Культура и искуство 14.09.2020

Искусство миниатюрной живописи

14 мин.

Что такое миниатюрная живопись?

Из названия ясно, что миниатюристы изготавливают небольшие картины. Из-под кистей мастеров могут выходить как портреты, так и абстракции с пейзажами. Иногда смотришь на крохотную картину, прорисованную до малейшей детали, и не можешь поверить, что у кого-то настолько золотые руки!

миниатюры в искусстве

В принципе, все, что относится к живописи и имеет малый размер, может считаться миниатюрой. Тем не менее ее можно разделить на несколько видов.

Какие бывают ее виды

Нельзя думать, что художественная миниатюра – это те же картины, только крошечные. На самом деле, это направление искусства довольно распространено во многих отраслях:

  • Книжная графика. Крохотные, но тщательно прорисованные картинки в любых книжках могут считаться миниатюрой, если они не сделаны на компьютере.
  • Миниатюрная живопись используется при росписи автомобилей. Неожиданно, не правда ли?
  • Крохотные портреты, которые раньше вставляли в кулоны на шею, тоже можно считать примером миниатюрной живописи.
  • Федоскинская миниатюра – тема для отдельной статьи. Она крайне популярна и в России, и за границей. Многие иностранцы вполне не прочь получить в подарок шкатулку, которая хотя бы напоминает федоскинскую!
  • К художественным миниатюрам также относят создание маленьких копий известных полотен. Мона Лиза размером с ладонь? Полотна Айвазовского, каждое не больше обычной фотографии? Миниатюрист способен сделать такие картины.

лаковая миниатюрная живопись

Федоскино

В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры.

Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.

Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором — «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище

Федоскинская артель

В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.

Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов,В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

Палех

Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков — потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру — она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже.

В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького, открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины, сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.

Мстёра

Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» — миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей.

Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.

Холуй

Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай — дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон.

 После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их — живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.

Техника миниатюрной живописи и декоров в федоскинском промысле

Федоскинская миниатюрная живопись производится масляными красками в строгой последовательности стадий и приемов. В Федоскине миниатюрная живопись имеет две разновидности: письмо по-плотному и письмо по-сквозному.

Письмо по-плотному. Крышка коробки от края до края зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, которые разравниваются легкими пристукиваниями внутренней стороной ладони, а затем сглаживаются мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце. В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Контуры рисунка перед этим аккуратно обводятся с обратной стороны какой-либо нейтральной краской — умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываются на грунте лощением листа ногтем большого пальца. Палитрой служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами. Инструмент — колонковые кисти особой, тщательной вязки. Краски размешиваются льняным маслом, помещая капли масла на палитре, рядом с выжатыми из тюбиков красками.

Подмалевок. Первой стадией живописи является подмалевок. Плотными, корпусными красками мастер закрывает всю поверхность крышки, каждый цвет сплавляется с соседним, образуя общий красочный слой, в котором намечаются формы изображения. В прошлом такой подмалевок выполнялся двумя тремя красками: черной, коричневой и охрой в смеси с белилами — гризайль или полугризайль, устанавливающая тоновые соотношения изображенных предметов и определяющая светотень на них. Красочные мазки сглаживаются воздушными взмахами беличьей кисти. Первый слой живописи в естественных условиях сохнет два-три дня, а в сушильном шкафу — 3-4 часа. Затвердевающий подмалевок покрывается слоем светлого лака.

Просушенную лаковую пленку прочищают хвощом либо порошком пемзы на влажной тряпочке. Затем, слегка протерев подмалевок льняным маслом, художник-миниатюрист создает второй, более тонкий слой живописи, называемый перемалевком. В нем уточняются изображенные формы, конкретизируется цвет предметов, проявляются детали. Слегка сфлейцованный перемалевок покрывается лаком, и вновь повторяется процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.

Лессировка представляет собой живопись чистой или смешанной прозрачной краской, наносимой на поверхность перемалевка. Лессировкой художник продолжает моделировать изображенные формы, одновременно усиливает звучание цвета. Бликовка — это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Письмо по-сквозному. Металлизированный грунт под сквозное письмо создается нанесением тонкого слоя светлого лака на прочищенную крышку коробки, и выдерживается на воздухе до неполного высыхания — до «отлипа»; затем лаковая пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь налепляется также на недосушенную лаковую пленку. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью изделия посредством скальпеля и скрепляются с основой казеиновым клеем. Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировочной краски, заставляет ее «гореть». Традиционной феодоскинской миниатюре присуще органическое соединение приемов письма по-плотному и по-сквозному.

Орнамент. Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком подмешанными в него белилами (гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. Легкими касаниями сухого ватного тампона сбивается лишнее золото, оставляя на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточняется, умброй.

Приемы декорировки.

Шотландка. Геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий, образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань. Шотландка появилась в лукутинском производстве в XIX в. под воздействием английских лаковых изделий. Узор шотландка нередко гравировался резцом по черному лаку до нижележащего листа олова или серебра. Затем линии подсвечивались лессировочными красками, придававшим особую цветовую игру декорированной поверхности.

Скань — это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебранных или мельхиоровых деталей — звездочек, листиков, травок, точек и т.п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами). Детали скани складывают в узор с помощью пинцета. После покрытия тремя слоями светлого лака и полировки сканый узор приобретает тектоническое единство с поверхностью изделия.

Цировкой, или сиянием, называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. На первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделия перекрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем режется узор до метала штихелем с помощью лекала. Иногда цирковка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.

Роспись под черепаховую кость производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. В грунт мягко вплавляют коричневые пятна и разводы имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов.Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий.

Червячок метод копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады.

Имитация малахитового узора. В ложке размешивается зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливается в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывает на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунается в сосуд; пленка прилипает к предмету, создавая на нем искомый декор.

Имитация красного дерева применяется в декорировании внутренней поверхности вещей методом лессировачных покрытий красно-коричневыми красками по более светлому грунту.

Подражание бересте — масляными красками по фону «слоновая кость».

Изготовление изделий из папье-маше

Заготовка деталей. Основой для изготовления изделий из папье-маше служит картон фабричного стандарта (0,5 мм толщиной). Листы картона режутся при помощи дисковых либо гильотинных ножниц на ленты определенной ширины, согласно размерам деревянных или металлических болванок, соответствующих внутреннему объему будущих коробочек или шкатулок.

Ленты картона промазываются крахмальным клейстером, и навиваются на болванки в несколько слоев (от 8 и более).

Получившаяся катушка на болванке помещается в гидравлический двухстороний пресс с давлением в 20 тонн и держится в нем до «завязи». Затем катушка сушится на стеллажах в течение двух – трех дней при температуре 20 – 30°.

Далее следует пропитка катушек, снятых с болванок, льняным маслом смешанным с керосином, в специальной ванне. Масло прогревается до температуры 40°. Пропитанные на всю толщину катушки выдерживаются в течение 12 суток в сушильных шкафах при температуре 90 – 95°.

После сушки папье-маше приобретает характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.

Параллельно идет заготовка пластин для донышек , крышек и шлюза, способствующему плотному соединению крышки с корпусом коробки. Склеенные листы закладываются под пресс давлением 5 тонн и выдерживаются в нем до «завязи». Полученные пластины сушатся, пропитываются маслом в той же ванне и снова сушатся.

Далее производится шкурирование торцов катушки на дисковом шкуровальном станке с деревянным кругом, осыпанным стеклянным порошком на клею. Затем катушка распиливается на корпуса будущих изделий дисковой пилой на круглопильном станке. Каждый торец корпусов обрабатывается на круге с порошком стекла более мелкого помола. Пластины же распиливаются на крышки, донышки и шлюзы нужного размера.

Сборка. К корпусу приклеивается донышко, с другой же стороны в корпус вставляется пластина — шлюз. Коробка помещается в ручной винтовой пресс с давлением в одну тонну и выдерживается в нем до высыхания клея. выступающие торцы донышка затем обрезаются на круглопильном станке. Полученную коробку обрабатывают стеклянной шкуркой, слегка заоваливая края. Мягким ударом деревянной планки вышибают шлюз из корпуса коробки. Этот шлюз подклеивается к крышке изделия и выдерживается до высыхания в ручном винтовом прессе. К шлюзу подклеивается бортик, утолщающий переднюю его честь. Бортик затем срезается стамеской к средней части шлюза под углом в 12°.

Края крышки обрабатываются на фрезерном станке, придавая мягкие криволинейные очертания. Стеклянной шкуркой заоваливается верхняя поверхность крышки. Завершенная крышка подгоняется к корпусу коробки. Для того чтобы крышка открывалась, на ее задней стороне и корпусе делаются фаски при помощи стамески под углом в 45°. Фрезой, в тех же местах, пропиливаются пазы на глубину 10 мм при ширине паза 1 мм. В эти пазы вставляются латунные шарнирные петли и закрепляются заклепками. Отверстия для заклепок просверливаются при помощи горизонтального сверлильного станка, вставленные заклепки расплющиваются с двух концов молотком.

Подготовка изделия под живопись. Коробку со всех сторон пропитывают маслом. Все изъяны поверхности закрываются замазкой из смеси мела и олифы. Используется широкий шпатель.

Шпатлевка (грунтовка). Вещь со всех сторон покрывается тремя густыми слоями шпатлевки — из тонко-тертой глины замешанной на масле и подкрашенной голландской сажей. С некоторого времени традиционаая шпатлевка заменена коричневым грунтом фабричного производства. Каждое покрытие сушится в течение 12 часов в сушильном шкафу при температуре до 100° и каждый слой шлифуется с наружных сторон на войлочном кругу, укрепленном на специальном станке с вертикальным валом; с внутренних сторон — при помощи шлифовального станка с гибким валом., на котором закреплен патрон с войлочным наконечником. Внутренние углы зачищаются вручную наждачным порошком; шарнирные укрепления оселком средней твердости.

После грунта, на наружной поверхности, делают два слоя масляного лака. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу в течение 3 —6 часов при температуре 80—120° и зачищается от соринок и пузырьков пемзовым бруском.

Внутренняя поверхность изделия окрашивается тремя слоями киновари. Каждый слой краски просушивается в сушильном шкафу при температуре 80° и зачищается циклей. Затем внутренняя поверхность изделия покрывается двумя слоями светлого масляного лака. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу при температуре 60 — 80° в течение 4 часов и зачищается циклей. Затем наносится третий слой светлого лака и просушивается при температуре 80°.

На изготовлением изделие уходит в среднем 30 — 40 дней, в условиях четко налаженного полу механизированного производства.

Особенности профессии

Этот жанр живописи применяется в метерской, палехской и федоскинской миниатюре – выполненная в реалистической манере яркими красками на черном лаковом фоне с лессировкой по перламутру или листочкам фольги.

Художник воспроизводит на изделиях фольклорные, исторические и литературные сюжеты, выполняет портреты, пейзажи, натюрморты, орнаменты по собственным рисункам и эскизам. Создаёт уникальные авторские коллекционные изделия.

Место работы

В художественных мастерских, в частных студиях, в рекламном и выставочном бизнесе.

Важные качества

Для работы над лаковой миниатюрой необходимы художественные способности и навыки, хорошее воображение, терпение, аккуратность, хорошая координация, мелкая моторика рук.

Знания и навыки

Необходимо знание:

  • законов сложных тематических и многофигурных композиций;
  • приемов декоративного оформления миниатюрных лаковых изделий;
  • основ живописи.

Также нужно представлять себе технологию изготовления лаковых изделий под роспись.

Медицинские противопоказания

Заболевания органов зрения, нарушение координации движения рук, дальтонизм, аллергия на рабочие материалы.

Средняя заработная плата по должностям

36 000Художник миниатюрной живописи

Источники

  • https://FB.ru/article/425557/miniatyurnaya-jivopis-krasota-razmerom-s-pugovitsu
  • https://www.culture.ru/materials/166475/russkie-laki
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B0
  • https://www.profguide.io/professions/Khudozhnik_miniatyurnoy_zhivopisi.html
  • https://postupi.online/professiya/hudozhnik-miniatyurnoj-zhivopisi/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.