и
IТ и Интернет 02.08.2020

Как использовать VR-технологии для бизнеса?

16 мин.

Описание бизнес-идеи

Аттракцион виртуальной реальности даёт человеку возможность погрузиться в интерактивное пространство, созданное с помощью технических средств и программного обеспечения. Иными словами, компьютерные технологии позволяют создать имитацию трёхмерного мира, с которым пользователь может взаимодействовать. При этом он чувствует себя так, будто всё, что там происходит, – реальность.

ВР включает в себя:

  • трёхмерные изображения, которые воспринимаются человеком в натуральную величину;
  • возможность отслеживать движения головы, рук, глаз, совершаемые пользователем, и корректировку изображения на мониторе.

Область применения устройств с «эффектом присутствия» за последние годы вышла далеко за рамки геймерских нужд. Сегодня такие приспособления могут использоваться для проведения ярких презентаций, деловых переговоров, обучения и разработки оригинальных аттракционов.

Актуальность бизнес-идеи

Виртуальная реальность как бизнес актуальна в крупных городах, где сосредоточено население со средним уровнем дохода. Интерес к компьютерным технологиям продолжает возрастать. Ещё совсем недавно были популярны интернет-клубы, а сегодня потребность в них отпала – каждый желающий может играть и работать за компьютером у себя дома.

То же самое может произойти в ближайшем будущем и с виртуальной реальностью. Пока оборудование для погружения в интерактивный мир недоступно широкой публике ввиду высокой стоимости, у инвесторов есть возможность зарабатывать на аттракционе ВР. Это направление сейчас активно развивается, потому что новая услуга привлекает тех потребителей, которым уже надоели традиционные развлечения.

Девушка в очках виртуальной реальности

О развитии технологии

Многие крупные компании, работающие в сфере электроники, продолжают совершенствовать устройства с «эффектом присутствия». Ассортимент таких приспособлений на современном рынке является довольно внушительным – от простейших 3D-очков до шлемов-масок, работающих под управлением собственного программного обеспечения.

Область применения устройств с «эффектом присутствия» за последние годы вышла далеко за рамки геймерских нужд. Сегодня такие приспособления могут использоваться для проведения ярких презентаций, деловых переговоров и разработки оригинальных аттракционов.

Ввиду высокого спроса на подобные технологии, они считаются отличным направлением для развития бизнеса. К тому же, ведение подобной деятельности требует сравнительно небольших вложений (до 100000 рублей) и характеризуется простотой в организации.

Разновидности

Аттракционы виртуальной реальности являются довольно новым направлением в бизнесе, которое активно развивается. С каждым годом увеличивается количество доступной аппаратуры, что позволяет расширять рамки подобных развлечений.

одна из разновидностей клуба ВР

Кроме использования оборудования с «эффектом присутствия» по прямому назначению, существуют и другие варианты ведения vr бизнеса. Рассмотрим их подробнее:

  1. Торговля оборудованием. Учитывая большой спрос на подобные устройства, это направление бизнеса является весьма перспективным. Оно потребует значительных вложений и тщательного анализа рынка.
  2. Предоставление оборудования в аренду. В таком случае поиск места для размещения аттракционов и все сопряженные с этим бизнесом риски ложатся на плечи арендатора. Вы же получаете гарантированный доход от использования аппаратуры.
  3. Виртуальный шопинг. Крупные интернет-магазины предоставляют своим клиентам услугу виртуального посещение торговых площадок. Яркий пример такого портала – Алиэкспресс. Данное направление vr бизнеса считается перспективным, но пока не получило должной популярности среди пользователей.
  4. Обслуживание и ремонт оборудования. В будущем, данный вид деятельности будет пользоваться высоким спросом. Уже сегодня многие предприниматели предпочитают пригласить специалиста для настройки аппаратуры, нежели самим разбираться в тонкостях ее работы.
  5. Продажа контента. Речь идет как о разовых акциях по реализации мультимедийных пакетов, так и о реализации софта на постоянной основе. Подобный вариант бизнеса требует налаживания контактов с правообладателями. По сути, вам придется стать брокером компании-разработчика, что снизит размер возможного заработка.

VR-технологии не стоят на месте, а потому следует ожидать и других направлений развития данного бизнеса.

Реализация дополнительных аксессуаров

2

Почти все имеющиеся сегодня на рынке VR– и AR-продукты фактически представляют собой аксессуары для PC, консолей или мобильных девайсов. Но в данном случае работает принцип матрешки, поэтому аксессуары могут тоже иметь аксессуары.

Мобильный VR и AR в целом в данном плане может предложить немного — какие-то чехольчики и прочую мишуру. Быть может, зайдут и контроллеры для портативной виртуальной реальности, но резон делать их источником дохода спорный.

Во взрослом VR есть куда разогнаться. Уже сейчас можно говорить о реализации Oculus Touch и джойстиков от Xbox One для Rift, Vive Controller для детища HTC, Move и DualShock 4 для PlayStation VR — как показывает опыт предыдущих лет, все это будет регулярно ломаться и требовать замены. Отличный вариант.

Виртуальный онлайн-шопинг

Как использовать VR-технологии для бизнеса?

Если верить TechCrunch, Alibaba уже сегодня ориентируется на вектор дополненной реальности, который потенциально значительно увеличит продажи интернет-магазина. В этом ему планирует помочь Magic Leap, у которого уже имеется соответствующий AR-опыт.

Уверен Amazon и eBay поддержат начинания китайского конкурента. Все они вместе станут законодателями мод в шопинге средствами виртуальной и дополненной реальностей — мечты всех этих наших теле-магазинов.

Скорее всего, к 2020 году даже отечественные интернет-ритейлеры поддержат свежее веяние, поэтому действительным или потенциальным владельцам площадок необходимо задумываться об этом уже сегодня.

Пресловутый фримиум — куда же без него

6

Уверен, компания Supercell уже вовсю «пилит» какой-то интересный VR-проект, который будет распространяться по условно-бесплатной системе. Учавствовать в нем можно будет абсолютно свободно, но за дополнительные возможности придется заплатить.

Как это работает в случае все с теме же играми? Добавляем в проект магазин, в котором за виртуальные блага отдают реальные деньги. При этом их можно добыть и игровым путем, только это куда дольше, чем нажать пару кнопок, которые спишут n-ную сумму с карты заядлого геймера.

Чтобы добавить что-то подобное в свой проект, неплохо бы разобраться в основах программирования под Unity – источник 99% всех нынешних игр и приложений для VR:

Ещё больше роликов по теме найдете на официальном портале помощи VR-разработчикам .

Организационный план

Открытие аттракциона виртуальной реальности не сопряжено со сложностями. Этот вид деятельности не требует лицензирования, сертификации – нужно лишь встать на учёт в налоговой инспекции. Далее предпринимателю предстоит заключить договор на аренду помещения и купить оборудование.

Оформление документов

Содержание статьи

  • Оформление документов
  • Помещение
  • Оборудование
  • Софт и контент
  • Персонал
  • Реклама
  • Сколько нужно денег для старта?
  • Сколько можно заработать?

Чтобы работать официально вам нужно будет оформить документы и получить разрешения от проверяющих служб.

  • открыть ИП.
  • указать ОКВЭД. Для России это — код ОКВЭД 92.29 «Услуги зрелищно-развлекательные». Для Украины – 93.29.
  • подписать договор аренды на помещение.
  • получить разрешения от СЭС и пожарной службы.
  • оформить на работу персонал.

Если вы новичок и не знаете, как все правильно сделать, можете обратиться за помощью к юристу, чтобы избежать штрафов в будущем.

Помещение

Поиск помещения под бизнес на аттракционах виртуальной реальности стоит начинать только после того, как вы определитесь с форматом.

Как использовать VR-технологии для бизнеса?

Тут есть несколько вариантов.

  1. Точка в развлекательном ТЦ, где будет установлена одна система VR. Это самый бюджетный вариант старта данного бизнеса. Вам нужно будет подобрать помещение 5 – 6 кв.м. Проблем с коммуникациями в таких ТЦ обычно нет, так что и ремонтные работы проводить не нужно будет. Главное тут – это проходная зона, чтобы привлекать как можно больше клиентов в свое заведение.
  2. Полноценная зона VR. Для этого потребуется намного больший стартовый капитал. Основные затраты пойдут на оборудование для нескольких игровых мест, а главное – это ежемесячные платежи за аренду помещения. Если игровых установок несколько, то нужно высчитывать площадь помещения исходя из показателей 10 – 15 кв.м. на одно рабочее место. Учитывайте этот факт. Также, дополнительно, нужно будет оформить место для администратора и систему хранения верхней одежды.

Если говорить о локации, то открываться в отдельном помещении с форматом виртуальной реальности, смысла практически нет, потребуются огромные вложения в рекламу. Лучшим решением будет развлекательный ТЦ, куда люди нацелено приходят отдохнуть и готовы потратить деньги за получение интересного опыта в изучении новых технологий.

В этой статье мы разберем первый вариант, а именно бюджетный старт своего дела.

Оборудование

Стоимость базового комплекта для аттракциона виртуальной реальности начинается от 70 000 рублей. Сюда ходят 3D-очки и их аналоги, работающие на программном обеспечении, которое предоставляет поставщик, манипуляторы и высокоскоростной компьютер с высокой производимостью, мощным (и обязательно лицензионным) ПО и сильной видеокартой. Для создания большего эффекта присутствия в игровом мире можно также приобрести подвесное кресло – именно этот вспомогательный элемент и привлекает большинство поклонников данного вида развлечений, потому что именно так они чувствуют себя наиболее включенными в вымыленный мир.

Если же ваша цель – не простенький аттракцион, а развлечение более высокого класса, то обратитесь к фирме «Oculus VR» -» единогласному лидеру в сфере производства оборудования для виртуальных аттракционов. Установку «Zero Gravity», основой которой является шлем виртуальной реальности «Oculus», по праву считают жемчужиной последних разработок в сфере высоких технологий, так как в ней учтены, пожалуй, все просчеты, допущенные другими производителями. Вам же, для усиления востребованности вашей услуги, достаточно будет приобрести только упомянутый шлем, потому что качество воспроизведения и восприятия игрового мира в нем и в 3D-очках отличается так же, как отличается качество картинки на плазменном домашнем кинотеатре и скромном ламповом телевизоре.

Дополнительную привлекательность шлемам «Oculus» придает тот факт, что на сегодняшний день рядовые российские пользователи не имеют возможности приобрести их. Продукция данной фирмы еще не поступила в массовую продажу, однако предприниматели имеют возможность купить «версию для разработчиков», заработав тем самым множество очков к интересу пользователей своей услуги (что может обойтись в сумму до 50 000 рублей с учетом расходов на транспортировку и вариант работы с перекупщиками).. К тому же ассортимент лицензионных игр, адаптированных к шлемам виртуальной реальности, достаточно ограничен, тогда как программисты «Oculus VR» разработали достаточно богатую картотеку игр исключительно для аппаратуры своей компании.

Хотя на этапе раскрутки не обязательно делать ставку именно на игры – сейчас клиенты еще не избалованы виртуальными развлечениями, и часто им хватает пассивного погружения в вымышленный мир.

Шлем Oculus

На данный момент оборудование не поступило в массовые продажи на территории РФ, но доступно предпринимателям в качестве версии для разработчиков. Цена на представленный аппарат с учетом пересылок и наценку посредников варьируется от 40 до 60 тысяч рублей. Что касается ассортимента игр к нему — компания Oculus VR разработала внушительную коллекцию для конкретной аппаратуры. Впрочем, потребитель не сетует на отсутствие игр: достаточно пассивного изучения виртуального мира с помощью аттракциона.

Персонал

Для полноценной работы аттракциона виртуальной реальности нужно рекламировать услугу, продавать ее и консультировать клиентов. Теоретически с этим можно справиться самостоятельно, а можно нанять сменного сотрудника. При этом обязанности по рекламе и ведению документооборота берет на себя владелец бизнеса. Также заложите в зарплатный фонд разовые расходы на мастера по оборудованию.

Для продажи и консультирования наймите студентов, которым интересны гаджеты и компьютерные игры. Работа посменная: выход оплачивается по 1000 рублей. Итого за месяц — 30’000 на двух сотрудников. Можно мотивировать ребят дополнительной премией за большое количество клиентов, например, поставить им план, выше которого они получат прибавку к оплате смены.

Софт и контент

Покупки оборудования не достаточно и для работы VR пространства вам нужно будет покупать лицензионные игры и контент, который создается в формате 360 градусов. На рынке есть и бесплатные решения, как игры, так и видео, но самые интересные новинки, за которыми и приходят люди – это платные игры.

Как использовать VR-технологии для бизнеса?

На ваш рабочий компьютер нужно будет создать аккаунт в Steam, после чего в разделе «Виртуальная реальность», можно покупать лицензии на интересующие вас игры. Не забудьте справа выбрать конкретно вашу систему, в нашем случае это HTC Vive. Ценник на игры от $5 — $6 и выше. Сложные игры стоят около $30 — $40.

Сколько нужно денег для старта?

Составляя бизнес план пространства виртуальной реальности, вам нужно учесть все статьи расходов.

Стартовые вложения

  • покупка оборудования – $3600 — $5000
  • покупка лицензий на игры – $250 — $300
  • оформление документов – $150
  • рекламные материалы (логотип, вывеска, листовки) – $180

Ежемесячные вложения:

  • аренда помещения –  от $25 за 1 кв.м. + коммунальные платежи.
  • налоги – $200
  • заработная плата сотруднику – небольшая ставка + % от прибыли.
  • реклама – $80 — $120
  • покупка новых игр и контента – $50 — $70

Вы можете сэкономить бюджет, купив б/у системы, но в таком случае лишаетесь гарантии на ремонтные работы, что также важно при ведении данного бизнеса.

Сколько можно заработать?

Чтобы понимать сколько можно заработать денег на виртуальной реальности нужно оценить средний прайс лист на услуги.

Будние дни до 19:00 – $7,6 — $8 за 60 минут игры. Сюда входит 10 минутный инструктаж и 50 минут игры. Последующие игры не нуждаются в инструктаже и игровое время увеличивается.

Будние дни после 19:00 и в выходные – $9 — $10 за 1 час игры с одного человека.

Если у вас несколько систем вы можете предлагать командные игры, так как есть такие варианты во многих играх.

Умножив эти цифры  на количество рабочих часов, вы сможете прикинуть сумму заработка, в конкретно вашем случае.

Выводы. Бизнес в формате VR – это новая ниша, где уже есть конкуренция, но все же еще можно стартовать и начинать зарабатывать. Важно выбрать качественное оборудование и проходное место для установки его в развлекательном ТЦ.

Покупка франшизы

Приобретение франшизы VR поможет сократить время и расходы на продвижение проекта. Сотрудничество с раскрученным брендом дает возможность использовать его имя, слоганы, интеллектуальную собственность. Учитывая, что виртуальная реальность как явление еще недостаточно прочно вошло в жизнь, затраты и время продвижения собственного бизнеса будут достаточно велики. Это может стать опасным затруднением, способным сделать развитие проекта попросту невозможным.

Покупка франшизы дает возможность решить большую часть проблем еще до их возникновения. Использование известного имени, наработок и возможностей известного клуба, бренда или компании VR снизит риски, сократит до минимума время продвижения проекта и в кратчайшие сроки выведет его на максимально возможный уровень доходности.

Компания-франчайзер производит консультационную, техническую поддержку на всех этапах деятельности начального периода, предоставляет доступ к товарному знаку, программному обеспечению, проводит тренинги, обучающие семинары, прочие обучающие мероприятия.

Как сделать бизнес на виртуальной реальности?

Виды виртуальных франшиз

Какие форматы франшиз можно отыскать в России? Один из способов погружения в виртуальную реальность – применение шлемов производства компании Oculus VR. Известны несколько зарекомендовавших себя моделей, среди которых пользуются популярностью Oculus Rift и Oculus Rift DK2. Закупая продукцию за рубежом и преодолевая цепочку таможенных злоключений, отечественные бизнесмены организуют на основе редкого в России товара небольшой бизнес. В течение 5-10 минут они разрешают клиентам насладиться виртуальной реальностью и зарабатывают на этом хорошие деньги. В качестве примера франшизы аттракционов на основе шлемов Oculus VR можно назвать «Аттракцион виртуальной реальности 360°». По расчетам франчайзера, для старта партнеру потребуется сумма от 60-150 тыс. рублей, которая окупится уже через 1-2 месяца. Ежемесячные затраты владельцы франшизы обозначают в размере 35-40 тыс. рублей, а возможную прибыль – до 180 тыс. рублей при максимальной нагрузке.

Данный сегмент не стоит на месте и постоянно пестрит новинками. В частности в 2015 году на рынок вышла франшиза бренда Fibrum, которая основана на использовании мобильных шлемов виртуальной реальности, аналогов которым на российском рынке еще нет. Шлем работает с любым смартфоном с диагональю от 4 до 6 дюймов и не зависит от вида платформы (подходит для iOs, Android, Windows Phone). За прокат взимается сумма около 150-200 рублей. Для открытия своей прокатной точки потенциальному франчайзи понадобиться от 158-228 тыс. рублей и 2-5 кв. метров площади в киоске или островке ТЦ. Роялти устанавливается в размере 10% от оборота, но платежи должны составлять не менее 10 тыс. рублей. По данным франчайзера, окупиться бизнес должен уже через 1-2 месяца после старта.

Другие виды франшиз близки по своей сути к технологиям 5D-кинотеатров. В частности, среди предложений выделяется франшизы отечественной компании Yotto Group. На основе разработок собственных инженеров компанией были созданы так называемые интерактивные кинотеатры и аттракционы Exo Box и Exo Skelet. Главное их отличие от 5D в интерактивности. При помощи джойстика посетитель может управлять движением платформы и совершать какие-либо действия, например, стрелять и поражать цели, а следовательно, управлять сюжетом фильма или игры. В результате клиент становится активным участником происходящего, а его удачи или неудачи добавляют в процесс соревновательный фактор.

Также как и в 5D, у предпринимателя есть возможность снабдить аттракционы спецэффектами  («Ветер»,«Брызги воды», «Шипение в шею», «Молния» и «Мышиные хвостики»). Инвестиции в интерактивные аттракционы от Yotto Group составят от 1,7-2,5 млн. рублей, а окупиться вложенное в течение 6-12 месяцев с момента запуска аттракциона. Заключая договор, в зависимости от формата франшизы франчайзи обязуется выплачивать роялти в размере либо 5% от оборота либо 40 рублей с запуска одного экзофильма. В теории франчайзер обещает партнерам прибыль от 300 тыс. рублей в месяц.

Еще один трендовый бизнес, в котором начинают развиваться франшизы, связан с созданием уникальных видео и «живых» 3D фотографий. В специальных мобильных студиях посетители могут сняться в забавном клипе. К зеленому фону, как в кино, добавляется виртуальная реальность. Популярными забавами в  частности стали «танцующие головы», когда к головам героев в клипе подставляются остальные виртуальные танцующие части тела. Также распространены студии дополненной реальности, где невымышленным в клипе остается лишь сам герой, а вся обстановка вокруг него проектируются на компьютере. В результате на экране человек может увидеть себя в роли укротителя хищных животных, в роли популярной телезвезды и т.д.

В качестве примера франшизы студии 3 в 1 («танцующие головы», дополненная реальность и оживающие 3D-фото) можно привести сеть Sugar Dance – проект российской компании GreenRoomWorkers. На площади в 4 кв. метра в ТЦ компания предлагает поместить студию со всем оборудованием, общий вес которого составляет всего 92 кг. По примерным оценкам, для старта по этой франшизе понадобится сумма от 430 тыс. рублей. Приобретать полный пакет будущему партнеру необязательно. Телевизоры, видеокамеру, акустическую систему и бесперебойник можно купить на месте и провести запуск самостоятельно.

Наконец, самыми популярными направлениями можно назвать аттракционы воссозданной реальности, где человек сам без каких-либо устройств-посредников принимает участие в действии. Самый ходовой формат франшиз – квест-румы. Посетители квест-румов попадают в запертую комнату и за определенное время (обычно 60 минут) стараются решить головоломки и загадки для того, чтобы найти выход наружу. Подробный обзор франшиз квест-румов читайте в отдельном материале нашего портала.

Примеры бизнеса и франшиз

Существует масса вариантов приобретения франшизы по той или иной цене, с различным сроком окупаемости или доходностью. В качестве примера можно привести франшизу клуба «Империя VR», имеющей несколько сетевых направлений как в России, так и за рубежом.

Компания ведет полное консалтинговое сопровождение клиента, предоставляет все необходимые средства ведения бизнеса. Проект имеет весьма привлекательный срок окупаемости — около 2-3 месяцев, но это полностью зависит от условий работы и эффективности пользования.

Кроме того, привлекательными выглядят многие другие варианты, например, франшиза виртуальной реальности FIBRUM. Заработок возможен как на демонстрации аттракционов, так и на реализации оборудования, в частности — шлема VR. Привлечение дополнительных элементов в бизнесе увеличивают его успех, позволяют расширить количество пользователей, усиливает интерес к направлению.

Также известны и могут быть рассмотрены другие варианты:

  • «Виртуальный Мир»
  • «VersusVR»
  • «Полет на Драконе» и т.д.

Маркетинг и реклама: эффективные способы привлечения клиентов

Если аттракцион расположен в торгово-развлекательном центре, о нём быстро узнают потенциальные клиенты. Главное – повесить большую вывеску и указатели. Другие способы привлечения посетителей:

  • распространение флаеров и листовок в ТРЦ, школах, ВУЗах, на парковках;
  • аудиореклама в ТРЦ;
  • разработка акционных предложений и программы лояльности.

Внимание! Очень важно регулярно обновлять игры, чтобы удержать сформировавшуюся клиентскую базу. Человек, который уже не раз погружался в интерактивный мир, хочет каждый раз испытывать новые ощущения.

Скидки для именинников, постоянных клиентов и на групповые посещения помогут поддерживать интерес целевой аудитории. Для информирования жителей города о проведении акций, придётся раскрутить группу в популярной соцсети. Можно организовать конкурсы с розыгрышем призов среди тех, кто сделает репост рекламной записи.

Плюсы и минусы бизнес-идеи

✅ К преимуществам проекта можно отнести:

  • Интересный, нестандартный бизнес
  • Простота управления
  • Возможности роста до сети аттракционов

❌ К минусам проекта можно отнести:

  • Большие вложения на старте
  • Долгий срок окупаемости
  • Конкуренция

Аттракцион виртуальной реальности требует больших вложений на старте, но достаточно прост в управлении. Немного терпения — и прибыль не заставит себя ждать.

В итоге

Бизнес на аттракционах виртуальной реальности считается достаточно популярным и, как можно увидеть по нашему бизнес-плану, вполне прибыльным. В планах увеличить арендуемую площадь, закупить еще 2-3 аппарата. Через год в стратегических целях стоит открытие аналогичных точек аттракционов в других торговых центрах и, возможно, открытие клуба виртуальной реальности в центре города. Там будут присутствовать разные модели аттракционов, более широкий ассортимент игр и видео, которые привлекут любителей этого досуга.

Источники

  • https://xn—-8sbebdgd0blkrk1oe.xn--p1ai/biznes-plan/razvlechenie/virtualnaya-realnost.html
  • https://biznesovo.ru/biznes-plany/vr-biznes-plan
  • https://www.iphones.ru/iNotes/vr-business
  • http://biznes-club.com/biznes-idei/otkryvaem-biznes-na-virtualnoy-realnosti.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b0300e7c71a92a492548173/5b3eddd8b8d3fd00a8b0fc31
  • https://4ownbiz.ru/business-ideas/razvlecheniya/otkryit-klub-virtualnoy-realnosti.html
  • https://AlteraInvest.ru/rus/biznes-idei/detail-2690771/
  • https://vr-j.ru/stati-i-obzory/obzory/biznes-na-virtual-noj-real-nosti/
  • https://www.openbusiness.ru/encyclopedia-of-franchising/franchising/franshizy-attraktsionov-virtualnoy-realnosti-tendentsii-i-podvodnye-kamni/
  • https://zhazhda.biz/plan/attrakcion-virtualnoj-realnosti
[свернуть]
Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.