Культура и искуство 14.09.2020

Костюмер: кто это такой, его профессиональные обязанности

10 мин.

Костюмер – это…

Профессия для тех, кто так или иначе хочет связать свою жизнь с киноиндустрией или театром. Однако не всем удается блистать на сцене. Костюмерам отводится роль за кулисами. Однако этот факт ничуть ни умаляет значимость профессии.

Эта деятельность привлекает тех, кто проявляет интерес к таким школьным предметам как мировая художественная культура, труд и хозяйство. Ведь важно еще на этапе самоопределения не ошибиться с профориентацией и выбрать дело, которое соответствует личным качествам и предпочтениям.

История профессии

Театральные постановки являются развитием древних мистерий и религиозных культов. Очень долго ни каких специальных сценических костюмов не существовало, так как театральные труппы были в основном бродячими. С возникновением первых театров современного типа и распространением театрального искусства во времена Ренессанса в XV-XVI веках представления стали более сложными и костюмированными, актеры переодевались по ходу спектакля. Поэтому нужны были люди, которые помогали бы актерам надевать нужные наряды, а также чинили бы и сберегали бы их. Теперь эта профессия – обязательный элемент театрального дела и ни один театр не может обойтись без костюмера.

Плюсы и минусы профессии

А теперь перечислим, с какими плюсами и минусами профессии сталкивается костюмер.

Плюсы

  • Специальность не требует наличия высшего образования;
  • Достойный уровень оплаты труда;
  • Общение со звездами театра и кино;
  • Возможность видеть жизнь театра или студии со стороны.

Минусы

  • Работу нельзя назвать престижной;
  • Порой данный вид деятельности является физически сложным;
  • Случаются конфликтные ситуации с капризными актерами.

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.  

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.

Важные качества

Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность,  трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.

Знания и навыки

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.

Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

Где предстоит работать

Костюмер работает в киностудиях, театрах, филармониях, творческих студиях, домах культуры и так далее.

Заработная плата зависит от места, где трудоустроен специалист. Если это крупная организация, то зарплата такого специалист весьма достойная.

Участие в съемках и постановках

Костюмер – это специалист, который непременно присутствует при выступлениях артистов. Это могут быть театральные постановки, киносъемки или просто репетиции.

До начала представления сотрудник должен проверить комплектность подготовленных заранее сценических костюмов, привести их в порядок, а также отнести в гримерки, в которых специалисты готовятся к выходу. В некоторых случаях актерам требуется помощь в надевании реквизита. Например, если требуется затянуть корсет. Костюмер – это специалист, который должен оказывать помощь в подобных ситуациях.

костюмер танцевальный

Всевозможный реквизит тоже считается частью одеяния. Это могут быть украшения, аксессуары и т. д. Вот почему, помимо костюмера, в процессе съемок и постановок участвуют реквизиторы, а также гримеры, которые работают над внешностью персонажей.

Работа вне съемок и постановок

Что костюмер делает по окончании представлений? Ведь, казалось бы, его обязанности заканчиваются, как только актеры покидают сцену или съемочную площадку. Однако это далеко не так.

После окончания представления танцевальный костюмер или любой другой укладывает сценическую одежду на хранение, занимается ее чисткой и ремонтом. А при необходимости отправляет в прачечную или ремонтное ателье. Если нужно выполнить мелкий ремонт или подгонку по фигуре, все выполняет костюмер. Кто, если не он, сможет обеспечить прекрасный внешний вид артистам? Если нужен сложный ремонт, на плечи специалиста ложится обязанность по обращению в пошивочный цех, мастера которого готовы взяться за выполнение задачи.

Если рано или поздно сценическая одежда изнашивается и становится непригодной для дальнейшего использования, костюмер должен сообщить заведующему постановочной частью, в обязанности которого входит заказ дубликатов.

Если артисты отправляются на гастроли, для выступлений им понадобится сценическая одежда. Костюмер должен упаковать ее в чемоданы и кофры, а в процессе поездки тщательно следить за сохранностью багажа. Также с собой необходимо иметь все необходимое для мелкого ремонта и для того, чтобы привести костюмы в порядок. Вот почему приходится возить с собой утюг, а также нитки и иголки. Это позволит костюмеру в любых условиях обеспечить артистам безупречный внешний вид.

костюмер что

Костюмер в кино

Работа и обязанности в киноиндустрии несколько отличаются от тех, которые приходится выполнять в театре. Отправляясь на съемки, профессиональный костюмер непременно должен упаковать весь задействованный в съемках реквизит. В процессе транспортировки именно он должен следить за сохранностью багажа.

Так как по прибытии к месту съемок все костюмы нужно будет привести в порядок, рекомендуется иметь в наличии утюг. Ведь в период транспортировки на одежде могли появиться неэстетичные складки, которые непременно нужно устранить до начала съемок.

Профессиональные обязанности

В обязанности костюмера входит выполнение таких работ:

  • организация хранения и обеспечение сохранности сценических костюмов,
  • подбор, комплектация и подготовка наряда к каждому выступлению для каждого актера,
  • обслуживание телевизионных съемок, театральных, балетных, танцевальных, цирковых и других представлений,
  • помощь артистам и участникам массовки в одевании и переодевании,
  • выполнение мелкого ремонта и чистки сценических туалетов, поврежденных во время спектакля,
  • организация крупного ремонта в случае необходимости,
  • систематизация, укладка и упаковка туалетов, в т.ч. во время гастролей,
  • дежурство во время репетиций, съемок и постановок.

Если сотрудник имеет необходимое образование и навыки, его могут привлекать к разработке новых художественных образов и оформления сцены.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия костюмера не предполагает получения специального образования, достаточно просто иметь школьный аттестат и обладать необходимыми для этой работы качествами и навыками. Но для работы в крупных театрах с широким и разнообразным репертуаром могут потребоваться более глубокие познания. Их дает обучение в училище по специальности «театрально-декорационное искусство».

Для получения среднего специального образования по направлению “театрально-декорационное искусство” поступают в Театральный художественно-технический колледж (г. Москва). Там готовят специалистов по программе “Художественно-костюмерное оформление спектакля”. Этой специальности можно учиться в Московском колледже музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской.

Образование более высокого уровня по направлениям «художник по костюмам» или «дизайн костюма» дает учеба в одном из вузов, готовящих кадры для учреждений культуры, как то:

  1. Российский институт театрального искусства (ГИТИС), где на специальности “сценография” можно получить специальность художника по костюмам.
  2. Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова также готовит студентов по этой специальности.
  3. Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург).

Театральные костюмы от древности до современности

Одеяния актеров претерпевали видоизменения с момента появления театра, как такового, и вплоть до сегодняшнего дня:

  • Сценические образы пытались создавать еще в глубокой древности, экспериментируя с подручными материалами. Еще в Древнем Китае и Японии можно было наблюдать лицедеев в специфических одеждах, особенно на праздничных или обрядовых представлениях. В Индии в давние времена уличные танцовщицы для привлечения внимания также облачались в необычные яркие сари. А с появлением искусства росписи натуральными красителями сари стали не однотонными, а узорчатыми.
  • Именно «театральным» можно назвать костюм, появившийся в Античной Греции. Использовались гротескные маски, грим, а особый цвет одеяния персонажей указывал на статус или профессию героя представления.
  • Затем европейский театр стал развиваться в эпоху феодализма, когда представления, т.н. «мистерии» давали бродячие артисты – гистрионы. Облик персонажей отличался нарядностью и богатыми элементами украшательства.
  • Для эпохи Возрождения с ее комедиями дель-арте характерна гротескность. С помощью предметов одежды, причесок и париков, головных уборов обуви, масок и грима создавались остроумные образы, подчеркивались присущие черты для конкретных персонажей, которые высмеивались или восхищали зрителя (вычурные перья на шляпах, цветастые панталоны).
  • В последующие века в каждом европейском и восточном государстве были те или иные театры, музыкальные салоны, оперы, балет, и т.д. Костюмы становились все разнообразнее, зачастую передавая дух исторической эпохи, современных одежд, освобождаясь от излишней стилизации. Поэтому на сцене можно было увидеть как привычные для зрителя образы, так и воссоздаваемые исторические костюмы, натуралистические облики и фантазийный грим.

Особого внимания заслуживает русский театральный костюм. Первыми его создателями считаются скоморохи. Яркие рубахи, кафтаны с кушаками, лапти, колпаки с бубенцами, заплаты на шароварах, – все эти элементы костюма напоминали крестьянские одежды, но в гипертрофировано сатирическом виде. Существовал церковный театр, где исполнителей ролей облачали в белую одежду, подобно ангелам. В школьных театрах же персонажи имели собственные эмблемы. А при царе Алексее Михайловиче действовал профессиональный театр. Поэтому элементы костюма государя имели знаки царского достоинства, применялась вышивка на заказ, вручную пришивались дорогие каменья и изысканные украшательства.

История театрального костюма

Отзывы о профессии

«Никогда не забываю повторять слова своей первой учительницы в профессии: «Внимание, терпение, интеллигентность!» Если ты пришла сюда работать, ты обязана уважать людей, с которыми ты работаешь. Театр — это большая семья. И твоя работа — не просто принести костюм, погладить, одеть и уйти. Ты здесь и помощник, и советчик, и друг, может быть. Ты должен всегда быть корректен и приветлив, какое бы настроение ни было у тебя или у артиста. Ты, как боец невидимого фронта, должен создать за кулисами такую обстановку, чтобы, выйдя на сцену, артист думал только о роли. И постараться оградить его от ненужных переживаний».

Алиса Смоктунова,
заведующая женским костюмерным цехом РАМТа.

Стереотипы, юмор

Костюмер — это отличная специальность для девушек, желающих связать свою жизнь с театром или кино. Как правило, продвижения по службе добиваются самые ответственные и трудолюбивые.

Вывод

С первого взгляда может показаться, что данная профессия тяжела и неинтересна. Возможно, не каждому дано по достоинству определить костюмер кто это и какую работу он выполняет.

Больше всего профессия костюмера будет интересна тем, кто интересуется историей моды, любит подбирать или просто возиться с одеждой. Все же, у данной специальности достаточно преимуществ, и один из них тот, что они могут напрямую работать с любимым актером или актрисой.

Источники

  • https://FB.ru/article/450385/kostyumer-eto-professionalnyie-obyazannosti-kostyumera
  • https://edunews.ru/professii/obzor/legkaya/kostyumer.html
  • https://okobzor.ru/professii/kostyumer/
  • https://www.profguide.io/professions/Kostyumer.html
  • https://fabrika-poshiva.su/stati/teatralnyj-kostyum-istoriya-vidy-osobennosti.html
  • https://mycalling.ru/kostyumer.html
  • https://oksait.ru/professiya/kostyumer/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.