Культура и искуство 14.09.2020

Хормейстер – это

22 мин.

Зарождение

хормейстер это

Хормейстер – это дирижер, который вместе с музыкантами и вокалистами репетирует и разучивает партии. Корни этой профессии можно найти еще в Древней Греции. Именно тогда и появилось хоровое пение во время спектаклей. Вместе с ним развивались и новые творческие профессии. Такой «народный хор» сопровождал дирижер, который рассказывал зрителям о том, что будет происходить в определенном акте.

Особое внимание руководителю коллектива начали уделять в середине ХІХ века. Тогда хормейстера называли и головщиком, и регентом, и даже кантором или капельмейстером. Близкие функции мог выполнять также руководитель капеллы. Он состоял при певческих школах и церквях. Но потом руководителю церковного хора отдали отдельную нишу для работ и назвали его регентом.

Стоит отметить, что до ХІХ века дирижер не стоял к залу спиной, как это принято сейчас. Тогда он управлял коллективом, не видя его, усложняя при этом задачу для себя и коллег.

Хор

народный хор

Позже, во время активного развития музыки, исполнительства и современного искусства начала активно развиваться интересующая нас профессия. С этого момента руководитель-хормейстер всегда возглавляет певческие коллективы, не зависимо от того академический это или народный хор. Также он берет на себя ряд дополнительных функций.

В частности, он выступает, как дирижёр академического оркестра. Сегодня, кроме художественной работы, руководитель хора обязан обеспечивать коллективу высокий уровень творческой деятельности, хорошее звучание, командный дух. Важно помнить, что каждый участник ансамбля звучит по-разному, и каждый был обучен разным приемам звучания. Поэтому руководитель хора должен выработать единое направление для всех, чтобы получить качественное вокальное пение.

Чтобы понять, в чем заключена суть работы такого профессионала, важно разобраться и в том, кем он руководит. Хор – это не ансамбль, трио, квартет и так далее. Его главное отличие от остальных видов пения заключено в наличии минимум двух-трех человек, которые исполняют одновременно одну и ту же партию. Также хор может петь в сопровождение аккомпанемента или без него (а-капелла). Сопровождение может проводиться практически любыми музыкальными инструментами, одним из них или даже целым оркестром.

 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ХОРА

Чтобы добиться ровной, насыщенной и яркой звучности, необходимо установить между хоровыми партиями определенное соотношение; нужно, чтобы при любой силе звучания между партиями сохранялось звуковое равновесие, чтобы одна партия не заглушала другую.

А. Наименьший состав хоровой партии
Разберем сначала вопрос о наименьшем составе исполнителей хоровой партии.
Два исполнителя, поющие один голос хорового произведения, образуют по существу хоровую партию; следовательно, восемь исполнителей образуют наименьший состав смешанного хора:
С2+А2+Т2+Б2

Однако, определяя наименьший состав партии, нужно учесть специфическую особенность хорового пения. Дыхание певца солиста предельно, а дыхание хоровой партии, в зависимости от требований партитуры, может быть очень продолжительно. Певец-солист не может без перерыва в пении возобновлять дыхание; в хоровом же исполнении певцы, поочередно «беря» дыхание, могут сделать пение как бы непрерывным. Этот характерный для хорового пения прием называется цепным дыханием.

Цепное дыхание часто применяется, например, в так называемых органных пунктах (выдерживание звука у басов). Органный пункт, рассчитанный на цепное дыхание, мы видим в приводимом ниже примере:
Если хоровая партия состоит всего из двух певцов, то прибегать к цепному дыханию нельзя без явного ущерба для качества звучания. В самом деле, если один из певцов прекратит пение, другой окажется солистом; тем самым нарушится основной принцип хорового исполнения — совместное пение. Характер звучания резко меняется. Хоровая партия, следовательно, должна состоять по меньшей мере из трех исполнителей. Когда один певец переводит дыхание, двое остальных продолжают петь.
Из сказанного вытекает, что наименьшим составом смешанного хора надо считать следующий:

СЗ+А3+Т3+Б3

Мы указываем численно равный состав партий, однако, возможны и отступления от него. Естественно при этом несколько увеличить число крайних голосов. Например, в малом составе смешанного хора возможно следующее соотношение голосов:

С4+АЗ+ТЗ+Б4 и т. д.
 
Б. Средний и большой состав смешанного хора
Удвоив, а лучше утроив число исполнителей малого состава, мы получим хор среднего состава из 24—36 исполнителей.

С13+С23 (+С33)+А13+А23(+А33) женский хор

Т13+Т23(+Т33)+Б13+Б23(+Б33) мужской хор

Среднему составу хора доступно исполнение значительной части хоровых произведений.
Для исполнения хоровых произведений, рассчитанных на усиленную звучность,— будет ли это пение а капелла (а сарpella), то есть без инструментального сопровождения, или с сопровождением—необходимо иметь большой состав смешанного «сора, численностью от 60 до 100—120 человек. Такому хору доступно исполнение почти всей хоровой литературы.

Задача 1. Сообщите количественный состав вашего хора и распределение его участников по голосам. Укажите, к какому типу и виду хора, по вашему мнению, он может быть отнесен.
Задача 2. Сообщите репертуар вашего хора. Сделайте разбор двух партитур из репертуара хора с подробными указаниями, какому голосу вами поручена каждая хоровая партия; если произведение рассчитано на два или па три голоса, укажите, как распределены они между сопрано, альтами, тенорами и басами.
Задача 3. Подберите хоровые партитуры на различные составы однородных и смешанных хоров, от одноголосных до четырехголосных.

  РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ХОРОВ 

Хоры различаются не только по количественным и качественным признакам (малые, средние, большие, массовые, однородные, смешанные), они различаются также и по исполнительскому профилю, по стоящим перед ними задачам. По этим признакам хоры можно разделить на следующие основные группы:

  • I. Концертные хоры (хоровые капеллы).
  • II. Ансамбли песни и пляски.
  • III. Оперные хоры и хоры драматических театров.
  • IV. Хоры музыкальных учебных заведений.
  • V. Народные хоры.
  • VI. Школьные хоры.
  • VII. Самодеятельные хоры.

Широкое развитие художественной самодеятельности в нашей стране привело к тому, что лучшие самодеятельные хоры по качеству исполнения и репертуарным возможностям не уступают профессиональным хоровым коллективам.

Хоровое пение – как средство эстетического воспитания детей в музыкальной школе

В нашей стране огромное внимание уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания является хоровое пение. Через хоровое пение дети приобщаются к искусству, участвуют в нем, познают мир прекрасного.

В музыкальной школе пение входит в цикл музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию и совершенствованию слуха, расширению общего кругозора, воспитанию высокого художественного вкуса. Кроме этого, на занятиях хора детям прививаются основы певческой культуры, они приобретают навыки коллективного исполнительства. Но работа с хором осложнена тем, что в музыкальной школе поют все дети, без специального отбора.

В то же время в коллективе ребенку со средними музыкальными способностями легче раскрыться, почувствовать в себе силы для дальнейшего творческого развития, и даже для сольного выступления в концертах. Из своего опыта могу сказать, что многие воспитанники моего детского коллектива успешно выступают на сцене районного Дома культуры и в ансамбле, и сольно, и ведущими, а также активно проявляют себя в общеобразовательной школе, являясь организаторами многих внеклассных мероприятий, хотя сначала это были замкнутые, стеснительные, неуверенные в себе дети.

Руководитель хора — создатель “Ценностно-ориентационного единства” коллектива

Работа с детским хоровым коллективом требует от руководителя большой организованности,

ясного перспективного представления о педагогическом процессе, как единой согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения учащихся.

Наибольший результат виден у такого детского хора, который развивается в ходе регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная от младшей возрастной группы и кончая старшей. Ребята, прошедшие такую школу хорового пения, на всю жизнь сохраняют любовь к нему и часто продолжают свои певческие занятия во взрослой самодеятельности.

Мне, приехавшей в 1977 году в р/п Мордово, можно сказать, пришлось почти с нуля начать работу по созданию хорового коллектива в музыкальной школе, так как до меня хоровой класс велся не специалистами. Дети посещали предмет плохо и без желания. Разделение на младший и старший хоры было чисто формальным, так как репертуар по трудности и исполнению не отличался друг от друга. Много труда пришлось приложить , чтобы наладить стройную систему, которая существует у нас сейчас.

Если в начале в течение пятнадцати лет я одна вела оба хора, то сейчас руководителем младшего хора является другой педагог, а я занимаюсь с учащимися старшего хора. Но наличие двух руководителей не нарушило сложившейся системы занятий. Между нами существует полное взаимопонимание относительно задач развития и принципов обучения коллектива. Главной заслугой этих лет я считаю то, что хор нашей музыкальной школы сейчас называют “спутником” народного хора, а многие бывшие наши хористы до сих пор поют в народном хоре ЦКД.

Известно, что роль хормейстера в создании коллектива и обеспечения его творческого роста огромна. Большое значение имеет общая музыкальная культура руководителя хора, его способности к управлению им. Но это далеко не достаточно. Дирижер должен хорошо чувствовать и знать природу хорового пения, ясно представлять себе весь сложный и трудный процесс работы с хором, начиная от первых шагов и кончая концертной деятельностью.

Исполнение музыкального произведения коллективом действительно требует огромного взаимопонимания и умения подчинять свои действия единой воле дирижера, отвечающего за конечный результат усилий многих музыкантов.

И руководитель, и хор составляют единое целое. Как хоровой коллектив не может без руководителя осуществлять плодотворную художественную деятельность, так и один руководитель без поддержки коллектива мало что в состоянии сделать. Воспитание сплоченного музыкального коллектива – это задача, которая встает перед многими дирижерами хоров и оркестров; решение этой задачи, помимо чисто музыкальных проблем, включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом.

Руководитель, никогда и ни при каких обстоятельствах, не должен противопоставлять себя хору. Он является для участников старшим товарищем, который одинаково относится ко всем членам коллектива, никому не оказывая предпочтения. Однако это вовсе не предполагает панибратских отношений.

Авторитет руководителя должен быть очень высок, он завоевывается знаниями, хорошей работой и активным участием в жизни хорового коллектива. Руководитель должен быть требовательным в первую очередь к себе. Чрезвычайно важно, чтобы он никогда не терял самообладания и не выходил из равновесия при неудачах. Совершенно недопустима грубость в отношении детей-участников; для них руководитель хорового коллектива должен являться образцом дисциплинированного и тактичного поведения.

Очень важную роль играют и взаимоотношения между самими участниками детского хора. Они могут способствовать успеху в работе или, наоборот, мешать ей. Нельзя допускать, чтобы в хоре были группы, противостоящие друг другу, или отдельные певцы, которые противопоставляли бы себя коллективу: это может создать нездоровую обстановку. Руководителю хора следует постоянно заботиться о том, чтобы отношения в коллективе устанавливались на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Только при этих условиях в хоре может возникнуть коллективная дружба, необходимая для успешной деятельности.

Большое значение для успешной деятельности коллектива имеет его сплоченность, понимаемая как “ценностно-ориентационное единство” (по высказыванию В.И. Петрушина), в которой отражается степень совпадения мнений членов группы по отношению к наиболее значимым для нее объектам. Сближение оценок в профессиональной и нравственной среде, сопровождается ростом эмоциональной привязанности детей к делам коллектива, ростом внутригрупповых коммуникаций.

Если детский хор и его руководитель представляют собой монолитный коллектив, проникнутый пониманием стоящих перед ним художественно-общественных задач, и все его участники относятся к своим обязанностям с полной ответственностью, возникает творческая атмосфера, появляется горячая увлеченность делом, а это создает необходимые предпосылки для укрепления сознательной дисциплины.

Большое значение для хорошей работы детского коллектива имеет совместимость психологических характеристик входящих в него детей. Такие черты личности, как общительность, хорошая работоспособность, способность к эмпатии положительно влияют на успешность совместной деятельности, в то время как подозрительность, самоуверенность и авторитарность препятствуют ей. Серьезные помехи в системе межличностного взаимодействия чаще всего возникают в ситуациях, когда в коллективе хора среди детей ярко заметен разный уровень профессиональной подготовки, способности к творческим решениям.

Групповая деятельность может быть построена как на основе принципов кооперации, предполагающих взаимопомощь и сотрудничество, так и на основе принципов конкуренции, в основе которых лежит идея соревнования участников хора друг с другом. В разные моменты работы руководителя с детским коллективом, при правильном умении регулировать отношения между детьми, эти два принципа могут иметь положительный успех. Отмечая большое значение сплоченности коллектива для эффективности его деятельности В.И. Петрушин, ссылаясь на исследования психологов Г. Келли и Д. Тибо, утверждает, что “до определенного предела межличностная контактность, то есть, теплые и дружеские отношения между участниками хора способствуют повышению успеха в работе, но после перехода критической точки подобная контактность становится отрицательным фактором. При слишком теплых отношениях в коллективе, участники большую часть своей энергии направляют не на работу, а на поддержание хороших межличностных отношений и работа незаметно отходит на второй план”.

Роль дирижера хора в жизнедеятельности коллектива

На успешность деятельности детского хора большое влияние оказывает стиль руководства, используемый дирижером для решения организационных и исполнительских задач.

При авторитарном методе руководства большинство решений принимает сам руководитель. Права подчиненных, в данном случае хористов, на выработку решения игнорируются, ибо к участникам хора дирижер относится как к людям мало компетентным и не обладающим необходимым кругозором. В этом случае хоровой коллектив живет по жестким законам, установленным дирижером, которые надлежит безоговорочно выполнять.

Демократические принципы управления основаны на признании прав хористов участвовать в выработке решений, передачи части управляющих действий воле коллектива.

Третий тип управления называется попустительским, при котором ни руководитель, ни коллектив не обсуждают и не участвуют в поступательном решении коллектива и не намечают перспективы его развития. Результаты деятельности коллектива при таком отсутствии целенаправленного руководства, как правило, ниже среднего.

Использование того или иного стиля руководства детским коллективом зависит от обстоятельств и уровня развития данного коллектива.

При недостаточной квалификации детского хора, их низкой сознательности лучшие результаты может дать директивный стиль управления, четко определяющий функции каждого ребенка в хоре и строгий контроль за их действиями.

Демократический стиль руководства дает наилучший результат в коллективе с разветвленными горизонтальными и вертикальными связями. Участники такого хора отличаются хорошей подготовкой и ответственностью за выполняемое дело. Контроль за деятельностью в этом случае осуществляется не столько со стороны руководителя коллектива, сколько со стороны самих участников процесса.

Попустительский тип руководства хоровым детским коллективом не допустим. У каждого коллектива нет ни будущего, ни результатов в работе, ни интереса у участников самого процесса.

Групповая дискуссия, как один из эффективных методов формирования “ценностно-ориентационного единства”

Одним из наиболее эффективных методов развития коллектива и формирования в нем ценностно-ориентационного единства является групповая дискуссия, посвященная выработке решения по вопросам, связанным с жизнедеятельностью коллектива. Цель групповой деятельности воспринимается каждым ребенком как своя собственная и для достижения прикладывается больше усилий, чем в том случае, когда они приходят к нему со стороны в готовом виде.

В ходе коллективных дискуссий дети лучше узнают друг друга, между ними лучше возникают дружеские и деловые связи, коллектив в целом становится дружнее и стабильнее в отношении неблагоприятных внешних воздействий. Такой метод работы в своем коллективе я использую при подготовке к внеклассным мероприятиям, при посещении и обсуждении классных часов, проводимых другими коллективами: вокальной группой, оркестрами у нас в школе. Такая форма работы помогла при постановке с коллективом музыкальной сказки С. Соснина “Кот в сапогах”, при проведении Лекций-концертов. Детям очень интересно самим участвовать в процессе. В ходе обсуждения того или иного вопроса, я иной раз удивляюсь их мышлению, какие любопытные предложения они могут внести. Наиболее ценные из них я обязательно отмечаю для себя.

Применяя метод групповой дискуссии, следует соблюдать одно важное условие: никогда не критиковать выдвигаемые предложения. Все предложения обсуждаются и по ним принимается коллективное решение.

О правильной постановке учебно-репетиционной работы в хоре

“Руководить – значит приводить коллектив к успеху и к самореализации”. Это значит, что руководитель хорового коллектива должен знать о потребностях и нуждах участников, с которыми он делает общее дело. По выражению лица, по их глазам, жестам, мимике руководитель должен уметь составить себе представление о том, с каким настроением работают его ученики в коллективе. Умение в одном случае приказать, в другом – попросить, в одном случае – улыбнуться, в другом – тактично промолчать, приемы увеличения и сокращения социальной дистанции в интересах дела – все эти тонкости психологии в управлении детьми необходимы каждому дирижеру хора. Важнейшим условием планомерной работы хора является правильная постановка всей учебно-репетитационной работы.

Так трудно поддерживать интерес к работе и дисциплину, если в репертуаре преобладают художественно слабые произведения. Только тогда, когда репертуар, над которым работает хор, является полноценным по своему художественному содержанию, он может пробудить у исполнителей подлинную заинтересованность.

Не меньшее значение имеет и правильная методика работы. Использование правильных и разнообразных методов, соответствующих изучаемому материалу, поможет сделать занятия увлекательными и, следовательно, они будут проходить с наибольшей продуктивностью.

Залогом успешного проведения занятий является также их четкая организация. Они должны начинаться в точно назначенное время, даже если собрались еще не все участники. При таком порядке каждый опоздавший почувствует, что он помешал работе своих товарищей по хору. Это заставит участников подтянуться и повысить дисциплину.

В моей практике был очень интересный случай, когда коллектив смог перевоспитать одну девочку, которая постоянно опаздывала минут на десять. Каждый раз приходилось отвлекаться, пока она пройдет на свое место. Конечно, я ей делала замечания, что надо уважать других детей. Но ей, как я поняла, нравилось привлекать к себе внимание. И вот однажды у меня вырвалась фраза: “О, какое счастье, Инна к нам пришла!”. Она заулыбалась и видно не поняла моей иронии, но это отметили дети. И когда в следующий раз она опоздала, кто-то из хористов захлопал при ее появлении, и спонтанно его поддержали остальные, а я их не прервала. Инна засмущалась, такое поведение сверстников на нее подействовало, и больше она не опаздывала.

Решающее значение в педагогическом процессе имеет высокий профессионализм дирижера. Знание материала, понимание цели, к которой направлена вся работа, четкий план в занятиях, умелое применение методов, твердая деловая дисциплина, творческий подход, внимательное и любовное отношение руководителя к хору – вот фундамент, на котором основывается успех детского хорового коллектива.

Задачи

руководитель хора

Хормейстер – это профессионал с колоссальным уровнем подготовки. Он должен прекрасно ориентироваться в вопросах вокальной культуры и постановке голоса, а также в технике приемов, способах управления командой певцов и т. д. Хормейстер – это человек, который обязан хорошо и четко владеть не только чужими исполнениями, но и своим голосом. Он должен иметь отличное представление о каждом этапе технологии звукообразования, знать музыкальные приемы и уловки, иметь большой опыт и передавать его всей группе.

Дирижёр должен познать технику пластических жестов и творческого подхода к работе, проявлять неординарный подход к каждому заданию. Поэтому стоит знать, что управление хором во время выступления – это только вершина айсберга работы дирижера. Большую часть своего времени и сил этот человек проводит на репетициях при разучивании новых произведений. Также на плечи хормейстера чаще всего ложится подбор репертуара для коллектива, выбор новых участников, прослушивание и разбор на части всех произведений.

Расположение

Хорошему мастеру необходимо уметь ориентироваться в мире музыки и многообразии произведений, отлично знать теорию чтения хоровых произведений. Профессионал также с легкостью определяет, какого голоса не достает его хору, прослушивает кандидатов и выискивает новые «вокалы». Руководитель должен правильно разместить участников хора на сцене (от этого во многом зависит звучание), правильно подобрать каждому партии и органично сочетать всех певцов по тембру и силе голоса.

Перед началом разучивания каждой новой музыкальной постановки хормейстер должен объяснить каждому члену группы его задачу, прорепетировать партию и уладить все детали.

Дирижер академического хора и его жесты

дирижер академического хора

Все чаще хормейстеры отказываются и от всем привычной палочки. Современные мастера знают, что дирижер должен владеть техникой отлично, а вот указывать направления звучания хору можно и плавными кистями рук. Кроме того, хормейстерам разрешено дополнять свои действия легкими передвижениями головы и тела. Каждый взмах руки – это условный жест, который может указывать на смену темпа или ритма, регулирование громкости, силы звучания хора и прочих аспектов исполнения произведения.

Поэтому хормейстер – это дух и сила любого хора, его основа и начало. Без описанного человека десятки и сотни участников группы могут остаться беззвучными и безликими. Даже один промах хормейстера может стать крахом для всего коллектива.

Деятельность дирижера в коллективе

Деятельность дирижера – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей в ней, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений. За дирижерским пультом “проваливались” такие выдающиеся музыканты, как Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Лядов, Глазунов, Шуман, Бриттен, Кабалевский, Хачатурян, Шостакович. Хорошие межличностные отношения, складывающиеся у дирижера с коллективом, помогают детскому хору и дирижеру быть в хорошем контакте и увлеченно служить своему искусству. Черты личности дирижера, стиль его обращения с исполнителями накладывают на коллектив особый отпечаток в манере звучания, что хорошо понимают опытные дирижеры.

Многие дирижеры отмечают, что во время исполнения между ними и музыкантами возникают “духовные токи”, по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижера на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижерского жеста. Большое значение многие дирижеры отдают зрительному контакту. “Глаза всесильны, – утверждает Ю. Орманди – Внушающие, просящие, утверждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем и музыкантами, то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоции дирижера”.

Очень важной проблемой является умение дирижера делать своим ученикам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно. Поэтому дирижер должен быть всегда тактичен и корректен в общении с детьми – участниками своего хора. Ему нужно помнить, что воздействовать на людей надо не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, а для этого надо:

– начинать с похвалы и искреннего признания достоинств исполнителя;

– указать на ошибки не прямо, а косвенно;

– выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;

– создавать детям хорошую репутацию, которую они будут стараться сохранить.

Способность дирижера к общению является одной из составных граней его таланта. И как каждая способность, она поддается развитию. Ошибки в общении дирижера со своими хористами приводят к тому. Что они не раскрывают полностью своих возможностей и не желают работать так, как могут.

Для сохранения хороших отношений с хористами дирижер должен уметь играть попеременно три роли – Родителя, Взрослого и Ребенка. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни хора. Находясь в позиции Ребенка, он может пошутить со своими учащимися, обсудить какие-то личные проблемы детей и т. д.

Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддержанию группового единства хорового коллектива.

Заканчивая рассмотренную тему, подчеркнем:

Деятельность хора требует усилий всех его участников, а поведение каждого человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в ансамблевом или хоровом пении каждый исполнитель-учащийся должен учиться согласовывать свои действия с действиями партнера. Любой коллектив проходит ряд стадий роста. Сплоченный коллектив отличает единство во мнениях, взглядах и установках. На этом пути одним из действенных методов, на наш взгляд, является групповая дискуссия по важнейшим организационным вопросам и исполнительским целям.

Дирижер хора, как отмечалось, может придерживаться разных стилей руководства. Но если ему присущ Демократический стиль, то это говорит о высокой нравственной культуре данного дирижера. Такой руководитель может быть поднят коллективом на такую высоту художественных достижений, на которую не может рассчитывать дирижер при попустительском или авторитарном стиле руководства. Важнейшим условием такого результата является любовь хористов к своему искусству, с одной стороны, и любовь к своему дирижеру – с другой стороны.

Известные хормейстеры

  • Авранек, Ульрих Иосифович
  • Азеев, Евстафий Степанович
  • Альтани, Ипполит Карлович
  • Александров, Александр Васильевич
  • Бах, Иоганн Себастьян
  • Вагнер, Вильгельм Рихард
  • Вальтер, Бруно
  • Галеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли
  • Голованов, Николай Семёнович
  • Данилин, Николай Михайлович
  • Дегейтер, Пьер
  • Дунаевский, Исаак Осипович
  • Елисеев, Виктор Петрович
  • Жуковский, Александр Михайлович
  • Захарченко, Виктор Гаврилович
  • Иванов-Радкевич, Павел Иосифович
  • Казаченко, Григорий Алексеевич
  • Климов, Михаил Георгиевич
  • Музическу, Гавриил
  • Минин, Владимир Николаевич
  • Осацкая Нина Анатольевна
  • Птица, Клавдий Борисович
  • Ровдо, Виктор Владимирович
  • Рыбнов, Александр Васильевич
  • Сандлер, Григорий Моисеевич
  • Свешников, Александр Васильевич
  • Соколов, Владислав Геннадиевич
  • Турецкий, Михаил Борисович
  • Тевлин, Борис Григорьевич
  • Фибих, Зденек
  • Чесноков, Павел Григорьевич
  • Юрлов, Александр Александрович
  • Яначек, Леош

Кубанский казачий хор

Хормейстер - это

200 лет истории. Песни казаков — не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три…» с молодецким посвистом. 1811-й — год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину, — «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Хормейстер - это

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, — хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов, Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Хормейстер - это

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома : «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная…» Так и звучит северный напев — 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Хормейстер - это

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза — не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни — будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хормейстер - это

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира — от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири, а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб — всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Источники

  • https://FB.ru/article/274198/hormeyster—eto-rukovoditel-kollektiva
  • https://ale07.ru/music/notes/song/chorus/horovedenie/type_chorus.htm
  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649903/
  • https://shkolamuzikant.ru/xor-sozdan-chto-dalshe/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  • https://www.culture.ru/materials/79893/o-chem-poet-rossiya
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.