого дубля. Иногда эту работу выполняет помощник режиссёра (когда продюсер не выделил деньги на сотрудника плейбека). Так же плейбекер таскает столы и мониторы, организовывая удобное расположение плейбека для контроля изображения со всех камер. Дополнительные обязанности плейбекера зачастую – это смена флешек у камер и слив материала на жесткие диски (с обязательным резервным).
  • ассистент режиссера по актерам – встреча актера, расположение в актерской, обеспечение комфортного пребывания на площадке, сопровождение на костюм/грим, вызов на плолщадку, ассистентирование на самой площадке если есть необходимость (принести утепление, принсти стул, принести воды, найти где-то кинутцю актерскую Выборку сценария, принести зажигалку, принести кофе, нет я просила без сахара!).

Актёрский состав

Актёрская группа — подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.

  • Актёр и актриса — одно из главных выразительных средств режиссёра. Различают актёров и актрис: первого (главная или ведущая роль) и второго плана и участников эпизодических ролей.
  • Дублёры — люди, не владеющие актёрской профессией, но по строению тела и внешности похожие на героев фильма. Они подменяют собой актёра или актрису при выполнении тех или иных сцен или при подготовке к съёмкам. Например, при съёмке сцен с трюками, опасными для жизни, в эротических фильмах и подобных случаях.
  • Актеры массовых сцен (массовка) — участники массовых сцен с большим количеством людей. Необходимы при съёмках сцен на улицах, в общественных местах и батальных сцен в военных фильмах. Людям, занятым в массовках, не требуются профессиональные актёрские навыки, поэтому их набор производится только по внешним параметрам.

Трюковая группа

  • Постановщик трюков (англ. Stunt Coordinator) — специалист, разрабатывающий трюки и их безопасное исполнение. Часто постановка трюков требует понимания принципов построения видеоряда, чтобы организовать съёмку трюков «по частям», безопасным по отдельности, но эффектным после монтажа.
  • Исполнители трюков (каскадёры) — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях.
  • Дрессировщик — в фильмах, с животными, исполняющими главные или эпизодические роли, например, «Полосатый рейс», «Ко мне, Мухтар!» и т. д.

Операторская группа

Операторская группа (англ. Camera crew) подчиняются оператору-постановщику.

  • Кинооператор (англ. Camera Operator) — является непосредственным помощником главного оператора, непосредственно управляет киносъёмочным аппаратом. При многокамерной съёмке или работе в несколько смен, в группе могут быть несколько операторов.
  • Оператор Стэдикам — кинооператор, обладающий специальными навыками управления киносъёмочным аппаратом, установленным на систему стабилизации «Стэдикам».
  • 1-й Ассистент оператора (англ. 1st AC, Focus Puller) — выполняет функции «фокус-пуллера», то есть управляет фоллоу-фокусом киносъемочного аппарата, фокусируя объектив на необходимых по замыслу объектах. Измеряет заранее рулеткой дистанцию и переводит плоскость резкости объектива в процессе съёмки в случае движения камеры или смены главного объекта, который должен отображаться резко. Также производит измерение экспозиционных параметров и отвечает за правильную экспозицию. Выполняет измерение цветовой температуры съемочного освещения и осуществляет подбор конверсионных светофильтров.
  • 2-й Ассистент оператора (англ. 2nd AC, Clapper loader) — выполняет перезарядку киносъёмочного аппарата в случае отсутствия в группе отвечающего за это механика. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре. Перед началом кадра с помощью хлопушки отмечает на изображении и звуковой записи номер кадра, дубль (иногда вариант кадра). Иногда на жаргоне такого человека называют «Хлопушка» . Важная часть его работы — заполнение съёмочных листов, то есть учёт отснятых дублей и сопроводительная документация экспонированной киноплёнки.

Кроме перечисленных сотрудников, к операторской группе прикрепляются сотрудники постановочного цеха (англ. Dolly Grip), цеха съёмочной техники, цеха комбинированных съёмок и оружейно-пиротехнического цеха. Современная практика в некоторых случаях предусматривает использование двух операторских групп для сокращения съёмочного периода. При этом основная группа (англ. First Unit) занимается съёмками наиболее сложных игровых сцен, в то время как вторая (англ. Second Unit) меньшего состава, снимает более простые кадры, не требующие постановочных действий: видовая съёмка, предметы и т. п.

Художественный цех

  • Художник-постановщик — (с группой). (подчиняется режиссёру и второму режиссёру) отвечает за художественное решение фильма, строит декорации, художественное решение интерьера.
  • Декоратор — Отвечает за художественное решение фильма, за костюмы, грим и так далее.
  • Технолог декораций — разрабатывает (технически) декорации. Продумывает техническую реализацию декораций.
  • Бутафоры — создают предметы, необходимые для декорации.

Гримёрный цех

  • Художник-гримёр (подчиняется режиссёру, второму режиссёру). Делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
  • Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные с поддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра.
  • Гримёр — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Гримирует: старением, типом кожи, ранениями.

Костюмерный цех

  • Костюмер — отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.
  • Художник по костюмам — подготовка костюмов к съёмкам. Знание исторической достоверности костюма. Моды, знаков различия и т. п.
  • Ассистент художника по костюмам — выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.

Реквизитный цех

  • Реквизитор — выдает предметы антуража и прочий реквизит.

Музыкальный цех

  • Композитор — Пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
  • Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
  • В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, Пиковая дама, Принцесса цирка и пр.) к этому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты в области музыкального искусства.
  • Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и даже симфонический оркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — все они также состоят в этом цехе.

Звукорежиссерская группа

  • Звукорежиссёр — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
  • Микрофонщик ( англ. ) — заведует микрофонным парком. наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. управляет их перемещеинем в соответствии с поставленой задачей.
  • Звукооператор — работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такие как например — уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум.
  • Дизайнер звука ( англ. ) — занимается созданием звуковых спецэффектов ( англ. ), а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами.
  • Звукоинженер ( англ. ) — специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования.
  • Монтажер звука ( англ. ) — монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронно изображению.
  • Звукооформитель — специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумы воспроизводимые человеком и живыми существами.
  • Звукорежиссёр перезаписи (Post-production sound mixer) — важный специалист на финальном этапе формирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись — это последняя стадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастеринг всех многочисленных звуковых компонент.

Монтажная группа

  • Режиссёр монтажа — человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую сборку картины. Не редки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик.
  • Монтажер — готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку, нарезает дубли и т. д.

Переходящие люди

  • Фотограф — Съемка актёров во время кастинга. Составления коллажей, плакатов, буклетов. Фотосъёмка и наложение актёров на пейзажи, для изготовления фотографий фигурирующих в кадре. Документирует съемочные вопросы. Фотосъёмка места съёмки. Помогает при съёмке объектов. Съёмка костюмов, грима. Входит в состав операторской группы.
  • Пиротехник и/или оружейник — это тот, кто нужен, когда в кадре необходимо создать имитацию взрыва, выстрела (или не имитацию). Он рассчитывает требуемое количество заряда, направление взрывной волны; следит за сохранностью и техникой обращения с оружием; инструктирует об особенностях оружия. Создание искусственного тумана — также дело рук пиротехника. Входит в состав операторской группы.
  • Специалист по спецэффектам — занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию. Входит в состав операторской группы.
  • Рабочие — выполняют различные поручения.
  • Буфетчик и его ассистенты — обслуживание питанием съёмочную группу. Помощь в подготовке продуктов питания (если необходимо) для съемочной сцены.
  • Врач — в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание своевременной медицинской помощи участникам съёмочной группы. В сценах, где по сюжету фильма совершаются те или иные медицинские манипуляции и/или нужны специальные медицинские навыки и познания (наложение повязки, инъекции и пр.) — консультирует режиссёра-постановщика и актёров по правильности их выполнению. Иногда может быть задействован режиссёром в эпизодической роли в сценах, где нужны специальные медицинские познания и/или навыки (скажем, врач «скорой», приехавший на вызов)
  • Водители — подчиняются администратору по площадке и директору фильма. Также могут быть задействованы режиссёром-постановщиком в эпизодических ролях (водитель такси, например) или в качестве дублёра того или иного актёра (если он не имеет водительских прав и/или навыков вождения автомобиля (мотоцикла)).

Классификация по этапам

Подготовительный период

Творческий этап подготовительного периода кинопроекта начинается со Сценариста. Сценарист создаёт киносценарий (письменную версию ещё не снятого кинофильма) основываясь либо на ранее написанном материале (романе, рассказе или пьесе) либо на некоем оригинальном замысле. Сценарист может написать сценарий по собственной инициативе и замыслу, чтобы затем попытаться продать его продюсеру, или может быть приглашен продюсером либо студией для написания сценария по специальному заказу. Бывает, что сценарии приходится многократно переписывать, причем над одним сценарием могут работать несколько сценаристов. Продюсер осуществляет контроль над всем производством картины в целом, и он же несет главную ответственность за успех или провал кинопроекта; этот человек работает на проекте с самого его начала и до окончательного его завершения. Задача продюсера состоит в организации и продвижении всего проекта вплоть до выпуска успешного кинофильма. Если в конечном итоге фильм получает, например, премию Американской академии кинематографических искусств и наук (“Оскара”) за лучший кинофильм года, награду непременно принимает продюсер.

Продюсер организует продвижение проекта и принимает самое активное участие особенно в мероприятиях на этапе подготовительного периода. С момента начала производства кинофильма (съемок) роль продюсера сводится к общему руководству и выдаче рекомендаций – к которым участники производства кинофильма обязаны прислушиваться со всей серьезностью. Однако некоторые продюсеры продолжают играть ключевую роль на всех стадиях производства.

Режиссер интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения (режиссёрский сценарий), несущего, безусловно, на себе отпечаток его индивидуальности. Режиссера можно уподобить дирижеру большого оркестра. Он должен уметь руководить людьми, осуществлять контроль, спрашивать с них, заставлять выполнять свои указания, оставаясь при этом в хороших отношениях со всеми участниками кинопроцесса.

Во время производства кинофильма режиссер руководит не только актерами. Он также дает рекомендации оператору-постановщику, инструктирует основной технический состав, управляет массовками, решает вопросы, связанные с бюджетом и оберегает производство от внешних форс мажорных обстоятельств. Режиссер – главное ответственное лицо за все происходящее на съемочной площадке.

Оператор-постановщик (Оператор, DP, DOP), отвечает за качество фотографической съёмки и за «кинематографичность» действия картины. Он воплощает замыслы сценариста и режиссера в зрительные образы – в изображение. Для того чтобы зритель мог испытать нужные режиссеру эмоции, оператор-постановщик, используя знание методов освещения, типов объективов, кинокамер и фотографических эмульсий, придает каждому кадру соответствующие настроение, атмосферу и визуальный стиль. Работая в тесном контакте с режиссером-постановщиком, оператор-постановщик выбирает для каждого плана ракурс съемки, выстраивает композицию, а также схему движения съемочной камеры. Оператор-постановщик также подбирает осветительную аппаратуру, определяет тип и число необходимых для съемки камер. Для достижения желаемого эффекта оператор-постановщик заказывает осветительные приборы, дает указания по организации освещения, и расположению камер на площадке.

Частью творческого процесса подготовительного периода является “концептуализация” – разработка и прорисовка художником-концептуалистом планов и эскизов сцен будущего кинофильма. Художник-концептуалист делает раскадровку – серию эскизов, используемых в целях визуальной иллюстрации сценария. В виде эскизов представляются основные планы сцен, описанных в сценарии, включая кадрирование, ракурсы камеры, схему расстановки и передвижения актеров, а также основные реквизиты и декорации. В процессе работы над раскадровкой художник-концептуалист также продумывает и рисует декорации, образы персонажей и их костюмы. Часто художник-концептуалист делает целый ряд миниатюрных черновых набросков, содержащих разные возможные варианты внешнего вида объектов или типажей персонажей будущего фильма. Художник-концептуалист работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком и всей декорационно-художественным подразделением.

Исполнительный продюсер обеспечивает финансирование картины. Обычно он отвечает за деловые аспекты кинопроизводства – его фактическое участие в повседневной работе съемочной группы, как правило, бывает незначительным.

Пока творческая группа работает над концептуализацией картины, финансовый директор составляет смету расходов, ведет учет стоимости каждой материальной единицы с целью удержания производства в рамках бюджета. (В малобюджетном кинопроизводстве этим занимается сам продюсер или его ассистент).

Все затраты делятся на две основных категории: фиксированные затраты (above-the-line costs) и переменные затраты. Общее правило для высокобюджетных полнометражных картин состоит в том, что затраты фиксированные затраты должны составлять примерно 75% совокупного бюджета фильма. Такие затраты оговариваются до начала производства и считаются неизменными.

Переменные затраты включают в себя зарплаты ведущих творческих работников, а также любые авторские права на книгу, пьесу или статью. Они считаются “фиксированными затратами” поскольку после согласования на переговорах не меняются в течение всего периода производства.

Переменные затраты могут достигать 25% бюджета картины. Они покрывают текущие затраты на обеспечение продвижения производства. Переменные затраты объединяют все затраты, не входящие в разряд фиксированных, такие, как зарплаты членов съемочной группы, расходы на питание, проживание, транспорт, аренду камер, обработку пленки, монтаж, спецэффекты, костюмы, освещение, декорации, реквизит и прочие расходы.

Художник-постановщик работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком по обеспечению реализации его художественного замысла на стадии, когда концептуализация завершена и может быть воплощена на съёмочной площадке. Художник-постановщик возглавляет художественно-декораторскую службу и, руководя художественным оформлением съёмочной площадки, отвечает за создание общего визуального впечатления снимаемых элементов сцены – фон, декорации, костюмы, и т.д.

Художественный руководитель работает под руководством художника-постановщика и следит, чтобы выбранная натура или декорации соответствовали замыслу художника-постановщика. Художественный руководитель осуществляет общий контроль за работой групп художников и рабочих-декораторов, а также отвечает за костюмы, грим и реквизит.

Декорациями называют любой искусственный пейзаж или декоративную обстановку, выстроенную в специальном павильоне или на натуре для использования в киносъёмке. Художник по декорациям, часто являясь художником с архитектурным образованием, вычерчивает планы и составляет спецификации по материалам для строительства декораций на основе словесного описания или эскизов, предоставляемых художественным руководителем. Из-за высокой стоимости работ по строительству декораций художник по декорациям при планировании старается предусмотреть строительство только тех объектов или их элементов, которые реально попадут в объектив кинокамеры.

Декоратор сцены – специалист с опытом оформления интерьеров помещений; умеет находить соответствующие предметы и размещать их внутри декорации таким образом, чтобы сцена выглядела естественной, будь то офис бизнесмена или убежище анахорета.

Ассистент декоратора – работает под руководством декоратора сцены и отвечает за поиск необходимых для декорирования артефактов.

Реквизиторская группа работает под началом ассистента декоратора и занимается сбором и доставкой всех необходимых для съемки предметов на съемочную площадку.

Установщик реквизита осуществляет физическую расстановку мебели и реквизита – ковров, ламп, драпировок, картин, книг и т.д. – в съёмочных декорациях при подготовке их к съемке. Установщик реквизита подчиняется ассистенту декоратора.

Координатор – оформитель подчиняется художественному руководителю и следит чтобы строительство декораций сцены проходило в соответствии с указаниям художника по декорациям. На практике строительство декораций может потребовать многих недель или даже месяцев в зависимости от размеров и сложности конструкции. Поэтому прежде принимается важное решение о месте проведения съемки – на натурной (естественной) площадке или в декорациях. Данное решение принимается продюсером или совместно продюсером и режиссером по каждому эпизоду в отдельности.

Плотник подчиняется координатору по оформлению сцены и осуществляет строительство декорации согласно полученным планам и спецификациям.

Ассистент плотника подчиняется плотнику и помогает ему в сооружении декораций.

Дизайнер по костюмам продумывает и рисует эскизы костюмов для киноактеров в то время как осуществляется сооружение декораций. Прежде чем эти готовые эскизы поступят к портному, которому предстоит шить костюмы, они утверждаются художником-постановщиком, режиссером-постановщиком и продюсером.

Портной – производит пошив комплекта костюмов согласно утвержденным эскизам.

Директор по кастингу (или помощник режиссера по кастингу) предлагает и оценивает кандидатуры потенциально подходящих для съемок актеров, назначает встречи актеров с продюсером, или с продюсером и режиссером, а также нередко помогает продюсеру вести переговоры с представителем актера или его адвокатом относительно условий предполагаемого контракта. Когда вопрос о найме согласован, директор по кастингу помогает представителю актера и режиссеру в обсуждении конкретных условий контракта.

Менеджер по выбору натуры осматривает и подбирает места для съемок и оформляет официальные разрешения на производство съемок в тех местах, где они необходимы.

Технический консультант может быть приглашён режиссером для консультирования в определенной области знаний с целью корректного отображения в кинофильме особых событий или ситуаций, требующих специальных знаний и опыта. Специалист по истории приглашается, например, для правдоподобного отображения событий Гражданской войны в США. По поводу сцен в суде может консультировать юрист. За консультациями по поводу народных обычаев или костюмов Лаоса могут обратиться к уроженцу Лаоса. Или для уточнения фактов из жизни дельфинов могут пригласить профессионального биолога.

Если в фильме предусмотрены спецэффекты, трюки или задействованы животные, к работе над ним дополнительно привлекаются следующие специалисты:

Координатор спецэффектов, (или директор по спецэффектам) следит, чтобы команда по спецэффектам осуществляла постановку спецэффектов в соответствии с указаниями режиссера-постановщика.

Художник по специальному гриму обладает опытом имитации, сочетания грима со специальными эффектами, такими например, как микро пиротехнические эффекты – маленькие взрывные устройства (петарды) имитирующие попадание пули, нанесение колотого ранения и его последствий.

Режиссёр-постановщик трюков отвечает за постановку трюков, их правдоподобие и безопасность.Иногда в съёмках кинофильмов используются животные. Как правило, их доставляют на съёмочную площадку в сопровождении дрессировщика или конюха (если речь идёт о лошадях), которые либо занимаются дрессировкой этого животного, либо умеют заставить его выполнять нужные команды, например с помощью подкормки. Часто одну и ту же роль исполняет несколько похожих друг на друга животных. Благодаря умелому монтажу их произвольные движения выглядят в кадре осмысленными.

Линейный продюсер осуществляет оперативное ежедневное руководство всеми съемочными мероприятиями. Он договаривается об использовании натурных площадок, транспорте, подбирает дополнительных статистов для участия в сценах, заказывает оборудование, на время выездных съемок арендует жилье для артистов и персонала, весь день находится на съемочной площадке и следит за слаженным ходом съёмочного процесса. Линейный продюсер, как правило, приглашается на весь период работы над фильмом от подготовительного периода и до постпроизводства включительно. Подчиняется напрямую продюсеру.

В ходе подготовительного периода осуществляется подготовка всего необходимого для съемок:

  • Творческая подготовка от написания сценария до дизайна специального реквизита.
  • Финансовая подготовка, включая составление сметы производства фильма и изыскание средств на его производство.
  • Административная подготовка, включая организацию оплаты сотрудников, заказ пленки и получение разрешений на натурные съемки.
  • Фактическая подготовка, включая строительство декораций, пошив костюмов и подбор реквизита.

По завершении подготовительного периода начинается собственно стадия съёмок картины.

Производство

Производством называется этап, на котором осуществляется собственно фактическая съемка кинокартины (также – «съёмочный период»). В ней принимает участие множество специалистов разного профиля, актёров и других творческих личностей:

Оператор-постановщик (DP, DOP, Cinematographer), принимавший также участие в работе над фильмом на подготовительном этапе, играет ведущую роль и на стадии производства. На этот раз его главной функцией является выбор и установка правильного освещения сцены на съемочной площадке. В зависимости от стиля работы режиссера оператор-постановщик может принимать для себя решение о “визуальном представлении” фильма на киноплёнке, а также, после обсуждения с режиссером-постановщиком (обычно также и с членами художественно-декораторской группой), ему может быть доверена установка освещения сцены по его собственному усмотрению. В качестве альтернативного варианта, если режиссер сам имеет четкое или особенное представление о “визуальном представлении” фильма, оператор-постановщик выполняет его указания.

Оператор-постановщик обычно является примером и задаёт тон для всей остальной группы. Пунктуальность, дисциплинированность, аккуратность в одежде и безупречные манеры поведения – всеми этими качествами должен обладать оператор-постановщик, так как они во многом являются стандартом профессионального подхода для всей съёмочной группы. Оператор-постановщик отвечает за все, что имеет отношение конкретно к съемке фильма: освещение, экспозиция, композиция, чистота на площадке и аккуратность в работе с фотоматериалами. Членов съемочной группы часто тоже выбирает оператор-постановщик: именно он составляет списки основных и запасных (на случай замены) кандидатов на рабочие позиции.

Поскольку оператор-постановщик “назначает” состав членов съёмочной группы, он же несет за них ответственность и может уволить, если те не удовлетворяют требуемым профессиональным стандартам. Положительным в такой практике является право оператора-постановщика подбирать съемочную команду по своему усмотрению, чаще всего состоящую из проверенных специалистов, часто с опытом совместной работы на других картинах.

Помощник режиссера (или «первый помощник», A.D.), следит за графиком съемок и отвечает за его соблюдение. Помощник режиссера несет ответственность за решение текущих оперативных вопросов, например, вызов на съемочную площадку актеров или членов съемочной группы, срочное решение хозяйственных вопросов на площадке. Он дает возможность режиссеру сосредоточить все внимание на творческих аспектах производства фильма. Помощник режиссера следит за порядком на съемочной площадке, например известным призывом “Тишина на площадке!”. Помощник режиссера также имеет своих собственных помощников.

Второй помощник (или “второй помощник режиссера” Second A.D.) является ассистентом помощника режиссера и следит за сменой исполнителей на площадке и составляет для каждой сцены график вызова актеров с указанием времени их появления на площадке. Второй помощник режиссера часто является связующим звеном между съемочной площадкой и офисом студии. Существует и третий помощник (Third A.D.), который также ассистирует помощнику режиссера.

Режиссер массовок ставит крупномасштабные сцены, как правило, связанные со сложными спецэффектами и участием в
съемках большого количества дополнительных лиц, каскадеров и животных.

Чем было бы кино без профессиональных актеров? Актеры исполняют в фильме роли характерных действующих лиц. Некоторые из них – известные звезды, другие – лишь начинают свой путь в кино.

Дублер – это лицо, по строению тела и внешности похожий на снимающегося в фильме главного актера. Он подменяет этого актера во время длительной процедуры подготовки к съемке – установки камер, монтаже осветительных приборов и микрофонов – в то время как главный актер готовится к съемке.

Каскадер, или исполнитель трюков, является специализированным актером, который реально исполняет трюки, подчас связанные с риском получения травмы. Трюки бывают разные – от батальных сцен до падения с утеса или лобового столкновения со встречным грузовиком. Многие трюки на деле оказываются менее опасными, чем выглядят в кино, благодаря умелому выбору ракурса камеры, объектива и благодаря монтажу.

Ответственный за грим, или художник-гример, является лицом, отвечающим за грим, накладываемый непосредственно на кожу актеров в косметических целях, достижения того или иного эффекта при освещении, придания соответствующего характера или создания образа. Обычно актера гримируют перед съемкой, однако в ходе работы грим иногда расползается, и тогда его наносят повторно или подправляют. Задача гримёра состоит в поддержании требуемого внешнего вида актера на протяжении всего съемочного цикла.

Парикмахер, или стилист по прическам, отвечает за сохранность прически актера на протяжении всего съемочного цикла.

Оператор (Cameraman) обеспечивает съёмку кинокамерой и остановку съёмки в нужный момент по команде оператора-постановщика. Оператор отвечает за обеспечение плавного движения камеры и получение удовлетворительных изображений. При этом оператор не только старается избежать столкновения камеры с другим оборудованием во время съемок, но также готовит все движения камеры (проходы, наезды, вращения, наклоны), следит за положением операторского крана, а также положением вспомогательного оборудования, например шеста с микрофоном над снимаемой сценой – чтобы тот случайно не попадал в кадр.

Первый помощник оператора (Ассистент оператора) ассистирует оператору при съёмке. Он обслуживает и поддерживает в рабочем состоянии кинокамеру, а также заполняет съемочный лист, в который подробно записывает все детали, касающиеся отснятых сцен. Во многих операторских группах первый помощник оператора исполняет также обязанности “фокусника” и/или “хлопушечника”.

Второй ассистент/Хлопушечник, или второй ассистент оператора, при необходимости заряжает в камеру новый ролик пленки и работает с хлопушкой – небольшой доской (на которой можно делать записи мелом), которая фигурирует в начале каждого дубля. На первый взгляд работа с хлопушкой не составляет большого труда. Но ее важность трудно переоценить: информация на доске должна быть всегда полной и легко читаемой.

Исключительно важно, чтобы второй ассистент содержал в безупречной чистоте перезарядный мешок или – в случае большого высокобюджетного проекта – передвижную тёмную зарядную будку, чтобы на пленку не попадали ни пыль, ни волоски. Внутренность перезарядного мешка или помещение передвижной зарядной следует чистить по несколько раз в день.

Но, наверное, самой важной обязанностью второго ассистента является ведение учётных записей. Съёмочный лист, который впоследствии передаётся в лабораторию вместе с отснятым материалом, должен заполняться четко и понятно, иначе при обработке и монтаже негатива будет трудно отыскать нужный ролик.

На большинстве картин производственный отдел тщательно контролирует ежедневное заполнение съёмочного листа. Это необходимо прежде всего потому, что отснятый материал должен учитываться на предмет соответствия бюджету данной части фильма, а также в плане контроля за неполезным расходом метража, который учитывается в графе “потери”. При найме на работу второго ассистента – хлопушечника студийный офис оценивает, прежде всего, способность кандидата к ведению записей.

Вторая камера (или камера B) – еще один оператор на съёмочной площадке, который иногда необходим для съемки сложных постановочных сцен с действием или трюков с различных ракурсов, или для съемки сцены с другим охватом с использованием второй камеры.

Звукооператор отвечает за все аудиоэлементы картины аналогично художнику-постановщику в отношении визуальных элементов.

Инженер звукозаписи заведует звукозаписывающей аппаратурой на съемочной площадке. До недавнего времени стандартным звукозаписывающим устройством был магнитофон “Награ” с ¼ – дюймовой магнитной пленкой; в наше время используются цифровые звукозаписывающие пленки (DAT). Звукозапись DAT более удобна при синхронизации и монтаже, поскольку не нуждается в шумоподавлении в формате звука “Dolby” или других форматах.

Оператор микрофона управляет “журавлем”, длинным раздвижным шестом для позиционирования и управления микрофоном во время съемки. Благодаря “журавлю” можно записать диалог, поместив микрофон прямо над головой актера, притом что сам микрофон не попадет в поле обзора камеры. Оператор “журавля” должен вовремя разворачивать микрофон поочерёдно в сторону каждого говорящего актера, что на деле означает доскональное знание последовательности реплик.

Кабельщик (Ассистент звукозаписи) управляет вторым микрофоном, если в нем есть нужда в сцене, где актеры находятся на расстоянии друг от друга. Кабельщик также обслуживает все кабели, используемые со звукозаписывающей аппаратурой – протягивает их, обеспечивает коммутацию и тянет вслед за камерой при её перемещении. Локализуя такие посторонние шумы, как работа холодильной установки, скрип половиц или шелест
одежды, он ликвидирует или минимизирует их на сколько это возможно.

Старший рабочий-механик подчиняется оператору-постановщику и руководит работой со всеми аксессуарами, связанными с кинокамерой на съемочной площадке. Он руководит рабочими постановочного цеха (Грип, Grips), которых может быть от пяти до пятнадцати человек.

На съемочной площадке грипп готовит к съемке всевозможные аксессуары, связанные с использованием кинокамер и условиями съёмки в целом. Эти аксессуары включают, разного рода приспособления для камер (штативы, краны, тележки, рельсы, и т.д.), позволяющие производить съемку с разных точек обзора или в движении по желанию оператора-постановщика. К примеру, может потребоваться, безопасный и удобный монтаж кинокамеры на движущемся автомобиле, вертолёте и т.д. В некоторых случаях также необходимо возведение лесов для установки камеры на высокую точку обзора
относительно сцены. Грип (grip) работает в тесном контакте с Электриками и Группой осветителей, занимающимися установкой осветительного оборудования.

Дольщик управляет подвижным средством, нежно именуемым “Долли” – небольшой четырехколесной тележкой, для перемещения камеры, оператора, а иногда нескольких членов операторской группы и даже режиссера-постановщика по заранее выбранной траектории. Когда съемка ведется на натуре, дольщики при необходимости прокладывают рельсы, направляющие тележку «Долли» на рельсовом ходу вдоль выбранной траектории съемки. В момент реальной съемки плана дольщики в соответствующий, заранее определённый момент толкают тележку, передвигая её с места на место.

Помощник оператора по наводке на фокус, или “фокусник”, изменяет фокусировку объектива, когда актер или сюжетно важный объект приближается или отдаляется от камеры или когда камера перемещается относительно него, например, при съемке тележки Долли. Главная задача “фокусника” состоит в том, чтобы нужный объект или действие на изображении были всегда резким.

Если планируется съемка в движении “фокусник” еще до начала съемки отмечает при помощи специальной клейкой ленты на полу положение актеров и измеряет расстояние между объективом и ключевыми точками по всей траектории движения камеры таким образом, чтобы обеспечить плавную регулировку фокуса на всём протяжении съёмки длинного плана. “Фокусник” также отвечает за установку значения диафрагмы по требованью оператора-постановщика.

Кроме того в сферу ответственности “фокусника” входит обслуживание самой кинокамеры. Сюда входит ее сборка и приведение в рабочее состояние утром, а также разборка и упаковка по окончании съемки. “Фокусник” обязан содержать объективы в абсолютной чистоте, а также осуществлять в период съемки своевременное техническое обслуживание камеры и аксессуаров.

В отличие от помощника оператора, который имеет возможность отлучиться от камеры для обсуждения с режиссером и оператором-постановщиком предстоящих планов съемки, “фокусник” практически никогда с камерой не расстается. При подготовке камеры к съемке следующего плана второй ассистент (хлопушка) помогает “фокуснику” собрать нужный комплект аксессуаров для кинокамеры. Можно считать, что в течение всего съемочного дня камера полностью принадлежит “фокуснику”.

После завершения съемки плана и команды “снято” “фокусник” должен быть способен по требованию дать подробную информацию относительно деталей снятого плана, в том числе о фокусном расстоянии объектива, фокусировке и значении диафрагмы.

Во время любой профессиональной киносъёмки, члены операторской группы обязаны быть на площадке как минимум за полчаса до установленного времени начала проверки по списку участников. Еще до начала переклички камера должна быть установлена на штативе или операторской тележке (Долли) строго на месте предстоящей съемки первого кадра съёмочного дня и готова к работе.

Помощник режиссера по сценарию (Script Supervisor, Скрипт) ведет во время съемок особую запись (заметки) по каждой сцене, чтобы при съемке очередной сцены можно было вернуться назад и убедиться в правильности последовательности следования сценарию во всех деталях. Он обязан убедиться, что никаких отклонений от этих деталей не произошло. Скрипт также отслеживает число отснятых за день страниц и сцен сценария, число планов, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария, например, если записанный диалог актеров отличается от диалога, записанного в сценарии.

Фотограф съемочной группы делает фотоснимки, которые впоследствии будут использованы для публикаций и рекламы картины. Фотографическая съёмка постоянно ведётся на съёмочной площадке, что даёт возможность поддерживать и отслеживать очерёдность снимаемых сцен и планов и их соответствие сценарию.

Главный осветитель (Бригадир светотехников, Гаффер, Gaffer), возглавляет группу, отвечающую во время съемок за освещение и другие вопросы, связанные с электроприборами. Гаффер напрямую подчиняется оператору-постановщику и следит за точным исполнением его указаний, касающихся освещения сцены.

Помощник гаффера (“бест-бой”, Best Boy), является ассистентом Гаффера. Он занимается заказом необходимого осветительного оборудования и дает указания группам рабочих-осветителей.

Группа осветителей (также “осветители” или “электрики”) устанавливает, обеспечивает функционирование и обслуживает осветительную аппаратуру. По указанию Гаффера они выбирают конкретное оборудование, монтируют его, поднимают, опускают и ждут от Гаффера указаний на включение или выключение. В случае необходимости они ставят перед источником света диффузор или корректируют ширину светового
луча открытием или закрытием шторок – черных металлических пластин на осветительном приборе.

Инженер по генераторам (Генераторщик) устанавливает, подключает и обеспечивает работоспособность генератора, – устройства по преобразованию механической энергии в электрическую.

Постпроизводство

Ваш главный контакт на студии постпроизводства – продюсер или менеджер по планированию. В область их ответственности входит:

  • Планирование графика рабочих сессий
  • Планирование использования оборудования
  • Обеспечение расходными материалами
  • Контроль за материальными технологическими потоками по проекту
  • Сдачу выполненной работы и конечного продукта

Руководитель по постпроизводству или руководитель подразделения цифровых эффектов выполняют для вас непосредственную работу и являются вашими прямыми контактами на самой студии. Они присутствуют во время выполнения технологических операций, осуществляют надзор за процессами монтажа и цветоустановкой; они же утверждают проделанную студией работу.

Колористы – это своего рода художники, работающие в тесном контакте с оператором или режиссёром над цветовым решением (цветокоррекцией) всей картины.

Технические специалисты по сканированию и записи изображения отвечают за эксплуатацию и оптимизацию функционирования фильм-сканнеров и рекордеров, а также следят за соответствием качества сканирования и записи ожидаемому качеству изображения.

Режиссеры монтажа реализуют список монтажных решений (EDL), объединяя сцены путем монтажных переходов, наплывов и прочих требуемых эффектов.

Монтажёры звука собирают и монтируют различные элементы звукозаписи проекта в окончательную оригинальную фонограмму.

Дизайнеры графики осуществляют компьютерную обработку изображения. В их задачи входит:

  • Наложение изображений с последующей компиляцией в результирующий файл (композитинг)
  • Наложение фиксированных красок, ретушь
  • Устранение или корректировка артефактов изображения: следов частиц пыли, волоски и т.д.

Профессия режиссер

Дэвид Гриффит
Дэвид Гриффит считается «отцом кинематографа» и основателем «голливудской режиссуры». Именно он открыл монтаж как творческий процесс

Профессия режиссера появилась еще до появления кинематографа, в театре. В словаре В. И. Даля это «управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли».

В игровое кино из театров перешли многие режиссеры, в том числе Ч. Чаплин и Д. Гриффит. Дэвид Гриффит разработал концепцию «крупного плана» и стал основателем «голливудской режиссуры», создав классическую схему кадр-план-сцена-эпизод. Приставка «кино-» расширяла деятельность режиссера и продолжает это делать до сих пор. Но главной задачей профессионального кинорежиссера остается та, которая присуща и театральным и цирковым деятелям, и дирижерам, и балетмейстерам,— увидеть, как должно выглядеть действие в финале работы, и делать все для соответствия задумки результату.

Контроля на всех этапах невозможно избежать: даже если для некоторых задач нанимаются специалисты, без одобрения режиссера они работать не могут. По сути, иерархия кинопроизводства поставила режиссера на второе место после продюсера. Последний может вносить изменения для увеличения кассовых сборов, но ответственность за все в конечном итоге все равно несет режиссер. От идеи, стиля, сценария, руководства актерами и работой оператора режиссер переходит к постпродакшн. Даже после выхода фильма на нем лежит груз ответственности за представление и подачу картины, за участие в мероприятиях и другие коммуникационные аспекты.

«Режиссеру нужно, чтобы горничным в субботний вечер было нескучно, и потому он этот роман меняет до неузнаваемости, крошит его, выворачивает, выбрасывает тысячу эпизодов, вводит придуманные им самим происшествия, новых персонажей, — и все для того, чтобы получился занимательный фильм» (Владимир Набоков)

Особенности профессии

Обычно режиссёр занимается следующим:

  • Выбирает сценарий (зачастую сам его пишет или участвует в написании); 
  • Определяет общий художественный стиль фильма; 
  • Руководит работой художников (по костюмам, декораторов и пр.);
  • Отбирает актёров;
  • Руководит актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств; 
  • Руководит работой операторов; 
  • Руководит монтажом фильма. 

В современном кинематографе важную роль играет продюсер. И в некоторых случаях он определяет и концепцию будущего фильма, и его стилистику, исходя из коммерческих соображений. Поэтому можно сказать, что в современно кино существуют два направления: режиссёрское (авторское) кино и продюсерское.

Яркие мировые образцы современного режиссёрского (авторского) кино – в творчестве Федерико Феллини, Фраунса Трюффо, Вуди Аллена, Ингмара Бергмана и др.

В советском кинематографе: Андрей Тарковский, Кира Муратова, Динара Асанова, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия и др. 

В современном отечественном: Лариса Садилова, Геннадий Сидоров и др. 

Кино можно поделить на три основных жанра: игровое кино, документальное и анимационное (мультипликация). Для каждого из них – своё направление режиссуры. Родоначальником игрового кино считается режиссер Жорж Мельес, а документального –  Братья Люмьер.  Инженер-самоучка Эмиль Рейно – создатель первого мультфильма.

До появления звукового кинематографа основной задачей режиссера игрового кино была постановка смешных положений и пантомимы (Чарли Чаплин, Бастер Китон, Сергей Эйзенштейн). В крупных планах присутствовала преувеличенная выразительность, максимально выразительной была и пластика актёров. 

Звук привнёс в кино новые возможности: сложные диалоги, музыкальное сопровождение и пр. Фильмы стали более реалистичными. Следующим этапом на этом направлении стало появления цветной плёнки. А в последние годы – технологии 3D. («Аватар» Джеймса Кэмерона и др.) Однако новые изобретения не отменяют главного: человек идёт в кино за сильными чувствами. Кино – это выразительный способ показать интересную историю. И у каждого режиссёра – свои средства выражения. 

Плюсы и минусы профессии

В настоящее время каждый человек перед принятием важного решения, касаемо профессии ищет, плюсы и минусы деятельности, с которыми предстоит столкнуться. Именно об этом расскажем в этом разделе статьи.

Плюсы

  • Самовыражение своего творческого потенциала в картинах, которые часто становятся нетленными шедеврами;
  • Быть руководителем всегда приятно и повышает собственную значимость;
  • Данная профессия способствует частым путешествиям, как во время съёмок, так и в моменты посещений кинофестивалей;
  • Получение новых навыков и неповторимого опыта;
  • В зависимости от таланта, кинорежиссеры очень хорошо зарабатывают;
  • Возможны знакомства со знаменитостями и просто с интересными людьми;
  • Престижность профессии растёт с каждым годом;

Минусы

  • Одного таланта недостаточно, чтобы быть хорошим кинорежиссёром. Здесь необходимым звеном является качественное образование;
  • Отсутствие стандартного графика работы. Во время съёмок фильма предстоит забыть о сне и выходных, вы не будете видеть смену дня и ночи. Вы будете полностью поглощены съемочным процессом;
  • Для того, чтобы добиться успеха, предстоит много работать и уметь признавать собственные ошибки и провалы.

Как стать кинорежиссером

Для того, что бы стать кинорежиссером мало одного желания, необходимо получить качественное образование.

Для этого предстоит поступление в театральный ВУЗ или колледж на базе 9 или 11 классов общеобразовательной школы на следующие факультеты:

  • Социально-культурная деятельность;
  • Режиссура кино и телевидения;
  • Режиссура театра.

Во время обучения студент получает не только знания, но и практику, участвуя в активной студенческой    жизни.

Что режиссер должен знать и уметь?

Мало быть талантливым, необходимы еще специальные знания и умения.

Так, потребуются еще знания: 

  • основы актерского мастерства;
  • как правильного написания сценария;
  • основ сценического и музыкального оформления;
  • как правильно организовать работу операторской группы и производства монтажа;
  • истории, уметь разбираться в литературе, как современной, так и классической

Мы рассмотрели основы специальности кинорежиссер кто это, какие требования к нему предъявляются.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает режиссерский сценарий, подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Обязанности режиссёра

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

 

Рабочее место

Режиссёр работает по контракту с киностудией или продюсерским центром, который не только обеспечивает бесперебойную работу над фильмом (финансирование, администрирование), но и занимается затем его продвижением на рынок. 

Что снимать?

Режиссеры делятся по направлениям кинорежиссуры на документалистов, режиссеров игрового кино и режиссеров анимационных фильмов. В каждом направлении есть свои мэтры, о которых пишут в учебниках. Несомненно, подавляющее большинство — это режиссеры игрового кино. Выдающихся кинорежиссеров не так много, как кажется. Это либо новаторы, внесшие большой вклад в развитие отрасли, либо авторы, сумевшие выработать свой уникальный художественный стиль, просматривающийся во всех их фильмах.

Для того чтобы понять, что такое авторское кино, достаточно включить, например, фильмы Чарли Чаплина, Джузеппе Торнаторе и Квентина Тарантино. Их невозможно спутать друг с другом.

Люк Бессон
«Сотни человек говорили мне в мои 17 лет, что я никогда и ни за что не сниму фильм. Меня это не остановило и не сломало. Любому начинающему предстоит нелегкий путь, особенно в нашей индустрии. И если вы не можете пойти вопреки мнению профессора или друзей, которые долго и нудно будут вам говорить, что вы не имеете права на авторство, на свое личное видение, то ничего и не выйдет. Это процесс естественного отбора. Я уверен, что многие ребята в университетах будут поддакивать профессорам со словами: «Да-да, конечно-конечно, у нас ничего не получится!» А потом… покажут средний палец» (Люк Бессон)

Авторское кино в современном мире часто противопоставляется массовому «продюсерскому» кинематографу, не имеющему индивидуальности. Не всегда достойные картины разряда «кино как искусство» могут конкурировать с исключительно коммерческими фильмами по кассовым сборам. Более того — они порой даже проваливаются в прокате.

Где искать работу?

Режиссер-профессионал необходим и может работать во множестве сфер и отраслей:

  • Киноиндустрия, театр, цирк.
  • Рекламные компании, продюсерские центры.
  • Медиа-холдинги, телевидение, эстрада.

Часто перспективных студентов приглашают к сотрудничеству еще во время обучения в вузе. Также найти предложения о работе можно  на сайтах вакансий .

Подписываемся на канал ,чтобы не потерять информацию и всегда оставаться в курсе новостей.Ставим лайки и комментируем.С уважением канал «Фильмы»

Сколько зарабатывают режиссеры?

Уровень заработка режиссера зависит от наработанного опыта, качественной составляющей его портфолио, региона и специализации. Так, в среднем доход режиссера театра или цирка составляет от 15 до 40 тысяч рублей, труд телережиссера оценивается в 50-70 тысяч рублей и выше. Гонорар кинорежиссера за проект может исчисляться сотнями тысяч рублей и более.

Подведем итоги

Мы справились задачей, которую ставили в начале статьи, а именно рассказали, кинорежиссер кто это такой и дали краткую информацию о специальности, понятную как взрослым, так и детям, которые интересуются темой кино.

 

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/572064
  • https://snimifilm.com/almanakh/vvedenie-v-kinoproizvodstvo/personal
  • https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/kinematograf/kto_snimaet_film.html
  • https://www.profguide.io/professions/kinorezhisser.html
  • https://okobzor.ru/professii/kinorezhisser/
  • https://oksait.ru/professiya/kinorezhisser-kto-eto/
  • https://videoforme.ru/wiki/za-kadrom/objazannosti-rezhissera
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d6fa60604af1f00ad0c6ef4/professiia-rejisser-5d7171adbf50d500aef64fea
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.