Культура и искуство 14.09.2020

Иконописное отделение РХГА Обучение в Петербурге

9 мин.

О профессии Иконописца, которую можно получить в Санкт-Петербурге

Иконописец – это художник, который специализируется на создании икон. Иконы могут создаваться на деревяных дощечках, холсте или быть частью росписи стен храмов. Иконописцы могут специализироваться на создании тех или иных видов икон. В зависимости от этого они могут считаться художниками в области декоративно-прикалдного искусства (роспись по дереву, мозаика, литье, вышивка), в области живописи (холст) или в области монументального искусства, когда речь идет о росписи снен храмов. 

Иконы

Иконописец – это художник, который специализируется на создании икон. Иконы могут создаваться на деревяных дощечках, холсте или быть частью росписи стен храмов. Иконописцы могут специализироваться на создании тех или иных видов икон. В зависимости от этого они могут считаться художниками в области декоративно-прикалдного искусства (роспись по дереву, мозаика, литье, вышивка), в области живописи (холст) или в области монументального искусства, когда речь идет о росписи снен храмов. 

Иконы могут также создаваться в виде мозаики, вышивки, при помощи литья. В основе таких икон лежат эскизы иконописца.

Особенность профессии инонописца состоит в том, то это на самом деле это не просто профессия, а очень серьезное и ответственное призвание. Нет и не может быть православного иконописца вне церкви, иконописец обязан быть воцерковлен. Икона, по мнению многих иконописцев, создается не через интерпретацию своего видения образа, а через свой литургический опыт в церкви.  

Рабочее место

Рабочее место иконописца – иконописная мастерская.

Важные качества

Иконописец – не просто ремесленник, освоивший иконописную технику.

Эта профессия требует призвания, религиозной одарённости (а она есть не у всех). А также способности к самоотречению: далеко не каждый живописец может удержать свою творческую натуру в заданных рамках. Кроме того, это служение требует от человека благочестивого, несуетного образа жизни.

В каком вузе Санкт-Петербурга можно получить профессию Иконописца

  • от 90 000 / год

    Санкт-ПетербургГосударственный

Высшая школа народных искусств (академия)

декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; теория и история искусств; живопись

Ср. балл ЕГЭ бюджет 2019от 76.8 бал.бюджет

Ср. балл ЕГЭ платно 2019от 53.7 бал.платно

Бюджетных мест 2020 44 места бюджет

Платных мест 2020 32 места платно

Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2019 году от 76.8

Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году от 53.7

Количество бюджетных мест в 2020 году 44

Количество платных мест в 2020 году 32

Что такое средний проходной балл 9 программ Бакалавриат, специалитет 1 подразделение

Об учебном заведении

Задачей курса является подготовка художников — иконописцев, готовых к работе по созданию иконописного убранства православных храмов и выполнению художественных работ, связанных с обиходом современной церковной жизни. В процессе учебы учащиеся знакомятся с материалами, использующимися в станковой темперной живописи и приемами работы с ними, уяснению роли технологии материалов в структуре живописного решения древнерусской иконы, познают логику ее художественно-технологической организации.

Программы обучения

Искусство и творчество

Церковное искусство специалитет

  • Экзамены:
  • Собеседование
  • Нового Завета
  • Молитвослова)

Курсы иконописи

На наших курсах иконописи  Вы научитесь писать иконописные образы на картоне и на доске с применением древних технологий иконографии, а также познакомитесь с современными подходами и методиками в этом ответственном деле. По завершении курса Вы будете владеть такими знаниями и умениями:

  • Основы иконографии и монументальной росписи храмов и церквей;
  • Основы и каноны христианского искусства;
  • Законы и правила росписи православных храмов;
  • Технику иконописи;
  • Навыки самостоятельного создания иконы.

Мы считаем, что основная цель и задача наших курсов – научить наших студентов грамотно, ответственно и благоговейно писать святые иконы, а значит жить полноценной духовной жизнью в ладу с собой, с миром и с Богом.

Техника иконописи и ее религиозная символика Как стать иконописцем

Являясь священным предметом, икона лишена любых элементов вольности не только в своем содержании, но так же в языке художественных форм и живописной технике. Эта позиция иконописания, сформулированная седьмым Вселенским Собором в Нике (787 г. после Р. Х.), определила догмат иконопочитания.

Во время VIII века, Константинополь мог гордиться процветающей и разнообразной художественной культурой. Она стала образцом и каноном для иконописи Православной Церкви. Во времена иконопочитания Святые Отцы Церкви так же говорили и о техники изображения.
Священные образы изображались на литургических предметах (в технике литья, чеканки и резьбы), или на стенах (мозаика, фреска и другие изобразительные техники) или на досках, которые и назывались “иконами”

Основным критерием в выборе материала для написания образов была его прочность (а так же редкость и натуральность вещества). Иконы, изображенные на металле, камне или на дереве, не должны были быть ни ломкими, ни легко повреждаемыми. Этот выбор был сделан не только по практическим соображениям (сохранность священных предметов), но он так же основывался на богословских и эстетических понятиях. Твердая основа икон напоминает основу Земли, на которой Создатель мира создал Свое творение – саму земную твердыню а не идеи влияющие из вне такие, как вера, откровение и само Православие.

Выбор красок и материалов не случайный.
В Византийский период предпочитали использовать только темперу – минеральные краски, золото и серебро, в то время как техника энкаустики, плохо сохраняющая восковые краски, не получила своего дальнейшего развития. Масляная краска, появившаяся еще позже, не пользовалась успехом. Мазки, чувственные, наполненные земной комичностью, толстые и слащавые не могут сочетаться с аскетической, чистой и трансцендентной темперой.
Идея жесткой материи органично продолжается в эстетике фона иконы, который металлический (золотой или серебряный) или красочный, всегда символизирует “другой мир”: икона не изображает земной мир, она – это образ духовного мира преображенной реальности. Даже линии и цвета в иконописи наполнены важными семантическими смыслами. И поэтому “подлинники”, графические иконописные образцы, в которых содержится наиболее важный материал для иконописцев, представляют собой своеобразный вид учебника. В последовательном написании образов таких, как человеческая фигура, ангелы, архитектура, ландшафт и объекты, художник следует определенным правилам.

Теперь легко понять, какое место цвет имеет в системе метафорического языка. Голубой и красный цвет одежд Богоматери символизируют с одной стороны, ее чистоту и девство (голубой), а с другой стороны, Тело и Кровь Христа, который воплотился через Нее (красный). Ангелы изображаются с символами их небесного служения: прозрачная сфера в руке ангела с написанным в ней Именем Бога символизирует причастность ангелов к сфере божественной жизни. Копье или меч в руке архангела Михаила символизирует его оружие против дьявола. В добавление складки одежд святых, согласно учению известного русского богослова и мученика, отца Павла Флоренского, имеют глубокий мистический смысл для иконописца.

Особо важное значение придается золочению. Фон икон для иконописца – это “Свет”, знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии.

Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон – это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир. Техника асиста используется во втором этапе, когда образ уже написан. Кстати, отец Флоренский писал: “Все иконописные образы рождаются в море благодати и они очищены потоками божественного света… С золотом творческой красоты иконы начинаются и с золотом освященной красоты иконы заканчиваются. Написание иконы повторяет главные события Божественного творчества: от абсолютного небытия к Новому Иерусалиму, священному творению”.

Огромное значение придается и технике, и духовной выразительности икон, и большая ответственность ложится на иконописца, который должен возрасти до уровня богослова и стать хранителем Церковной традиции.
Большой Московский Собор в 1551 г. в поcтановлении “О иконописцах и иконах” описал в деталях моральный облик иконописца и какую богословскую и техническую подготовку, которую он должен иметь. Для изучения иконописи влияние традиции неизбежно, понимание канонов, эстетики и техники иконописи очень важно. В 1668 г. царь Алексей Михайлович издал указ, озаглавленный “О запрете иконописной неискушенности”.
Люди, которые хотят стать иконописцем, получают благословение.

Гонения на Церковь во советское время и полное уничтожение иконописных школ создало сложные условия для подготовки новых иконописцев. Однако, в 70-х гг. многие молодые художники обратились к иконописи и посвятили свой талант служению Богу. Возрождение этого искусства началось в то время.
Стать иконописцем сегодня просто, потому что больше нет устоявшихся иконописных школ и критерии оценки качества работы не установлены, но это и сложно, потому что отсутствие школ и критерий оценки усиливают ответственность иконописцев. Однако, есть два основополагающих положений для иконописца: религиозная и техническая подготовка. Иконописец должен избегать в своих будущих экспериментальных поисках живописи XX века, необоснованной и противоречащей древней традиции. Обращение к вере помогает понять мастеру его нужду в технологии и языке иконописания. Другими словами, иконописец – это тот, кто готов посвятить свой талант Богу и Церкви, готов уйти от сознательного и чувственного метода индивидуалистического и мятежного мирского искусства.

Огромное иконописное наследство России позволяет современным иконописцам учиться если не под руководством выдающихся учителей, то по крайней мере с помощью великих творений; Византийские и Балканские средневековые иконы могут помочь творческому синтезу православной иконописной традиции.
Сегодня, после века забвения, русская иконопись начала новое возрождение.

Священник Серафим

    Последовательность написания икон

Иногда начинаю с проработки лика, иногда – одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку – это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Последняя стадия создания иконы – нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество – чесночный сок, винилик – синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком “goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.

Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.

Источники

  • https://spb.postupi.online/professiya/ikonopisec/
  • https://www.profguide.io/professions/Ikonopisets.html
  • https://spb.ucheba.ru/uz/65590
  • https://www.artville-school.ru/icon_painting.php
  • https://www.ukoha.ru/article/begin/kak_ctat_ikonopiccem.htm
  • https://azbyka.ru/frontinskiy/obuchenie-ikonopisi
  • https://spb.profi.ru/repetitor/izo/ikonopis/
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.