Культура и искуство 14.09.2020

Балетмейстер и сфера его творческой деятельности

17 мин.

История возникновения профессии

Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.

История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

Можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.                                                                                                                                                  
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.                                                                
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

Балетмейстер - это кто?

Особенности профессии

Балетмейстер решает много задач, ведь он не только занимается технической стороной танца, но и является автором хореографических произведений. Балетмейстер проводит творческую работу, его деятельность направлена на повышение профессионального мастерства каждого члена хореографического коллектива или балетной труппы. В его обязанности входит:

  • руководство хореографическими коллективами и ансамблями;
  • планирование и проведение репетиций;
  • выбор репертуара, разработка концепции постановки, распределение танцевальных партий;
  • контроль коллектива: плановые занятия, повышение квалификации, физическая форма и здоровье, другое;
  • оценка перспективности танцоров, проведение проб и внутренних кадровых перестановок;
  • контроль работы костюмеров, декораторов, осветителей и других специалистов, несущих ответственность за оформление;
  • составление сметы и планирование расходов, необходимых для реализации той или иной постановки.

Балетмейстер великолепно знает историю хореографического искусства, его цель – создание интересных танцевальных постановок, которые привлекут максимальное количество зрителей. Эта профессия открыта для профессиональных танцоров, которые по тем или иным причинам больше не могут выступать на большой сцене.

Плюсы и минусы профессии балетмейстер

Плюсы

  1. Балетмейстеры заняты творческой работой, которая приносит им моральное удовлетворение и неплохой доход.
  2. Балетмейстеры, не получившие признание, не останутся без работы. Они могут заниматься с учениками разного возраста в частном порядке, открыть собственную школу или вести блог в интернете.
  3. Работа связана с физическими нагрузками и постоянным движением, поэтому балетмейстеры отличаются крепким здоровьем и не склонны к профессиональному выгоранию.
  4. Профильное образование можно получить как в ссузе, так и в вузе.
  5. Талантливые балетмейстеры, обладающие работоспособностью и силой воли, могут быстро продвинуться по карьерной лестнице.
  6. Нередко балетмейстеры выполняют дополнительные заказы, например, несут ответственность за постановку танцевальных номеров для рекламы, телевизионных шоу, кинофильмов или музыкальных клипов. Все это помогает им приобрести популярность и существенно повысить уровень благосостояния.

Минусы

  1. Растяжение связок, ушибы, синяки, мозоли, деформация пальцев стоп – это лишь малый перечень профессиональных травм, от которых страдают балетмейстеры.
  2. Возможны конфликты, ведь творческие люди очень чувствительные, требовательные и капризные.
  3. Профессия требует полной самоотдачи, ведь график может быть ненормированным, а гастроли – длительными.
  4. Небольшая часть балетмейстеров добивается успеха, многие специалисты на протяжении всей жизни дают частные уроки и работают с непопулярными коллективами.

От артиста балета до постановщика

Великие балетмейстеры сами были артистами балета, учились хореографии, но не только. Балетные и танцевальные школы дают своим выпускникам достаточное образование по истории культуры и литературы.

Естественно, хореографы не перестают учиться практически всю жизнь: быть в курсе традиций и новинок мировой танцевальной культуры – одна из их постоянных задач. Без этого невозможно создать новый образ или отстоять совершенство классического произведения.

Самый высокий уровень – это руководитель или даже создатель танцевального коллектива, у которого есть свое видение развития хореографического искусства. Постановщик отдельных номеров – это тоже балетмейстер, который работает над небольшими формами.

Хореографы, разучивающие с артистами отдельные движения, и репетиторы, занятые отработкой номеров, также являются представителями этой сложной профессии. Разнообразные задачи в ней ведут к одной цели – создать яркое произведение в этом эстетически выразительном, но трудоемком жанре.

Балет невозможен не только без общей концепции, но и без тщательного планирования репетиций и проработки партий.

Из истории русского балета

Первыми постановщиками балетов в России были иностранцы. Так, Мариус Петипа, по приглашению властей приехавший в Россию, поставил десятки спектаклей в ведущих театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Многие из его классических постановок до сих пор пользуются популярностью у ценителей балета во всем мире.

В первой половине двадцатого века мировую известность получили многие балетмейстеры, выходцы из России:

  • Георгий Баланчин;
  • Сергей Лифарь;
  • Леонид Мясин;
  • Бронислава Нижинская;
  • Михаил Фокин.

Советский балет славился не менее великими именами: Дмитрий Брянцев, Владимир Бурмейстер, Рудольф Нуриев, Юрий Григорович, Игорь Моисеев. Заслуженное признание эти великие творцы получили не только в своей стране, являясь лауреатами государственных премий и кавалерами почетных орденов.

Им были присвоены десятки иностранных наград. Так оценивается роль хореографического искусства, которое немыслимо без балетмейстера.

Заработная плата

20.000–30.000 руб.

Место работы

Балетмейстер работает в театрах, опереттах, может быть руководителем балетных трупп.

Обязанности

Балетмейстер разрабатывает систему движений на сцене, определяет грим, выбирает костюмы и декорации. Главная задача — создать танцевальное зрелище, представляющее собой единое гармоничное целое. От того, как будет организовано сценическое действие, как взаимодействуют между собой танцоры, зависит успех всего мероприятия.

Балетмейстер изучает тонкости хореографического искусства, отбирает наиболее удачный опыт и пытается воплотить положительные моменты в своей собственной композиции. Начинаются продолжительнее репетиции, движения оттачиваются до совершенства. Итог работы – показ спектакля зрителю или на съёмке.

Важные качества

В профессии балетмейстера важны такие качества, как: любовь к танцам и, в частности, к балету, упорство, навыки руководителя, творческие способности, крепкое здоровье, ответственность.

Отзывы о профессии

«Мне кажется, в самом человеке творчество заключено. Очень многие талантливые молодые балетмейстеры одарены, прекрасны, интересны как хореографы, но у них может отсутствовать понимание ремесла. А меня учили, что художник должен владеть рисунком. Ты можешь это использовать, можешь не использовать – степень таланта даст тебе возможность творчества, если ты владеешь ремеслом».

Давид Авдыш,
балетмейстер.

Стереотипы, юмор

«Сплочённая недостатками руководителя балетная труппа».

«Балет — искусство, очень ярко отображающее сложность отношений между мужчиной и женщиной, как далеко бы не забрасывал мужчина свою партнёршу, она всё равно возвращается».

Обучение

Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

Балет и хореография – точки соприкосновения

Балетное и хореографическое искусство, несмотря на очевидные различия, все же имеют связь между собой. Уже в начале 20 века стали появляться новаторские постановки, совмещающие в себе балет и другие танцевальные стили. Органичное вплетение в классическую канву танца джаза, латиноамериканских мотивов и восточных направлений вызвало интерес публики своей необычностью, свежестью взгляда. Яркий представитель современного балета – танец-модерн.

Сегодня танцевальная культура выходит за строгие рамки, какими был ограничен классический балет. И если последний – канонический, с жесткой системой правил, не терпящих своеволия, то современный танец адаптируется под время, по-новому трактует известные балетные произведения и стирает границы. И тот и другой имеют своих поклонников.

Отдавая ребенка в балетную студию, родители могут рассчитывать на то, что, обучившись классическим приемам, он сможет быстро приспособиться и к другим танцевальным направлениям, ведь у него уже будет база, на которой строится любой танец. А также пластичность, гибкость и правильное восприятие ритма, музыки. Приходите на занятия в нашу студию, мы уверены – вашему ребенку и вам у нас понравится.

Известные балетмейсеры

Барышников Михаил Николаевич
Барышников Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Барышников (р. 1948), российский и американский артист балета, балетмейстер. В 1967-74 в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. С 1974 года в США.

В 1974-78 Михаил Барышников в труппе «Американский театр балета», в 1978-79 солист «Нью-Йоркского городского балета»; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, «Балет XX века» и др. В 1980-89 директор, балетмейстер и солист «Американского театра балета». С 1990 в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 возглавляет труппу «Уайт Оук Данс Проджект» (Флорида).

Богданов Василий Фёдорович (балетмейстер)

Василий Фёдорович Богданов (14 ноября 1924, с. Круглое, Воронежская губерния — 25 сентября 2014) — русский советский танцор, хореограф, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962).

Годунов Александр Борисович

Александр Борисович Годунов (28 ноября, 1949, Сахалинская область, СССР — 18 мая, 1995, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР (1976).

Захаров Ростислав Владимирович

Ростислав Владимирович Захаров (1907-1984) — российский балетмейстер, народный артист СССР (1969) и Казахской ССР (1958), доктор искусствоведения. В 1934-1936 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, в 1936-1956 в Большом театре. Постановки: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Золушка» Прокофьева и др. Профессор Государственного института театрального искусства (с 1951). Государственная премия СССР (1943, 1946).

Кольцова Мира Михайловна

Мира Михайловна Кольцова (Мириам Михайловна Равичер, 1938, Москва) — советская российская танцовщица (артистка балета), балетмейстер, хореограф, педагог, киноактриса. Народная артистка СССР (1989), художественный руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка».

Кругликов Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич Кругликов (род. 1931 в городе Клинцы Брянской области) — израильский танцор и хореограф народного танца, балетмейстер.

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Окончив Рижское, а затем Московское хореографические училища, он в 1956 году попал в труппу Музыкального театра имени Константина Станиславского  и Владимира Немировича-Данченко. В 1960 году стал солистом Большого театра. А через три года стал самым молодым преподавателем в Московском хореографическом училище.

Лифарь Серж

Серж Лифарь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь) — балетный танцовщик, хореограф и балетмейстер, большую часть жизни работавший во Франции. Основатель Парижского университета хореографии и Университета танца. Выходец из России. В середине 1920-х годов он был ведущим солистом «Русского балета» Сергея Павловича Дягилева. С 1929 года — ведущий солист балета театра Парижской оперы, а позднее и его балетмейстер. 

Мальцагов Докку Ахмедович

Докку (Докка) Ахмедович Мальцагов (8 декабря 1950 года, Ленгер, Южно-Казахстанская область, Казахская ССР, СССР) — солист ансамбля «Вайнах», педагог, балетмейстер, руководитель школы искусств имени Махмуда Эсамбаева, член жюри Международного фестиваля-конкурса сольного танца имени Эсамбаева, Народный артист Российской Федерации. 

Мясин Леонид Фёдорович

Леонид Федорович Мясин — русский и американский танцовщик, балетмейстер, сочинивший около 100 балетов разнообразных жанров (от балетов-буфф, доходящих до бурлеска, с точной обрисовкой характеров и нравов, до симфонических, порой аллегорических, балетов), тематики, стилей. В своих произведениях он использовал многообразие пластических «языков» — классический танец, акробатические движения, разнообразный танцевальный фольклор. Часто был первооткрывателем в хореографии, его произведения вызывали бурную полемику. Эта «его способность меняться от стиля к стилю, сохраняя свое, мясинское, лицо и есть то, что делает его наиболее представительным из всех хореографов XX века» (Дж. Синклер).

Нижинская Бронислава Фоминична

Бронислава Фоминична Нижинская — русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер, хореограф и балетный педагог. Один из реформаторов хореографии XX века. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.

Нуреев Рудольф Хаметович

Рудольф Хаметович Нуреев родился в Сибири, в Иркутске, вдалеке от столицы. Танцевать он начал достаточно рано: сначала был участником детского фольклорного ансамбля, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом одной из основных балетных трупп страны – балета театра имени С. Кирова (сегодня ему возвращено прежнее название – Мариинский театр).

Плисецкая Майя Михайловна

Майя Михайловна Плисецкая — российская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Премия Анны Павловой (1962, Париж), Ленинская премия (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). Доктор Сорбонны (1985).  

Фокин Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Фокин — русский танцовщик, балетмейстер, педагог. Реформатор балета начала 20 века. С 1898 в Мариинском театре, в 1909-1912, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции. Занимался педагогической деятельностью. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Николай Андреевич Римский-Корсаков, Петр Ильич Чайковский), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: «Шопениана» на музыку Фридерика Шопена (1908), «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского (1911), «Синяя Борода» Петра Петровича Шенка (1941).

Элимбаев Топа Хамитович

Элимбаев, Топа Хамитович (4 мая 1945 года, Карагандинская область, Казахская ССР, СССР) — танцор, балетмейстер, основатель и руководитель ансамбля «Зия», Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Российской Федерации, Народный артист Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской, Дагестанской, Северо-Осетинской АССР, Карачаево-Черкесской автономной области, Народный артист Республики Ингушетия, лауреат многих международных фестивалей, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола Чечено-Ингушской АССР, обладатель высших государственных наград Иордании, Испании, Португалии, Мозамбика.

Известные танцоры балета женщины

Балерина, одно слово дает возможность представить маленькую, тоненькую и красивую девушку в белоснежной пачке. Раньше звание балерины могли носить далеко не все танцовщицы. Его могли получить только самые достойные девушки, которые достигли артистических наград и заслуг. Стать солисткой балетной пьесы – было практически не реально для молодых девчонок. Но те, кто прошли балетную школу, имели поражающий талант – добивались успеха уже в первые 2 года. Многие, до конца пытались достигнуть приближенного успеха, а не успев – уходили на пенсию.

Россия, как никакая другая страна, славится своими актрисами балетного театра. И мы подобрали ТОП-3 самых известных женщин балетмейстеров.

  1. Иветт Шовире –  прима-балерина и педагог Парижской оперы. В 1930 годах, маленькая, желающая добиться успеха, девочка училась у русских эмигрантов Князева и Гзовского. В 20 лет стала танцевать в первых рядах, а после получила звание первой танцовщицы.  Исполняла важные партии «Жизель» и «Мираж». В 1972 году, в последний раз вышла на сцену Оперы Гранье. А после, Франция получила премию имени Иветт Шовире.
     
  2. Плисецкая Мая Михайловна – русская балерина 1940 годов. Как говорят хореографы: «Ее танцевальный почерк, не спутаешь ни с каким другим». Она окончила московское хореографическое училище, а с 1943 года стала работать в театре. Прима, выделялась своей четкостью, лаконизмом движений и артистичностью. Она достигла больших высот в мире театра и балета, порадовав зрителей своей игрой и манерой.
     
  3. Анна Мария Прина – итальянская прима-балерина, педагог, переводчик и организатор театра. В 1963 году по обменному контракту с СССР, приехала в Москву, где проходила стажировку. Побывав в Питере и Москве, вернулась в Италию, где ее пригласили возглавить балетную школу Ла Скала. За свою деятельность была награждена множеством русских и международных наград.

Выдающиеся танцоры балета мужчины

Удивительный и интересный факт, но до 18 столетия балет танцевали только мужчины. Если раньше звание балеруна считалось почетным и значащим, то современное общество достаточно странно относится к танцорам мужчинам. Но это не влияет на то, что именно мужчины были основателями этого вида искусства и продолжают принимать в нем активную роль. Ведь грации красивых, статных, накаченных парней – может позавидовать каждый, а стать известными – далеко не все. Давайте познакомимся с 3-мя танцорами театрального балетного танца.

  1. Петипа Мариус Иванович – русский балерун. Кто не знает его имени – не знает балета. Балетмейстер родившейся во Франции, проработавший всю жизнь в России. С самого детства мальчик пробыл на сцене, поскольку его родители были известными балетмейстерами. Он сразу был отдан в танцевальную консерваторию на скрипку, а случайным образом попал к своему отцу в балетный класс. Где все и узнали о великом таланте. В 1911 году на сцену балетного театра вышло сразу три брата Петипы, вместе с двумя сестрами. А первое выступление балетмейстера в России – поразило зрителей в 1850 годах, собственно с чего и началась его работа в Российской Империи. Считается, что именно Петипа превратил балет в хореографическое повествование.
  2. Николя Ле Риш – современный актер балетного театра Франции. Родился в 1972 году, в 10 лет поступил в балетную школу. В 16 лет его приняли в кордебалет, и он стал подниматься по карьерной вершине танцора. В 1990 году парень достиг сольных выступлений, а в 1991 году стал премьером балета. Имеет множество международных наград. А исполнив партию Ле Риш – становится «этуалью» – звездой современного балета.
  3. Нижецкий Вацлав Фомич – русский танцовщик и хореограф польского происхождения. Он является новатором балетного танца в России, и ведущим участником балета Дягилева. Парень родился в Киеве в 1889 году, в семье балерины. В 1907 году он окончил танцевальное училище и был принят в Мариинский театр, где проработал долгое время. Хореографы выделяли его ловкость, легкость и непринужденность движений. За что в будущем, он стал известным и начал ставить уже личные балеты «Весна священная» и «Игры». Молодой артист сумел стать успешным хореографом и удивить публику экспрессионистским балетом.

 Знаменитые хореографы

Практически каждого знаменитого балетмейстера можно назвать – успешным хореографом. Поскольку, карьера балерин и балерунов перерастает в преподавание своего искусства. Это люди, которые познали свои страхи, прошли ряд тяжелейших и невыносимых тренировок – открывают искусство балета ежедневно. Они вкладывают свой опыт в маленьких детишек, веря в их успех и талант. Для многих, хореограф балета покажется жестким, бездушным человеком. Но только с помощью трудных и длительных тренировок, дикой дисциплины, соблюдению диеты – можно вывести актера в почетные ряды солистов.

Никто не поспорит, что именно хореографы России, считаются самыми высококлассными мастерами своего дела. И мы рекомендуем ознакомится с фамилией каждого. Такие люди и двигатели искусства достойны нашего внимания.

 Знаменитые хореографы:

  • Мариус Петипа.
  • Игорь Моисеев.
  • Леонид Якобсон.
  • Алла Сигалова.
  • Александр Гриль.
  • Геннадий Клыков.
  • Татьяна Баганова.
  • Ольга Пона.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер – это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.

Источники

  • https://windows10official.ru/chem-otlichaetsya-horeograf-ot-baletmeistera-prezentaciya-professiya–/
  • https://var-veka.ru/blog/baletmeyster.html
  • https://www.profguide.io/professions/baletmeister.html
  • https://finleaks.ru/kto-takoj-baletmejster-i-chem-on-zanimaetsya/
  • https://mycalling.ru/baletmejster.html
  • https://irbis-dance.ru/articles/chem-otlichaetsya-balet-ot-horeografii/
  • https://www.personbio.com/sel_rod_zan.php?id_fam=343
  • https://argumenti.ru/culture/person/2020/01/647140
  • https://FB.ru/article/169947/baletmeyster—eto-kto-izvestnyie-baletmeysteryi-mira
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.