Культура и искуство 14.09.2020

Что такое шелкография: история и технологии печати

17 мин.

История возникновения трафаретной печати

Название «шелкография» (с греч.: «письмо по шёлку») пришло к нам ещё из Древней Греции, где этим термином обозначали ремесленные работы, заключающиеся в украшении шёлковых тканей рисунком или надписями. До сих пор доподлинно неизвестно, где зародилась шелкография, но современные историки относят её появление к Древнему Китаю, ведь именно эта страна именуется «Родиной шёлка» вот уже около 2500 лет. Однако многие учёные утверждают, что к моменту расцвета этого искусства, практически все существовавшие страны имели возможность обрабатывать шёлк.

Нынешние методы шелкографии не имеют почти ничего общего с древними способами печати.

Если заглянуть в доподлинные источники, это ремесло, вероятно, зародилось на берегах Средиземного моря, где располагались такие государства, как Финикия и Месопотамия. Однако предпочтение в вопросе появления и развития шелкографии всё же отдают финикийцам.

Финикийцы – это немногочисленный народ Финикии, предками которого являются семитские племена. В период с IX по III века до нашей эры это государство переживало расцвет и было хозяином Средиземного моря. Финикийские мореплаватели славились своей стойкостью и походами. Основав первые города-порты, финикийцы активно занимались торговлей, продавая как произведённые своими руками, так и завоёванные товары. Если посмотреть на современную карту мира, то можно сказать, что эти моряки добирались до территории современной Дании. Представьте, какое мощное было государство!

Именно финикийцы научились добывать пурпур – первый, можно сказать, краситель, получаемый из пурпурных желёз некоторых брюхоногих моллюсков. Он использовался в качестве косметических средств, вещества для обработки и окраски тканей, а также в качестве материала для произведений живописи. В Финикии так впервые и зародилось искусство письма по одежде.

Стоит отметить, что покраска одеяний осуществлялась «штамповочным» методом, не вручную. Но как? Есть предположение, что Финикия, как самое продвинутое государство того периода, «сотрудничала» с далёкими цивилизациями, которые на тот момент уже имели подходящее для такого дела оборудование. Факт остаётся фактом – вручную сделать это было невозможно. Так и появилась шелкография. С современными способами печати то искусство никак не связано, однако название всё же сохранилось, как и процесс «копирования» изображения путём нанесения нескольких слоёв краски.

Как уже стало понятно, мы пользуемся не достижением шелкографии как ремесла и искусства, мы пользуемся её технологическим прогрессом, который и тогда, и сейчас основывается на переносе разных рисунков и надписей посредством различных «отпечатков», шаблонов и трафаретов. Краска на них наносилась похожими на современные губки и валики материалами. Конечно, люди не сразу научились «штамповать» производство. В древности «штамповка» была чуть ли не самым накладным способом нанесения рисунка: пигментный слой был ненасыщенный, что позволяло мастерам использовать лишь толстые ткани, способные хорошо впитывать влагу. Со временем процесс значительно упростился, пройдя долгий путь совершенствования.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Рекламные сувениры
  • Полиграфические услуги
  • Корпоративные подарки сотрудникам

Лишь через 1800 лет (где-то в 1190 – 13337 годах) процесс трафаретной печати резким скачком перешёл на совершенно новую ступень развития. В городе Камакура, который на тот момент являлся столицей Японии, шёл небывалый расцвет японской культуры. Несомненно, процветала вся страна, но Камакура считалась культурной столицей мира. Средневековая японская культура охватила все виды искусства, не исключая печать. Сначала метод трафаретной печати применялся для украшения доспехов и снаряжения самураев, но после сделанного открытия технология распространилась на очень многие сферы производства. Чтобы материал не искажался, что впоследствии деформировало рисунок, под шаблон стали наклеивать что-то вроде сетки, волокна которой изготовлялись из человеческого волоса. Изображение на такой сетке не соскальзывало, не мялось, не разрывалось, а тонкий волос не был заметен после нанесения пигмента.

Именно с того момента шелкография стала больше походить на современную технологию печати. Позже сетки станут изготавливать из натуральных и искусственных тонких волокон, а также синтетических металлических нитей.

В Европе появление трафаретной печати было связано с изобретением обоев (1750 год, Жан Патильон). Ведущими европейскими державами на тот момент были Англия и Франция. С них и началось распространение шелкографии на этом материке.

Таким образом, ко второй половине XVIII века этот способ печати распространяется по всему миру. И здесь уже ведущую роль играет Америка, где шелкографию стали использовать как элемент любого предмета декорирования: посуды, ткани, мебели, стен, потолков, металлических изделий. С «волосяной» сетки перешли на шёлковую и кисейную, однако с ними нужно было повозиться.

Второй скачок в усовершенствовании этого метода печати произошёл в 1907 году в Англии, когда был впервые запатентован процесс трафаретной печати сквозь натянутую шёлковую ткань, которая была более устойчива, предоставляла расширенный диапазон размеров печати и удобно взаимодействовала в работе с резиновыми валиками (ракелями). Таким образом, появился сам печатник трафаретной печати. Изобретение получило название «печатание шёлковым ситом», его создателем был некий Симон из Манчестера.

Можно сказать, что термин «шелкография» появился именно с момента патента этого изобретения. Той, какой мы привыкли видеть трафаретную печать, она стала в середине XX века, когда этим методом печаталось практически всё: визитки, брошюры, плакаты, ткани, открытки и даже автомобильные номера. Трафаретная печать совсем перестала восприниматься как искусство, как особый вид переноса рисунка из-за своей коммерческой направленности. Рутинная «штамповка» превратила её в незначительное среднее производство, подчиняющееся корпорациям.

На сегодняшний день этот метод широко применяется в разных сферах производства. У шелкографии есть преимущества перед другими видами печати. А главное – то, что она универсальна: текстиль, электроника, автомобилестроение, строительство. Все перечисленные отрасли не обходятся без трафаретной печати.

Что такое шелкография?

Что такое шелкография? Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
Свое название шелкография взяла от англоязычного названия патента начала прошлого века на процесс трафаретной печати «Silk Screen Printing» – дословно можно перевести как «печать шелковым ситом» – печать шелкографией. Считается, что этот способ печати возник далеко в древности, но современный вид и повсеместную востребованность технология шелкографии приобрела уже в середине XX века.

Шелкография – это, по сути, усовершенствованный трафаретный способ печати, вместо термина «шелкография» в полиграфии используется более точное понятие – трафаретная печать.

Понятие шелкографии
Трафаретная печать или шелкография имеет многовековую историю и является способом воспроизведения текстов, надписей и изображений, монохромных или цветных, с помощью трафаретной печатной формы, сквозь которую на запечатываемый материал проникает краска.

Преимущества и недостатки шелкографии

Перейдем сразу к преимуществам и некоторым недостаткам (хотя мы предпочитаем говорить об особенностях, а не недостатках) шелкографии как метода нанесения, а потом разберем саму технологию печати.

Плюсы шелкографии

Пожалуй, одним из главных преимуществ шелкографии можно назвать широкие возможности этого метода печати. Огромный выбор цветов, в частности металлизированных под золото или серебро, флуоресцентных красок. И практически бесконечный выбор материалов и бумаг: для трафаретной печати подойдут самые оригинальные материалы с различной текстурой.

Особое мнение занимает толщина слоя. При трафаретной печати она составляет 10-12 микрон, а в некоторых случаях достигает 500. Объем изображения и текста на материале и обеспечивает особый декоративный эффект. Толщина красочного слоя гарантирует долговечность напечатанных изделий — это ещё одно неоспоримое преимущество трафаретной печати. Для сравнения стоит вспомнить другие способы печати, где речь идет о 1-2 микронах.

Не можем не сказать про краски Pantone в сравнении с шелкографиией. Печать пантонами имеет ряд ограничений по типам бумаги, в то время как в шелкографии отсутствуют ограничения по типам используемых бумаг. Например, печать пантонами невозможна на невпитывающих материалах, таких как металлизированная или прорезиненная бумага. Для печати на этих видах бумаг подойдут фолиевые краски и шелкография как метод нанесения.

Шелкография сочетается со многими видами постпечатной обработки. Например, выборочное лакирование делают прямо через трафарет уже после нанесения краски. Также с шелкографией отлично сочетаются конгрев и тиснение.

Минусы шелкографии

  • Длительность подготовки к работе.
  • Возможность использования только векторных изображений.
  • Невозможность отобразить переходы градиента цвета.

Технология шелкографии

Ключевое понятие шелкографии — трафарет. Он представляет собой форму, на которую натягивают сетку. Чтобы изображение отпечаталось на бумаге, на сетку наносят фотоэмульсию, а потом накладывают фотовывод (позитив). Эмульсию засвечивают и участки, куда свет не попал, вымываются. Так появляется сам трафарет для будущего изображения.

Сетка для трафарета — ситовая ткань — обычно металлическая или нейлоновая. Сетки бывают разные, у каждой свой номер исходя из количества нитей на кубический сантиметр. Выбор сетки зависит от характеристик работы и метода нанесения трафарета.

При печати многоцветного изображения трафарет для каждого цвета изготавливается отдельно.

Готовую трафаретную форму устанавливают на формодержатель и закрепляют. Запечатываемый материал — в нашем случае бумага или картон — фиксируется горизонтально с помощью вакуума или упоров. Краску наносят на форму и ракелем прогоняют ее непрерывным движением, продавливая сетку. Так изображение остается на изделии. Ему осталось только высохнуть.

В трафаретной печати используют особые краски с тиксотропным свойством. Это специальная трафаретная краска, которая меняет вязкость, благодаря чему равномерно распределяется по материалу и дает ровный яркий тон и не дает подтеков при окрашивании даже на вертикальных поверхностях.

В состав краски входит связующее (смола), определенный пигмент, растворители, увлажнители и катализаторы. Увлажнители как обязательные компоненты отвечают за выравнивание краски. Нити сетки так или иначе разделяют краску, а увлажняющая добавка помогает краске заполнять оставшиеся пустоты.
Таким способом наносят изображение не только на бумагу, но и на любой другой материал — пластик, металл, ткань, стекло. В зависимости от материала выделяют виды шелкографии: трафаретная печать по пластику, металлу, ткани, стеклу.

Шелкография в искусстве

Если на ранней стадии своего развития, приблизительно до начала 1950-х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест в ряду других методов создания произведений прикладного и чистого искусства.

В прошедшем столетии шёлкотрафаретная печать получила значительное распространение и использование не только как способ изготовления копий в прикладном искусстве, промышленном дизайне, при создании факсимильных репродукций или в сфере большой полиграфии, но и как один из самодостаточных видов авторской печатной графики — эстампе, обладающей ярко выраженным стилем и возможностями выражения авторского пластического языка. Сегодня шелкография используется многими художниками разных течений, в различных видах (графике, живописи, скульптуре) и жанрах изобразительного искусства.

В XX веке к шелкографии обращались такие разные по стилю мастера, как Вилли Баумейстер и Такесада Матсутани, Косукэ Кимура и Тимур Новиков, Гарри Готлиб и Ричард Гамильтон, Марсель Дюшан и Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Фернан Леже, Джексон Поллок и Джаспер Джонс, Бен Шан и Рой Лихтенштейн, Вилл Барнет и Адольф Готлиб, Джим Дайн и Роберт Индиана, Клас Ольденбург и Том Вессельман, Роберт Мадеруэл и Джимми Эрнст, Стюарт Дэвис, Виктор Вазарели и Трейси Моффат, а также многие другие.

Обычно применение шелкографии в искусстве называется сериграфией. На русском языке история и специфика этого вида шелкографии подробно описана в книгах Алексея Парыгина «Шелкография как искусство» (2009) и «Искусство шелкографии. XX век» (2010).

Шелкографический или трафаретный лак

Это привычные нам глянцевый лак выборочного или сплошного лакирования, рельефный или текстурный лак, используемый для отделки печатной продукции. Технология нанесения трафаретного лака такая же, как и нанесения краски трафаретным методом, которую мы описали выше.

Шёлкография на футболках: что это такое?

Метод нанесения принта на текстиль включает в себя не один технологический процесс, а состоит из совокупности нескольких. Производство футболки с красочным изображением начинается на компьютере.

Стадия создания макета для печати

При заказе текстильных элементов в нанесенным рисунком клиент либо самостоятельно предоставляет макет, либо наши дизайнеры создают для него уникальный принт по его предпочтениям. Для лучшей передачи на ткань используются изображения в векторном формате. Такие фотографии не имеют пикселей и не растрируются при увеличении.

шелкография на футболках - технология

шелкография на футболках — технология

Когда файл в векторном формате готов специалист приступает к созданию позитива либо негатива. Какой формат макета нужен зависит от техники и материалов для экспонирования.

Каждый дизайн-макет разбивается по цветам, всего при технологии шёлкографии допускается использовать до шести разных цветов.

Создание сетчатого трафарета для печати

После подготовки макета для каждого цвета и изготовления пленки необходимо перенести изображение с макета на специальное сито. Сито может быть с разным размером отверстий и плотностью нитей. Если вы обратились к нам, то вопроса, где заказать трафарет для шелкографии у Вас не возникнет.

Перевод пленки на сетчатую ткань производится с помощью специальной фоточувствительной эмульсии, которой покрывают ткань будущего трафарета. Затем макет кладется вместе с нанесенной на ткань эмульсией в установку для экспонирования. Там происходит процесс засвечивания. В местах элементов, где краска будет проходить через ткань, эмульсия разрушается, в других местах она твердеет и не дает позже краске проникнуть.

Когда сито готово, его с помощью специального станка для натяжения очень плотно размещают на алюминиевой раме. Сито к раме приклеивают специальным быстросохнущим клеем. Ткань на раме не должна пружить, а должна быть натянута очень плотно, от этого зависит качество печати.

Процесс изготовления сетчатого трафарета одинаковый для каждого цвета. Чем больше цветов на футболке, тем больше необходимо трафаретов для получения конечного принта.

Как ухаживать за футболкой с шелкографией

Особого ухода такие футболки не требуют. Если при нанесении использовалась качественная краска, а все этапы происходили правильно, то такой рисунок будет держаться долго, не смоется и не потрескается даже после большого количества стирок. Главное, стирать футболку в деликатном режиме, при температуре воды не выше 40 градусов. Нежелательно сушить под прямыми лучами солнца – если рисунок не очень качественный, он может выгореть.

    Как наносится печать

Нанесение печати состоит из нескольких этапов.

  1. Создание макета. Так как шелкография даёт возможность нанести любой рисунок на поверхность, то первым этапом становится создание картинки. Он создаётся на компьютере в векторном формате, благодаря которому картинка не теряет формы и качества при нанесении на ткань и её деформации. Далее это изображение переносится на фоточувствительную плёнку.
  2. Создание трафарета. Далее необходимо создать сито, через которое будет проходить краска. На этом этапе ранее созданный макет переносится на специальную нейлоновую, полиэфирную или металлическую сетку. Перенос происходит с помощью фоточувствительных эмульсий. Они наносятся на сетку макетом. Далее происходит процесс экспонации. Сухой фотослой на макете легко смывается водой, поэтому экспонация происходит путём очищения водой пробельных элементов и полимеризации печатающих элементов в УФ лампе.
  3. Далее происходит подготовка станка и поверхности к нанесению рисунка. В станок закладывается ткань (или другой материал), трафарет, краска. Затем краска распределяется по трафарету с помощью ракеля. Краска через печатные элементы на трафарете проникает на ткань и получается рисунок. На пробельных элементах она задерживается.
  4. Затем происходит просушка изделия. Дополнительно покрывать рисунок какими-либо закрепителями не нужно.

Шелкография – это довольно простой процесс. Настолько, что небольшой ручной станок можно приобрести и заниматься трафаретной печатью дома. Главное, понимать процесс.
Как наносится печать

Области применения

Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.

Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

Шелкография в домашних условиях: наносим изображения на ткань

Сетка для шелкографии

Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно — от ее основы (сетки). Она бывает:

  • Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 — одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
  • Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.

Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.

сетки для шелкографии
Белые и желтые сетки для шелкографии

Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке. К примеру, маркировка на сетке «№120—34» означает, что размер линиатуры — 120 линий на сантиметр, а 34 — это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.

Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD — от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.

При работе с толстым полотном края рисунка теряют четкость. Могут появиться зазубрины. Выбирайте тонкие сетки для мелких изображений.

Рама для шелкографии

Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:

  • многократность использования — в целях удешевления печати;
  • химическая устойчивость — при смывке и нанесении фоточувствительного слоя и краски неизбежен контакт с рамой;
  • жесткость — рамы изготавливают из жесткого, устойчивого к скручиванию и деформации изгиба материала;
  • небольшой вес — рама должна быть легкой, мобильной.

Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.

Альтернатива — алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.

деревянные рамы
Готовые к использованию деревянные рамы

Трафарет без экспонирования и эмульсии

Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии — с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге. Печатайте в черно-белом цвете.

Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С — изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу.

Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура — 180 ०С. Трафарет готов.

термопресс
Так выглядит термопресс

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии — на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой — краска не будет растекаться.

Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, — потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении — примерно 1—3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому — подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло — с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант — закрасить образец маркером.

Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным — трафарет готов.

Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Краска не должна разрушать материал трафарета. Выбирайте ту, что сохнет не быстрее, чем идет печатный процесс.

яркая картинка
Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:


Источники

  • https://slovodelo.ru/poleznye-materialy/trafaretnaya-pechat-raskryvaem-sekrety-proizvodstva/
  • http://www.Print4U.ru/shelkografiya/chto-takoe-shelkografiya
  • https://accent.su/blog/shelkografiya-chto-eto-takoe/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C
  • https://melz-print.ru/blog/chto-takoe-shelkografiya/
  • https://jaay.ru/moda/shelkografija-na-futbolkah-chto-jeto-takoe
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1199459
  • https://print-info.ru/articles/shelkografiya.html
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.