Культура и искуство 14.09.2020

Художник по костюмам: особенности работы, как часто можно встретить вакансии этой специальности

11 мин.

Художник по костюмам: кто это такой

Во-первых, важно понимать, что художник по костюмам – не костюмер. Это две разные профессии, которые ошибочно принимают за одно и то же. Художник по костюмам – это прежде всего профессионал, на котором лежит вся ответственность за бюджет на костюмы, подбор материалов и аксессуаров, создание внешнего вида и настроения актера, проектирование реквизитов и разработку дизайна.

Кто такой художник по ксостюмам

Следует различать профессии костюмера и художника по костюмам

Костюмер же только ухаживает за костюмами и отвечает за их транспортировку. Иногда он может подогнать изделие по фигуре, подшить его, если этого требует ситуация. Также костюмер должен вести учет костюмов каждого актера в каждой отдельной сцене, не упуская малейших деталей вроде пуговиц и брошей.

Во-вторых, художник по костюмам в иерархии разработки сценических постановок и кинопроцесса стоит выше костюмера. Костюмер должен выполнять все его поручения. Работа же художника по костюмам намного важнее, серьезнее и включает в себя множество различных аспектов. Он должен:

  • полностью понимать процессы работы киноиндустрии;
  • разбираться в тонкостях процесса пошива костюмов;
  • разрабатывать полноценные образы актеров;
  • уметь передавать социальный статус, настроение и возраст героев при помощи костюмов;
  • знать историю и особенности культур различных народов мира, на которые опирается режиссер в своей работе;
  • разбираться в маркетинге;
  • быть сведущим в искусстве дизайна;
  • знать все этапы производства кино и театра.

Некоторые считают, что работу художников по костюмам никто не оценивает, а все лавры всегда достаются режиссеру, постановщику и актерам. Но на самом деле это не так. Работу мастеров оценивают и отмечают особыми премиями театральных и кинематографических фестивалей.

Одна из таких – премия Гильдии. Это достаточно молодая американская кинопремия, которую присуждают кинолентам и телесериалам с недалекого 1995 года. Номинантами на премию Гильдии становились такие известные телесериалы, как «Игра престолов» и «Черное зеркало».

Особенности

Сама художественная деятельность появилась еще в каменном веке. Первые изображения рисовали на камнях и скалах. В наши дни данная профессия имеет более широкое и многогранное понятие. Художник по костюму является профессионалом, который обладает знаниями в моделировании предметов сценической одежды. В круг его задач входят создание визуального образа и взаимодействие с костюмерами. Данный специалист выстраивает целый ряд деталей, который в конечном итоге отражает сущность того или иного персонажа. Художник по костюму является неотъемлемой частью творческой группы, в которую входят режиссер, костюмер, постановщик и гример.

Также художник по костюму выстраивает доверительные отношения с актером, над чьим образом он начинает работать.

Художник по костюмам: особенности работы, как часто можно встретить вакансии этой специальности

Виды художников по костюмам

Как правило, профессиональные художники по костюмам делятся на три основных типа: фрилансеры, штатники и академики.

  • Фрилансеров нанимают для работы над конкретной театральной, танцевальной или оперной постановкой. Они могут быть привязаны к театру, в котором работают, а могут быть просто наемными свободными художниками. Оплата их труда может производится тремя различными способами: предоплатой, на момент завершения работ или по открытии спектакля. Художники-фрилансеры не обязаны ограничивать себя только одной постановкой и могут работать в нескольких местах сразу.
  • Штатники нанимаются определенным театром для серии постановок. Контракт может охватывать как краткий сезонный период, так и годы сотрудничества. Также, в некоторых случаях, при наличии этого пункта в контракте, штатным художникам по костюмам не дозволяется брать работу на стороне. В отличие от фрилансеров, штатники всегда должны быть на месте и быть доступными для труппы.
  • Академики, как правило, ведут учебные профессиональные курсы. Обычно они выполняют роль, прежде всего, инструктора, но могут также состоять в штате какого-нибудь театра, работая по специальности. Кроме того, они часто работают фрилансерами, насколько им позволяет расписание. Если раньше инструкторами становились опытные профессионалы возможно и без специального образования, сейчас на эту должность берут в основном лишь дипломированных специалистов.

Этапы работы художника по костюмам в кино

В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:

  • Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.

Художник по костюмам: особенности работы, как часто можно встретить вакансии этой специальности

  • Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
  • Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
  • Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
  • Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
  • Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
  • Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
  • Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
  • Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.

Художник по костюмам: особенности работы, как часто можно встретить вакансии этой специальности
Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943

  • Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
  • Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.

Что делает художник по костюмам в театре и в кино

Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.

Что делает художник по костюмам в театре

Обязанности художника по костюмам в кино

Чтение сценария, продумывание первичных образов

Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций

Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов

Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом.

Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий.

Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей.

Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах.

Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности.

Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное.

Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом.

С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани.

Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным.

Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще.

Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене.

Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам.

Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом.

Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился.

Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках.

Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями.

Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом.

В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново.

Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.

Что происходит с костюмами после съемок

Для отечественной киноиндустрии хранение костюмов обходится слишком дорого, поэтому чаще всего изделия расходятся «по рукам». Очень редки те случаи, когда костюм может понадобится в будущих кинолентах. Поэтому многие продюсеры и режиссеры забирают вещи и хранят их самостоятельно, но их дальнейшая судьба уже никому не будет неизвестна.

Костюмы после съемок

К сожалению, многие яркие и красивые костюмы приходится уничтожать, потому что хранить их некому. Некоторые изделия забирают художники по костюмам, которые хранят и ухаживают за ними в частных мастерских. Также они могут устраивать тематические выставки, используя те костюмы, которые удалось спасти от неминуемой гибели.

С театром все обстоит по-другому. Костюмы, предназначенные для театральных постановок, могут хранится в театре годами, ожидая своего появления на сцене. За ними постоянно ухаживает целая группа костюмеров и следит, чтобы они выглядели как новые для следующего спектакля.

Со всех костюмов в буквальном смысле сдувают пылинки, а, учитывая сложность покроя некоторых изделий, такая тщательная опека очень важна для сохранения работ мастеров своего дела.

Знания и навыки

Создатель сценических костюмов должен обладать следующими навыками:

  • уметь рисовать;
  • владеть швейным делом и различать стили в одежде;
  • разбираться в процессе создания костюмов;
  • интересоваться современной модой;
  • знать свойства тканей и иметь навык работы со средствами обработки (художественной);
  • обладать усидчивостью и тягой к кропотливой деятельности.

Кроме того, работник культурной сферы обязан иметь расширенный кругозор, интересоваться различными направлениями в искусстве и музыке. Несомненно, художник по костюму – личность творческая и многогранная, которая постоянно ищет разные источники вдохновения.

Примечательно и то, что данный специалист не сидит на месте, а постоянно находится в «гуще событий». А именно – посещает театры, музеи и концерты. Также специалисту важно находить время для саморазвития.

Художник по костюмам: особенности работы, как часто можно встретить вакансии этой специальности

Образование

Получить специальность «Художник по костюмам» можно в России и за рубежом.

Что касается российских абитуриентов, то им следует обратить внимание на следующие учебные заведения.

  • ВГИК. Данную специальность получают на художественном факультете, называется она «Художник кино и телевидения по костюму».
  • МХАТ. Речь идет о факультете, где получают специальность «Художник-технолог по костюму». Занятия ведутся по авторским программам и индивидуальным планам. В приоритете – практические занятия.
  • РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств). Обучение происходит на постановочном факультете. Это старейшее учебное заведение с богатой историей. Его выпускники являются специалистами высочайшего уровня в сфере культуры.

Как получить лучший опыт?

Ни один университет не даст вам того опыта и знаний, которые необходимы для специалиста по костюмам высшего ранга. Поэтому еще на этапе обучения старайтесь найти подработку в виде ассистента художника по костюмам для обучения.

Так помимо теории вы сможете освоить практические навыки профессии. И еще это вполне способно заменить полноценные курсы художника по костюмам.

Самая огромная сложность заключается в том, что для каждой новой картины вам придется учиться заново. И ваша задача – быстро переключиться с одного образа мышления на другой, суметь погрузиться и изучить описываемую эпоху.

Студентам, мечтающим о работе художника по костюмам, нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню. Этот специалист должен отвечать за все, что находится в кадре: костюмы, головные уборы, обувь, бижутерию и прочие мелочи, которые создают художественный образ и соответствие описываемой эпохе.

Средняя заработная плата по профессии “Художник по костюму” с учетом всех должностей в Москве и по регионам

55 000 Москва 

 49 000 Санкт-Петербург

 38 000 Новосибирск

 33 000 Россия

Источники

  • https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/hudozhnik-po-kostyumam.html
  • https://vplate.ru/professii/hudozhnik-po-kostyumu/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D0%BC
  • https://Zaochnik.ru/blog/cikl-professii-xochu-stat-xudozhnikom-po-kostyumam/
  • https://msk.postupi.online/professiya/hudozhnik-po-kostyumu/
  • https://tvkinoradio.ru/article/article5374-12-knig-dlya-hudozhnikov-po-kostyumam
  • https://ru.jooble.org/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D0%BC/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
  • https://moskva.jobfilter.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D0%BC
  • https://jobeka.com/vacancies-khudozhnik-po-kostyumam-moskva
  • https://ru.jobsora.com/moskva/hudozhnik_kostyumer
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.